Креольская революция на Ла-Плате
Рио-де-ла-Плата была выделена из Перу в самостоятельное вице-кролевство в 1776 г. в составе территорий современных Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии. Административная реформа отразила складывание в регионе относительно единого хозяйственного комплекса. Один его экспортный полюс уже с XVI в. составляла добыча серебра в Верхнем Перу. Другой же сформировался в основном в XVIII в. и являл собой экспортное скотоводство прибрежных провинций Буэнос-Айрес, Восточный Берег, Корриентес, Санта-Фе и Энтре-Риос. Между двумя полюсами располагались внутренние провинции Кордова, Сальта, Жужуй, Сантьяго-дель-Эстеро, Сан-Луис, Мендоса, Тукуман и другие, которые специализировались на разведении мулов и прочего скота для горнодобывающих центров Верхнего Перу, а также на поставках в оба полюса изделий мануфактурных изделий, водки, вин, сахара и т.п. Эту экономику и предстояло либерализовать Майской революции.
Образованная 25 мая 1810 г. Верховная правительственная хунта, как и везде, прикрывалась именем короля Фердинанда, но сразу же занялась разрушением колониальной системы. Она сняла колониальные оковы с внешней торговли как единственного источника заселения и благосостояния страны, допустив иностранных купцов во все порты и даже на внутренний рынок Ла-Платы, снизив, а то и вовсе отменив таможенные пошлины на вывоз национальных продуктов и ввоз иностранных. Этим хунта Буэнос-Айреса не просто ликвидировала посредничество Испании в торговле с остальным миром, а последовательно реализовала краеугольный принцип либерализма в той его части, которая касалась свободы торговли. Не удивительно поэтому, что, если в 1811 г. начали поступать лишь первые сведения о торговле англичан с повстанцами Рио-де-ла-Платы, то уже в 1813 г., невзирая на неблагоприятные условия военного времени, английский экспорт в Буэнос-Айрес составил 404.220, а к 1823 г. 1.161.725 фунтов стерлингов.
С не меньшей энергией революционеры Буэнос-Айреса воплощали главный принцип либерализма и по части свободы предпринимательства. Уже в 1812 г. они внедрили его в неприкосновенной прежде отрасли горнорудной промышленности, разрешив не только свободно вывозить, но и свободно добывать золото и серебро. Тем иностранцам, которые в частном порядке или на паях займутся разработкой месторождений золота, серебра и других металлов, бесплатно выделялись участки невозделанной земли вблизи выбранных рудников, позволялось беспошлинно ввозить необходимое для разработки рудников оборудование и вывозить продукты своего труда так же свободно, как и уроженцам страны. Через 6 месяцев иностранные горнопромышленники получали гражданство Рио-де-ла-Платы и гарантии правительства в том, что, несмотря на отсутствие в стране свободы вероисповеданий, ни один иностранец, занимающийся разработкой недр или владеющий предприятием подобного рода, ни его слуги или служащие не будут испытывать неудобств в вопросах религии и смогут молиться богу по своим обычаям в частном порядке у себя дома.
В равной мере свобода предпринимательства утверждалась и в сельском хозяйстве. Помимо сокращения и отмены пошлин на вывоз продуктов земледелия и скотоводства, а также на ввоз сельскохозяйственного инвентаря и оборудования, к разряду таких мер можно отнести упразднение в 1812 г. королевской монополии на возделывание и переработку табака, снижение церковной десятины, учреждение Экономического общества друзей отечества в Росарио. Дополнить интеграцию отрасли в мировое хозяйство был призван декрет об иностранной иммиграции, устанавливавший, что иностранцам, которые станут возделывать поля, будет выделено достаточно земли... оказана материальная помощь в обзаведении хозяйством... а в торговле своей продукцией они будут пользоваться теми же правами, что и уроженцы страны. Завершающей же нотой в утверждении свободы предпринимательства стали декреты 1827 г. об отмене государственного контроля за ценами на товары массового спроса хлеб и мясо, ибо свободная конкуренция уже доказала свою эффективность в других отраслях и подтверждается опытом большинства цивилизованных народов.
Наряду с этим революционеры развернули перестройку по меркам свободы торговли и предпринимательства всей системы общественных отношений Ла-Платы, и в первую очередь ее святая святых- поземельных отношений. В 1813 г. правительство декретировало упразднение майоратов и положило начало ликвидации церковного и монастырского землевладения. С 1821 г. эти земли и прочее имущество станут объектом конфискации в пользу государства и нередко затем распродаваться с молотка.
Второе направление аграрных преобразований состояло в разрушении индейского общинного землевладения, включая землевладение редукций. В первые же дни Майской революции правительственное воззвание к индейцам торжественно пообещало восстановить ваши права на свободу, собственность и безопасность, которых вас лишали в течение целых поколений... чиновники, мечтающие лишь о разорении этих верных и преданных любимому Фердинанду VII владений. На том основании, что в редукциях нет ни одного главы семьи, который мог бы сказать Это имущество я унаследовал от своих родственников, устанавливалось, что индейцы являются отныне свободными, вправе владеть своей собственностью и распоряжаться ею, как им заблагорассудится. Правительственные декреты освободили также общинников Ла-Платы от подушной подати и подтвердили запрет на всякого рода их личные услуги, т.е. утвердили наемный труд в качестве единственно законной формы эксплуатации индейской рабочей силы. Отдельный декрет об упразднении подати и о введении полного гражданского равенства с испанскими американцами был издан в 1811 г. для индейцев Верхнего Перу.
Торжественные клятвы революционеров освободить индейцев, сделать их собственниками, наделить равными с креолами правами кажутся очень привлекательными. Потому они вводили и продолжают вводить в заблуждение многих историков революций в Ибероамерике, которые склонны интерпретировать декларации о свободе в соответствии с вульгаризированным пониманием либерализма и не особо вникать в истинный смысл проводившихся реформ. Например, весьма известный в нашей стране аргентинский историк-марксист Леонардо Пасо, указывая на реализацию принципов 1) свободного поселения; 2) бесплатного распределения земли; 3) отмены феодальных податей; 4) введения свободы торговли в ходе освободительной экспедиции Х.Х. Кастельи в Верхнее Перу, восторженно восклицал: Ну разве это не народная программа?
Нет, не народная! Более того антинародная. И указывали на это не только многие зарубежные ученые, но также С.А. Гонионский и Н.Г. Ильина. Оба они на опыте Новой Гранады наглядно показали, как вместо наделения землей индейцев сразу же превращали в обезземеленных пауперов, отнимая исконные общинные наделы, едва только с разрушением общины они утрачивали древние навыки круговой поруки и взаимопомощи и оказывались перед необходимостью в одиночку противостоять уравнительному натиску креольских латифундистов.
Точно так же и на Ла-Плате наделение общинников землей означало передачу каждому общиннику в частную собственность его же общинного надела, т.е. разрушение общинного землевладения как такового. Уравнением в правах с креолами индейцы лишались опоры на общинную взаимопомощь и защищенности особым деспотическим законодательством времен колонии, что во многом облегчало их экспроприацию. С самого начала революции креолы наделялись правом свободно селиться и приобретать землю в селениях бывших индейских редукций. В 1812 г. такая судьба постигла индейскую общину Кильмеса в провинции Буэнос-Айрес. В 1819 г. декрет Верховного правителя Пуэйрредона о поощрении разработок месторождений серебра в Фаматине постановил, что, поскольку горнопромышленники в большинстве своем являются жителями других провинций, а также иностранцами и не имеют собственной земли для обустройства, то им жалуется... индейское селение Анкинам по причине почти полного его запустения. В 1825 г. упразднение с распродажей земли были декретированы для общин провинции Сальта, в 1825-1827 гг. для общин в Корриентесе. C этого времени исчезает само упоминание об индейцах-общинниках Ла-Платы (но не Верхнего Перу, откуда экспедиция освободителей индейцев вскоре была выбита).
Впрочем, на Ла-Плате оседлых общинников было гораздо меньше, чем племен кочевников. Поэтому главным по масштабам и глубине направлением аграрных преобразований здесь стала приватизация невозделанных государственных земель. В общенациональном масштабе законодательную основу под приватизацию пустырей заложила в 1813 г. Генеральная конституционная ассамблея, наделившая правительство правом распоряжаться государственными землями. На этой основе развернулись походы в пустыню, т.е. завоевательные экспедиции в те районы страны, которые составляли заповедную среду обитания воинственных племен кочевых индейцев. В полную силу этот процесс стал разворачиваться с 1816 г., когда были приняты решения о расширении территории провинции Буэнос-Айрес, а потом и других провинций и о воссоздании пограничного кавалерийского полка для войны с индейцами. В этом вопросе действенную помощь правительству оказывали латифундисты-скотоводы пампы. В апреле 1819 г. они на собственные средства сформировали для войны с кочевниками целый полк регулярных войск, а в сентябре выделили правительству большое количество скота, на доходы от которого содержались пограничные войска. В общей же сложности к 1827 г. с индейцами воевала уже целая дивизия регулярных войск, не считая ополчения, сельской полиции и т.п. Как только новые земли очищались от индейцев и реально становились государственными, они тут же отчуждались в частную собственность.
Документы показывают также, что в распределении миллионов гектаров завоеванной целины креольские революционеры руководствовались отнюдь не фермерскими стереотипами, а последовательно и настойчиво укрепляли крупное частное хозяйство. Так, декрет о завоеванной целине в провинции Сантьяго-дель-Эстеро установил размеры наделов в 2,5 кв. лиги, или 4.687 га, и определил, что преимущественным правом на получение надела должны пользоваться местные приграничные жители, особо отличившиеся в кампаниях против индейцев. Но статья 3 тут же устанавливала, что выделенный участок должен быть освоен всего за 1 год и что освоение означает как минимум возведение ранчо и загона для скота, а также обзаведение 50 коровами, сотней овец и 25 кобылицами. И только выполнившие эти условия становились собственниками земли. Понятно, что только достаточно состоятельные хозяева могли отвечать столь жестким критериям отбора.
Конечно, аргентинские вестерны продолжались еще многие десятилетия, пока к 1885 г. пустыня не была окончательно завоевана. Но и Майская революция внесла весомый вклад в разрушение первобытнообщинного строя кочевых индейцев (вместе с физическим истреблением самих его носителей) и замену его буржуазной частной собственностью на громадной территории. По оценке самих освободителей, в результате этой конкисты приобретенная огромная земельная собственность удвоила гарантии государственного долга, внутренняя торговля достигла быстрого прогресса и большие капиталы нашли приложение в сельскохозяйственных предприятиях. Подводя итоги походам в пустыню, следует сказать и о том, что они ощутимо сократили народную собственность на землю, перекрыв или ограничив свободный доступ к земле и разгуливавшим в пампе стадам десяткам, а может быть, и сотням тысяч нелегальных пользователей.
Последний, но едва ли не важнейший штрих в аграрной реформе на Ла-Плате состоял не только в провозглашении, но и в самых крутых мерах по реальному обеспечению неприкосновенности частной собственности. В октябре 1811 г. правительственным декретом устанавливалось, что во имя принципов неприкосновенности частной собственности и общественной безопасности всякий грабитель независимо от суммы похищенного подлежит смертной казни через повешение, равно как и простой вор, укравший на сумму 100 песо. Если же сумма похищенного не достигала 100 песо, вор приговаривался к 10 годам каторги. В апреле 1812 г. была создана специальная судебная комиссия, дабы рассматривать в кратчайшие сроки... всякое дело о краже... и судить, приговаривать и казнить без промедления. В 20-е годы были учреждены полицейские комиссариаты на селе, а в каждом уезде отряд из 25 вооруженных стражников. В 1826 г. в составе ополчения появился особый кавалерийский полк для охраны сельских частных владений.
Таким образом, Майская революция привела к крутому перевороту в поземельных отношениях Ла-Платы. Она многократно расширила и укрепила частную собственность на землю, и, сделав эту собственность полностью буржуазной, т.е. свободно отчуждаемой, продаваемой, закладываемой, арендуемой и т.д., в громадной степени способствовала формированию необходимого капитализму рынка средств производства.
Увеличением частной собственности за счет общинных и государственных земель решалась также и задача создания нормального рынка наемной рабочей силы. Для этого широко использовались и меры внеэкономического принуждения. Некоторые из них упоминались в связи с ужесточением наказаний за посягательство на освященную отныне частную собственность. Но они дополнялись многочисленными декретами, регламентами, циркулярами и прочими документами различных органов власти, которые свидетельствуют о развертывании в стране суровой и всеобъемлющей борьбы с бродяжничеством. В декабре 1812 г. Временный полицейский регламент среди всего прочего предписывал учреждение в провинции Буэнос-Айрес приюта, где бы с известной пользой для общества содержались в заключении бродяги и лица неопределенных занятий, а для охраны сельской собственности создавал еще один вооруженный отряд. Регламентом, принятым в январе 1813 г., отлов бродяг вменялся в обязанность квартальным алькальдам в качестве одной из главных забот об общественном порядке. Циркуляр губернатора-интенданта провинции Буэнос-Айрес от 30 августа 1815 г. о сельской полиции гласил, что всякий индивид, не обладающий законной собственностью для своего существования... будет причислен к классу слуг, а всякий слуга... обязан иметь паспорт от своего хозяина, завизированный окружным судьей и подлежащий продлению каждые три месяца. Всякий индивид из класса пеонов, не имеющий такого документа, будет рассматриваться как бродяга, равно как и всякий индивид, хоть и имеющий паспорт, но перемещающийся по сельской местности без разрешения территориального судьи. Отловленные таким образом бродяги... будут направляться на военную службу в регулярные войска сроком на 5 лет. Те же, кто не годен к строевой, будут обязаны признать какого-нибудь патрона, которому на первый раз прослужат за справедливую зарплату 2 года, а на второй 10 лет.
Разумеется, и такими мерами проблема наемной рабочей силы не могла быть снята окончательно, пока в народной собственности все еще оставались обширные неосвоенные земли Патагонии. Решающие изменения на рынке труда страны произойдут в период между 1850 и 1880 гг., когда походы в пустыню окончательно утвердят институт частной собственности на всей территории Аргентины. Однако нельзя не признать и того, что преобразования Майской революции являли собой крупный шаг на этом пути, затронули судьбы едва ли не большинства народа и представляли для него разительный контраст с колониальным прошлым.
Создание рынка средств производства и рынка наемной рабочей силы, несомненно, явилось важным итогом экономических преобразований революции. Но для полноты анализа недостает фактора капитала, приводящего в движение землю и труд, т.е. построения для нужд рыночной экономики рынка капиталов, кредитно-финансовой системы.
В этой сфере революцией также было сделано немало, что отчасти уже просматривается в упомянутом снятии ограничений на приложение частного капитала, в том числе иностранного, к рудникам и земле Ла-Платы. Кроме того, в 1819 г. иностранцам было позволено разрабатывать серебряные рудники Фаматины, а в 1823 г. создать акционерное общество в Англии в целях эксплуатации рудников Ла-Риохи. Главным же и наиболее современным для той эпохи решением явились реформы, направленные на формирование финансовой системы страны, тоже достаточно тесно интегрированной в мировую экономику. Важное значение в этом смысле имело введение в 1822 г. свободы ростовщичества, отменившее 6-процентный (и всякий другой) потолок для ставок по кредитам, который веками существовал во всей испанской империи. В том же году был образован Дисконтный банк, в котором значительная доля депозитов принадлежала английским вкладчикам. И уже в 1824 г. главный реформатор 20-х годов Бернардино Ривадавья в послании законодательному собранию провинции Буэнос-Айрес с гордостью докладывал, что процветание банка превосходит самые смелые ожидания, а его полезность ощущается всеми классами, что сельское предпринимательство возрастает непрерывно и приток капиталов к нашим полям увеличивается день ото дня. В январе 1826 г. Дисконтный банк был поглощен новым банком Банком Соединенных Провинций Рио-де-ла-Платы, известным более как Национальный банк. Его уставной капитал составил 10 млн. песо, а иностранцы фигурировали не только среди вкладчиков, но и в совете директоров. Развитию и совершенствованию сберегательных касс также была посвящена целая программа мероприятий, декретированная в марте 1827 г.
Таким образом, к рынку главного средства производства земли, а также к рынку наемной рабочей силы реформы прибавили важные элементы денежного рынка банки, сберегательные кассы и другие кредитно-финансовые учреждения. Иными словами, ими был заложен фундамент рыночной экономики в полном соответствии с принципом свободы торговли и предпринимательства.
По тем же либеральным меркам перекраивалось и само лаплатское общество. Майская революция упразднила все дворянские титулы, гербы и наследственные привилегии. Она покончила с сословием индейцев, ликвидировав их особый статус, особые подати и повинности, особую социальную организацию (общину и редукцию) и введя их формальное равенство во всех сферах деятельности и в пользовании важнейшими правами человека. Ликвидировалось и сословие кастас, так как отныне любой свободный житель страны с той или иной долей африканской крови объявлялся полноправным гражданином страны.
Революция положила начало и освобождению рабов. В 1813 г. была запрещена работорговля и издан декрет о свободном чреве, согласно которому дети рабов, родившиеся после 31 января 1813 г. (дата открытия Генеральной конституционной ассамблеи), объявлялись свободными. Вышедший вслед за этим декрет о воспитании освобожденных детей рабов уточнял, что они должны были оставаться в хозяйстве патрона до 20 лет, из них 15 работая на хозяина бесплатно, а остальные за ежемесячный оклад в размере 1 песо, который вносился в Филантропическую казну. По достижении 20-летнего возраста тем из освобожденных, кто собирался заняться земледелием, государство обещало выделить в собственность земельный участок. Кроме того, правительство весьма широко практиковало принудительные мобилизации рабов в действующую армию. Декретами от 1813, 1816 и 1819 гг. оно принуждало хозяев продавать рабов в армию по 6 песо за каждую душу, а за попытку сокрытия рабов от призыва налагало штраф в размере 100 песо за каждого негра. Последним в этом ряду был декрет 1826 г. президента Б. Ривадавьи, по которому в армию рекрутировались все оставшиеся в столице рабы. Если учесть, что главком Андской армии генерал Сан-Мартин имел обыкновение бросать черные батальоны (и созданный в 1812 г. полк вольноотпущенных мулатов и негров) в самое пекло боев и на Ла-Плате, и в Чили, и в Перу, то станет понятно, что в решение проблем ликвидации класса рабов и расовой чистоты лаплатского общества Майская революция внесла гораздо больший вклад, нежели принято думать.
Как бы то ни было, революция в значительной мере разрушила сословный строй и положила начало складыванию на Ла-Плате гражданского общества, опять-таки отвечавшего доктринальным установкам либерализма. Способствовала этому и судебная реформа, проведенная законом палаты представителей провинции Буэнос-Айрес в 1823 г., которая упразднила личные фуэро, привилегию быть судимым равными себе, т.е. ликвидировала сословные суды. Поскольку же одновременно сохранялась неподсудность гражданским судам представителей духовенства, армии, флота и госаппарата, то, видимо, его главной целью являлось уравнение перед законом креолов, метисов, кастас и индейцев.
Майская революция еще не сделала аргентинское общество светским (этим займется во второй половине XIX в. следующий цикл либеральных революций и реформ), сохранив подчинение церкви государству, как это было и при испанцах, и провозгласив, что римская апостолическая католическая религия является Религией Государства. Вместе с тем, нацеленная на приобщение Ла-Платы к ценностям западной, в первую очередь англосаксонской, цивилизации, в том числе за счет массового привлечения европейских иммигрантов, революция не могла не делать лаплатское общество веротерпимым. Выше упоминались декларации веротерпимости в отношении въезжавших в страну иностранных горнопромышленников. С течением времени такие меры множились и углублялись. В 1821 г. на территории Буэнос-Айреса впервые была выделена земля под протестантское кладбище. Когда же в 1825 г. с Англией был подписан договор о свободной торговле и на Ла-Плату начали прибывать первые английские и иные европейские переселенцы, тогда и появился декрет палаты представителей провинции Буэнос-Айрес о свободе вероисповеданий. Он гласил, что на территории Провинции является неприкосновенным право каждого человека поклоняться Всемогущему Богу в соответствии со своей верой, хотя и в рамках существующих в стране морали, общественного порядка и законов.
Над трансформируемым базисом общества возводилась и новая политическая надстройка, которая бы, по тем же либеральным рецептам, не мешала, а охраняла свободную игру рыночных сил, играя роль ночного сторожа. Какую же форму должно было принять такое государство?
Как и в других странах Латинской Америки, аргентинские революционеры вовсе не обязательно являлись законченными республиканцами. Даже известные своим радикализмом М. Морено, М. Бельграно, Х.Х. Кастельи, И. Виэйтес, Б. Ривадавиа и другие деятели долгое время склонялись к идее конституционной монархии. В 1814 г. они вели переговоры в Лондоне с целью коронации на престол Рио-де-ла-Платы герцога Луккского. В 1819 г., когда Андская армия Сан-Мартина завершила освобождение Чили, конгресс Соединенных Провинций Рио-де-ла-Платы принял даже декрет о том, что Соединенные Провинции Южной Америки и Чили будут управляться конституционной монархией во главе с герцогом Луккским, который будет посажен на трон при содействии Франции и вступит в брак с принцессой Бразилии, а его Святейшество должно позаботиться о получении согласия на то со стороны всех пяти великих держав.
Однако в конечном счете на Ла-Плате, как и в большинстве латиноамериканских стран, возобладала форма президентской республики по примеру США (хотя в рассматриваемый период глава исполнительной власти на Ла-Плате именовался Верховным правителем и только с 1826 по 1827 г. президентом).
Важнейшие принципы, заложенные в фундамент аргентинской государственности, состояли в Свободе, Равенстве, Собственности и Безопасности всех жителей государства, народовластии и разделении властей. Иными словами, в центре всей системы государственных приоритетов оказалась личность и ее деятельность. Верховная хунта с первых же майских дней предоставила этой личности свободу предпринимательства и не останавливалась даже перед крайне непопулярными мерами, чтобы обеспечить ей неприкосновенность частной собственности. Таким же образом защищалась личность и в остальных своих естественных правах правах на жизнь, честь, свободу, равенство, собственность и безопасность, закрепленных конституциями 1819 и 1826 гг. Все это получало дальнейшее развитие в конституционных принципах верховенства закона, в свободе слова и печати, отмене пыток и конфискации имущества как меры наказания.
Федеративное государственное устройство Рио-де-ла-Платы также замышлялось в интересах личности, поскольку автономия провинций, наличие в них собственных законодательных и исполнительных органов власти, зависимых от воли местных избирателей, в известной мере закрепляли за федеральной властью роль ночного сторожа на службе у частных лиц. Более того, у революционеров в провинциях стремление к ограничению всевластия центрального правительства чаще всего облекалось в форму проектов строительства не союзного государства (федерации), а союза независимых государств (конфедерации). Тем не менее условия военного времени существенно скорректировали взгляды по крайней мере столичных революционеров, и конституции 1819 и 1826 гг. установили унитарный принцип государственного устройства. В обоих случаях это вызывало столь острые антагонизмы с провинциальными группами предпринимателей, что единое государство в Рио-де-ла-Плате на многие годы уступало место конгломерату обособленных и враждующих между собою провинций.
Все конституции и временные регламенты независимой Ла-Платы составлялись в соответствии с принципом народовластия, понимаемого как осуществление власти самим народом через выборные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако процедура выборов народных представителей была двухступенчатой: на первом этапе избирались выборщики, которые на втором этапе приступали к избранию депутатов конгресса (исключение составляла конституция 1826 г., которая ввела прямые выборы депутатов, сохранив непрямыми выборы сенаторов и президента).
Главное же отличие от современного понимания принципа народовластия состояло в том, что, как и во всем мире в XIX столетии, креольские революционеры Буэнос-Айреса проводили жесткую грань между понятиями население и народ, человек и гражданин. Уже в 1815 г., несмотря на декларацию прав на жизнь, честь, свободу, равенство, собственность и обеспеченность для всех жителей страны, будь они американцами или иностранцами, гражданами или нет, а также на объявление равноправными гражданами страны и креолов, и индейцев, и кастас, и вольноотпущенных негров, Временный устав, на основании которого избирались депутаты Тукуманского конгресса, содержал весьма важную оговорку: Гражданство приостанавливается для тех, кто является наемным слугой; кто не обладает собственностью либо доходной и полезной для страны профессией.... Конституция 1819 г. установила, что депутатом конгресса мог быть избран лишь тот, кто обладал собственностью на сумму не менее 4 тыс. песо, а сенатором 8 тыс. песо. Конституция 1826 г. сохранила имущественный ценз в 4 тыс. песо для депутатов, но повысила его до 10 тыс. песо для сенаторов и президента. И она же установила расширенное толкование той категории населения, которая подпадала под приостановку гражданства, включив в нее наряду с бродягами и работающими по найму слугами также наемных поденщиков и лиц, не умевших читать и писать.
Таким образом, народ, который по конституциям являлся источником власти, посылал своих представителей в конгресс и диктовал законы всем жителям страны, составлял ничтожно малую часть населения - только имущую верхушку общества. А если учесть еще и содержание принимавшихся этим народом законов, особенно в области поземельных и трудовых отношений, то удивляться следует не тому, что майским революционерам повсюду пришлось бороться с мощным народным вооруженным сопротивлением в виде монтонеры, а скорее тому, что очаг креольской революции в Буэнос-Айресе смог пережить 1815 год, когда все другие очаги в Испанской Америке либо были задушены массами под роялистскими знаменами, либо утонули в половодье самостоятельного революционного творчества низов.