Методические рекомендации (материалы) для преподавателя. Наука «Конституционного права» является фундаментальной юридической наукой, а учебная дисциплина «Конституционное право» - ведущей в системе юридических
Наука «Конституционного права» является фундаментальной юридической наукой, а учебная дисциплина «Конституционное право» - ведущей в системе юридических дисциплин, поскольку основной источник данной отрасли и науки – Конституция – одновременно является базой текущего законодательства.
В современных условиях преподавание учебной дисциплины «Конституционное право» не может осуществляться с позиции какого-то одного подхода, концепции. Актуальным на сегодняшний день является многоконцептуальный подход, учитывающий различные методологические школы, направления и предполагающий выделение дискуссионных вопросов и указание основных точек зрения по той или иной проблеме.
Изучение студентами дневного отделения дисциплины «Конституционное право» предусматривает лекции, семинары, консультации и т.п.
Ведущей формой обучения является лекция.
Лекции являются ведущей формой изучения дисциплины, поскольку в процессе лекционного занятия реализуются следующие основные функции:
- передача новых знаний по правовому регулированию избирательного и парламентского права;
- формирование научного мировоззрения и правового сознания;
- с помощью эмоционального воздействия на слушателей повысить умственную энергию и активность студентов, сделать доступными для их восприятия самые сложные и трудные проблемы юридической науки и практики.
При прочтении лекций, содержащихся в учебно-методическом комплексе, перед преподавателем стоит задача наметить учебные, развивающие и воспитательные цели лекции, осмыслить ее логическую структуру, сформулировать проблемные вопросы и задачи для ориентации обучаемых на плодотворную самостоятельную работу и составить развернутый план, в заключении делать выводы. Уяснение целевой установки включает определение ее теоретико-познавательных, научно-методических и воспитательно-развивающих задач. Теоретико-познавательная цель предусматривает необходимость вооружить обучаемых новыми знаниями по изучаемым темам, рассмотрев их методологическое значение в системе курса «Конституционное право».
Целевая установка определяет целостность и внутреннюю структуру лекции. Исходя из нее, преподавателем составляется план лекции.
При проведении лекций по данному спецкурсу преподавателю следует проводить учебный процесс с использованием активных методов обучения, опираться на совокупность общедидактических принципов обучения и включать свои специфические принципы, например, принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда студенты узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем.
При проведении семинарских и практических занятий необходимо сочетать традиционные методы из проведения с инновационными интерактивным методами.
К последним можно отнести проведение дебатов и использование в группах метода анализа конкретных ситуаций.
Первую форму целесообразно использовать при рассмотрении спорных и дискуссионных тем, вопросов конституционного права, таких как, например, какой способ принятия конституции наилучший, какая избирательная система лучше при выборах конкретных органов власти, какой способ формирования Совета Федерации Федерального Собрания наилучший и т.п.
В основе дебатов лежит свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.
Основная задача дебатов состоит в следующем: необходимо найти однозначный ответ на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы.
Дебаты формируют:
· умение формировать и отстаивать свою позицию;
· ораторское мастерство и умение вести диалог;
· командный дух и лидерские качества.
Дебаты развивают способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:
· развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
· развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
· формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
· формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
· формирование навыков слушания и ведения записей.
В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.
Второй интерактивный метод - метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study). Это технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.
Ситуация – это соответствующие реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, case-study), дает возможность изучить сложные вопросы, применить будущему юристу нормы материального и процессуального права в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения.
Цель обучаемых- проанализировать данные ситуации, найденные соответствующее закону решение, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
Ниже представлена программа учебного курса. В ней для студентов обычным шрифтом выделены элементы Конституционного права, изучаемые на лекциях, косым шрифтом выделены элементы, изучаемые на семинарских занятиях.
Программа учебного курса
РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСВТЕННОЕ) ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Тема 1. Общая характеристика конституционного (государственного) права Российской Федерации как отрасли права.
Конституционное (государственное) право - область публичного права. Понятие и предмет конституционного права как отрасли. Дискуссия о наименовании и предмете отрасли. Роль и место конституционного права в системе права РФ.
Конституционно-правовые отношения. Понятие, специфика, субъекты, объекты, юридические факты, виды конституционно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений Российской Федерации.
Методы конституционного права как отрасли. Система конституционного права Российской Федерации как отрасли. Дискуссия о наличии конституционного (уставного) права субъектов Федерации.
Конституционно-правовые нормы. Понятие, специфика, классификация конституционно-правовых норм.
Источники конституционного права Российской Федерации: понятие и виды.
Федеральные источники конституционного права.
Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права России.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Соотношение норм международного права и национального конституционного права.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как особый вид источников конституционного права Российской Федерации.
Декларации, их особое место среди источников конституционного права.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы как источники конституционного права Российской Федерации.
Постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации.
Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации как источники конституционного права Российской Федерации.
Законодательные акты бывшего Союза ССР и РСФСР как источники конституционного права Российской Федерации.
Федерально-региональные источники конституционного права Российской Федерации: понятие и черты.
Федеративный договор и договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовые соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Региональные источники конституционного права Российской Федерации.
Конституции республик и уставы других субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации - источники конституционного права Российской Федерации.
Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как особый вид источников конституционного права Российской Федерации.
Конституционно-правовые договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации.
Регионально-местные источники конституционного права.
Договоры и соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действующими на их территории органами местного самоуправления.
Местные источники конституционного права.
Уставы муниципальных образований как источники конституционного права Российской Федерации.
Акты выборных органов местного самоуправления как источники конституционного права Российской Федерации.
Акты должностных лиц местного самоуправления как источники конституционного права Российской Федерации.
Договоры и соглашения, заключаемые на местном уровне.
Конституционно-правовая ответственность. Конституционно-правовая ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности. Основания конституционно-правовой ответственности. Юридические источники конституционно-правовой ответственности. Состав конституционно-правового нарушения. Объекты и субъекты конституционно-правового нарушения. Меры конституционно-правовой ответственности.
Тема 2. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина.
Науки конституционного права России: предмет, задачи, источники и система. Функции науки конституционного права: познавательная, практическая, прогностическая.
Методология науки конституционного права. Понятие методов науки конституционного права. Общенаучные методы. Частные методы.
Этапы формирования и развития науки конституционного права России:
- дореволюционное (государственное) право;
- советское государственное право;
- конституционное право России в постсоветский период.
Конституционное право России как учебный курс. Задача учебного курса конституционного права. Соотношение науки и учебного курса конституционного права. Значение изучения конституционного права Российской Федерации для подготовки юристов.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ТЕОРИИ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ РАЗВИТИЕ.
Тема 3. Учение о конституции.
Понятие, сущность и концепции конституции. Предмет конституционного регулирования - конституционные модели. Конституционализм.
Функции конституций.
Основные черты конституции.
Юридические свойства конституции.
Структура конституций. Виды конституций.
Конституция в федеративном государстве. Соблюдение и охрана Конституции.
Тема 4. История развития Конституции России.
Акты конституционного значения до Октябрьской революции 1917 года.
Конституция РСФСР 1918 г. Исторические условия разработки и принятия. Особенности содержания и структуры. Роль в формировании государственного права социалистического типа. Ее значение для дальнейшего развития институтов советского государственного права.
Конституция СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г. Причины разработки и принятия. Основные положения.
Конституция СССР 1936 г., Конституция РСФСР 1937 г. Причины разработки, исторические условия принятия. Основные положения.
Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г. Причины разработки и принятия. Основные положения.
Конституционные реформы в России в 1988 - 1992 гг.
Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г. Необходимость смены Конституции. Разработка и обсуждение проекта новой Конституции. Конституционное совещание. Развитие конституционного кризиса. Референдум 12 декабря 1993 г.
Основные черты содержания Конституции РФ 1993 г.
Тема 5. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
Мировая практика изменения конституций.
Порядок пересмотра Конституции.
Правовое регулирование порядка пересмотра Конституции РФ. Инициатива предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Поддержка предложения о пересмотре положений глав 1, 2, 9 тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Созыв Конституционного Собрания. Варианты деятельности Конституционного Собрания. Основания принятия Конституция Российской Федерации.
Конституционные поправки.
Правовое регулирование порядка принятия поправок к главам 3-8 Конституции РФ. Форма принятия поправки к главам 3-8 Конституции РФ. Понятие поправки. Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ. Порядок принятия поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ. Рассмотрение законодательными (представительные) органами субъектов РФ поправки. Подписание Президентом РФ закона и его официальное опубликование. Вступление закона в силу. Внесение Президентом РФ принятой поправки в текст Конституции РФ и её официальное опубликование.
Изменения ст. 65 Конституции РФ и изменения, касающиеся состава субъектов РФ.
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 6. Понятие основ конституционного строя Российской Федерации.
Определение понятия конституционного строя. Соотношение понятий: конституционный строй, государственный строй, общественный строй. Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Правовые особенности основ конституционного строя. Институты основ конституционного строя Российской Федерации. Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ.
Тема 7. Гуманистические основы конституционного строя Российской Федерации.
Гуманистические основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и основные институты.
Гуманистическая сущность основ конституционного строя Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина - высшая ценность в Российской Федерации. Закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. нового типа взаимоотношений государства и личности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Российского государства.
Тема 8. Народовластие (народный суверенитет) – основа конституционного строя России.
Понятие народного суверенитета. Власть народа и ее формы. Государственная власть. Власть местного самоуправления. Взаимосвязь народного суверенитета и государственного, национального суверенитета.
Тема 9. Конституционные характеристики Российского государства.
Россия - демократическое государство. Концепции содержания конституционно-правовой категории «демократия». Проблемы определения демократии как народовластия. Демократия как система ценностей. Принятие решений большинством Признание и уважение прав меньшинства. Свобода. Равенство индивидов. Соотношение свободы и равенства.
Демократия как механизм управления. Плюрализм. Выборность. Разделение властей. Верховенство закона. Понятие и соотношение непосредственной и представительной демократии. Признаки России как демократического государства.
Институты непосредственной демократии. Выборы: понятие, значение. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, правовое регулирование референдума Российской Федерации. Отзыв депутата и выборного должностного лица в Российской Федерации. Народная законодательная инициатива в Российской Федерации. Народное обсуждение в Российской Федерации. Опрос. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные и общественные органы. Собрания и сходы граждан по месту жительства. Их правовое закрепление.
Представительная демократия - важнейшее средство обеспечения народовластия.
Россия - федеративное государство. Понятие государственно-территориального устройства как категории и института конституционного права России. Признаки унитарного, федеративного государства, конфедерации. Понятие федерации и федерализма. Признаки России как федеративного государства.
Россия - суверенное государство. Возникновение и развитие категории «суверенитет». Концепции суверенитета в федеративном государстве. Понятие и признаки государственного суверенитета. Соотношение государственного суверенитета с народным суверенитетом. Декларация о государственном суверенитете РСФСР, ее содержание и значение в становлении подлинно суверенного статуса России. Политические, экономические и юридические гарантии суверенитета Российской Федерации. Защита государственного суверенитета Российской Федерации.
Республиканская форма правления. Понятие и виды форм правления. Признаки парламентской, президентской и смешанной форм правления. Форма правления в России.
Принцип разделения властей один из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечения свободного развития человека.
Возникновение и развитие идеи разделения властей. Разделения властей по вертикали и по горизонтали. Основные черты содержания принципа разделения властей. Разделение властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. Особенности разделения властей в Российской Федерации.
Россия - правовое государство. Понятие правового государства, его характерные черты. Признаки Российской Федерации как правового государства.
Россия - социальное государство. Возникновение и развитие идеи социального государства. Основные направления социальной политики государства. Роль государства в поддержании социального согласия и разрешении социальных конфликтов. Признаки и проблемы построения социального государства в Российской Федерации.
Россия - светское государство. Понятие «светское государство». Его отличие от клерикального государства. Религиозные объединения: понятие и виды. Способы учреждения, реорганизации и прекращения религиозных объединений. Конституционные принципы отношения государства к религии и взаимоотношения с религиозными объединениями. Конституционно-правовое регулирование статуса религиозных объединений.
Местное самоуправление в России как основа конституционного строя. Понятие, история возникновения и развития, правовая природа власти местного самоуправления. Конституционно-правовое регулирование и роль местного самоуправления в обеспечении демократичности в России.
Тема 10. Экономические и политические основы конституционного строя России.
Идеологическое многообразие как один из принципов демократии и основ конституционного строя в Российской Федерации: понятие, история возникновения и основные черты. Проблема понятия «государственная идеология» с точки зрения Конституции РФ 1993 г.
Конституционно-правовой статус средств массовой информации в Российской Федерации. Законодательство о средствах массовой информации.
Политическое многообразие в Российской Федерации: понятие, история формирования и конституционно-правовое регулирование.
Понятие и виды общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, организация общественной самодеятельности населения, ассоциация общественных объединений. Понятие общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений. Правовой статус общественных объединений. Принципы деятельности общественного объединения. Порядок создания и регистрации общественного объединения. Реорганизация и ликвидация общественного объединения. Права и обязанности общественного объединения.
Понятие и признаки политической партии. Правовой статус политической партии. Порядок создания и регистрации политической партии. Реорганизация и ликвидация политической партии. Права и обязанности политической партии.
Экономические основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и основные институты.
Принципы рыночной экономики. Единство экономического пространства. Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Поддержка конкуренции. Свобода экономической деятельности.
Собственность. Виды собственности, их правовой статус. Признание и равная защита различных форм собственности. Значение признания частной собственности как основы формирования гражданского общества. Конституционно-правовой статус земли и других природных ресурсов по Конституции 1993 г.
РАЗДЕЛ IV. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.
Тема 11. Основы конституционного статуса личности. Принципы конституционного статуса личности.
Соотношение понятий: человек, гражданин, личность. Понятие конституционного статуса личности и основ конституционного статуса личности. Институты конституционного статуса личности в Российской Федерации: гражданство; принципы конституционного статуса личности, конституционные права, свободы и обязанности; гарантии конституционных прав и свобод.
Принципы конституционного статуса личности: свобода личности, принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость, международно-правовой базис прав и свобод человека и гражданина, равенство прав и равенство обязанностей, сочетание общественных и личных интересов. Юридические гарантии конституционных прав и свобод: понятие, виды, характеристика.