Тема 4. Политическая власть
Понятие власти является одним центральным в политологии. Без него нельзя представить науку о политике, ибо власть выступает одним из важнейших способов упорядочения общественных отношений. Власть можно рассматривать как сложный и комплексный социокультурный феномен жизни людей, связанный с проявлением механизмов их взаимного влияния и взаимодействия, которые представлены в различных формах. В связи с этим следует обозначить ряд основных подходов к определению понятия власти: 1) бихевиористский(власть – это особый тип поведения, основанный на стремлении и возможности изменения поведения других людей); 2) телеологический (лат. «teleo»- цель, власть – реализуется в процессе целеполагания и достижения поставленных целей); 3) инструментальный(власть – это использование определенного арсенала средств и инструментов деятельности, стремящихся к своему расширению); 4) структуралистский(власть – это отношение между структурными частями социальной системы, отношение между управляющими и управляемыми, субъектами и объектами власти); 5) волевой (власть – это влияние, оказываемое на других субъектов, способность подчинить волю других людей своей воле); 6) конфликтный (власть – это принятие решений в конфликтных, спорных ситуациях) и др.
Политическая власть – это реальная способность и возможность тех или иных социальных сил проводить свою волю с помощью определенных средств в политике, добиваясь поставленных целей.
Структура власти:
1) субъекты власти (ее носители, инициаторы властных решений);
2) объекты власти (те, на кого направлено властное решение);
3) источники власти (богатство, сила, знания, организованность и др.);
4) формы власти (господство, руководство, управление, организация, контроль и т. д.);
5) ресурсы власти (те средства, которые обеспечивают широкое влияние субъекта власти на объект – постановления, указы, директивы, СМИ, политические партии, общественные организации, силовые структуры и т.д.);
6) функции власти (интегрирующая, мотивирующая, контролирующая, репрессивная, стабилизирующая).
Практические способы реализации политической власти связаны в свою очередь со следующими моделями осуществления властных отношений:
- реализация власти, основанной на насилии (наиболее ранняя форма властных отношений, в которой решающим значением обладает физическое превосходство, угроза, наказание, страх и т.д., рассматриваемая в настоящее время как самая малоэффективная, контрпродуктивная форма властного, политического взаимодействия);
- власть, основанная на традиции, авторитете (более устойчивая форма властных отношений);
- власть, основанная на взаимном интересе, обоюдных правах и обязанностях (наиболее устойчивая форма властных отношений, способствующая процессам глубокой демократизации общества, высвобождения социальной инициативы и укреплению гражданского партнерства).
Политически господствующей силой в обществе является государственная власть. Государственная власть – это верховная, доминирующая власть, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Источник государственной власти – народное волеизъявление. Властные институты государства образуются в установленном законом порядке. Они выполняют конкретные обязанности, наделены широкими полномочиями и располагают ресурсами общества для удовлетворения интересов граждан. Их решения обязательны для исполнения всеми социальными субъектами. Эта властьформирует систему законов и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, обладает правом на применение не только методов убеждения и стимулирования, но и принуждения (насилия).
Основные принципы организации и деятельности государственной власти:
· признание народа источником власти;
· принцип равноправия граждан перед властью;
· отчетность выборных лиц власти;
· принцип подчинения меньшинства большинству при обязательном учете мнения меньшинства;
· принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);
· равноправие, демократичность сотрудничества властных институтов между собой и обществом;
· легальность и легитимность властных институтов (легальный, от лат «lex» - закон, т.е. законный, соответствующий закону; легитимный –популярный в обществе, принимаемый народом);
· авторитарность власти, как ее социально значимая способность осуществлять принуждение и насилие в случае особой необходимости;
· наличие политической воли, выраженных стремлений, конструктивных амбиций, соответствующих знаний, умений и навыков у носителя власти (наличие программы, плана, ясных целей и стремления их добиваться)
· компетентное принятие управленческих решений и надлежащее обеспечение их исполнения:
· гласность и прозрачность деятельности властных институтов, их подотчетность гражданам;
· невмешательство государственных органов в деятельность общественных объединений, партнерские отношения с институтами гражданского общества.
Государственная власть – явление многоуровневое, в связи с чем можно встретить определение «вертикаль власти», предполагающее иерархию и соподчинение различных звеньев во властной цепи. Можно выделить следующие уровни государственной власти:
· макроуровень – деятельность центральных органов власти;
· мезауровень – властные инстанции на уровне областей, административнотерриториальных единиц, регионов;
· микроуровень – местная власть, властные учреждения отдельных городов и сел.
Кроме этого выделяют еще и т.н. мегауровень власти – власть всего мирового сообщества и крупных международных организаций, прежде всего ООН, способных влиять на политику отдельных государств, проводить совместные миротворческие операции, издавать обязательные для исполнения документы и т.д. Вместе с тем не все эксперты согласны признавать данный уровень власти, ибо его проявления довольно противоречивы (военные действия отдельных государств без разрешений Совета безопасности ООН, игнорирование постановлений и принятых решений в угоду собственным национальным интересам и т.д.).
Общий характер государственной власти определяется политической наукой по ее сущностным признакам:
· субъекту властвования (законодательная, исполнительная, судебная, правительственная, президентская, парламентская власть);
· форме правления (монархия, республика);
· режиму правления (демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный);
· формам власти (автократия, полиархия, полития, олигархия, аристократия и др.).
Политическая власть в Республике Беларусь строится на основе народного волеизъявления, как сущностного принципа демократии, формирующего основные государственные институты в процессе наделения властными полномочиями конкретных выборных лиц власти различного уровня. Главные принципы и положения, регламентирующие общие механизмы функционирования политической власти в стране, закреплены в важнейшем документе государственного значения – Конституции Республики Беларусь.