Демократизация политической системы республики в 90-е годы 20 века
Изменения в госуправлении сопровождались демократизацией всей политической системы и формированием правового государства (радикальный пересмотр, кодификация, систематизация законов). До мая 1992 г. Верховный Совет принял 153 новых закона. Началась работа по подготовке Конституции Беларуси. 15 марта 1994 г. она была принята. С развитием демократии в республике сложились условия для многопартийности (гражданам была предоставлена возможность, с целью отстаивания своих интересов, создавать политические партии и организации). В результате было зарегистрировано на первоначальном этапе – 11 партий и 7 общественно – политических движений. 25 августа 1991 г. было принято постановление «О временной приостановке деятельности КПБ – КПСС на территории Республики Беларусь». В декабре конфисковали ее собственность.
Из всех политических партий и общественных движений активную политическую деятельность развернул БНФ, хотя к концу 1995 г. было зарегистрировано 37 политпартий..
В 1994 г. состоялись выборы первого президента Беларуси (6 кандидатов). 10 июля им стал А. Г. Лукашенко, набравший 81 % голосов избирателей (4,2 млн. человек). Предвыборная программа предусматривала:
1) обеспечение суверенитета страны;
2) экономическая и политическая стабильность;
3) курс на реформирование общества (без потрясений);
4) улучшение материального положения трудящихся;
5) борьба с коррупцией и преступностью.
14 мая 1995 г. состоялся республиканский референдум по вопросам внутренней и внешней политики (из-за конфликта между Верховным Советом и Президентом). Было внесено 4 вопроса:
1. придание русскому языку равного статуса с белорусским;
2. изменение символики республики;
3. экономическая интеграция с Россией;
4. досрочное прекращение деятельности Верховного Совета.
В соответствии с волеизъявлением народа в пользу этих вопросов, они были претворены в жизнь. 2 апреля 1996 г. Президенты двух стран (А. Лукашенко и Б. Ельцин) подписали договор об образовании Сообщества Беларуси и России, который отвечал взаимным интересам 2 стран (в тоже время интеграцию серьезно сдерживал ряд причин объективного и субъективного характера, в основном со стороны России). И процесс принял длительный и затяжной характер. 8 декабря 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства. Однако полностью процесс единения 2 братских народов не решен до сих пор по многим направлениям.
Летом – осенью 1996 г. обострился очередной конфликт из – за раздела властных полномочий между Президентом и Верховным Советом, переросший в конфронтацию (противостояние). В основе конфликта – 2 противоположных подхода в развитии белорусской государственности. С целью закрепления курса Президента было созвано 19-20 октября 1996 г. Всебелорусское народное собрание, рассмотревшее и одобрившее:
1) основные положения Программы социально – экономического развития республики до 2000 г.;
2) проект новой редакции Конституции;
3) вопросы, предложенные на республиканском референдуме.
Проведенный 24 ноября 1996 г. референдум с альтернативными Конституциями и вопросами – был выигран Президентом. 24 ноября деятельность Верховного Совета была прекращена и было создано – Национальное собрание, состоящее из двух палат: Палата представителей и Совет республики. К 2000 г. была закреплена положительная динамика развития экономической и социальной сфер республики.
18 мая 2001 г. состоялось 2 Всебелорусское собрание, принявшие ключевые вопросы социально – экономического и политического развития, на основе «белорусской модели» - социально – ориентированной рыночной экономики. К 2006 г. республика выглядела стабильной, благополучной, цивилизованной страной с развитой экономикой, наукой, культурой, образованием. 9 сентября 2001г. состоялись очередные президентские выборы, где победил А. Лукашенко (проголосовало 75,65 % избирателей). 19 марта 2006 г. очередные выборы Президента и опять победа А. Лукашенко – 83 % избирателей отдали ему свой голос, проголосовав тем самым за избранный руководством страны курс.