Объектом рекламирования социальной рекламы могут быть: права организаций или граждан; охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан; здоровый образ жизни; меры по охране здоровья населения; меры по охране безопасности населения; меры по социальной защите; профилактика правонарушений; охрана окружающей среды; рациональное использование природных ресурсов; развитие белорусской культуры и искусства; развитие международного культурного сотрудничества; государственные программы в сфере: здравоохранения, образования, культуры, спорта; иные явления (мероприятия) социального характера, направленные на защиту или удовлетворение общественных и государственных интересов. 2.6. Виды социальной рекламы. Социальная реклама относится к категории некоммерческой рекламы, которая направлена на изменение формы общественного мышления и заострения внимания к проблемам человечества. В настоящее время существует несколько разновидностей социальной рекламы, которые объединяются по тем или иным проблемам общества. Образ жизни людей. Государство призывает людей к здоровому образу жизни, пропагандируя наиболее распространенные вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики, методы контрацепции. К данному подвиду социальной рекламы можно еще отнести отношения в семье, детское воспитание, правильное питание, милосердное отношение к природе и животным и многое другое. Защита прав человека и законопослушание. Здесь до нас пытаются донести отстаивание своих прав, а также призыв к правопорядку и исполнению обязательств перед государством. Пару примеров. "Ты заплатил налоги?", "Серая зарплата урежет вам кредит", "Мы за мир без коррупции", "Автомобиль починить можно, ребёнка - нет", "До дома 60км\ч, до морга - 150км\ч", "Пешеход умирая, помни - ты был прав", "Узнай о своих долгах". Патриотическая реклама. К ней относятся крупные праздники, юбилеи, какие-то спортивные события. Основная цель: объединить народ для совместного употребления чрезмерного количества алкогольных напитков (смотри пункт 1 и улыбайся). Конечно же, не стоит забывать, что в этом виде социальной рекламы государство информирует своих граждан о различных выборах (президента, депутатов). Адресная реклама. Данный вид позволяет не забывать о таких государственных службах, как милиция, пожарные, скорая помощь. Мало того, что еще в детском садике каждый ребенок знает, куда нужно звонить в определённой ситуации, государство лишний раз напомнит гражданам: увидел огонь - звони 101, кого бьют - звони 102, кому-то стало плохо - звони 103. Реклама благотворительности. Обычно содержит такую информацию как сборы на проведения операции для ребёнка (увы, на взрослого человека почему-то не собирают), постройка храма, либо крупного государственного проекта, сборы средст для людей, переживших масштабную катастрофу Выше приведен не весь список видов социальной рекламы. Существует ещё несколько разновидностей менее популярных, смысл которых и так понятен: политическая реклама(голод в странах 3 мира, тирания, загнивающий капитализм), экология (отношение к природе). Не стоит забывать, что в Беларуси социальная реклама полностью определена "Законом о рекламе". Согласно статье 24 рекламщики должны выделить 5% от общего количества размещений на социальную рекламу, притом бесплатно. Конечно, в процессе разработки макета для безвозмездного размещения заморачиваться о правилах разработки дизайна не стоит. Тем не менее, без участия профессионального рекламного дизайнера здесь не обойтись. Заключение. Социальная реклама вынуждена бороться за внимание человека, с любыми другими информационными поводами, да еще, к тому же, она пытается привлечь внимание людей к проблемам, которых люди инстинктивно пытаются избегать любыми способами, напрашивается вывод, что социальная реклама должна быть гораздо ярче, провокационнее, чем коммерческая. У создателей социальной рекламы нет продукта и нет такого количества средств, которые есть у бизнес-проектов, чтобы можно было бы себе позволить растекаться мыслью по древу или создавать идеи, основанные на простом трюкачестве и игре слов. К тому же, существует цепная реакция. Если социальная реклама не способна изменить отношение или хоть как-то помочь в решении проблемы, она понижает уровень доверия людей к следующей социальной рекламе на эту тему. Вспоминаем сказку о волке и пастушке-лгуне. Обманув людей несколько раз, в конце концов, когда волки все же пришли, никто ему уже не поверил. При выборе медиа для социальной рекламы нужно исходить не из понятия всеобщего охвата. Это связано опять же, с тем, что деньги на социальную рекламу, как правило, берутся из государственной казны, а это налоги людей. То есть тех, кому потом эту социальную рекламу и покажут и чьи проблемы хотят решить. Поэтому, создание бессмысленных телевизионных роликов, которые призывают людей, например, отказаться от наркотиков и стать великими, представляется несколько наивным, если не сказать, подрывающим доверие к социальной рекламе и трате денег на ее создание. При взгляде на социальную рекламу у нас в стране, складывается впечатление, что создатели и заказчики этой рекламы, идут наперекор здравому смыслу и просто делают вид, что пытаются решить социальные проблемы. А вообще, хочется пожелать удачи и выразить свое уважение тем, кто по-настоящему занимается социальной рекламой в Республике Беларусь и пытается решать те проблемы, которые существуют в нашей стране. И для того что бы этим заниматься серьезно, нужен опыт и огромное чувство ответственности. Литература: 1. Современная реклама. М., 1995. 2. Уэллс, У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб., 2001. 3. Астахова. Т. В. Хорошие идеи в Америке рекламируют / Т.В. Астахова // Рекламный мир. 1994. 4. Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225–3 «О рекламе» Ст. 24 |