Понятие государства, его признаки и функции
ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Тема 1. Государственное устройство РФ
Основы территориально-государственного устройства РФ
Понятие государства, его признаки и функции
Слова «государство», «публичная власть», «суверенитет» довольно хорошо известны, но мы не задумываемся над тем, в чем заключается сущность этих понятий и каковы их основные признаки.
Нередко понятие «государство» понимается как синоним понятия «страна», то есть обозначает политико-географическое образование (например, Россия – государство, занимающее 1/7 часть суши). Очень часто авторы, используя термин «государство», имеют в виду общество, - например, когда пишут, что Великобритания – промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки – экономически отсталые государства.
Однако государство – это, прежде всего, организация политической власти, существующая в определенной стране.
Дать определение государства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юристами, как в древности, так и в наши дни. Например, Аристотель утверждал, что государство – это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. С точки зрения марксизма государство – это диктатура господствующего класса.
Итак, что же такое государство?
Государство – это особая организация политической власти общества, обладающая рядом признаков, основными из которых выступают следующие:
1. Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета. Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.
2. Административно-территориальная организация населения страны. Территория государства представляет собой пространство, на котором осуществляется государственная власть. Это не только так называемая «твердая земля» (суша), но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством). Население государства – это люди, проживающие на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Люди, составляющие постоянное население данной территории, как правило, являются подданными или гражданами государства, и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Распространение государственной власти только на население, проживающее в определенной стране, неизбежно приводит к делению на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наиболее подходящей организации государственного управления на занимаемой территории. В отличие от общества цивилизованного, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородственных связях.
3. Государственный суверенитет – (от фр. – верховная власть) – возможность государственной власти независимо от всякой иной власти, самостоятельно и свободно решать все дела внутри страны и за ее пределами.
Государственный суверенитет – основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола (например, для того чтобы присвоить себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство). Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. На практике государственный суверенитет может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.
Государственный суверенитет имеет две стороны:
- внутреннюю сторону – 1) исключительное, монопольное право на издание законов и правовых актов,обязательных для всего населения; 2) монопольное право на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории, которые осуществляются благодаря тому, что государство располагает необходимыми для этого органами (армия, полиция, службы безопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы); 3) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения;
- внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела государства извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом (например, по решению международного органа при защите прав человека; при введении миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствии с ее Уставом).
Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.
Народный суверенитет – содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятие национального суверенитета – это право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.
Государственный суверенитет может совмещаться с народным и национальным суверенитетом.
Назначение государства, его роль в решении основных вопросов развития общества выражается в функциях государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
- обеспечение охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений: защита существующего устройства, экономической и социально-политической системы; защита прав и свобод граждан, соблюдение режима законности и правопорядка, охрана окружающей среды и т.д.;
- регулирование хозяйственной деятельности, состоящее в выработке экономической политики, установлении правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлении государственными органами и предприятиями и т.д.
- регулированиесоциальных отношений, которое проявляется в оказании социальной помощи нуждающимся, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог жилья и т.д.
Внешние функции государствазаключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.
Осуществление государством его функций тесно связано со сбором налогов с населения. На начальных стадиях развития государства доходы, получаемые в виде налогов, целиком шли на содержание армии, полиции, государственного аппарата. С течением времени в цивилизованных, индустриально развитых странах часть налогов стала использоваться для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.
Сбором налогов занимаются специальные государственные органы, деятельность которых основана на налоговом праве, определяющем виды, размер и порядок налогообложения.
Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.