История становления и развития арбитражных судов в России. Реформа системы государственного арбитража и ее причины.

Арбитражный процесс

Материалы для подготовки

1. История становления и развития арбитражных судов в России. Реформа системы государственного арбитража и ее причины.

2. Система и структура арбитражных судов в России.

3. Компетенция арбитражных судов, их функции и задачи.

4. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, федеральных арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ.

5. Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма.

6. Предмет и метод арбитражного процессуального права.

7. Система арбитражного процессуального права и его источники, действие арбитражных процессуальных норм в пространстве и во времени.

8. Стадии арбитражного процесса.

9. Арбитражные процессуальные отношения: понятие и особенности.

10. Понятие, значение, состав и классификация принципов арбитражного процессуального права.

11. Организационно-функциональные принципы: принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел, принцип равенства организаций и граждан при рассмотрении дел, принцип национального языка арбитражного судопроизводства, принцип гласности.

12. Функциональные принципы: принцип доступности правосудия, принцип «своего судьи», принципы диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия сторон, принцип сочетания устности и письменности в процессе, принцип непосредственности.

13. Подведомственность дел арбитражным судам: понятие, значение и виды. Последствия несоблюдения правил подведомственности.

14. Правила разграничения полномочий общих и арбитражных судов по рассмотрению юридических дел.

15. Понятие и виды подсудности, отличие от подведомственности. Последствия несоблюдения правил подсудности.

16. Передача дел из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд (основания, субъекты и порядок).

17. Общая характеристика участников арбитражного процесса.

18. Состав арбитражного суда. Основания и порядок отвода судей. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела. Отвод помощника судьи и секретаря судебного заседания.

19. Понятие, признаки и виды сторон, их процессуальные права и обязанности.

20. Процессуальное соучастие: понятие и виды. Процессуальные права и обязанности соучастников.

21. Процессуальное правопреемство: понятие, основания, порядок вступления в процесс, процессуальные права и обязанности правопреемников. Отличие процессуального правопреемства от замены ненадлежащего ответчика.

22. Третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.

23. Участие прокурора в арбитражном процессе.

24. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в защиту прав других лиц.

25. Лица, содействующие осуществлению правосудия.

26. Представительство в арбитражном процессе. Полномочия представителя.

27. Предмет доказывания и предмет познания.

28. Распределение между сторонами обязанностей по доказыванию. Правовые презумпции.

29. Понятие и признаки судебных доказательств. Классификация доказательств и ее значение.

30. Объяснения сторон и третьих лиц. Свидетельские показания.

31. Судебная экспертиза (основания, виды, порядок ее назначения и проведения). Права и обязанности эксперта. Заключение эксперта.

32. Письменные доказательства: понятие, классификация, особенности оценки.

33. Вещественные доказательства: понятие, порядок предоставления, хранения, исследования и оценки.

34. Исследование и оценка судебных доказательств. Критерии оценки судебных доказательств. Осмотр на месте.

35. Обеспечение доказательств (понятие, основания и меры). Судебные поручения.

36. Обеспечение иска (основания, порядок, понятие и виды обеспечительных мер, обжалование).

37. Процессуальные сроки (понятие, виды, порядок исчисления).

38. Продление, восстановление, приостановление и перерыв процессуальных сроков. Последствия пропуска процессуального срока.

39. Понятие и виды судебных расходов. Основания и порядок отсрочки и рассрочки уплаты судебных расходов, а также уменьшение их размера. Обжалование определений по вопросам, связанным с судебными расходами.

40. Понятие, виды и порядок определения размера государственной пошлины. Последствия неуплаты государственной пошлины при обращении в суд.

41. Распределение судебных расходов между сторонами и порядок их возмещения.

42. Судебные штрафы. Порядок рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа.

43. Понятие и признаки иска и исковой формы защиты права.

44. Элементы иска и их значение. Соединение исков в одном деле и их разъединение.

45. Виды исков. Практическое значение классификации исков.

46. Право на иск.

47. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения. Исковое заявление, его форма и содержание.

48. Оставление искового заявления без движения (основания, порядок и последствия).

49. Возвращение искового заявления (основания, порядок и последствия).

50. Способы защиты ответчика против иска. Встречный иск (понятие, порядок его предъявления и условия принятия судом).

51. Значение подготовки дела к судебному разбирательству как самостоятельной стадии процесса. Процессуальные действия судьи в этой стадии.

52. Предварительное судебное заседание. Назначение дела к судебному заседанию.

53. Примирение сторон. Заключение мирового соглашения. Форма и содержание мирового соглашения.

54. Виды, основания и порядок временной остановки судебного разбирательства.

55. Оставление заявления без рассмотрения (понятие, основания, порядок и последствия).

56. Прекращение производства по делу (понятие, основания, порядок и последствия).

57. Срок рассмотрение дела и принятия решения. Структура (части) судебного заседания.

58. Порядок в заседании арбитражного суда. Протокол судебного заседания.

59. Рассмотрение дела в раздельных заседаниях арбитражного суда. Заявления о фальсификации доказательства.

60. Понятие и виды актов арбитражного суда.

61. Сущность, значение и содержание судебного решения.

62. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.

63. Законная сила решений арбитражного суда.

64. Определения арбитражного суда 1 инстанции (виды, содержание, законная сила).

65. Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений.

66. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов.

67. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

68. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

69. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

70. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

71. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

72. Условия рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Судебное разбирательство по делам упрощенного производства.

73. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

74. Производство по делам с участием иностранных лиц.

75. Право апелляционного обжалования. Арбитражные суды, рассматривающие апелляционные жалобы.

76. Порядок подачи апелляционной жалобы и последствия его несоблюдения.

77. Порядок рассмотрения судом апелляционной инстанции дел по жалобам. Прекращение производства по апелляционной жалобе.

78. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции.

79. Основания для изменения или отмены решения арбитражным судом апелляционной инстанции. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и порядок его обжалования.

80. Право кассационного обжалования. Арбитражные суды, проверяющие законность решений в кассационной инстанции.

81. Порядок подачи кассационной жалобы и последствия его несоблюдения.

82. Порядок рассмотрения судом кассационной инстанции дел по жалобам. Прекращение производства по кассационной жалобе.

83. Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции.

84. Основания для отмены или изменения решения или постановления арбитражного суда судом кассационной инстанции. Акты арбитражного суда кассационной инстанции.

85. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.

86. Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

87. Исполнительное производство как заключительная стадия арбитражного процесса.

88. Порядок выдачи исполнительного листа, его дубликата. Форма и содержание исполнительного листа.

89. Общие правила и условия совершения исполнительных действий (возбуждение исполнительного производства, срок исполнительной давности, место, время и сроки совершения исполнительных действий, распределение взысканных сумм между взыскателями и очередность удовлетворения их требований).

90. Отсрочка и рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения.

91. Оспаривание действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение судебным приставом-исполнителем своих обязанностей.

92. Поворот исполнения судебного акта и разрешение вопроса о повороте исполнения.

Организационно-функциональные принципы: принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел, принцип равенства организаций и граждан при рассмотрении дел, принцип национального языка арбитражного судопроизводства, принцип гласности.

Принцип осуществления правосудия только судомзакреплен в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип отражается в том, что по делам в сфере хозяйственной юрисдикции, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие.

Дела, отнесенные законом к ведению арбитражных судов, могут рассматриваться и другими органами (третейскими суда­ми, международными коммерческими арбитражами и др.). Однако осуществляемая ими деятельность по защите прав граждан и организаций не является правосудием, они, рассматривая споры, не вправе использовать гра­жданскую процессуальную форму и выносить решения от имени го­сударства.

Принцип независимости судей закреплен в ст. 5 ГПК, которая согласуется со ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и под­чиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Данный принцип сочетает одновременно два начала: независимость судей, которая в то же время ограничивается необходимостью их подчинения Конституции РФ и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел подразумевает, что разбирательство дела в арбитражном процессе производится судьей арбитражного суда единолично либо арбитражным судом в коллегиальном составе.

При этом следует различать разные составы коллегий. Во-первых, коллегиальное разбирательство в составе профессиональных судей. Во-вторых, коллегиально могут быть рассмотрены дела в арбитражном суде первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей.

Во всех остальных случаях, если дело не отнесено к коллегиальному рассмотрению, оно разрешается единолично судьей.

Принцип равенства участников арбитражного процесса перед законом и судом сформулирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 ФКЗ "О судебной системе РФ" и ст. 7 АПК.

Он означает, что арбитражный суд отправляет правосудие, невзирая на пол, расу, национальность стороны, ее язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства, а также что арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Принцип государственного языка судопроизводства зафиксирован в ст. 12 АПК. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке— государственном языке РФ. Сторонам, не владеющим русским языком, арбитражный суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст. 11 АПК и требует, чтобы разбирательство дел в арбитражном суде было открытым. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных ФЗ, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Функциональные принципы: принцип доступности правосудия, принцип «своего судьи», принципы диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия сторон, принцип сочетания устности и письменности в процессе, принцип непосредственности.

Принцип доступности правосудия означает, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в порядке, предусмотренном законом, в арбитражный суд за защитой прав и интересов и отстаивать их в судебном процессе. При этом отказ от права на обращение в арбитражный суд недопустим и недействителен. Условия договоров, содержащие отказ от права на обращение в арбитражный суд, являются ничтожными.

Принцип «своего судьи» закреплен в ч. 1 ст. 47 Конституции РФ: “Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом”.

Смысл этого правила состоит в том, что, во-первых, подсудность строго установлена законом и, во-вторых, суды не вправе произвольно ее изменять. В данном случае подсудность приобретает черты субъективного права гражданина на законного судью, или “своего” судью.

Принцип диспозитивности. В АПК отсутствует какая-либо единая статья, в которой со­держалось бы определение данного принципа.

В соответствии с ним дела, по общему правилу, возбуждаются, развиваются, изменяются, переходят из одной стадии процесса в другую и прекращаются под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.

В соответствии с принципом диспозитивности стороны по своему соглашению могут передать спор на разрешение третейского суда, в ходе судебного заседания достичь мирового соглашения и т.п.

Свобода распорядительных действий сторон имеет пределы.

Принцип состязательностизакреплен в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и регулирует действия сторон и иных участвующих в деле лиц, а также суда, по представлению, собира­нию и исследованию доказательств. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства.

Второй составной слагаемой принципа состязательности яв­ляется состязательная форма арбитражного процесса. Сущность ее заключается в том, что все судопроизводство в арбитражном суде от начала до конца протекает в форме процессуального противоборства участ­ников, интересы которых, как правило, прямо противоположны.

Принцип процессуального равноправия сторон закреплен в ст. 123 Конституции РФ и ст. 8 ГПК РФ. Он заключается в предос­тавлении сторонам равных возможностей для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов.

Истец и ответчик наделены по закону идентичными либо со­относимыми правами и обязанностями. Как истец, так и ответчик обладают правом на судебную защиту, для истца - это право на предъявление иска, а для ответчика - право на защиту от иска.

Принцип сочетания устности и письменности судебного разбирательства в характеризует означает, что арбитражный суд исследует доказательства и фиксирует полученную устным путем информацию в письменной форме.

Устное начало разбирательства дела в арбитражном суде характеризуется устной формой ведения судебного заседания, исследованием доказательств в устной форме, и рядом других признаков.

Принцип непосредственности судебного разбирательства закреплен в ст. 10 АПК и означает, что арбитражный суд обязан непосредственно исследовать и воспринять все доказательства по делу. Тем самым обеспечивается личное восприятие судьями арбитражного суда всего доказательственного материала.

АПК устанавливает и от­дельные исключения из принципа непосредственности (например, институт судебных поручений).

Процессуальное правопреемство: понятие, основания, порядок вступления в процесс, процессуальные права и обязанности правопреемников. Отличие процессуального правопреемства от замены ненадлежащего ответчика.

Процессуальное правопреемство - замена одной из сторон процесса другим лицом, т.е. правопреемником.

В случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательстве) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

Основаниями правопреемства в арбитражном процессе является правопреемство в материальном праве. Определение о процессуальном правопреемстве должно быть вынесено в стадии судебного разбирательства до вынесения решения по делу.

Судебный акт, которым произведена замена стороны ее правопреемником, может быть обжалован.

До вступления в дело правопреемника умершего физического лица арбитражный суд согласно п. 3 ч. 1 ст. 143 АПК обязан приостановить производство по делу. При реорганизации юридического лица арбитражный суд при необходимости может приостановить производство по делу.

Для допуска в дело правопреемника необходимо предъявить суду доказательства правопреемства, т.е. должны быть представлены доказательства, свидетельствующие о правопреемстве в материальном правоотношении (документы о реорганизации юридического лица, документ об уступке права требования или переводе долга). Возобновляя производство по делу, суд выносит определение.

Когда правопреемство в материальном праве наступает в отношении нескольких лиц, то вступление каждого из них в процесс зависит от его воли. При возобновлении процесса арбитражный суд должен известить каждого из них.

Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Этим институт правопреемства отличается от института замены ненадлежащего ответчика, где все процессуальные действия, совершенные предшественниками надлежащего ответчика, не имеют процессуального значения и последствий для самого надлежащего ответчика.

Правопреемство допускается как на стороне истца, так и на стороне ответчика.

22. Третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.

Лица, у которых имеется собственная заинтересованность в исходе дела, отличная от заинтересованности сторон, называются третьими лицами. Третьи лица не являются субъектами правоотношения, в связи с которым возник спор между истцом и ответчиком. Они вступают в спор, уже возникший между другими участниками.

Третьи лица могут вступить в дело до окончания производства по делу в арбитражном суде первой инстанции. О вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выносится определение. В случае если третье лицо вступило вдело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела производится с самого начала.

В зависимости от характера интереса в исходе дела различают третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

Третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, являются лица, которые имеют собственные притязания (требования) на предмет спора, но не участвуют в спорных правоотношениях. Третье лицо с самостоятельными требованиями, вступая в дело, обязано уплатить госпошлину, исчисленную исходя из предъявляемых им требований.

Правовое положение третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, согласно ч. 2 ст. 50 АПК такое же, как и у истца: они пользуются правами и несут обязанности истца. Однако соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором, не является для третьих лиц с самостоятельными требованиями обязательным условием для вступления в процесс.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, не являются субъектами правоотношения между истцом или ответчиком и не имеют собственных притязаний (требований) на предмет спора, но исход рассматриваемого дела может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон дела.

В зависимости от того, на права и обязанности по отношению к какой из сторон дела может повлиять судебный акт, третьи лица без самостоятельных требований могут участвовать в деле на стороне истца или ответчика.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в процесс по собственной инициативе и могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Третьи лица без самостоятельных требований пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности соответствующей стороны. Исключение составляют права, связанные с распоряжением предметом спора. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, не обладают правами на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта.

В некоторых случаях лица, имеющие юридическую заинтересованность в исходе дела, оказываются не извещенными о возбуждении производства по такому делу и соответственно не имеют возможности защищать свои интересы в ходе рассмотрения дела. Такие лица после принятия судебного акта, которым затрагиваются их права или обязанности, вправе обжаловать его в порядке апелляции, кассации или надзора.

Судебная экспертиза (основания, виды, порядок ее назначения и проведения). Права и обязанности эксперта. Заключение эксперта.

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или с его согласия назначает экспертизу (ч. 1 ст. 82 АПК).

В арбитражном судопроизводстве наиболее частыми являются экономические, товароведческие, бухгалтерские, технологические экспертизы и т.д..

Процедура назначения экспертизы:

1) участвующие в деле лица вправе представить арбитражному суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Окончательно круг вопросов для экспертного исследования формирует суд.

Суд вправе:

- мотивированно отклонить вопросы, предложенные сторонами;

- без каких-либо объяснений вносить редакционные уточнения, не изменяющие смысл вопросов участвующих в деле лиц;

- самостоятельно поставить вопросы перед экспертом.

Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны носить правового характера. Вопросы должны соответствовать предмету и характеру проводимой экспертизы. Вопросы должны касаться обстоятельств дела.

2) лица, участвующие в деле, вправе:

- ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении;

- заявлять отвод эксперту;

- ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов перед экспертом;

- давать объяснения эксперту;

- знакомиться с заключением эксперта;

- ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

3) о назначении экспертизы суд выносит определение, которое направляется либо конкретному специалисту, либо в адрес экспертного учреждения.

Проведение экспертизы может быть поручено нескольким экспертам, при этом различается два вида экспертизы:

1) комиссионная экспертиза - проводится несколькими экспертами одной специальности;

2) комплексная экспертиза - в ней принимают участие специалисты разных областей.

АПК предусматривает возможность проведения повторной и дополнительной экспертизы:

1) основание для назначения повторной экспертизы - возникновение сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличие противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов. Основанием для назначения дополнительной экспертизы является недостаточная ясность или недостаточная полнота заключения эксперта, а также возникновение вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела.

2) повторная экспертиза проводится другим экспертом или другой комиссией экспертов, дополнительная - тем же самым экспертом или другим экспертом.

Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате них выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.

Эксперт, если это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, участвовать в заседаниях арбитражного суда, задавать вопросы, просить суд о представлении дополнительных материалов.

Понятие и виды судебных расходов. Основания и порядок отсрочки и рассрочки уплаты судебных расходов, а также уменьшение их размера. Обжалование определений по вопросам, связанным с судебными расходами.

Судебные расходы - это затраты, возникающие в связи с рассмотрением дела арбитражным судом.

Введение судебных расходов преследует несколько целей:

1. Компенсационная цель - получаемые средства от государственной пошлины способствуют покрытию тех расходов, которые сопровождают судебную деятельность.

2. Превентивная цель - наличие государственной пошлины призвано дисциплинировать граждан, юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление требований.

3. Обеспечительная цель - введение судебных издержек призвано обеспечить нормальное осуществление правосудия, позволяющее вызывать свидетелей, проводить экспертизу, объявлять розыск ответчика и т.д.

Судебные расходы слагаются из:

1) государственной пошлины;

2) издержек, связанных с рассмотрением дела.

Государственная пошлина - установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, в том числе за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру гражданских дел, за выдачу судом копий документов.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральным законом (НК РФ) и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.

Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить)ее уплату.

Ходатайство об уменьшении размера, отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии у заявителя денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена арбитражным судом истцу, заявителю по его ходатайству на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев.

В АПК РФ не говорится о праве суда уменьшить размер государственной пошлины, однако такая возможность предусмотрена НК РФ.

Судебные издержки - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты их лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям, специалистам), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

В отличие от государственной пошлины размер издержек определяется исходя из фактически понесенных затрат при рассмотрении и разрешении конкретного гражданского дела.

Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении. Указанное определение может быть обжаловано.

40. Понятие, виды и порядок определения размера государственной пошлины. Последствия неуплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Государственная пошлина - установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, в том числе за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру гражданских дел, за выдачу судом копий документов.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральным законом (НК РФ) и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.

Государственная пошлина может быть подразделена на виды, исходя из порядка ее расчета:

1. Простая государственная пошлина - размер государственной пошлины установлен в твердой денежной форме.

2. Пропорциональная государственная пошлина - размер государственной пошлины исчисляется в процентном отношении от какой-то суммы (как правило, цены иска).

3. Смешанная (комбинированная) государственная пошлина - сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-то суммы.

Размеры подлежащей уплате государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами определяются ст. 333.21 НК РФ.

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды:

1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;

3) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК.

4) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;

5) при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы;

6) при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Неуплата госпошлины влечет оставление искового заявления без движения, а если в установленный судом срок этот недостаток не будет исправлен, то возвращение искового заявления.

Право на иск.

Право на иск - самостоятельное субъективное право истца. Содержание права на иск составляют два правомочия: право на предъявление иска и право на удовлетворение иска. Если у истца имеются в наличии оба правомочия, то он, следовательно, обладает правом на иск и его нарушенное или оспариваемое право получит защиту в арбитражном суде при вынесении решения по делу и может быть реализовано.

Наличие или отсутствие права на предъявление иска, т.е. процессуально-правовая сторона права на иск проявляется при предъявлении иска. Если у истца есть право на предъявление иска, то суд принимает заявление к рассмотрению.

Материально-правовая сторона права на иск, т.е. право на удовлетворение иска, проверяется в заседании арбитражного суда при разрешении спора. В случае обоснованности требований истца к ответчику как с фактической, так и с юридической стороны, иск будет подлежать удовлетворению, поскольку у истца будет право на удовлетворение иска. В тех случаях, когда у истца отсутствует право на удовлетворение иска, арбитражный суд должен отказать в удовлетворении исковых требований.

Арбитражный суд рассматривает исковое заявление только при наличии определенных условий, которые получили название в теории предпосылок права на предъявление иска.

Предпосылками права на предъявление иска являются следующие основания:

· спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;

· имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда;

· в производстве суда общей юрисдикции, арбитражного суда, третейского суда имеется спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

· имеется принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 150 АПК РФ).

Проверка наличия предпосылок права на предъявление иска, т.е. наличие процессуально-правовой стороны права на иск выявляется в стадии рассмотрения дела по существу. Ввиду отсутствия предпосылок права на предъявление иска, судья должен вынести определение о прекращении производства по делу, которое может быть обжаловано. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ч. ч. 1, 3 ст. 151 АПК РФ).

Для института права на удовлетворение иска бо<

Наши рекомендации