Изучение устного наследия (исторической традиции) казахского народа, ее особенности и значение.

Труды ученых и мыслителей тюркского периода (Абу Наср аль-Фараби, А.Яссауи, М.Кашгари, Ю.Баласагуни).

Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций:

1) шариата – законы, традиции, обряды;

2) тарихата – идея суфизма;

3) хакихата – приближение объединения с богом;

4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата).

Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона.

Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минœералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля.

Юсуф Баласагунивоспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия, как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом.

Изучение устного наследия (исторической традиции) казахского народа, ее особенности и значение.

История казахского народа имеет яркую, богатую событиями историю, ставшую результатом жизней и деятельности многих поколений. Однако при отсутствии письменности устная передача информации и использование многовекового социального опыта в процессе воспитания будущего члена своего коллектива, своего рода, патриота своей Родины стали основополагающими. Известно, что кочевник по неписаным правилам, этикету должен быть знаком с историей трех родов: своего рода, рода матери и рода жены. Причем рядовой кочевник должен был знать историю рода не последних лет, а многовековой опыт периода не менее семи поколений: выраженный в социальной ин­формации, накапливаемый и транслируемый от поколения к поколению. В его сознании и мировоззрении откладывались мудрость и знания вышеуказанных трех родов. Запомнить такой объем ин­формации достаточно сложно, поэтому оптимальным вариантом усвоения народной мудрости является запоминание информации в лаконичных и кратких, но емких по содержанию изречениях. В связи с этим особую популярность приобрели краткие афоризмы, в которых наиболее четко выражены необходимые для социализации, воспитания и обучения личности в кочевом обществе идеи и мысли. Особенно доступными для запоминания и необходимыми для функционирования и жизнедеятельности в данном обществе были знание и умение употреблять в различных жизненных ситуациях крат­кие изречения, в которые вкладывались многовековой опыт и мудрость народа. В фольклористике подобные изречения называются пословицами и поговорками. В данном аспекте особый интерес представляют пословицы и поговорки казахского народа, на которых выросло не одно поколение казахов. О древности возникновения пословиц и поговорок свидетельствуют сохранившиеся и являющиеся на данный момент времени достоянием казахстанской культуры памятники тюркоязычных народов.

Пословицы и поговорки являются древнейшими жанрами казахского устного народного творчества. В них выражаются знания народа об окружающем мире и бытовой жизни, дается краткий и вы­разительный итог многолетних, иногда и многовековых наблюдений. По этой причине для разъяснения происхождения и смысла той или иной пословицы требуются обстоятельный рассказ, объяснение, зачастую воспоминание какой-либо легенды, объясняющей происхождение данного изречения. Легенды и пословицы тесно связаны между собой. Поучительная мысль легенды в итоге выливается в краткую, но емкую по содержанию форму пословицы или поговорки. Они выражают ум, знания и понимание народа, его опыт и мастерство. Пословицы и поговорки побуждают детей к хорошим поступкам, труду, вежливости, обучают мастерству в любом деле. Кроме того, они приучают к четкости мышления и краткости в речи, мышлению афоризмами и художественному выражению мысли. По­этому пословицы и поговорки использовались как в обыденной речи казахов, так и ораторами в публичных выступлениях (на айтысах, в судебных разбирательствах, спорах между родами и т.д.). Пословицы в течение многих веков и тысячелетий выдержали отбор и достигли высокого эстетического и философского уровня. Казахский народ всегда отдавал предпочтение искусству слова; людей, умевших красноречиво и образно говорить, называли шешен, т.е. ритор, оратор. Известные в истории казахов жырау, акыны, такие как Майкы би, Аяз би, Асан Кайгы, Жиренше, Бухар-жырау, Махамбет Утемисова в своих выступлениях для доказательства своей мысли, своей позиции всегда использовали пословицы, поговорки, афоризмы.

4. Образование казахского народа. Этноним «Казах». Жузы и родоплеменной состав.

В эпоху бронзы и раннего железа на основе хозяйственных и культурных традиций возникла предковая база процесса формирования культурно-исторической общности последующих племен и племенных союзов Казахстана, включая и казахскую народность. Таким образом, истоки этногенетических процессов, определивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности – эпохе разложения первобытного строя.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии, составили многочисленные племена от саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, киреев и др., обитавших в разное время на территории Казахстана. В XIII веке этничекое развитие населения Казахстана было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент – монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана – жалаиры, кограты, мангыты, бырласы и другие. В XV –XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории.

Особенность Казахстана является то, что на его территории возникли жузы – племенный объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказаскую территорию.

Старший жуз занимал территорию от Сырдаьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны,сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

Средний жуз занимал территорию Центрального и часть Северо-Восточного Казахстана. В его составе – кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, кириеты, карлуки и др.

Младший жуз занимал низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности. В его составе племенное объединение алшын, такие племена как адай, алаш, байбакты, жаппас, бериш и др.

Один из важнейших вопросов истории Казахстана – это вопрос образования Казахского ханства. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов, объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершенения длительного процесса сложения народности.

5. Образование казахского ханства в XV в. Первые казахские ханы: Жанибек и Керей.

Образование Казахского ханства – один из важнейших вопросов истории Казахстана. Возникновение ханства явилось закономерным итогом этнополитических процессов объединения всех земель региона в одной политической структуре, единения всех казахских родов и племен, завершения длительного процесса сложения народности. Это было стремление этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации.

Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей (правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества.

Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой ханом, он назначил им для обитания долины, Чу, и Козы-Баши.

В лице Джанибека и Керея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье.

Основание в соседнем Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхаира Шаих-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шаих-Хайдар-хан потерпел поражение и погиб, внуки Абулхаира бежали. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи.

Таким образом, образование казахского ханства - это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали - откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто - казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение Керея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти.

6. Возвышение Казахского ханства. Касым хан: внутренняя и внешняя политика.

В начале XVI века в титул султана был возведен сын Жаныбека - Касым. А ханский титул от Керея перешел к его сыну Бурундуку, который согласно праву наследия стал править Казахским ханством.

Традиции султан Касым повиновался хану Бурундуку, признавал его власть. Хотя ханом являлся (1480-1511 гг.) Бурундук, фактически вся власть в ханстве находилась в руках султана Касыма. Соперничество между двумя влиятельнейшими лицами государства завершилось победой султана Касыма, в результате чего хан Бурундук был изгнан из страны. С 1511 года Касым взял ханскую власть в свои руки. Став ханом, Касым стремился ослабить влияние феодальной знати, укрепляя тем самым свою личную власть. Всю свою энергию и действия он направил на расширение территории ханства. В результате его завоевательных походов против соседних государств еще более укрепилось экономическое и политическое положение Казахского ханства. В период правления хана Касыма Казахское ханство превратилось в экономически мощное и политически влиятельное государство. Как сильная историческая личность, хан Касым постоянно проводил политику по расширению территории ханства, благодаря ему Казахское государство утвердило свое политическое влияние среди ближних и дальних государств. Как свидетельствуют средневековые авторы, в период правления хана Касыма Казахское ханство переживало период подъема. Хан Касым в короткие сроки мог созвать конное войско в 300 тысяч всадников. Историк Мухаммед Хайдар Дулати подчеркивал могущество казахского хана Касыма: «Он распространил свою власть над Дешти-и-Кыпчаком. Подданных у него более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было хана более могущественного, чем он». М.Х. Дулати также писал, что войско хана Касыма насчитывает 300 тысяч воинов.

Народные предания казахов связывают с именем хана Касыма создание свода законов, известных как «Касым ханныц каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма»). После смерти Бурундука Касым стал властителем всей Дешт-и-Кыпчакской степи. Расцвету ханства Касыма способствовало ослабление переживавшей тяжелый кризис некогда могущественной соседней Ногайской Орды. Вследствие этого часть кочевых племен Ногайской Орды - кыпчаки, канлы и другие переходили под покровительство казахских султанов. Многие общины, находившиеся под властью ногайских феодалов, перешли под покровительство хана Касыма и казахских султанов.

Основные районы единой этнической территории казахов окончательно стали формироваться при хане Касыме. В начале XVI века хан Касым значительную часть огромной исконной территории казахов подчинил себе. К этому времени границы Казахского ханства на юге охватили Присырдарьинский регион и присырдарьинские города в Туркестанском регионе. На юго-востоке были присоединены основная часть Жетысу, поймы рек Чу, Талас, Каратал и Или. На севере и северо-востоке казахские границы от гор.

ытау и озера Балхаш достигли отрогов Каркаралинских гор. На северо-западе границы Казахского ханства приблизились к пойме реки Урал (Яик). В это время численность населения, находившегося под властью хана Касыма, составляла один миллион человек.

В начале правления хана Касыма политико-административным и торгово-экономическим центром Казахского ханства являлся город Сыгнак. С вхождением в состав ханства города Туркестан он стал его столицей. Хан Касым правил ханством из Туркестана.

Укрепление Казахского ханства при хане Касыме повысило его международный авторитет, дало возможность поднять на высокий уровень внешнеторговые и дипломатические отношения с другими странами. Тесные связи были установлены со среднеазиатскими ханствами, народами Поволжья, Сибирским ханством и Россией. Примечательно, что в зависимости от создавшихся ситуаций хан Касым проводил гибкую и дальновидную внутреннюю и внешнюю политику.

Наши рекомендации