Тема 4. Политическая власть

Понятие власти является одним центральным в политологии. Без него нельзя представить науку о политике, ибо власть выступает одним из важнейших способов упорядочения общественных отношений. Власть можно рассматривать как сложный и комплексный социокультурный феномен жизни людей, связанный с проявлением механизмов их взаимного влияния и взаимодействия, которые представлены в различных формах. В связи с этим следует обозначить ряд основных подходов к определению понятия власти: 1) бихевиористский(власть – это особый тип поведения, основанный на стремлении и возможности изменения поведения других людей); 2) телеологический (лат. «teleo»- цель, власть – реализуется в процессе целеполагания и достижения поставленных целей); 3) инструментальный(власть – это использование определенного арсенала средств и инструментов деятельности, стремящихся к своему расширению); 4) структуралистский(власть – это отношение между структурными частями социальной системы, отношение между управляющими и управляемыми, субъектами и объектами власти); 5) волевой (власть – это влияние, оказываемое на других субъектов, способность подчинить волю других людей своей воле); 6) конфликтный (власть – это принятие решений в конфликтных, спорных ситуациях) и др.

Политическая власть – это реальная способность и возможность тех или иных социальных сил проводить свою волю с помощью определенных средств в политике, добиваясь поставленных целей.

Структура власти:

1) субъекты власти (ее носители, инициаторы властных решений);

2) объекты власти (те, на кого направлено властное решение);

3) источники власти (богатство, сила, знания, организованность и др.);

4) формы власти (господство, руководство, управление, организация, контроль и т. д.);

5) ресурсы власти (те средства, которые обеспечивают широкое влияние субъекта власти на объект – постановления, указы, директивы, СМИ, политические партии, общественные организации, силовые структуры и т.д.);

6) функции власти (интегрирующая, мотивирующая, контролирующая, репрессивная, стабилизирующая).

Практические способы реализации политической власти связаны в свою очередь со следующими моделями осуществления властных отношений:

- реализация власти, основанной на насилии (наиболее ранняя форма властных отношений, в которой решающим значением обладает физическое превосходство, угроза, наказание, страх и т.д., рассматриваемая в настоящее время как самая малоэффективная, контрпродуктивная форма властного, политического взаимодействия);

- власть, основанная на традиции, авторитете (более устойчивая форма властных отношений);

- власть, основанная на взаимном интересе, обоюдных правах и обязанностях (наиболее устойчивая форма властных отношений, способствующая процессам глубокой демократизации общества, высвобождения социальной инициативы и укреплению гражданского партнерства).

Политически господствующей силой в обществе является государственная власть. Государственная власть – это верховная, доминирующая власть, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Источник государственной власти – народное волеизъявление. Властные институты государства образуются в установ­ленном законом порядке. Они выполняют конкретные обязан­ности, наделены широкими полномочиями и располагают ресурсами общества для удовлетворения интересов граждан. Их решения обязательны для исполнения всеми социальными субъектами. Эта властьформирует систему законов и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, обладает правом на применение не только методов убеждения и стимулирования, но и принуждения (насилия).

Основные принципы организации и деятельности государ­ственной власти:

· признание народа источником власти;

· принцип равноправия граждан перед властью;

· отчетность выборных лиц власти;

· принцип подчинения меньшинства большинству при обязательном учете мнения меньшинства;

· принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

· равноправие, демократичность сотрудничества властных институтов между собой и обществом;

· легальность и легитимность властных институтов (легальный, от лат «lex» - закон, т.е. законный, соответствующий закону; легитимный –популярный в обществе, принимаемый народом);

· авторитарность власти, как ее социально значимая способность осуществлять принуждение и насилие в случае особой необходимости;

· наличие политической воли, выраженных стремлений, конструктивных амбиций, соответствующих знаний, умений и навыков у носителя власти (наличие программы, плана, ясных целей и стремления их добиваться)

· компетентное принятие управленческих решений и надлежащее обеспечение их ис­полнения:

· гласность и прозрачность деятельности властных институтов, их подот­четность гражданам;

· невмешательство государственных органов в деятель­ность общественных объединений, партнерские отношения с институтами гражданского общества.

Государственная власть – явление многоуровневое, в связи с чем можно встретить определение «вертикаль власти», предполагающее иерархию и соподчинение различных звеньев во властной цепи. Можно выделить следующие уровни государственной власти:

· макроуровень – деятельность центральных органов власти;

· мезауровень – властные инстанции на уровне областей, административнотерриториальных единиц, регионов;

· микроуровень – местная власть, властные учреждения отдельных городов и сел.

Кроме этого выделяют еще и т.н. мегауровень власти – власть всего мирового сообщества и крупных международных организаций, прежде всего ООН, способных влиять на политику отдельных государств, проводить совместные миротворческие операции, издавать обязательные для исполнения документы и т.д. Вместе с тем не все эксперты согласны признавать данный уровень власти, ибо его проявления довольно противоречивы (военные действия отдельных государств без разрешений Совета безопасности ООН, игнорирование постановлений и принятых решений в угоду собственным национальным интересам и т.д.).

Общий характер государственной власти определяется политической наукой по ее сущностным признакам:

· субъекту властвования (законодательная, исполнитель­ная, судебная, правительственная, президентская, парла­ментская власть);

· форме правления (монархия, республика);

· режиму правления (демократический, либеральный, авторитарный, тота­литарный);

· формам власти (автократия, полиархия, полития, олигар­хия, аристократия и др.).

Политическая власть в Республике Беларусь строится на основе народного волеизъявления, как сущностного принципа демократии, формирующего основные государственные институты в процессе наделения властными полномочиями конкретных выборных лиц власти различного уровня. Главные принципы и положения, регламентирующие общие механизмы функционирования политической власти в стране, закреплены в важнейшем документе государственного значения – Конституции Республики Беларусь.

Наши рекомендации