Повышение этического уровня организации
Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых отношений.
Для повышения уровня этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников в настоящее время в организациях проводятся следующие мероприятия.
Разрабатываются этические кодексы*,описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться ее работники. Они необходимы для описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно их доводят до работников в виде печатных материалов. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом, и в этом случае он содержит общие как для менеджеров, так и для рядовых исполнителей этические правила. Кодекс может быть также создан для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают и определенные дисциплинарные меры, направленные на наказание за нарушение кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По своему содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны — от кодекса на одну страницу «Формулировка деловой этики» корпорации Ехоп до «Этического стандарта» компании Citycorp, объемом в 60 стр. Характерной чертой современных этических кодексов является то, что разделы, содержащие рекомендации по устранению этических проблем, возникающих в связи с конфликтами интересов, разработаны более подробно и тщательно, чем прочие разделы. При этом акценты делаются на столкновение интересов организации: с правительственными органами; сотрудниками или акционерами организации; правительствами иностранных государств. Очевидно, что невозможно охарактеризовать в кодексе любую этическую проблему, с которой могут столкнуться сотрудники, однако письменные инструкции могут помочь разрешению довольно часто встречающихся этических вопросов. Этические кодексы представляют собой своеобразные «путеводители» к правильному поведению, дают общие ориентиры в спорных ситуациях, помогают профессионально контролировать тех менеджеров, которые иногда просят, даже приказывают своим подчиненным совершать не только неэтичные, но даже незаконные поступки.
* Пример этического кодекса организации приведен в Приложении 1. 54
В то же время, как показывает практика, этические кодексы порой содержат слишком расплывчатые формулировки правил поведения, и с их помощью трудно решить конкретную этическую проблему.
Разрабатываются карты этики— набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс организации для каждого ее сотрудника. Они содержат также имя и телефон консультанта организации по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.
Создаются комитеты по этике,обычно располагающие определенным набором функций, к которым относят следующие: внесение этических вопросов для обсуждения правлением или представителями высшего менеджмента; доведение основных требований этического кодекса до сведения всех менеджеров и рядовых сотрудников; анализ и пересмотр кодексов на основе ежегодных внутриорганизационных отчетов и в зависимости от изменения внешних условий функционирования; поддержка кодекса путем разработки системы санкций; обеспечение высшего уровня менеджмента консультациями по этическим вопросам. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Другие предпочитают приглашать специалиста по этике бизнеса, так называемого адвоката по этике. Роль такого «адвоката» — выработка суждений по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции ее «социальной совести».
Проводятся социальные ревизиидля оценки и составления отчетов о реализации социальных программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.
Осуществляется обучение этичному поведениюруководителей и рядовых сотрудников. В ходе обучения работники знакомятся с требованиями этики деловых отношений, что повышает их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть, осваивают набор готовых решений, укладывающихся в рамки этических требований.
Проводится этическая экспертиза,представляющая собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или ее конкретных проектов).
Проводится этическое консультированиетогда, когда возникающие проблемы не могут быть решены силами самой организации из-за отсутствия соответствующих структур, сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике деловых отношений со стороны.
Несмотря на подтверждаемую практикой действенность указанных способов руководители и владельцы многих организаций справедливо полагают, что попытки этической коррекции делового поведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. Более продуктивным, по мнению многих руководителей, является привлечение на работу выпускников учебных заведений, где имелась обширная и разветвленная программа обучения основам этики деловых отношений.
Контрольные вопросы к главе 2
1. Что такое социальная ответственность организации?
2. Охарактеризуйте механизм влияния этики на социальную ответственность организации.
3. Назовите преимущества и недостатки политики социальной ответственности организации.
4. В чем состоит сущность важнейших принципов социальной ответственности организации?
5. Назовите причины, приводящие к неэтичным действиям организации.
6. Какие меры необходимо принимать для повышения уровня этичности в деятельности организаций?
7. Что такое этические нормы в деятельности организации?
8. Назовите основные разделы правил этики организации.
9. Как проявляется аморальность работодателя в трудовых отношениях?
10. Какие виды морали действуют в организациях нашей страны в период становления рыночных отношений?
11. Какой вид морали предпочтителен для российских условий деятельности организации?
12.Какие меры используются организациями для повышения этического уровня организации и сотрудников?
13.Какова цель разработки и каково содержание этических кодексов организаций?
14.В чем состоит сложность решения этических проблем в организациях?
Практическое задание к главе 2
ТЕСТ «ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭТИЧНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»*
* Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М., 2001. С. 124 — 126.
** сс — совершенно согласен; с — согласен; не — не согласен; снс - совершенно не согласен.
Оцените утверждение и подсчитайте результаты.
I. Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству
сс-с-нс-снс
2. Бывают случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом
сс-с-нс-снс
3. Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчетности, поэтому иногда необходимо давать примерные цифры
сс-с-нс-снс
4. Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от начальства
сс-с-нс-снс
5. Нам всегда следует поступать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий
сс-с-нс-снс
6. Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее
время — ничего страшного в этом нет
сс-с-нс-снс
7. Иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников
сс-с-нс-снс
8. Я бы раскрыл «желательную» дату отгрузки заказов, чтобы заполучить этот заказ
сс-с-нс-снс
9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется организация
сс-с-нс-снс
10. Руководство должно быть ориентировано на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства, которые мы применили
сс-с-нс-снс
11. Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики организации, я дам на это разрешение
сс-с-нс-снс
12. Без нарушения политики организации и существующих инструкций жить совершенно невозможно
сс-с-нс-снс
13. Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировалась «нехватка», а не «излишки»
сс-с-нс-снс
14. Использовать время от времени копировальную технику организации для личных или местных целей вполне приемлемо
сс-с-нс-снс
15. Унести домой то, что является собственностью организации (карандаши, бумага, ленты для пишущих машин и т. д.), — приемлемая дополнительная льгота
сс-с-нс-снс
16. Если есть возможность работать по совместительству в организации конкурента, то это частное дело работника и вполне приемлемо
сс-с-нс-снс
17. Заниматься посторонними или своими личными делами в помещении организации в рабочее время — допустимо, если это не вредит организации, не снижает ее доходы
сс-с-нс-снс
18. Предложить лицам, ответственным за закупки ваших товаров, выгодную работу, сделку — допустимо
сс-с-нс-снс
19. Принять подарки, деньги от другой организации вполне допустимо
сс-с-нс-снс
20. Клевета, ложь, пренебрежительное замечание о конкурентах допустимы, если они сделаны в интересах организации
сс-с-нс-снс
21. Принцип «взаимосвязи» или «ты мне — я тебе» вполне допустим и укрепляет отношения с партнерами
сс-с-нс-снс
22. Обманывать коллег, делать ложные заявления в целях организации допустимо
сс-с-нс-снс
23. Если нужно, то можно использовать мощь организации для запугивания или угроз по отношению к конкурентам с целью добиться своего
сс-с-нс-снс
24. Предъявить организации счет за несъеденные обеды, неизрасходованные бензин, неиспользованные авиабилеты допустимо и является маленькой добавкой к личному
доходу
сс-с-нс-снс
25. Угрозы по отношению к наемным работникам в целях решения задач организации допустимы
сс-с-нс-снс
26. Использование грубости и насилия по отношению к подчиненным в случае крайней необходимости допустимо
сс-с-нс-снс
27. Ношение оружия на территории организации с согласия администрации допустимо
сс-с-нс-снс
28. Сексуальные домогательства на территории организации не являются слишком грубым нарушением этических отношений
сс-с-нс-снс
29. Запугивание подчиненных в интересах повышения уровня дисциплины допустимо сс-с-нс-снс
30.Работать и не нарушать законодательство невозможно
сс-с-нс-снс
31. Дискриминация по признакам цвета кожи, религии, возраста, национальности, инвалидности, стажа работы может быть допустима с различными оговорками
сс-с-нс-снс
Ключ | |
Код оценки | Баллы |
сс | |
с | |
нс | |
снс |
РЕЗУЛЬТАТ
Если вы набрали баллов в сумме:
10—20 — высокий этический уровень;
21—30 — приемлемый этический уровень;
31—48 — средний этический уровень;
49—61 — требуется моральное совершенствование;
62—79 — происходит быстрое соскальзывание в пропасть;
Свыше 80— охраняйте ценности от самого себя.