Тема 1. Сфера политики и социального управления
ГИА по обществознанию, 9 класс
вопросы кодификатора
Учитель истории и обществознания
Ганюшин Михаил Евгеньевич
МБОУ Ичалковская СОШ
Перевозского района
Нижегородской области
Данный материал соответствует рекомендациям по оформлению презентаций. Важнейшие понятия выделены, дополнительная информация содержится в справочном материале, как в самой презентации, так и отдельно. Презентация содержит обширный иллюстративный ряд, соответствующий изложенному материалу (можно использовать для более понятного объяснения). Задания тестового характера взяты из официальных демонстрационных версий ФИПИ 2009-2012гг.
Слайд №2
Задача урока (дополнительного занятия): эффективная подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию.
Цели:
1) Усвоение учащимися следующих элементов содержания, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (вопросы кодификатора):
- власть, роль политики в жизни общества;
- понятие и признаки государства;
- разделение властей;
- формы государства;
- политический режим, демократия;
- местное самоуправление;
- участие граждан в политической жизни;
- выборы, референдум;
- политические партии и движения, их роль в общественной жизни;
- гражданское общество и правовое государство.
2) Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.
3) Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
- сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы);
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Власть. Роль политики в жизни общества
Слайд №3
Власть – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.
Виды власти:
По источникам власти - политическая, экономическая, духовно-информационная и др.
По субъектам власти - государственная, партийная, семейная и др.
По функциям органов власти - законодательная, исполнительная, судебная.
Слайд №4
Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.
Отличительные признаки государственной власти:
1) публичный характер, т.е. выступает от имени общества;
2) суверенный характер;
3) ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.
Информация о суверенитете в дополнительных материалах.
Слайд №5
Политика – это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность связанная с определением содержания задач и функций государства.
Назначение и роль политики: 1) организационная (создаёт для общества организационные основания); 2) коммуникативная (обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними); 3) воспитательная (влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам); 4) контролирующая (воздействует на людей, используя власть); 5) интегративная (сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества).
Слайд №6
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание А1 (д.в. 2012г). Государственную власть осуществляет
1) ректор университета
2) Председатель Правительства
3) лидер оппозиционной партии
4) Председатель Центробанка
Понятие и признаки государства
Слайд №7
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
Признаки государства:
1) территориальная организация власти; 2) публичный характер власти; 3) суверенный характер власти; 4) принудительный характер власти; 5) исключительное право на сбор налогов и выпуск денег; 6) наличие государственной символики; 7) представление интересов общества в целом.
Слайд №8
Функции государства
Внутренние:
1) защита конституционного строя; 2) обеспечение народовластия; 3) обеспечение правопорядка и законности; 4) экономическая; 5) социальная; 6) консолидация общества и др.
Внешние:
1) участие в решении глобальных проблем; 2) обеспечение национальной безопасности; 3) развитие взаимовыгодного сотрудничества; 4) отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
Слайд №9
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание А2 (д.в. 2011г). Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
Разделение властей
Слайд №10
Разделение властей – разграничение полномочий и автономность законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разделение власти между различными уровнями управления в обществе.
Разделение властей и их основные функции:
Законодательная (парламент) - представляет интересы граждан, издаёт законы.
Исполнительная (правительство) - управляет государственными делами.
Судебная (судьи всех уровней) - следит за соблюдением законов.
Информация о принципе разделения властей в дополнительных материалах.
Формы государства
Слайд №11
Форма государственно-территориального устройства – способ взаимосвязи территориальных образований государства, закреплённый в конституции.
Формы государственно-территориального устройства:
Унитарное государство - единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство.
Федерация - объединение нескольких территориальных единиц в одно государство.
Конфедерация - союз абсолютно независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях.
Информация о признаках форм государственно-территориального устройства в дополнительных материалах.
Слайд №12
Форма правления – способ организации верховной государственной власти.
Монархия – форма правления, при которой верховная власть в стране принадлежит полностью, частично или формально единоличному наследственному правителю.
Виды монархий:
1) Абсолютная;
2) Ограниченная:
а. Дуалистическая;
б. Парламентская (конституционная).
Более подробно о видах монархий в дополнительных материалах.
Слайд №13
Республика – форма правления, при которой источником власти признаётся народ и формирование высших органов власти осуществляется путём выборов.
Виды республик:
Президентская - государство, в котором правительство формируется всенародно выбранным президентом и ответственно перед ним.
Парламентская - государство, в котором правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.
Смешанная - государство, в котором законода- тельная и исполни- тельная власть поделены между президентом и парламентом.
Более подробно о видах республик в дополнительных материалах.
Слайд №14
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А3 (д.в. 2011г). В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
Слайд №15
Задание А4 (д.в. 2012г). В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) федерация
2) абсолютная монархия
3) унитарное государство
4) республика
Политический режим. Демократия
Слайд №16
Политический режим – совокупность методов, средств и приёмов осуществления в стране государственной власти и управления.
Политические режимы:
- Авторитарный;
- Тоталитарный;
- Демократический.
Авторитарный режим – политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения, обычно сочетается с личной диктатурой (Восточные деспотии, Чили в период правления А. Пиночета).
Слайд №17
Тоталитарный режим (итальянский фашизм, немецкий национал-социализм:
1) Государство осуществляет тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни; 2) господство одной партии; 3) оппозиция отрицается; 4) права и свободы граждан лишь декларируются; 5) закон защищает интересы не личности, а государства; 6) централизованная экономика, государственное планирование, жёсткая производственная дисциплина; 7) существует единая обязательная официальная идеология.
Слайд №18
Демократический режим (Великобритания, Россия):
1) опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности; 2) правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей; 3) многопартийность; 4) политический плюрализм 5) оппозиция действует легально; 6) большой объём прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически; 7) закон защищает права и свободы граждан; 8) смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер.
Слайд №19
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание В1 (д.в. 2012г). В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) пресечение нарушений общественного порядка 2) наличие органов исполнительной власти 3) свободные выборы на альтернативной основе 4) вынесение приговоров внесудебными органами
Черты сходства | Черты отличия | ||
Местное самоуправление
Слайд №20
Местное самоуправление – реализуемое на практике право населения, проживающего на соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Муниципальное образование:
- выборные представительные органы;
- органы местной администрации.
Информация о задачах органов местного самоуправления в дополнительных материалах.
Участие граждан в политической жизни
Слайд №21
Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.
Основные формы политического участия граждан:
- обращения и письма граждан к власти;
- участие граждан в деятельности политических партий и движений;
- участие граждан в выборах и референдумах;
- прямые действия граждан (участие в митингах, демонстрациях и др.).
Слайд №22
Политическая культура – это совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.
Политическая культура включает в себя:
- Политические знания: знание общественного устройства, государственного строя и т.д.
- Положительное отношение к политике, понимание её важной роли в жизни общества.
- Умения политического действия: умение ясно и убедительно излагать свои взгляды, выслушивать и понимать другую точку зрения, защищать свои убеждения; умение самостоятельно ориентироваться в политической информации и др.
Высокий уровень политической культуры граждан ведёт к активному включению их в общественно-политическую жизнь.
Выборы, референдум
Слайд №23
Выборы – особый политический институт, связанный с организацией и способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением его результатов.
Информация о принципах демократического избирательного права в дополнительных материалах.
Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего голосования (одна из форм прямой демократии).
12 декабря 1993г. Состоялось всенародное голосования (референдум) по конституции РФ.
Слайд №24
Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательное право:
Активное – право избирать.
Пассивное – право быть избранным.
В Российской Федерации путём выборов избираются:
Президент РФ, депутаты Государственной Думы, формируются законодательные органы субъектов РФ, выборные органы местного самоуправления.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
Слайд №25
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.
Признаки политической партии:
1) политическая программа; 2) партийный устав; 3) руководящие органы; 4) разветвлённая сеть первичных местных организаций; 5) активное участие в борьбе за власть.
Политическая программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества; средства и механизмы решения социальных и экономических проблем общества.
Слайд №26
Основные функции политических партий:
1) борьба за власть в государстве и влияние на политику в государстве;
2) участие в осуществлении власти;
3) политическое воспитание;
4) формирование общественного мнения;
5) подготовка кадров политиков;
6) выражение интересов социальных групп.
Многопартийность – деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.
Информация о классификации политических партий в дополнительных материалах.
Слайд №27
Политическое движение – общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками.
Отличительные признаки:
1) стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении;
2) не имеет строгой организационной структуры;
3) ориентировано на выражение частных интересов;
4) не требует обязательного идеологического единения своих участников;
5) имеет широкую, достаточно пёструю социальную базу;
6) зависит от своего лидера.
Слайд №28
Демократические движения современности:
- за права и свободы человека;
- антивоенные, антиядерные;
- за землю и социальные права крестьян;
- неприсоединения;
- женские, молодёжные;
- против расовой и социальной дискриминации;
- экологические;
- за новый экономический порядок (антиглобализм).
Слайд №29
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А5 (д.в. 2011г). Верны ли следующие утверждения о политических партиях?
А. Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы.
Б. Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Слайд №30
Задание А6 (д.в. 2012г). Верны ли следующие утверждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённый социальных сил.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Гражданское общество и правовое государство
Слайд №31
Гражданское общество – сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяясь в группы и организации.
Функции гражданского общества:
1) способствование формированию органов государства;
2) защита интересов граждан и их объединений;
3) обеспечение социализации и воспитания граждан.
Информация о структуре гражданского общества в дополнительных материалах.
Слайд №32
Правовое государство – демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и ограничены правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.
Признаки (принципы) правового государства:
1) Верховенство закона во всех сферах жизни;
2) Реальное разделение властей;
3) Гарантированность и незыблемость прав и свобод человека;
4) Взаимная ответственность государства и личности;
5) Политический и идеологический плюрализм.
Информация о признаках (принципах) правового государства в дополнительных материалах.
Слайд №33
Источники
1) Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 класс. М.: АСТ. Астрель, 2011г.;
2) Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
3) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
4) Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
5) Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
6) Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
7) Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
8) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.
Слайд №34
Интернет ресурсы
1) http://img11.nnm.ru/4/4/e/1/1/889cd5186977bedbb8cfce45e40_prev.jpg - эмблема Европейского союза; 2) http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2009/jun/petr_perv_1000.jpg - Пётр 1; 3) http://vev.ru/uploads/images/00/01/43/2011/08/01/qvdinwa2_fdxcatalinar_29oct.jpg - королева Виктория; 4) http://s017.radikal.ru/i410/1110/e3/7fe83d42a472.jpg - Конституция РФ; 5) http://www.kugarchi-rb.ru/upload/iblock/aed/index.jpg - выборы; 6) http://primamedia.ru/files/155765.jpg - символика политических партий; 7) http://www.contrasterra.ru/storage/newsimage/00190d240071a04e80e057342360f36f.jpg - участие в выборах; 8) http://www.scan-interfax.ru/Document/Image?docRef=DOC%3ASMI2011A%3Arusklineru_20111216_E3DFADA7_enc001 – России важен каждый!; 9) http://www.koom.kg/foto_news/595.jpg - местное самоуправление; 10) http://www.chelsi.ru/uploads/posts/2011-08/1314174232_klub.jpg - политические партии; 11) http://www.chebocksary.ru/pict/grazhdanskoe_obshestvo.jpg - гражданское общество; 12) http://s41.radikal.ru/i093/1112/1b/39f5063fe3c3.jpg - правовое государство; 13) http://avr.rea.ru/UserFiles/mamedov/%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0.jpg – эмблема Государственной думы; 14) http://sphotos.xx.fbcdn.net/hphotos-ash4/375510_323438547676580_100000313130117_1119454_1650318668_n.jpg - что такое власть; 15) http://cs10847.vkontakte.ru/u123283113/-14/x_2bbe513a.jpg - государственная власть;
Слайд №35
16) http://marilyndevonish.typepad.com/.a/6a00e55351261f88330162fd548646970d-800wi - функции политики; 17) http://cs4118.vkontakte.ru/u66836070/144224697/x_7c479ca8.jpg - политика; 18) http://baklanovka.ucoz.ru/_nw/1/09928.png - государство; 19) http://www.ang-school9.ru/Moi_prava-Moya_zahita/index31.jpg - функции государства; 20) http://www.asd4.org/images/crossingguard.jpg - функции государства; 21) http://mina12907.persiangig.com/medicine4.png - функции государства; 22) http://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Gosudarstvo-v-zhizni-obschestva/0012-010-2.Gosudarstvennaja-vlast.png - функции государства; 23) http://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Gosudarstvo-v-zhizni-obschestva/0012-009-2.Gosudarstvennaja-vlast.png - разделение властей; 24) http://www.seo.newinspiration.pl/wp-content/plugins/wp-o-matic/cache/c0d12_z3784948M.jpg - Аугусто Пиночет; 25) http://blogs.ocweekly.com/navelgazing/GestapoNCally.jpg - Адольф Гитлер; 26) http://s.primamedia.ru/f/big/181/180490.jpg - политическая культура; 27) http://www.rtkorr.com/imgs-news/author/2010/15/6/45574986169674.jpg - встречи с политическими лидерами; 28) http://img15.nnm.ru/9/2/4/4/b/ac6393bee6e0970ce278e5b6dad_prev.jpg - политическая культура; 29) http://masterknown.ru/present/abiturientam/obschestvoznanie/images/0076.JPG - демократический режим; 30) http://www.uni-altai.ru/uploads/posts/2011-09/1317108915_562011222917.jpg - обращения и письма граждан к власти; 31) http://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Demokratija/0002-002-CHto-takoe-demokratija.png - политические движения; 32) http://www.dykai.lt/fun/content/tekstai/tx175.jpg - молодёжные политические движения.