Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении
В настоящее время главная цель реформирования властных отношений – повышение политической, хозяйственной и трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности, обеспечить благосостояние семьи.
Для преодоления политического кризиса в области властных отношений, в государственном строительстве очень важно, наконец, использовать инновационные социальные технологии.
В числе последних особый интерес для государственного строительства представляют технологии прорыва. Они используются в период модернизации общества, изменения целей, структур, что требует принятия нетрадиционных, принципиально новых решений.
«Прорыв» – это стремительное продвижение вперед за счет инновирования знаний, использования ноу-хау, наукоемких технологий.
В числе принципов построения технологии прорыва выделяются:
1) неординарная комплексная оценка проблемной ситуации;
2) выявление приоритетов и всех ресурсов развития;
3) непрерывный поиск организационных структур и механизмов, способных привести ресурсы в движение.
Обычно разрабатываются технологии инновирования среды, направленные на развитие творческих способностей, раскрепощенное видение новых горизонтов решения проблемы, открытие новых возможностей.
Существует несколько аспектов государственной управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение социальных технологий крайне актуально. Прежде всего это процессы прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и соответственно реформирования организации и функционирования субъектов государственного управления. Нельзя управлять, если нет исходных данных для этого, своевременной, достоверной и полной информации. Технология деятельности в этом направлении включает в себя: установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы; обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину такой жизнедеятельности (как исходную, так и предполагаемую); создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы; применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов; использование тождественных форм фиксации информационных материалов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.
Актуально использование социальных технологий в практике программирования и стратегического планирования комплексного развития территорий. В условиях значительной самостоятельности разных органов государственной власти и местного самоуправления, сосредоточения основных экономических ресурсов в руках предпринимательских структур, включения множества управляемых объектов в решение соответствующих проблем без таких технологий нельзя сделать ничего серьезного.
В рамках всего государственного аппарата принимается и действует очень много управленческих решений как текущего, оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического характера. Здесь особенно нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений, начиная с унифицированного языка и кончая графическими формами конкретных документов, организации их исполнения и контроля.
Вместе с тем самым слабым местом в государственном управлении остаются технологии контроля,связанные с непрерывным наблюдением над управляемыми объектами, их изучением, измерением и сравнением, объективным соответствием их с управленческими моделями, выраженными в решениях, их нормах и требованиях.
Весьма значимыми являются и технологии организационных форм управленческой деятельности, ведь их результативность определяется несколькими условиями: административно-правовыми, связанными с компетенцией соответствующего мероприятия (что оно может?), организационно-функциональными, выражающимися в характере его подготовки и порядке проведения (готово ли оно и использованы ли его возможности?), социально-психологическими (заинтересованы ли участники в данном мероприятии?), физиологическими (каковы самочувствие участников, их способность выдавать и усваивать информацию?), техническими (обеспеченность средствами записи и фиксации информации) и т.д. Все это должно быть сведено в одну систему, внутренне согласовано и представлять собой организационную технологию, в частности, позволяющую получать желаемый интеллектуальный «управленческий» продукт.
Технологии государственного управления – это целое направление теоретических поисков и практических экспериментов.
Основные стратегические направления изменения местных сообществ: мобилизация масс, социальное действие, гражданское участие, общественная защита, социальное просвещение, развитие местных услуг. Вопрос о том, какое из этих направлений следует выбрать для развития конкретного сообщества, приобретает все большее значение. Появился многочисленный слой профессиональных управляющих – менеджеров, в своей практике широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мышления, которые лежат в основе применения и разработки инновационных социально-экономических технологий.
В концепции развития горизонтальных связей МС и технологии ее реализации предлагается иная технология антикризисного управления, которая позволяет сделать население территории субъектом управления, мотивирует его к разработке и поддержке местных региональных и федеральных программ и к более эффективному использованию местных ресурсов.
Социальные ресурсы местного сообщества – крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.
В недостаточной мере используется технологический ресурс местного самоуправления, а именно:
1) при постановке и согласовании управленческих целей, постановке управленческих проблем, информационном обеспечении управленческих решений и действий;
2) при диагностировании и прогнозировании управленческих проблем и ситуаций, поведения партнеров, ресурсного обеспечения управленческих целей;
3) при планировании (программировании) управленческих воздействий, принятии решений, выборе оптимальных способов и методов управленческого действия;
4) при организации коммуникативного взаимодействия, выборе и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия, критериев оценки сотрудников и процедур их отбора.
Социально-технологическая культура менеджера
Социально-технологическая культура менеджера – культура системного мышления и социального действия, характеризующаяся способностью действовать рационально, технологично, конструктивно, инновационно, гуманно. Она заключается в способности человека для решения поставленной задачи или жизненной проблемы актуализировать и вычленять из присущей человеку системы знаний совокупность способов оптимальных социальных действий в конкретной ситуации, выявлять и использовать скрытые резервы, а также осознанно генерировать на этой базе инновационные механизмы операционализации жизнедеятельности с целью получения оптимального социального результата как условия эффективного включения в природную и социокультурную среду, современные цивилизационные процессы, гармонизации социальных отношений. Социально-технологическая культура личности определяет не только средства и способы социальной деятельности личности, но и процедуру их выбора.
Социально-технологическая культура – интегральное понятие оно присутствует на всех уровнях социальной организации и включает в себя целый комплекс субкультур, который ее образует. Среди них – культура принятия решений, технологическая, интеллектуальная, инновационная, информационная, коммуникативная культуры, культура обучения и самообразования.
Социально-технологическая культура – органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Характерным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, характеризующийся конструктивностью, концептуальностью и вытекающий из сущности инновационного метода, каковым является метод технологизации социального пространства. Причем акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость получения конечного социального результата, того, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности). Социально-технологическая культура предлагая механизмы обработки и рационализации больших потоков информации, помогает оптимизировать социальное взаимодействие путем гуманизации деятельности.