Женские социальные сети 1 страница
Д
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Панорама, 1997.
Thompson N. Anti-Discriminatory Practice. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, London: Macmillan, 1997.
© E. P. Ярская-Смирнова
ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН В ОПЛАТЕ ТРУДА,см. Гендерная дифференциация оплаты труда.
ДИСКРИМИНАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА,см. Дискриминация в сфере труда.
ДИСКРИМИНАЦИЯ ПРИ НАЙМЕ НА РАБОТУ,см. Дискриминация в сфере труда.
ДИСКУРС- многозначный широко употребляемый термин, определяемый, в частности, как "совокупность вербальных манифестаций, устных или письменных, отражающих идеологию или мышление определенной эпохи". Более узкое значение -научный или профессиональный язык, а также выражаемые идеи и социальные результаты, которые, согласно М. Фуко, должны считаться главным явлением социальной власти, а не просто способом описания мира. Например, в медицинском и научном дискурсе понятия сексуальность или безумие в XX столетии по сравнению с предшествующим "ненаучным периодом" значительно изменились, соответственно изменился социальный подход к ним (Большой толковый социологический словарь).
Discourse (англ.)
Литература:
Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999.544 с.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ,см. Насилие в отношении женщин.
ДОМАШНИЙ ТРУД- форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком; отличается по объему и содержанию для домохо-зяйств, состоящих из одного человека или семьи, в квартире или доме с садом; имеет
несколько стадий, соответствующих стадиям жизненного цикла семьи или домохозяйства; может осуществляться членами семьи или наемным работником. Труд в рамках домохозяйства анализируется феминистскими авторами как фактор гендерной дифференциации (см. Гендер) и гендерного неравенства: например, работы М. Баррет, К. Дельфи, М. Ферри. Домашний труд в его современном виде возник в результате отделения рабочего места от жилища, во многом ставшим местом не производства, а потребления товаров. Тем самым работа разделилась на "настоящую", подразумевающую вознаграждение за труд, и "невидимую", принимаемую как должное (Гидденс). Патриархатная (см. Патриархат) культура, которая является чрезвычайно стойкой и распространенной даже в современных обществах, характеризуется разделением всей человеческой деятельности на приватную и публичную сферы. Разделение ответственности за каждую из этих сфер происходит по признаку пола, и мужчины, как правило, отвечают за вторую, а женщины - за первую.
За редким исключением, домашний труд выполняется женщинами вне зависимости от их статуса на рынке труда. В связи с этим говорят о несправедливом распределении обязанностей по полу, поскольку при двух работающих супругах домашние заботы лежат прежде всего на женщине. Вместе с тем, сами женщины по-разному оценивают свою роль в работе по дому: одни считают ее той сферой, где могут реализовать себя, свою власть, умения и способности, другие полагают ее скучной и монотонной, утомительной и закабаляющей. С целью повысить престиж домашнего труда в 1970-х гг. экономистами предпринимались усилия по расчету стоимости каждого вида деятельности (например, уборка, мытье посуды, планирование бюджета, работа в саду и пр.). Однако, при всей его высокой экономической ценности, домашний труд по-прежнему имеет низкий социальный статус. Существует объяснение, согласно которому домашний труд относится к женской сфере вследствие того, что мужчины имеют больше возможностей на рынке
труда, получают более высокую зарплату, и семья выигрывает, если именно жена работает по дому, а муж занят вне дома. Однако эта теория не задается вопросом о том, как семья приходит к такому решению и почему труд женщин оценивается в рыночных условиях ниже, чем мужской.
Самым авторитетным объяснением женского домашнего труда выступает традиция. Даже в условиях технологического усовершенствования время, затрачиваемое на домашний труд, не уменьшилось. Число технических задач может быть снижено, однако новый акцент на качестве требует больше времени. Кроме того, несмотря на то, что технологические изменения трансформировали структуру домашнего труда, они никак не повлияли на распределение домашних обязанностей по полу. Новые технологии позволяют повысить качество жизни, снизить временные затраты на домашний труд, но не снижают власть мужчин в доме. Если женщины и расходуют меньше сил и времени на домашний труд, то происходит это в силу совсем других причин: растет давление инфляции и участие женщин на рынке труда, уменьшаются размеры домохозяйств, распространяются идеи эгалитаризма (см. Равенство полов) и феминизма (Hall). В работах черных феминисток (см. Черный феминизм), в том числе белл хуке (автор пишет свое имя со строчной буквы - примеч. ред.), проблема тендерной дифференциации домашнего труда рассматривается в контексте этнической специфики домохозяйства, поскольку "традиционная семья", состоящая из отца-добытчика и домохозяйки с детьми, не является распространенной формой среди выходцев из Африки. Кроме того, "традиционный" вариант семьи все реже встречается в современном обществе в целом, отчасти из-за расширения участия женщин в рынке труда, а также из-за распространения монородительской формы семьи (Walby). Тенденция к увеличению числа женщин в составе трудовых ресурсов оказала заметное влияние на труд в домашнем хозяйстве. Замужние женщины, занятые на рынке труда, выполняют меньше работы по дому, хотя
в большинстве случаев продолжают брать на себя основную ответственность за ведение домашнего хозяйства. При этом изменялись приемы и режим выполнения этих обязанностей: в отличие от домохозяек, работающие женщины уделяют время домашним заботам после возвращения со службы и по выходным дням (Гидденс).
Рост женского движения до определенной степени изменил отношение мужчин к домашней работе, но даже самые "либеральные" из них нередко придерживаются установившихся стереотипов поведения. Исследования в сравнительном контексте показывают, что в России, как и на Западе, женщины продолжают отвечать за традиционные обязанности в доме -приготовление пищи, стирка, забота о детях, хотя практика совместного ведения домашних дел растет (Римашевская и др.). Покупки, уборка квартиры, мытье посуды, ведение семейного бюджета, планирование досуга и забота о престарелых родителях сейчас ложатся на плечи не только женщин, но и на мужчин. Кроме того, принятие решений по семейным проблемам в значительной мере осуществляется супругами совместно. Неоплачиваемый труд_(ш. Неоплачиваемый труд женщин) в домашнем хозяйстве имеет исключительно важное значение для экономики. По данным Э. Гидденса, в промышленно развитых странах в домашнем хозяйстве создается от 25 до 40% национального богатства. Домашняя работа . служит фундаментом национальной и международной экономики; от безвозмездных услуг домашнего хозяйства зависит существование огромной части активных трудовых ресурсов (Гидденс).
[См. также Домохозяйство, Неоплачиваемый труд женщин]
Domestic labour (англ.)
Литература:
Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал
УРСС, 1999. 704 с.
Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др.
Окно в русскую частную жизнь. Супружеские
пары в 1996 г. М: Academia, 1999.
Ферри М. М. Феминизм и семейные исследования
// Тендерные тетради. Выпуск 2. Санкт-Петербург:
Санкт-Петербургский филиал ИС РАН, 1999. С.
71-106.
Hall R. H. Sociology of Work. Perspectives, Analyses
and Issues. Thousand Oaks, London, New Delhi: Pine
Forge Press, 1994.
Walby S. Gender // The Blackwell Dictionary of
Twentieth-Centry Social Thought / Ed. by William
Outhwaite and Tom Bottomore. Oxford: Blackwell,
1994. P. 244-245.
© E. P. Ярская-Смирнова
ДОМОСТРОЙ - свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни, памятник светской письменности XVI века. Авторство и составительская работа приписываются протопопу Благовещенского монастыря в Москве, духовнику Ивана Грозного Сильвестру. При составлении свода использовались русские ("Измарагд", "Златоуст", "Поучение и наказание отцов духовных") и западные (чешская "Книга учения христианского", французский "Парижский хозяин" и др.) "учительные сборники". Для тендерной истории особое значение имеют разделы Домостроя XXIX, XXXIV, XXXVI, касающиеся воспитания детей (в том числе обучения девочек рукоделию, а мальчиков "мужским" домашним работам) и отношений с женой, "государыней Дома", как автор Домостроя именует хозяйку. Домострой обучал женщин, "как Богу и мужу угодить", как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Судя по Домострою, они были настоящими домодержи-цами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т. д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать "государыне Дома", целиком подчиняясь ей. В отношениях с домочадцами Домострой рекомендовал хозяину быть "грозою" для жены и детей и строго наказывать их за провинности, вплоть до "сокрушения ребер", либо "плетью постегать по вине смотря". Жестокость отношений с женой и детьми, предписываемая Домостроем, не
выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа. Однако в историю русской общественной мысли Домострой попал именно благодаря одиозным описаниям наказаний жены, поскольку неоднократно цитировался именно в этой части русскими разночинцами-публицистами 1860-х гг., а затем В. И. Лениным. Этим объясняется несправедливое забвение этого ценнейшего памятника вплоть до последней четверти XX века. В настоящее время выражение "домостроевские нравы" сохранило четко выраженную отрицательную коннотацию. Domostroy (англ.)
Литература:
Домострой. Подготовка текста и перевод с древнерусского Д. В. Колесова. СПб., 1998. Колесов Д. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986.
Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. М., 1997.
© Н. Л. Пушкарева
ДОМОХОЗЯЙСТВОопределяется как лицо или группа лиц, проживающих совместно и совместно ведущих хозяйство (Валентей, Кваша), или же как лицо или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни (Рекомендации ООН). Большинство домохозяйств представляют из себя семейные домохозяйства. Но в отличие от семьи, домохозяйство может быть представлено одним человеком или может содержать в своем составе людей, не состоящих в кровном родстве или отношении свойства. Классификация домохозяйств может осуществляться по ряду признаков: территориальному, демографическому, доходному, по трудовому статусу членов домохозяйства, социальному статусу членов домохозяйства и т. д. В данном случае домохозяйство интересует нас с точки зрения влияния его факторов и функций на статус мужчин и женщин, на отношение между полами.
С точки зрения феминисток, восприятие (семейного) домохозяйства зависит от степени патриархатности (см. Патриархат)
в отношениях между супругами: либо это патриархатная единица патриархатного целого (общества), подавляющая женщин и являющаяся источником их дискриминации. либо это эгалитарная база общественного и личного развития. В этом смысле личное становится политическим. Так, среди факторов домохозяйства, влияющих на процессы принятия различных решений, например на предложение женского труда (репродуктивный, доходный, структурный, производственный, властный факторы), властный фактор перевешивает по своему влиянию все остальные. Даже если женщина имеет больший доход, при патриархатных отношениях она не имеет решающего права голоса в процессе принятия решений.
Домашний труд (состоящий из ухода за детьми и нуждающимися членами семьи, из обслуживания членов семьи и из поддержания жилища) является фактором, сдерживающим возможности женщин в отношении оплачиваемого труда, в отношении распоряжения временем, как главным ресурсом развития человека (так как распределение бюджета времени показывает, что в основном женщина выполняет все виды домашнего труда). Понимание того, как происходят процессы распределения труда и принятия решения в домохозяйстве, представляется ключевым в вопросах определения степени патриархатности домохозяйства, его роли в функционировании общественных механизмов.
Поведенческая мотивация индивидов формируется на уровне домохозяйства, влияя на "экономическое" и "демографическое" поведение людей. Как принимаются решения в семье и как распределяется труд в домохозяйстве? Рассмотрим три точки зрения: неоклассический подход, феминистский и марксистский (советский). Новая экономика домохозяйства основывается на понятиях "альтруистического дохода", "общей функции полезности", за которую принимается по сути функция полезности мужа-отца, и общей ответственности за воспитание детей, являющихся семейным благом. Домо-хозяйственные решения (по мнению авторов неоклассической концепции) - результат
семейного консенсуса. Однако домохозяйство не является базисной единицей в процессе принятия семейных решений. Следовательно, мы должны рассматривать индивидуальный, а не семейный уровень микрорешений, дабы не потерять условия консенсуса. Что и предлагают делать феминистки, утверждая, что и распределение труда, и процесс принятия семейных решений находятся под влиянием тендерных отношений и распределения власти в семье, а не достигается путем добровольного согласия. При этом женщины, имеющие меньше власти в силу меньших доходов, меньшей мобильности, подчиняются мужчинам.
Марксистский подход не оперирует понятиями "полезности", в силу этого достаточно трудно проводить сравнения моделей. Как и феминисты, марксисты признают асимметрию в распределении мужских и женских ролей. Однако считают ее естественной. С другой стороны, политика всеобщей занятости была успешно реализована в советский период, что привело в рамках такой модели к конфликту семейных и профессиональных ролей для женщин. Заметим, что на мужчин этот конфликт не распространялся, не предлагалось и способов решения данного конфликта с участием мужчин. Домашний труд и труд по воспитанию детей "перекладывался" на плечи общественных организаций, что, как показала практика, явилось утопией.
Известно, что мужчины и женщины вносят различный вклад в домохозяйственные виды труда. Однако, несмотря на тот факт, что такое распределение труда продолжает воспроизводиться, происходят изменения, касающиеся такого распределения. В частности, активное вовлечение женщин в сферу оплачиваемой занятости привело к тому, что в настоящее время существует как минимум три типа домохозяйств с различной долей участия мужчин и женщин в домашнем труде (в данном случае мы говорим обо всех видах домашнего труда: и о воспитании детей, и о собственно домашнем труде). Критерием выделения домохозяйств различных типов является модель занятости женщин: полная занятость,
частичная занятость и незанятость в общественном производстве. Чем активнее женщина включается в процессы на рынке труда, тем менее она участвует в домашнем труде. Мужья всех трех женщин, последовательно увеличивающих свое "домохозяй-ственное" участие, наоборот, последовательно снижают количество времени, затраченное ими на домохозяйственную деятельность. Причем муж работающей женщины больше вовлекается в традиционно "женские" виды работ в домохозяйстве: уход за детьми, уборка, покупки. Таким образом, специализация в браке (важный постулат неоклассической школы) начинает размываться.
В рамках западного общества элементом такого размывания является изменение структуры потребления семей: увеличивается доля затрат на еду, алкоголь, поддержание машины. Эти изменения связывают со снижающейся необходимостью домохозяйственного участия женщин - семьи чаще питаются в ресторанах, женщина более активна вне дома, что приводит к большим затратам на еду, алкоголь и расходам на машину. Эта модель потребления обладает привлекательностью для населения, что послужит развитию и поддержанию такого образа жизни.
Уровень оплачиваемого труда женщин, вообще говоря, не является достаточным критерием для оценки степени равенства в семье не только в отношении распределения домохозяйственного труда, но и в распределении доходов домохозяйства.
Говоря о равномерном распределении рабочего времени мужчин и женщин, необходимо вспомнить также, что распределение времени досуга также имеет значение в этой связи. По модели Гронау (Gronau), работающая женщина замещает свое время на досуг и домохозяйственный труд временем, потраченным на рынке труда. Эффекты замещения при этом различны для досуга и домохозяйственного труда. Время досуга в большей степени служит резервом экономии рабочего времени. Исследования затрат времени подтверждают эту гипотезу: женщина экономит время для работы за счет воспитания детей, своего досуга и сна.
В основу феминистской критики домохо-зяйственных концепций заложены следующие тезисы: о неоднородности домохозяйственной единицы; о том, что дети являются не только семейным благом, но и ресурсным ограничением (особенно ограничением времени для женщин); о том, что воспитание и уход за детьми не являются природной биологической ролью женщин; о том, что механизм принятия семейных решений зависит от ряда домохо-зяйственных факторов (структуры, репродуктивного и производственного труда, дохода), но основным фактором принятия решений в домохозяйстве является фактор власти (фактор тендерных отношений).
Household (англ.).
Литература:
Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. М., 1989.
Домохозяйство, семья, семейная политика / Под ред. Елизарова В. В., Зверевой Н. В. М., 1997. Жеребин В. М., Романов А. Н. Экономика домашних хозяйств. М., 1998. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М, 1995.
Она же. Некоторые аспекты теоретического анализа домохозяйства // Вестник Моск. ун-та. Экономика. 1995. N 5.
Кунгурова И. Женщины в общественном производстве при социализме. М., 1983. Машика Т. Занятость женщин и материнство. М., 1989.
Becker G. A treatise of the family. Cambridge, 1981. Folbre N. Who pays for the kids? Gender and the structure of constraint. L.,1992. Gronau R. Leisure, Home production and Work - the Theory of Allocation of time revisited // Journal of Political Economy. 1977, 85. P. 1099-1123. Gustafsson S. Cohort size and female labour supply // Revue europeenne de demographie. 1992. N 1. P. 1-22.
Heitlinger A. Women's equality, demography and public policies: a comparative perspective. N. Y., 1993.
Tuttle L. Encyclopedia of feminism. N. Y., 1986. Woolley F. The feminist challenge to neoclassical economics // Cambridge Journal of Economics. 1993. Vol. 17. N. 4. P. 485-500.
© И. Е. Калабихина
ж
ЖЕНСКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ-
жанр, выделяемый в феминистской литературной критике, его основная задача -саморепрезентация женского "Я". В этом смысле традиционное понятие auto-bio-gra-phy в феминистской литературной критике меняется на auto-gyno-graphy - с акцентированием именно женской специфической субъективности в автобиографическом письме. Основные параметры женской автобиографии как жанра, выделяемого в феминистской литературной критике:
* вся женская жизнь достойна описания:
отличие от классических женских
автобиографий состоит в том, что решаю
щим содержательным параметром
сегодня становится "бесстрашие говорить
о своем теле и сексуальности" не как о
второстепенном, но как об основном в
автобиографическом сюжете;
* апелляция к женскому опыту не как
отдельному, а как тендерному опыту
группы;
* отказ или вызов официальной истории -
через репрезентацию тем дома, кухни,
семейного быта, женских и детских
переживаний и болезней и т. п.;
* вместо временной нарративной после
довательности событий реализуется эмо
циональная последовательность, собы
тийность "большой истории" заменяется
женской внутренней "аффектированной
историей".
Огромное влияние на концепцию женской автобиографии оказала концепция маргинальных практик Фуко, который ставит проблему аналитики женской субъективности как дискурса признания. В современной феминистской теории существуют два основных подхода в оценке женского дискурса как дискурса признания. Теоретики феминизма равенства призывают к сопротивлению
патриархатным механизмам производства женской субъективизации в культуре и равному освоению мужских дискурсивных ценностей и норм (в женском дискурсе признания реализуется не дискурс вины, а дискурс независимости, самоутверждения и самодостаточности). Теоретики феминизма различия настаивают на том, что специфический женский дискурс (в том числе автобиографический дискурс как дискурс признания) является альтернативной формой знания и альтернативной формой субъективности.
Women's autobiography (англ.)
Литература:
Фуко Мишель. История безумия в классическую
эпоху. СПб: Университетская книга, 1997.
Wilson Elizabeth. Mirror Writing: An Autobiography.
London: Virago, 1982.
Showalter Elaine. The female Malady: Women,
Madness, and English Culture, 1830-1980. New York:
Penguin Books, 1985.
© И. А. Жеребкина
ЖЕНСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ(занятость женщин) отличается от мужской в двух основных аспектах. Прежде всего, женщины обычно зарабатывают меньше, чем мужчины. Во-вторых, женщины во многих обществах в меньшей степени включены в оплачиваемую работу, чем мужчины, но в большей степени заняты неоплачиваемым трудом (см. Неоплачиваемый труд женщин). Женская занятость определяется разделением труда по признаку пола, социальными представлениями о тендерной специфике работы и социальной политикой в сфере труда. Социальные ожидания "мужского" и "женского" поведения укоренены в патриархатной (см. Патриархат) системе ценностей, в традиционном разделении труда и способствуют воспроизводству гендерных стереотипов в современном обществе. В процессе социализации у женщин развиваются такие черты, как тщательность и аккуратность в работе, внимательность, четкость, эмоциональность. Поэтому труд женщин обычно применяется там, где содержание и условия труда требуют перечисленных качеств
Ж
(см. Феминистский анализ труда). Различия в содержании "мужской" и "женской" работы, в характере социальных предписаний к мужской и женской рабочей силе обусловили существенное социально-экономическое неравенство по тендерному признаку (см. Домашний труд). Вынужденные прерывать обучение и отказываться от карьеры по причине беременности и материнства, женщины отставали от мужчин по уровню образования, профессиональной подготовки, социально-экономической мобильности, что усиливало тендерную дифференциацию в характере занятости. Специфика женской рабочей силы в значительной степени определяется материнством. Чем полнее учитывается этот фактор, тем лучшие социально-экономические условия создаются для успешного сочетания профессионального труда женщин и воспроизводства населения. Вместе с тем, некоторые льготы и трудовые гарантии имеют обратный эффект, поскольку не только защищают женщину, но и закрепляют за ней традиционную роль матери и хранительницы очага, ограничивая ее возможности в сфере труда и занятости, преграждая доступ к престижным и высокооплачиваемым профессиям (см. Дискриминация в сфере труда). С функцией материнства у женщин связано наличие ряда психофизиологических особенностей, которые обусловливают повышенные требования к условиям труда. Различия в применении мужской и женской рабочей силы могут быть в определенной степени сглажены, если используемая техника, организация труда и отдыха будут в наибольшей мере соответствовать особенностям женского организма.
На протяжении многих лет уровень занятости женщин в России был достаточно высоким. Это способствовало формированию нового качества женской рабочей силы, для которой профессиональный труд стал неотъемлемой характеристикой. Рост уровня занятости женщин приводил к сближению степени подготовки мужчин и женщин к профессиональной деятельности. В результате доля лиц с высшим и средним образованием, включая неоконченное высшее, уже в 1980-е
гг. стала примерно одинаковой у работающих мужчин и женщин. Причем женщины до 40 лет имели даже более высокий уровень образования, чем мужчины. Поэтому уже в 1990-е гг. вырос уровень образования женщин трудоспособного возраста по сравнению с мужчинами, учитывая показатели по общему, среднему специальному и высшему образованию. В результате на протяжении 1960-1980-х гг. наблюдалось увеличение удельного веса численности работающих женщин во всех крупных профессиональных группах, где характер труда требует наличия высшего и среднего специального образования (инженерно-технические работники, экономисты, педагоги, медики, агрономы, юристы). По ряду профессий доля численности женщин достигла 60-80%. Вместе с тем, женщин среди квалифицированных работников по рабочим профессиям, а также женщин на руководящих должностях значительно меньше, чем мужчин. В этом заключается главное отличие качества мужской и женской рабочей силы на современном этапе. К началу 1995 г. женщины составляли около 48% населения трудоспособного возраста, тогда как среди занятых их доля равна примерно 50%, в том числе среди служащих -около 65%, среди рабочих - 40%. Развитие рыночных отношений в трудовой сфере снизило спрос экономики на рабочую силу определенных профессиональных групп, среди которых преобладали женщины. Поэтому на первоначальном этапе высвобождения рабочей силы в России безработица обрела "женское лицо".
Положение женщин на рынке труда регулируется Кодексом законов о труде Российской Федерации. Недопущение ограничений прав женщин при приеме на работу предусматривает статья 16 КЗоТ. Глава XI КЗоТ полностью посвящена защите прав женщин в сфере труда. Так, статья 160 запрещает применение женского труда на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах. Ограничивается труд женщин в ночное время (ст. 161), сверхурочные работы,
работы в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (ст. 162). Статья 165 регламентирует предоставление отпуска по беременности и родам. На предприятиях и в организациях с широким применением женского труда законодательством предусматривается специальное обслуживание женщин - организация детских яслей и детских садов и пр. Статья 77 запрещает какое бы то ни было понижение размера оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста и т. д. Трудовое законодательство, направленное на защиту женщин от дискриминации на рынке труда, существует и в других странах. Однако эта дискриминация, которая отражает дисбаланс власти и ответственности между женщинами и мужчинами, между женщиной и государством, сохраняется и сейчас, в том числе и в индустриально развитых странах. Например, в США женщинам приходится сталкиваться с трудностями при поступлении на работу в организации, которые вкладывают значительные средства в подготовку кадров. Как показывают данные американских исследований, женщины обычно прекращают трудовую деятельность в период вступления в брак, и если возвращаются к трудовой деятельности, то в возрасте тридцати и более лет. Свидетельством такого участия женщин в трудовой деятельности являются данные, полученные в 1983 г., согласно которым средняя продолжительность непрерывной работы в одной организации для женщин составляла 3,7 года, а для мужчин - 5,1 года. Меньшая средняя продолжительность непрерывного стажа работы на одном месте закономерно вызывает у работодателей нежелание вкладывать средства в подготовку и проф-обучение женщин на фирмах, где требуются высококвалифицированные работники. Такое отношение работодателей, имея вполне определенную экономическую подоплеку, одновременно представляет собой пример так называемой статистической дискриминации, т. е. оценка личности на основе статистических данных, полученных для