Тему становления и развития государственного пожарного надзора
Санкт-Петербургское государственное
Профессиональное бюджетное образовательное учреждение
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ»
РЕФЕРАТ на
тему становления и развития государственного пожарного надзора
Выполнил
студент 4 курса
группы 613
Латынин А.Е
Икона Неопалимая Купина- один из ветхозаветных прообразов Богородицы. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богородицей Христа от Духа Святого, а также прообраз Божией Матери, родившейся на грешной земле, но не подвластной греху. Икона «Неопалимая Купина» защищает от пожаров, молний, а также воров и прочих злоумышленников. С древних времен она является покровительницей российских пожарных.
ДО 1927 ГОДА
18 июля 1927 года органами власти РСФСР утверждено Положение о государственном пожарном надзоре. Это событие стало одним из поворотных в истории развития пожарной охраны. В этом документе впервые законодательно утверждаются функции государственного пожарного надзора, важнейшими из которых являются: разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением; руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.
Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Но «Положение» 1927 года - первый документ, положивший начало развитию уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашего государства. Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер.
К первым на Руси на современном языке пожарно-профилактическим мероприятиям следует отнести возведение в XIV веке оборонительных каменных стен вокруг городов. Так, по повелению Великого Московского князя Дмитрия Ивановича в короткий срок (1365-1367) Кремль был защищен двухкилометровой стеной, выполненной из белого камня. Возведя стены, Дмитрий Донской существенно снизил опасность огненного уничтожения города от военных пожаров. И, несмотря на то, что сберечь город от огня не всегда удавалось, каменные стены часто спасали город от уничтожения. В 1451 году монголо-татарская орда после безрезультатной осады города подожгла посады вокруг стен Кремля, которые, не дав огню распространиться, защитили внутренние постройки от уничтожения.
В XV веке начинают издаваться не только строгие законы, карающие за поджог, но принимаются и некоторые предупредительные меры. Так, в 1434 году в царствование Василия II Темного издаются указы о правилах пользования открытым огнем. На том этапе развития общества эти меры - несомненный прогресс. И, несмотря на некоторую их ограниченность, важно отметить, что проблема пожарной безопасности как социальное явление - одна из первых, на которую обратили внимание власть имущие. Попытки предупредительной борьбы с пожарами в Москве, а затем и в других русских городах относятся к концу XV - началу XVI веков. К тому времени Москва представляла собой крупный по тем временам город с населением около 20000 жителей, проживающих в 8-10 тыс. дворах. Деревянные строения располагались в непосредственной близости друг от друга.
После опустошительного июльского пожара 1493 года Иван III издает первые на Руси правила, направленные на предупреждение возникновения пожаров: летом печей не топить, пищу варить на огородах, вдали от домов; не держать огня в домах; не заниматься стекольным производством в городе и др. В Судебнике (сборнике законов Русского государства), изданном в 1497 году и названным Судебником Ивана III, кроме указанных мер пожарной безопасности, предписываются суровые меры наказания поджигателям. Одним из знаменательных указаний князя явилось требование строительства каменных зданий. В Москве стали строиться заводы по производству кирпича. Этот огнестойкий материал использовался при реконструкции стен Кремля, которые были возведены из красного кирпича и имели высоту 17 метров и ширину 5 метров. Для повышения мер пожарной безопасности Иван III приказал снести все постройки вокруг стен Кремля на расстоянии 235 метров. Этот указ явился прообразом современных требований противопожарных разрывов. В городе стали возводиться каменные терема на безопасном расстоянии друг от друга. Кремль стал олицетворением силы и могущества Русского государства.
В XVI веке каменное строительство стало вестись и в других российских городах. Были сооружены крепости-кремли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиев монастырь в Загорске, Новодевичий монастырь в Москве.
В1504 году издается указ, устанавливающий ограничительные меры пользования в быту печами, свечами, лучинами; предписывающие заниматься вдали от строений гончарам оружейникам, кузнецам. Указом учреждаете создание пожарно-сторожевой команды, в обязанности которой входило вести наблюдение за соблюдением порядка в городе, в том числе за мерами пожарной безопасности. В связи с этим город разделялся на участки, на улицах устанавливались ворота, которые на ночь запирались. Горожане выставляли группу сторожей которую возглавлял решеточный приказчик, основную обязанность которого вменялось не допускать в город пришлых людей. В дальнейшем, вплоть до середины XVI век издавались указы и распоряжения, запрещающие пользоваться летом банями, разводит костры и др., по существу повторяя уже действующие правила.
Несмотря на то, что попытки регламентировать меры пожарной безопасности наблюдались и в более древние времена, все же следует выделить указы Ивана III как первые нормативные документы в этой области.
Следующий период развития пожарно-профилактических мероприятий в Российском государстве начинается с середины XVI века или со времени царствования Ивана Васильевича Грозного (1533-1584). В 1533 году он издал указ, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки с водой и запрещающий топить летом печи, а пищу разрешалось готовить только вдали от жилищ. Позднее, в 1583 году, требования его распространились на все поселения Московского государства. эффективности противопожарных мероприятий, предпринятых Иваном Грозным, свидетельствует тот факт, что за почти полувековое правление, Москва была подвержена опустошительному огненному шквалу лишь один раз - в 1571 году. И это, несмотря на то, что столица к тому времени имела размеры в окружности около 30 верст и насчитывала более 40 тыс. дворов - вдвое больше, чем при Иване III, что, безусловно, повышало возможную частоту возникновения загораний.
В 1598 году по решению Земского собора царем был избран Борис Годунов. Наряду с важными политическими решениями, направленными главным образом на ликвидацию культурного и научного отставания России от Запада, им были предприняты попытки оградить столицу от огненной стихии: в 1603 году он делит Москву на 11 округов, назначает в каждом из них ответственным за «бережение от огня» одного из членов боярской думы.
Важной вехой в становлении Российского государства стало правление Алексея Михайловича (1645-1676). Одним из самых главных событий этого времени следует считать принятое на Земском Соборе в 1649 году Соборного Уложения - сборника российских законов, окончательно оформившего крепостное право и укрепившего власть. Помим этого в Уложении были помещены четыре статьи, касающиеся пожарного дела. В них говорилось, что хозяин дома может требовать с нанимателя осторожного обращения с огнем, а в случае возникновения пожара по его вине - взыскивать причиненный ущерб. Устанавливались меры наказания за несоблюдение правил пожарной безопасности и за поджог.
В целях сбережения от уничтожающих пожаров 30 апреля 1649 года издается, а в 1667 и 1675 годах дополняется «Наказ о градском благочинии», который распространился по всей Руси. Он содержал правила предупреждения пожаров, обязательных для всех. В наказе в очередной раз регламентировались меры безопасного обращения с огнем. За нарушение этих правил налагался штраф в размере пяти рублей, а виновник пожара, возникшего из-за нарушений указа, подвергался ссылке. Жителям городов указывалось на необходимость держать в домах пожарный инструмент: кадки с водой, топоры, крючья, веники. На каждые десять домов надлежало сооружать колодец для пожарных нужд. Исполнение Наказа возлагалось на объезжего голову. Причем в Наказе указывались конкретные фамилии ответственных за пожарную безопасность - кого-либо из высокопоставленных чиновников государства.
История сохранила имя первого «пожарного» Кремля - князя Анастаса Алибеевича Македонского. В помощь объезжим головам выделялся целый штат решеточных приказчиков и стрельцов. Кроме этого, по указанию царя в охране безопасности города обязаны были принимать участие по одному жителю из каждых десяти дворов. Они должны были обходить свои кварталы с бердышами, швабрами, топорами, рогатинами и заливными трубами. Объезжей голове вменялось в обязанность наблюдать за регулярной чисткой дымоходов от сажи.
«Наказ о градском благочинии» явился первым документом, утверждающим пожарную безопасность на Руси. Именно поэтому 30 апреля является днем профессионального праздника работников противопожарной службы.
В феврале 1924 начальником ЦПО НКВД бы назначен Константин Моисеевич Яичков. Его трудовая деятельность в области пожарной безопасности, которой он посвятил 51 год своей жизни, началась в 1906 году в пожарно-страховых организациях. Профессионализм и организаторские способности К.М. Яичкова наиболее ярко проявились в службе в Центральном пожарном отделе. Одной из важных задач ЦПО в то время было восстановление и развитие добровольческого движения. Только оно могло обеспечить пожарную безопасность сельской местности. При непосредственном участии К.М. Яичков было разработано Положение «Об органах государственного пожарного надзора РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 18 июля 1927 года, этом документе законодательно утверждаются централизация руководства пожарной охраны функции государственного пожарного надзора. Работа К.М. Яичкова была также связана с совершенствованием и пропагандой пожарно-технических знаний. Свои научные взгляды на проблему пожарной безопасности он изложил в книге «Борьба с пожарами», которая выдержала шесть изданий.
Теоретической основой становления государственного пожарного надзора как инженерной науки послужили труды Валентина Александровича Эллисона, по праву считающегося основоположником этой дисциплины. Работая на пожарно-испытательной станции, он еще больше убедился в необходимости научного подхода к проблеме пожарной профилактики. А также обращал внимание на необходимость помимо огнестойкости конструкций, рассматривать и дымо-проницаемость.
Уже в 1926 году, работая преподавателем в Пожарном техникуме, В.А. Эллисон сформулировал задачи пожарной инспекции, которые практически не устарели и в настоящее время. Они заключались в следующем: установить компетентный и авторитетный пожарный общий надзор; учредить такую же консультацию для разрешения возникающих вопросов; создать экспертизу по пожарным вопросам; разрабатывать пожарно-технические нормы и правила; производить надлежащие исследования и изучения для создания пожарной классификации материалов конструкций и веществ и др. В.А. Эллисон подготовил учебник «Пожарная профилактика», где всесторонне были рассмотрены все аспекты превентивных противопожарных мер. Эта книга стала основным учебным материалом при подготовке будущих инженеров пожарной безопасности.
Положение «О Государственном пожарном надзоре» 1927 года стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе - проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, эта структура взяла под надзор всю работу по предупреждению пожаров и соблюдению правил пожарной безопасности. Однако в начале своей деятельности государственный пожарный надзор испытывал ряд трудностей, не позволяющих осуществлять свою деятельность с требуемой эффективностью. В частности, на тот период остро недоставало нормативно-правовой основы для осуществления надзорной деятельности, ощущалась острая нехватка квалифицированных специалистов, практически отсутствовало научно-техническое обеспечение, лабораторная база. Решить эти задачи предстояло в кратчайшее время.
Уже в первые годы после утверждения Положения Центральным пожарным отделом (ЦПО) издается более десяти циркуляров по усилению пожарной охраны на различных объектах, выходит закон «О службе в пожарных организациях», «Единый нормативный устав для добровольных пожарных организаций», а также другие документы, направленные на повышение пожарной безопасности сельских и городских объектов.
Сотрудниками Государственного пожарного надзора проводилась активная работа по пропаганде пожарной безопасности среди населения, по повышению престижа профессии пожарного. С 1955 года возобновилось прерванное на время войны издание журнала «Пожарное дело». В журнале освещались не только профессиональные организационно-технические вопросы, но также публиковались литературные сочинения, отражающие работу пожарных. Массовым тиражом стали издаваться плакаты, открытки, спичечные этикетки и другие материалы, разъясняющие опасность пожара и предостерегающие от неосторожного обращения с огнем. Появились фильмы, пьесы, другие литературно-художественные произведения, описывающие трудную, героическую работу пожарного. Благодаря умело продуманной пропаганде профессия пожарного становилась престижной. Знаменитый писатель Николай Тихонов так художественно представил образ пожарного конца 50-х годов: «Из тихой незаметной фигуры «серого героя», как называли пожарного до революции, из почти комического типа «кума-пожарного» вырос образ современного, передового, советского человека, обладающего многими талантами, технически образованного знатока пожарного дела, вступающего в соревнование с лучшими мастерами, и этот сегодняшний советский пожарный является гордостью народа, и ему за его доблестные дела благодарны все советские люди».
В 70-80 годы в ГУПО МВД СССР значительный вклад в развитие противопожарной пропаганды внесли Г.А. Расчетин - глубоко преданный профессии пожарного, обладавший талантом окружать себя творческими людьми, способными воспеть нелегкий труд пожарного от рядового до генерала, опытнейший Г.В. Флотский, Н.П. Сеничев, А.Д. Вардамацкий. В последующие годы много сил, знаний и энергии отдали делу пропаганды В.М. Севастьянов - признанный авторитет, организатор проведения первых тематических пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами, создания специальных программ и передач на центральных каналах радио и ТВ, высококвалифицированный специалист Макуха В.А., Замотаев Н.Г., Давыдов А.А., Абрамов А.В., Паскевич Д.В., Тимиргалеев О.А., Московских С.А. На международном направлении успешно трудились Большаков Е.К, Фокин В.А., особую лепту внесла Малиновская В.Н.
С середины 80-х годов страна вступает в новую эпоху социально-политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 90-му году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 80-го года. Многие промышленные предприятия прекращают работу, страну поглотил инфляционный процесс. Социальные проблемы населения выразились в халатности и пренебрежении к вопросам пожарной безопасности. Изменение форм собственности ряда предприятий повлекло к потере статуса многих ведомственных нормативных актов в области пожарной безопасности, резко снизило эффективность работы при осуществлении функций государственного пожарного надзора. Все эти обстоятельства явились причиной катастрофического роста количества пожаров в Российской Федерации. О необходимости изменения политики государства в области обеспечения пожарной безопасности стали публично заявлять даже государственные служащие. Так, Ф.М. Демидов, заместитель начальника Главка, писал: «Сегодня пожары в России стали настоящим национальным бедствием, тем более опасным, что масштабы потерь не осознаются населением, и многими государственными структурами... Если не принять неотложных мер, то к 2000 году в Российской Федерации число ежегодно погибающих на пожарах достигнет 14 тыс. человек... Относительный уровень потерь от пожаров становится самым высоким среди развитых стран мира и превышает сопоставимые показатели потерь (без учета потерь от гибели и травмирования людей) Японии - в 6,3 раза, Великобритании - в 4,5 раза, США - в 3 раза». Подробный анализ сложившегося положения, подготовленный в основном специалистами государственного пожарного надзора, был изложен в докладе «Горящая Россия» Президенту России. Доклад получил широкий резонанс. Общественность узнала реальную угрозу пожаров, нависшую над страной. Реакцией на доклад стал подписанный 21 декабря 1994 года Президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности». В нем излагаются положения о единой системе обеспечения пожарной безопасности, для которой определены полномочия, система неотложных мер в области пожарной безопасности и др. Однако экономическая обстановка в стране в тот период сдерживала реализацию заложенных в законе положений и норм. Тем не менее стали развиваться такие виды деятельности, как лицензирование и сертификация продукции и услуг. С принятием Федерального Закона «О пожарной безопасности» впервые появилась возможность существенно изменить формы и методы нормативно-технической работы, т.к. закон давал право ГПС организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности. В начале 90-х годов по инициативе ГУГПС МВД России была организована работа по созданию системы нормативных документов в области пожарной безопасности с привлечением научного потенциала ВНИИПО МВД России, научных и проектных организаций Госстроя России, нормативно-технических работников территориальных органов ГПС. Усилиями руководителей, возглавлявших в этот период ГПС (Серебренников Е.А., Туркин Б.Ф.) и нормативно-техническое подразделение Главка (Кондрашин Ю.М., Татаров В.Е., Шаститко Е.П.), сотрудников (Орлов В.В., Сергеев Ю.Д., Ларцев С.Г., Бондарев А.А., Метелкин Г.А., Дубинин В.А. и др.) при активном участии руководителей и сотрудников всехзаинтересованныхподразделений (Молчанов В.П., Дешевых Ю.И., Гилетич А.Н., Левицкий Г.М. Земченок П.П., Коротких В.Ф., Обухова Н.Ф. и др.) была создана система нормативных документов по пожарной безопасности, содержащая наряду с противопожарными требованиями норм в области строительства (СНиП, ГОСТ и др.) более 130 норм пожарной безопасности, и разрабатываемая на общей методической и научно-технической основе, открытая для последующего развития и являющаяся одним из средств регулирования уровнем пожарной безопасности объектов защиты на стадиях проектирования и строительства. Кроме этого, система норм пожарной безопасности дала возможность развития других важных направлений деятельности ГПН (сертификация в области пожарной безопасности; испытательная база научных и учебных заведений, территориальных органов ГПС; территориальные нормы и правила пожарной безопасности и т.п.). Следует отдать должное активному участию в данной работе ВНИИПО МВД России (Копылов Н.П., Ильин В.В., Болодьян И.А., Пивоваров В.В., Матюшин А.В., Шебеко Ю.Н., Молчадский И.С., Ильминский И.И. и др.). Плодотворная работа Главка и ВНИИПО позволила за последние 13 лет значительно увеличить и улучшить нормативную базу на проектирование зданий и сооружений. В настоящее время отдел надзора за особо важными объектами Управления государственного пожарного надзора МЧС России, возглавляемый Бондаревым А.А. и Макеевым А.А., осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов управления государственного пожарного надзора на особо сложных, уникальных, критически важных для жизнеобеспечения страны объектах, а также принимает участие в нормативно-техническом регулировании в области пожарной безопасности при их дальнейшей эксплуатации, используя методы гибкого подхода к нормированию требований пожарной безопасности, внедрение системы оценки рисков. Несмотря на некоторую стабилизацию роста количества пожаров по сравнению с 1994 годом, в чем несомненная заслуга самоотверженной работы сотрудников государственного пожарного надзора, в 2001 году их произошло около 250 тысяч, а количество погибших людей составило 18,3 тысяч человек (в 70-е годы гибель людей от пожаров не превышала 4 тыс. человек: это был один из самых низких показателей среди развитых стран мира)! Указом № 1309 Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.