Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении

В настоящее время главная цель реформиро­вания властных отношений – повышение политической, хо­зяйственной и трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способ­ности, обеспечить благосостояние семьи.

Для преодоления политического кризиса в области власт­ных отношений, в государственном строительстве очень важно, наконец, использовать инновационные социальные технологии.

В числе последних особый интерес для государственного строительства представляют технологии прорыва. Они исполь­зуются в период модернизации общества, изменения целей, структур, что требует принятия нетрадиционных, принципиаль­но новых решений.

«Прорыв» – это стремительное продвижение вперед за счет инновирования знаний, использования ноу-хау, наукоемких тех­нологий.

В числе принципов построения технологии прорыва выделя­ются:

1) неординарная комплексная оценка проблемной ситуации;

2) выявление приоритетов и всех ресурсов развития;

3) непрерывный поиск организационных структур и механиз­мов, способных привести ресурсы в движение.

Обычно разрабатываются технологии инновирования среды, направленные на развитие творческих способностей, раскрепо­щенное видение новых горизонтов решения проблемы, открытие новых возможностей.

Существует несколько аспектов государственной управлен­ческой деятельности, где в современных условиях внедрение социальных технологий крайне актуально. Прежде всего это процессы прогнозирования, программирования, оценки и от­слеживания общественного развития и соответственно реформи­рования организации и функционирования субъектов государст­венного управления. Нельзя управлять, если нет исходных данных для этого, своевременной, достоверной и полной инфор­мации. Технология деятельности в этом направлении включает в себя: установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы; обеспечение должной согласованности, логики в систематизации таких показа­телей, чтобы они в целом давали реальную картину такой жизне­деятельности (как исходную, так и предполагаемую); создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы; применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов; исполь­зование тождественных форм фиксации информационных матери­алов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.

Актуально использование социальных технологий в практике программирования и стратегического планирования комплексного развития территорий. В условиях значительной самостоятель­ности разных органов государственной власти и местного само­управления, сосредоточения основных экономических ресурсов в руках предпринимательских структур, включения множества управляемых объектов в решение соответствующих проблем без таких технологий нельзя сделать ничего серьезного.

В рамках всего государственного аппарата принимается и действует очень много управленческих решений как текущего, оперативного, так и перспективного, нормативного и стратеги­ческого характера. Здесь осо­бенно нужны научно обоснованные технологии подготовки, при­нятия и реализации управленческих решений, начиная с унифи­цированного языка и кончая графическими формами конкрет­ных документов, организации их исполнения и контроля.

Вместе с тем самым слабым местом в государственном управ­лении остаются технологии контроля,связанные с непрерыв­ным наблюдением над управляемыми объектами, их изучением, измерением и сравнением, объективным соответствием их с управленческими моделями, выраженными в решениях, их нормах и требованиях.

Весьма значимыми являются и технологии организационных форм управленческой деятельности, ведь их результативность определяется несколькими условиями: административно-право­выми, связанными с компетенцией соответствующего мероприя­тия (что оно может?), организационно-функциональными, вы­ражающимися в характере его подготовки и порядке проведения (готово ли оно и использованы ли его возможности?), социаль­но-психологическими (заинтересованы ли участники в данном мероприятии?), физиологическими (каковы самочувствие участ­ников, их способность выдавать и усваивать информацию?), техническими (обеспеченность средствами записи и фиксации информации) и т.д. Все это должно быть сведено в одну систему, внутренне согласовано и представлять собой организационную технологию, в частности, позволяющую получать желаемый интеллектуальный «управленческий» продукт.

Технологии государственного управления – это целое на­правление теоретических поисков и практических эксперимен­тов.

Основные стратегические направления изменения местных сооб­ществ: мобилизация масс, социальное действие, гражданское участие, общественная защита, социальное просвещение, разви­тие местных услуг. Вопрос о том, какое из этих направлений следует выбрать для развития конкретного сообщества, приоб­ретает все большее значение. Появился многочисленный слой профессиональных управляю­щих – менеджеров, в своей практике широко использующих методы стратегического планирования и концептуального мыш­ления, которые лежат в основе применения и разработки инно­вационных социально-экономических технологий.

В концепции развития горизонтальных связей МС и технологии ее реализации предлагается иная технология анти­кризисного управления, которая позволяет сделать население территории субъектом управления, мотивирует его к разработке и поддержке местных региональных и федеральных программ и к более эффективному использованию местных ресурсов.

Социальные ресурсы местного сообщества – крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обу­стройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.

В недостаточной мере используется технологический ресурс местного самоуправления, а именно:

1) при постановке и согласовании управленческих целей, по­становке управленческих проблем, информационном обеспече­нии управленческих решений и действий;

2) при диагностировании и прогнозировании управленческих проблем и ситуаций, поведения партнеров, ресурсного обеспече­ния управленческих целей;

3) при планировании (программировании) управленческих воздействий, принятии решений, выборе оптимальных способов и методов управленческого действия;

4) при организации коммуникативного взаимодействия, выбо­ре и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия, критериев оценки сотрудников и процедур их отбора.

Социально-технологическая культура менеджера

Социально-технологическая культура менеджера – культура системного мышления и социального действия, характеризующаяся способностью действовать рационально, технологично, конструктивно, инновационно, гуманно. Она заключается в способности человека для решения поставленной задачи или жизненной проблемы актуализировать и вычленять из присущей человеку системы знаний совокупность способов оптимальных социальных действий в конкретной ситуации, выявлять и использовать скрытые резервы, а также осознанно генерировать на этой базе инновационные механизмы операционализации жизнедеятельности с целью получения оптимального социального результата как условия эффективного включения в природную и социокультурную среду, современные цивилизационные процессы, гармонизации социальных отношений. Социально-технологическая культура личности определяет не только средства и способы социальной деятельности личности, но и процедуру их выбора.

Социально-технологическая культура – интегральное понятие оно присутствует на всех уровнях социальной организации и включает в себя целый комплекс субкультур, который ее образует. Среди них – культура принятия решений, технологическая, интеллектуальная, инновационная, информационная, коммуникативная культуры, культура обучения и самообразования.

Социально-технологическая культура – органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Характерным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, характеризующийся конструктивностью, концептуальностью и вытекающий из сущности инновационного метода, каковым является метод технологизации социального пространства. Причем акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость получения конечного социального результата, того, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности). Социально-технологическая культура предлагая механизмы обработки и рационализации больших потоков информации, помогает оптимизировать социальное взаимодействие путем гуманизации деятельности.

Наши рекомендации