Понятие государства и его основные признаки
Вопрос о понятии государства является не менее сложным и противоречивым, чем другие государственно-правовые явления. Существуют различные точки зрения на понятие государства. Такой широкий спектр мнений (отождествление государства со всем обществом; государство как организация власти и подчинения на основе правовых норм; корпорация народа, которая занимает определенную территорию и обладает верховной властью; политическая организация экономически господствующего класса, располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу; суверенная политическая организация, обладающая специальным аппаратом и действующая в рамках права) объясняется разнообразием идеологических позиций и философских взглядов разных авторов.
Государство – это, прежде всего, исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом, оказывающая большое воздействие на жизнь индивидов и всего общества.
Ни в одном обществе никогда не бывает полного согласия всех с действующими правовыми нормами и способами их реализации. Поэтому государство для достижения своих целей должно применять силу. Это в свою очередь требует создания специального аппарата насилия.
Государство не должно быть слабым и пассивным, но оно и не должно возвышаться над обществом. Необходимо сильное государство, осознающее вместе с тем пределы своего вмешательства в жизнь общества. Пределы государственного вмешательства в общественную жизнь – это одна из сложных проблем теории государства и права.
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все его признаки и свойства, характерные для всех периодов его существования, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют, и будут существовать государства, выявляет множество особенностей и специфических признаков, не присущим другим государствам. Вместе с тем любое государство обладает таким универсальным набором признаков, которые присущи ему на всех этапах развития.
Всем государствам присущи общие признаки, придающие данному общественному явлению качественную определенность, обособленность от других организаций общества.
Основные признаки государства:
- наличие особого аппарата политической публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
- наличие определенной территории, на которой проживает население и на которую распространяется политическая власть государства;
- наличие суверенитета, т. е. свойства государственной власти, которое выражается в верховенстве этой власти внутри страны и в её независимости на международной арене;
- наличие права. Правовые формы организации общества присущи именно государству. Государство посредством издания законов придает своим предписаниям общеобязательное значение для всех членов общества и в случае необходимости обеспечивает их выполнение своей принудительной силой;
- существование системы налогов. С помощью системы налогов и сборов государство получает средства для обеспечения функционирования государственного механизма.
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Содержание этих признаков по мере развития общества уточняется, приобретает новый смысл и значение. Но в целом их сущность остается неизменной для любых типов государств.
Государственный аппарат является материальным выражением власти. Через систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный политической режим, обеспечивает неприкосновенность своих границ.
Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельности государственного аппарата с учетом его пространственного деления. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого и определяет пределы осуществления государственной власти. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны.
Суверенитет – собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее значимые черты государственной организации общества.
Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить себя выше государственной власти. Верховенство государственной власти проявляется в том, что она:
- распространяется на всю территорию страны;
- осуществляет властные полномочия в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческая, правоприменительная и правоохранительная);
- определяет весь строй правовых отношений;
- осуществляет правовое регулирование деятельности всех организаций на территории страны;
- обладает прерогативой отменять акты других субъектов политики, если они не соответствуют государственным предписаниям;
- обеспечивает права, свободы и обязанности личности;
- регламентирует полномочия государственных органов и должностных лиц;
- обладает монопольной возможностью применения особых средств принуждения.
Верховенство не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правовыми рамками и волей народа.
Независимость государственной власти означает её самостоятельность в отношениях с другими государствами и с международными организациями. Однако независимость также не может являться абсолютной. Любое государство является членом международного сообщества и испытывает воздействие норм и принципов международного права. Соотношение национальных и международных интересов является сегодня одной из важнейших проблем в процессе установления нового международного порядка.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы:
- как единство и неделимость территории;
- неприкосновенность границ;
- невмешательство во внутренние дела.
Если какая-либо внешняя сила заставляет государство принять решение, не отвечающее национальным интересам, то налицо нарушение суверенитета. Это явный признак слабости государства. Суверенитет для государства имеет такое же значение, как права и свободы для человека.
Существуют и дополнительные признаки государства. Их наличие или отсутствие не является главным критерием государственности:
- единый язык. Однако в Швейцарии установлено два государственных языка, а Великобритания, США, Канада имеют единый – английский язык;
- наличие армии. Япония, Панама, Коста-Рика согласно их конституциям не могут иметь армию, а пират Дрейк имел громадные вооруженные силы;
- наличие единой валюты. В Европе существует единая валюта для различных государств – евро.
С учетом рассмотренных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок и взимающую налоги и сборы на определенной территории. |
Сущность государства
Вопрос о сущности государства и его социальном назначении является одним из центральных в теории государства и права. По мере своего развития и совершенствования государство все более усложнялось, видоизменяло свою сущность, социальное назначение.
Сущность любого явления – это совокупность его внутренних, наиболее важных, устойчивых связей, характерных черт и закономерностей, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.
Сущность государства – это главное, что определяет его содержание, цели, задачи, функции. Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе:
- в чьих руках сосредоточена государственная власть;
- чьим интересам служит государство;
- чью волю оно выражает.
Сущность государства – достаточно устойчивая категория, хотя под влиянием различных процессов, факторов она может изменяться. Эти изменения проявляются по мере накопления количественных факторов, приводящих к качественным изменениям в характере государственной власти. Они обусловливают переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.
Сущность государства многоаспектна. Есть два основных подхода к исследованию этого вопроса: классовый и общесоциальный.
Классовый подход заключается в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем не всегда меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его основу составляет диктатура экономически господствующего класса. Диктатура класса определяет задачи и функции этих государств.
Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства
с общечеловеческих, общесоциальных начал. Государство рассматривается как механизм регулирования общественных отношений в интересах всех членов общества. Основу государства составляет его способность объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Любое общество состоит из различных слоев и групп населения, которые имеют различные и нередко противоположные интересы, противоречия между которыми могут перерасти в социальные конфликты. На государство возлагается обязанность всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять причины разногласий, достигать социальный компромисс. Естественно, что компромисс не может в полной мере удовлетворить все слои общества, но он способен демократическими средствами, без насилия и произвола обеспечить решение проблем с учетом интересов большинства граждан.
Капиталистическое общество сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, сгладить социальные противоречия. Успешному решению социальных задач способствовало использование этими государствами опыта социалистических государств. Государство, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, преодолело кризисные явления и переориентировалось на выражение интересов всего населения. Это проявилось в установлении социальных гарантий для всех слоев общества, что дает основание считать эти государства уже не капиталистическими в классическом понимании этого выражения.
Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в средство реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.
Поэтому современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.
Наряду с классовым и общесоциальным можно выделить религиозный, национальный, расовый и другие подходы к определению сущности государства. Это определяется тем, какие интересы доминируют в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов представителей определенной религии. К примеру, религиозная сущность доминирует в Ватикане, ряде исламских государств, которые в своей политике руководствуются в значительной мере религиозными положениями.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественно интересам титульной нации за счет ущемления интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Национальная сущность преобладает сегодня в таких странах, как Латвия, Эстония и ряде других стран.
В восточных государствах власть находится в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее – его верхушки). Естественно, эта власть выражает интересы, прежде всего, этого аппарата. Чиновники как бы формируют особую социальную группу (класс), которая отличается от других слоев общества:
- особым местом в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть;
- особым отношением к средствам производства, становясь фактически их собственником.
Таким образом, сущность государства – это главное, основное в его предмете и содержании. Она определяет его социальную природу и назначение в жизни общества. В свою очередь, социальная природа и назначение государства формируют его задачи, основные направления деятельности.
Основные вопросы типологии государств
Типология (учение о типах) – сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. Под типом понимается большая группа объектов, обладающих набором общих существенных признаков.
Необходимость типологии государства и права возникает, прежде всего, в интересах теоретических исследований. Типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность и основные закономерности возникновения, развития и функционирования, увидеть в целом естественно-исторический процесс в развитии государственно-организованного общества, сделать теоретические выводы, а также прогнозы.
Тип государства определяют взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими существенными признаками.
Типология государств производится по различным критериям:
- социально-экономическим признакам – формационный подход;
- социокультурному фактору – цивилизационный подход;
- географическому признаку (западные, восточные и т. д.);
- характеру государственной власти (республика, монархия);
- уровню общественного развития (примитивные, традиционные, современные постиндустриальные государства).
В самом общем виде под типом государств понимают совокупность государств, обладающих общими существенными признаками и чертами и принадлежащих крупной исторической эпохе.
Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.
Формационный подход к типологии государств
Его авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. В основе этого подхода лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство и право).
С точки зрения формационного подхода существуют следующие типы государств:
- рабовладельческое государство – это орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан;
- феодальное государство – это диктатура класса феодалов, земельных собственников, безвозмездно присваивающих труд крестьян, которые находились в полурабской зависимости от помещиков;
- буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии. При этом сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства и вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту;
- социалистическое государство – это отмирающее по мере построения коммунизма государство, базирующее на общественной собственности производства.
До последнего времени в отечественной теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиций формационного подхода. В этом случае в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой, причем каждая последующая логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высокоорганизованной формации.
Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе обеспечивает прогресс в развитии производительных сил. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что свидетельствует обычно о его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, что вызывает формирование «новых» отношений, постепенно складывающихся внутри этого общества. В различных формах происходит смена общественно-экономической формации.
К достоинствам формационного подхода можно отнести следующее:
- объективную зависимость государственно-правовых явлений от экономических факторов;
- естественно-исторический характер развития государств. Источник этого развития заключен в самом обществе, а не вне его.
Недостатки формационного подхода:
- излишняя заданность, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в предлагаемые схемы;
- недооценка социокультурных, духовных факторов, которые могут оказывать весьма сильное влияние на природу и сущность государства;
- социалистическая формация существовала и существует реально. Однако она пока не доказала преимуществ перед предыдущей, что должно было иметь место в соответствии с эволюцией, на которой основывается формационный подход.
В процессе смены одного типа государства другим существует закономерность: каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Реально есть государства, которые в своем развитии пропустили отдельные формации. Некоторые государства вовсе выпадают из этой системы. Это – государства восточного типа (традиционные государства).