Понятие и виды органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти:
1) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
2) наделены оперативной самостоятельностью;
3) как правило имеют постоянные штаты;
4) образуются вышестоящими органами;
5) подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти;
6) их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируются нормами административного права.
Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами административного права.
[Отличие органов исполнительной власти от предприятий (учреждений). У органа может быть довольно большой по численности обслуживающий аппарат. Но он существует для того, чтобы орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции, аппарат работает на орган, обслуживает его, создаёт ему условия для нормального функционирования. А, ZB., на предприятии мы видим иную картину: производственные подразделения производят необходимые для общества материальные блага, а администрация создаёт условия для их нормального функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет управленческих функций, ими занята специально организованная группа людей – администрация. Её нужно рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения), который изнутри руководит им, но не как орган государства. Þ Всегда нужно различать два вида управления: управление вышестоящими органами (внешнее) и внутреннее управление, осуществляемое администрацией органа, предприятия, учреждения, т.е. его самоуправление]
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из трёх блоков:
1) Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осуществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он является, в «чужих» интересах.
2) Организационно-структурного, включающего в себя правовые предписания, регламентирующие:
а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;
б) его структуру;
в) его линейную и функциональную подчинённость.
3) Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Её можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.д.), применительно к определённым субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).
Виды органов исполнительной власти (по различным критериям):
I В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы исполнительной власти (а это совпадает с их подчинённостью), различают:
1) Федеральные органы исполнительной власти.
2) Органы исполнительной власти субъектов федерации.
3) Местные органы исполнительной власти.
II По организационно-правовому принципу организации и деятельности различают:
1) правительство;
2) министерства;
3) комитеты;
4) надзоры и т. д.
III По характеру компетенции различают:
1) Общей компетенции (Правительство РФ, Правительства других субъектов РФ – не только правительства!).
2) Отраслевой компетенции (Министерства).
3) Межотраслевой компетенции (Комитеты).
Å /дополнительно/ Специальной компетенции (Инспекции, службы).
IV По порядку разрешения дел различают:
1) Коллегиальные (Правительство).
2) Единоличные (Министр).
[Правительство решает вопросы коллегиально и принимает постановления; распоряжения же являются единоличными актами (на уровне председателя или заместителя председателя Правительства) – индивидуальные акты разового пользования Þ принципиален перечень вопросов, рассматриваемых коллегиально и единолично]