Власть: сущность и разновидности
ГЛАВА 8 ВЛАСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Дзк. Аллен: «Понятие власти является фундаментальным понятием в науке об обществе в таком же смысле, в каком энергия представляет из себя фундаментальное понятие в физике».
Н. Луман: «Власть представляет собой жизненно-мировую универсалию существования общества».
Дж. Актон: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
Мо-Цзы: «Только нравственная власть пользуется уважением». , Сенека: «Повелевать собою — величайшая власть».
Власть: сущность и разновидности
Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть — это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.
Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении — племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общее1" венных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гр3*' данами и т.д. — ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин «власть» имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом — орган власти, в третьем -— ПР38 и возможность распоряжаться, ограничивать свободу пугем навязывания вол> либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и ^
Этимология понятия «власть» многообразна и многофункциональна. * в греческом языке для обозначения власти употребляется слово «архэ» (зге» имеющее два значения: суверенитет и начало. Глагол «архейн» также У требляется в двух смыслах: «править» и «начинать». Эти сущностные оттей*утствуют во многих словах, имеющих корень «архэ» (архитектор, архи-
Р скоп, архонт), содержание которых раскрывается через синонимы «первый», «главный», «инициатор».
в латинском языке смысловая основа слова «власть» (ро1е81а5) обозначает возмож-
^п, способность, обладание определенной силой для осуществления какой-либо де-
^ггельности (ро1еппа). Акцент здесь ставится не столько на источнике, «начале» дей-
^ сколько на его субстанциональной основе — силе. В этом же значении термин
.власть» перешел и укрепился в романс-германских языках. Ро\уег (англ.) — «власть»,
способность», «возможность», «право», «сила», «энергия», «мощность»; МасЬ1 ("нем ) — «власть», «сила», «мощь», «могущество»; ройег (испанск.) — «власть», «влия-иле» «авторитет», «сила»; роиуогг (фр.) — «власть», «свойство», «сила», «влияние».
В русском языке слово «власть» является однокоренным со словом «владеть» (властитель, владыка, владычествовать), основание которого имеет значение «собственник», «хозяин», «обладающий собственностью». В этом смысле философский и этимологический анализ понятия «власть» нацелен прежде всего на раскрытие ее материального аспекта, социально-экономической основы. В качестве синонима «владыки», «властителя» употребляются слова «повелитель», «властитель» и другие, указывающие на иной атрибут субъекта власти — волю, свободу повелевать, право распоряжаться. Кроме того, корень «лад», лежащий в основе славянских словообразований, характеризующих власть, раскрывает важную и вместе с тем ее давнюю и традиционную функцию в обществе: ладить, жить в мире, устраивать жизнь. В.И. Даль в «Толковом словаре» так объяснял власть: «Власть — право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление. Властвовать — управлять властно, господствовать, повелевать, распоряжаться».
Если на каждом историческом этапе власть как реальное явление обогащается новым содержанием, и это, несомненно, приводит к изменению объема соответствующего обществоведческого понятия, то представляется вполне естественным наличие целого ряда определений власти в различных социально-философских, социологических и политологических теориях.
Так, в определении М. Вебера власть рассматривается как «возможность для человека или для нескольких человек реализовать их собственную волю, даже несмотря на сопротивление других, участвующих в действии».1
Т. Парсонс понимал власть как системно-функциональное взаимодействие, яобого рода связь, обеспечивающую способность одних субъектов реализо-ать функцию управления в отношениях с другими.2
Нередко власть рассматривается как созидательное начало, основанное на зна-""и. постоянное совершенствование которого влияет на понимание целесообраз-Эеги и своевременное изменение существующего порядка. «Общественная власть, —
1ой |
'ечал политолог из Великобритании Б. Варне, — является одним из аспектов или из характеристик социального знания. Любое конкретное распределение наделает индивидов, обладающих этим знанием и конституирующих его, способностью к действию; эта способность к действию и есть общественная влд власть общества, которую они конституируют благодаря обладанию знанием»' В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, хя растеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельно-сти и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономиче ских, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощь^ авторитета, традиции, насилия.
Власть — это:
1) способность или потенциальная возможность людей принимать решения
оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздейство!
вать на развитие общества с помощью различного рода средств — авторите
та, воли, права, принуждения, а также ресурсов;
2) механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой
лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей,
инструмент координации деятельности людей в обществе;
3) производительная или преобразующая способность социальных структур,
существующая независимо от индивидуальных факторов (например, власть
рыночных сил при капитализме);
4) система властных (государственных) органов;
5) лица, облеченные соответствующими государственными, административ
ными полномочиями;
6) знание-власть и коммуникационная власть — комплексные факторы власти,
особенно в условиях информационной эпохи.
Власть складывается и существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество).
В зависимости от источников (ресурсов ее достижения и удержания) многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др.
По характеру применения выделяют власть демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую и др.
По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная (эксплицитная) и неявная (имплицитная).
По своему объему выступает как семейная, национальная, международная и ДР
По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполити ческую (морального авторитета, экономического или информационного гс подства, физического насилия и др.).
Основные разновидности власти: политическая, экономическая, военн духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая влас"1 характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, сраженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «го-ддрственная власть». Политическая деятельность осуществляется не только рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных об-цественных организаций, этнонациональных отношениях и др.
Со времен Аристотеля считается, что политическое несет в себе государство, 9 силу этого власть, вне всякого сомнения, есть прежде всего политическое образование как таковое. Однако политическое может быть и вне государства, а власть может быть и неполитической (например, финансовой, экономической и т д.). Политическая власть — это та верховно-регулирующая власть, которая определяет правила и привносит образцы и состояние функционирования всех других властей, определяет или фиксирует их устремления и деятельность.
Иначе говоря, политическая власть отличается от всех других типов и видов власти. Если, например, власть судебная всегда связана с осуществлением правосудия и поддержания правопорядка в обществе, а власть экономическая направлена на поддержание эффективности управления общественным хозяйством, то политическая власть собирает и регулирует все властные отношения и средства как единое целое. По отношению к другим видам власти политическая власть выступает в качестве верховной, ибо с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни.
Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношениях и др. Для политической власти характерны: универсальность (распространение своих действий на всех членов общества), легальность (законность), т.е. право использования силы и других средств принуждения з пределах определенного политического пространства, суверенность — обязательность ее решений для общества, публичность — всеобщий и безличный характер принятия решений от имени всего общества.
В самом общем виде процесс реализации власти включает в себя принятие политических решений с выбором целей и средств их достижения, проведение этих решений в жизнь путем соответствующих действий по мобилизации рейсов и нейтрализации сопротивления оппозиции. характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, ..раженную в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «го-арсхвенная власть». Политическая деятельность осуществляется не только рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношениях и др.
Со времен Аристотеля считается, что политическое несет в себе государство, в сцлу этого власть, вне всякого сомнения, есть прежде всего политическое образование как таковое. Однако политическое может быть и вне государства, а власть может быть и неполитической (например, финансовой, экономической ит.Д-)- Политическая власть — это та верховно-регулирующая власть, которая определяет правила и привносит образцы и состояние функционирования всех других властей, определяет или фиксирует их устремления и деятельность.
Иначе говоря, политическая власть отличается от всех других типов и видов власти. Если, например, власть судебная всегда связана с осуществлением правосудия и поддержания правопорядка в обществе, а власть экономическая направлена на поддержание эффективности управления общественным хозяйством, то политическая власть собирает и регулирует все властные отношения и средства как единое целое. По отношению к другим видам власти политическая власть выступает в качестве верховной, ибо с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни.
Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношениях и др. Для политической власти характерны: универсальность (распространение своих действий на всех членов общества), легальность (законность), т.е. право использования силы и других средств принуждения в пределах определенного политического пространства, суверенность — обязательность ее решений для общества, публичность — всеобщий и безличный характер принятия решений от имени всего общества.
В самом общем виде процесс реализации власти включает в себя принятие политических решений с выбором целей и средств их достижения, проведение этих решений в жизнь путем соответствующих действий по мобилизации ре-сУрсов и нейтрализации сопротивления оппозиции.
Механизм власти (субъектно-объектные отношения и средства власти) су-Ктвует на протяжении всей истории человечества и осуществляется на всех Ровнях цивилизованного общества.
Власть связана с системой иерархических отношений «по вертикали». Одна-Всеобщность мировой иерархизации не означает всеобщность господства °дчинения в человеческих отношениях. Так рассуждать — в значительной мере Днять как состояние самих человеческих отношений, так и состояние вла-сти. Властные отношения могут проявляться и «по горизонтали». Наконец, властные отношения необязательно предполагают подчинение, а могут выступать в форме координации интересов, сотрудничества, взаимодействия равных по силе и значимости субъектов политики. Но в то же время нельзя не понимать что значительная часть человеческих отношений властна и их властная прирц! да во многом предопределена всеобщими принципами иерархизации и взаимодействия, взаимосвязями соподчинения в соуправлении.
Проблема власти и властных отношений является ведущей в политологии поскольку политика и власть нераздельны и взаимообусловлены. Власть пред. ставляет собой средство осуществления политики, и борьба за завоевание, удержание и использование власти выступает одним из ключевых аспектов политической жизни общества. С другой стороны, политика сопряжена прежде всего с формированием и функционированием власти. Таким образом, политикан власть «связаны имманентной круговой причинно-следственной зависимостью».1
Образно и ярко написал о власти российский политолог М.Ю. Мизулин. Он сравнил ее с энергией времени, создаваемой устремлениями в вечность, со способом жизни, объяснением и созиданием мира,, с подчинением слабых сильному не потому, что заранее известно, кто сильный, а кто слабый, а потому, что дух времени перстом своего величия выбирает светлых и искренних, дает им шанс, и они его берут как свечу, как надежду. Власть несет способ самореализации человека, способ господствовать. Господствовать — значит нести и выражать энергию времени, эманируемую духовностью эпохи. Осуществляя истинную власть, человек принадлежит настолько себе, насколько он принадлежит знаниям, мудрости и истории.2
В известном смысле власть как бы исходит из практического умения субъекта реализовывать свой потенциал. Ее сущность неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности. В зависимости от того, насколько эффективны применяемые субъектом средства осуществления своего доминирования, его власть может сохраняться, усиливаться или уравновешиваться иными влияниями; возможен также переход к новому витку конкурентной борьбы или достижению определенных форм сотрудничества, кооперации, выработке правил взаимодействия.
Властные отношения могут представлять как принуждение и конфликт интересов, так и взаимодействие на основе их учета и сопряжения. К числу основных свойств власти относится ее абстрактность — власть выступает только в форме отношений. Власть имеет определенную структуру, обычно включав! властвующую и подчиняющуюся стороны (реже—равноправно взаимодейству1°" щие акторы). Любая власть носит ограниченный характер, который наклады вают нормы, традиции, законы, ситуация. Власть как отношение не может быть
екторной, предполагает наличие определенной цели. Характерное свойство ' бой власти — скрытность, сакральность. Власть проявляет себя во всех ви-общественных отношений — носит универсальный характер.
Ряд исследователей выделяют принципы власти. Среди них принципы со-
анения и самосохранения власти, ее легитимности и легальности, внутренней ^свободы, детерминированности обстоятельствами и окружением, толерант-ости и конъюнктурное™, культурности и психологичности.
Власть включает директивный, функциональный (управленческий) и комму-[щкативный аспекты.
Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использование.
функциональное измерение власти состоит в ее понимании как способности и умения реализовывать функцию общественного управления на практике — поддерживать и развивать политическую систему, формулировать цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти.
Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление идет путем общения с использованием нормативного языка, понятного обеим сторонам данного общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.
Для общественной жизни и политики особое значение имеет понимание и восприятие власти как авторитетно-властного полномочия, влияния, проистекающего из признания другими по их собственной воле чьего-либо права вводить нормативные установления, отдавать распоряжения и рассчитывать на повиновение. Авторитетное полномочие власти можно охарактеризовать как влияние, основанное на легитимности: один субъект политики располагает авторитетным полномочием власти в отношении другого субъекта политики (а потому и влиянием), поскольку тот рассматривает притязания первого в отношении себя как легитимные, законные или правомерные. Авторитетно-властное отношение является субъективным, психологическим и моральным по своему характеру, в отличие от форм влияния, основанных на применении материальных ресурсов или физиче-ком принуждении. Кроме того, авторитетно-властное полномочие в своем действии основывается обычно на доброй воле. Авторитетное полномочие власти в Л1°бой стране означает, что люди готовы следовать нормативным установлени-м и исполнять указания должностных лиц. Источниками авторитета власти явля-тся традиции, законы, а также харизматические, профессиональные и моральные качества политических лидеров, известных политиков.
)ч к |
, ^правление власти. Политические системы могут существенно различаться собой по степени дополнения авторитетного полномочия власти при- |
пониманию характера, который носят в данном государстве политика |
Ден |
Дением или другими стимулами, чтобы обеспечить подчинение распоряже-• Любое правительство стремится к усилению своей авторитетной полно-'Ности, с тем чтобы уменьшить издержки, ценой которых приходится |
Различение авторитетно-властного полномочия среди других форм добиваться повиновения, а также способствовать порядку и стабильности вну,. ри системы. У обществ, выдерживающих испытание временем, обычно в актцв* оказывается авторитет традиции и законности.
Властные отношения присутствуют в любой организованной, более или ме нее устойчивой общности людей. Они формируются вместе с образованием са-мого человеческого общества как сложной самоуправляющейся и самовоспроцз. водящейся системы, которая предполагает постоянную координацию деятельности своих основных элементов в рамках единого целого. Именно потребность в подобной координации, или социальном управлении, и служит объективной основой властных отношений, направленных на снятие противоречий между интересами индивидов или социальных групп и реально существующими возможностями их удовлетворения в конкретно-исторических условиях. При этом властные отношения определяют меру свободы и самостоятельности социальных субъектов посредством механизмов согласования действий индивида с деятельностью других индивидов, общностей, общества в целом. Такое «согласование» реально проявляется в совокупности институционально и нормативно закрепленных общественных взаимосвязей, регламентирующих, каким образом одна сторона формирует и реализует руководящую волю, исполняет функции управления, а другая, будучи «подчиненной», действует в соответствии с требованиями первой.
Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Концептуальные подходы к интерпретации политической власти с известной долей условности можно разделить на два основных класса. Во-первых, это атрибутивно-субстанциональные теории власти (потенциально-волевые, инструментально-силовые и структурно-функциональные), трактующие власть как атрибут, качественное свойство влияния субъекта. Во-вторых, это — реляционные концепции, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на том или ином коммуникативном уровнях.
Потенциально-волевые концепции исходят из определения власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим субъектом. В них власть рассматривается как некий потенциал политического субъекта, обладающего особыми качествами ее носителя. В силовых теориях на первое место власть выдвигается как средство реализации воли. Их, например, придер живаются сторонники «силовой модели» власти англо-американской школ «политического реализма». Так, Д. Кэтлин (во внутренней политике) и Г. Мор-гентау, 3. Бжезинский и другие в международной политике определяют власг как силовое воздействие политического субъекта, контролирующего опред ленные ресурсы и при необходимости использующего даже прямое насилие.
В политической теории разработаны также системная и структурно-функД нальная концепции власти, связанные прежде всего с работами Т. Парсона, Д-тона и др. По их мнению, власть прежде всего представляет собой особе! интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание' целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдель10 элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость под стем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства.
0 реляционных теориях власти особое внимание уделяется анализу «социальных отношений» и «поведения» субъектов политики. Поведенческий подход сводит все многообразие властного общения к отношениям между поведения-и долитических акторов и соответствующим их взаимовлияниям. Бихевиористы Г Лассуэл и А. Каплан определяли власть в качестве отношения двух факторов следующим образом: «А имеет власть над В в отношении ценностей К, если д участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную с ценностями К». Таким образом, власть становится отношением такого поведения и таких влияний, при котором одна сторона навязывает свое решение другой.
К этим концепциям близки интеракционистские теории, согласно которым властное отношение выполняет роль особого способа обмена ресурсами между людьми (П. Блау) или асимметричного взаимодействия со сменой ролей факторов при разделе зон влияния (Д. Ронг), а также основного «координатора» в совокупной системе общественных отношений, обеспечивающего посредством регулирования постоянно возникающих конфликтов по поводу распределения и перераспределения материальных, идеологических и других ресурсов определенное социальное равновесие и некий политический консенсус (Р. Дарендорф, Л. Козер).
Можно также выделить коммуникативные (Ю. Хабермас) и постструктуралист-ские (М. Фуко, П. Бурдье) модели власти, рассматривающие ее как многократно опосредованный и иерархизированный механизм общения между людьми, разворачивающегося в социальном поле и пространстве коммуникаций. Хабермас полагает, что власть является своеобразным макромеханизмом опосредования возникающих противоречий между публичной и частной сферами жизни, который наряду с деньгами обеспечивает воспроизводство естественных каналов коммуникаций между политическими субъектами. Именно благодаря коммуникационным потокам и реализуются соответствующие властные функции в обществе.
П. Бурдье ввел новое понятие «символической власти», которое сводится им к совокупности «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в «политическом поле», т.е. в социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений.
Итак, в политической науке выделяются следующие направления понимания и рассмотрения власти:
бихевиористское (поведенческое): власть — особый тип поведения людей,
основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;
инструменталистское, воздействующее: власть — возможность использова-
ния определенных средств, в частности насилия;
структуралистское: власть — особый род отношений между управляющими
и управляемыми, иерархический срез;
Функционалистское: власть — это способность мобилизовать ресурсы об-
Щества для достижения целей, признанных обществом;
конфликтное: власть — возможность принятия субъектных решений, регу-^ лирующих распределение благ в конфликтных ситуациях;
телеологическое: власть — это достижение определенных целей, связанных
с мифами о власти;
27^ коммуникативное: власть — феномен, определяемый характером и
ленностью коммуникативных потоков, деятельностью средств массовой информации и коммуникации.
Российские политологи обращают внимание на то, что «власть есть та рабоч^ и работающая площадка», которая не быть и не работать не может. Не может потому, что человек не может обходиться без власти и не может обходить власть стороной. Он идет во власть и создает власть и властно-политические комбинации, так как не создавать власть человек не может, поскольку в безвластном состоянии он жить не в состоянии. Ведь не живет же он без тепла, пищи, кислорода. Не живет' и не жил никогда человек без власти. И понять это — значит понять природу власти как таковой, значит осознать те фундаментальные предпосылки и основания, в рамках и при помощи которых можно безошибочно определять все модификации власти, начиная от власти невидимой, идеальной, духовной и заканчивая властью видимой, материальной, реально существующей и далеко небеспроблемной».'
Конечно же властно-управленческие отношения нельзя представить как некое безличное социальное образование. Они всегда получают персонифицированную окраску, внешне «проявляясь» через отстоящую от «управляемых» личность того или иного руководителя — президента, премьер-министра, мэра и т.п., чьи индивидуальные качества могут оказывать значительное влияние не только на деятельность возглавляемого им органа управления, но и на функционирование других властных структур в зависимости от места и роли данного органа в конкретной общественной системе. Тем не менее, собственные возможности любого руководителя независимо от его полномочий и властно-волевых качеств неизбежно ограничены объективным характером социальных отношений. Именно поэтому невозможно осуществить какую-либо радикальную реформу, если она не отвечает потребностям общества и не пользуется широкой поддержкой со стороны значительных социально-политических сил.
Следовательно, источник власти заключается в существующих общественных отношениях, структура которых оказывает решающее воздействие на суш-ность и характер власти, на функционирование системы социального управления как в обществе в целом, так и в составляющих его общностях.
Методы властвования
Властная деятельность — это сложное, многоаспектное и динамичное социальное явление. Она осуществляется различными методами, имеет множест во видов и форм. Под методами властвования мы будем понимать способы приемы, средства воздействия, используемые властвующей стороной с целы0 добиться повиновения подвластных.
Любое сообщество обеспечивает координацию действий входящих в не индивидов или социальных групп лишь через «потестарное разделение путем саморазделения на «властно-управляющую» и «подчиненную» подси-
мы Реаль110 это проявляется в закрепляемых соответствующими нормами и ин-" ами отношениях подчинения вопи отдельных лиц или групп единой руко-ей воле, вырабатываемой в рамках данного сообщества. Однако подобное
ячинение не следует рассматривать только лишь как пассивное следование иказам и повелениям властвующих субъектов. Так, например, широко распро-гграненная в зарубежных политологических школах теория «принятия власти» сходит из предположения, что подчиняющийся расценивает властные указания „дл приказы как авторитетные и обязательные только при одновременном соблюдения четырех требований: во-первых, он может понять и понимает приказ; во-вторых, в момент получения приказа он не считает его несовместимым с общими целями; в-третьих, в момент принятия своего решения он осознает властное указание в целом как совместимое со своими интересами и намерениями, и, наконец, он интеллектуально и физически способен выполнить этот приказ.
Следовательно, в системе властных отношений подчинение может быть осознанным, когда руководящая воля сообщества и интересы входящих в него индивидов либо социальных групп совпадают или же когда создается иллюзия их совпадения. Оно также может приобретать активный характер и сопровождаться участием в формировании руководящей воли, в поддержке проводимых в соответствии с ее установками мероприятий.
С другой стороны, подчинение бывает реальным и формальным, добровольным и вынужденным. В последнем случае подвластные, несмотря на неприятие, способное проявляться в различных формах, тем не менее, действуют в соответствии с руководящей волей сообщества, поскольку не могут преодолеть ее силу. При определенных обстоятельствах вынужденное подчинение трансформируется в неповиновение и сопротивление существующим институтам власти, деятельность которых не может основываться только на принуждении и подавлении. Как заметил еще Талейран, «штыками можно сделать все что угодно, на них нельзя только сесть». Поэтому при росте неповиновения институтам мастной деятельности приходится добиваться «принятия власти», изменяя тем "ли иным образом в проводимом ими политическом курсе соотношение методов принуждения и убеждения.
Принуждение выступает как специфическое свойство любой власти и предполагает достижение властвующим субъектом своей цели вопреки неповинове-Чио подвластного объекта путем использования силы или угрозы ее примене-**• Тем самым подвластный объект лишается возможности выбора между °Дчинением и неподчинением. Принуждение как метод власти подразделяется а Физическое и психическое.
Физическое принуждение — это воздействие властвующего на личную или
^иальную сторону бытия подвластного в целях реализации руководящей К числу форм физического принуждения относятся, в частности, штрафы
РУгие санкции экономического характера, исключение из сообщества или орга-
^ с Ии, лишение свободы, лишение жизни. Физическое принуждение может
Те ^но осуществляться только в рамках социальных норм, регулирующих дея-
вость как подвластных, так и властвующих. В этом случае оно применяется
при наличии отклонений в поведении индивидов и их групп от требова
сформулированных в единой руководящей воле данного сообщества и
женных в соответствующих нормативных предписаниях. Однако исторщ, ~' казывает, что, как только возникает угроза правлению господствующих верх на первый план нередко выходит не санкционированное законом принужден в форме открытого произвола власти — репрессии, террор.
Под психическим принуждением понимается такое властное воздействи когда подвластный осуществляет волю властвующего, чтобы избежать опрел»' ленных негативных последствий в случае ее неисполнения.
Весьма распространенным видом психического принуждения является общест. венное мнение, регулирующее поведение людей и социальных институтов по-средством выработки и «насаждения» определенных норм взаимоотношений отклонение от которых влечет за собой, например, общественное порицание.
Убеждение как метод властвования представляет собой применение комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения индивидов или их групп. В отличие от психического принуждения суть данного метода состоит в том, что подвластным не только раскрываются все возможные варианты действий в данной конкретной ситуации и их последствия, но также оставляется и право выбора, собственного волеизъявления. При этом, однако, стимулируется выбор, заслуживающий одобрения и не наносящий какого-либо ущерба в пределах данного сообщества.
Одной из форм убеждения выступает влияние, когда властвующий субъект добивается выполнения своей руководящей воли не путем угрозы, а постановкой таких требований, которые представляются подвластному обоснованными с точки зрения его собственных ценностей. Влияние осуществляется при помощи таких средств, как сдерживание, побуждение, активизация ответственности.
Сдерживание — это показ подвластному субъекту негативных последствий его возможных поступков и утверждение необходимости воздержаться от их совершения.
Побуждение, напротив, подразумевает моральную ориентацию на совершение действий, имеющих положительное значение для сообщества и входящих в него индивидов, и, соответственно, разъяснение ожидаемых позитивных результатов.
Активизация ответственности предполагает напоминание о нормативных ценностях сообщества, помогающее переориентировать поведение подвластных субъектов в соответствии с их представлениями о долге. Преобладав* методов убеждения или влияния можно расценивать как показатель авторитет* сти, гибкости власти, а также ее легитимности, т.е. признания массами в качеств необходимой и обоснованной.