Ситуационный
В процессе научного управления обществом применяются различные методы и средства: экономические, административные, социально-психологические. Конкретный их состав зависит, прежде всего, от той подсистемы общества и общественного производства, на которую направлено управленческое воздействие.
Научный подход в управлении использует математику, статистику, конкретные инженерные науки и связанные с ними области знаний. Для принятия наиболее эффективного управленческого решения применяются количественные методы и исследования операций, построение экономико-математических и имитационных моделей, что упрощает сложные проблемы, сокращает число переменных до управляемого количества. Развитие компьютерной техники позволяет конструировать модели, довольно близко описывающие реальные ситуации и принимать рациональные инженерные решения. Количественные методы являются основным средством выбора и принятия рационального управленческого решения.
1.3. Структура и содержание дисциплины, взаимосвязь с другими дисциплинами.
Элементы организаций и процесса управления. Внутренняя и внешняя среда организации. Основные функции управления. Планирование (внутрифирменное, стратегическое). Организация и координация. Построение организаций. Мотивация. Современные теории мотивации. Контроль как функция управления. Связующие процессы. Коммуникации в системе управления. Методы принятия решений. Стили руководства, лидерство. Управление трудовыми ресурсами, конфликтами.
При изучении курса необходимы знания следующих дисциплин экономического профиля: основы экономической теории, макроэкономика, микроэкономика, экономика предприятия, менеджмент и т.п.
1.4. Применение на практике материалов курса.
Теоретические основы управления. Основные понятия.
2.1. Управление – основные понятия и классификация.
Управление как явление объективного мира очень многообразно.
Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три основные его компонента: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это система основных идей в той или иной отрасли знания. В современном понимании теорией называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из этих законов.
При этом всякому теоретическому познанию в силу того, что теория неизбежно содержит гипотетический элемент, присущ некоторый момент неопределенности, неуверенности, т.е. вероятностный характер. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий считается: чем проще теория, тем ближе она к истине.
Управление — это, прежде всего наука, сочетающая в себе как прикладные, так и теоретические, исторические моменты. До того, как перейти к рассмотрению основных теоретических и методологических аспектов научного управления, раскроем содержание понятий управление, администрирование, менеджмент, власть, руководство и других.
С научной точки зрения управление — это направленная координация и организация объекта управления. Это сфера человеческой деятельности, возникшая в результате разделения труда с помощью которой человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.
Управление — это процесс, обеспечивающий (при использовании по целевому назначению) необходимое протекание процессов преобразования энергии, вещества и информации, поддержание работоспособности и безаварийности функционирования объекта путем сбора и обработки информации о состоянии объекта и внешней среды, выработки решений о воздействии на объект и их реализации (использования, применения).
Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:
• процессы управления в неживой природе (в технических системах). Управление производственно-техническими процессами и физическими телами, системами машин, т.е. управление техническими системами, называют управлением вещами. Эта область управления изучается преимущественно техническими науками;
• процессы управления в живых организмах (в биологических системах). Управление процессами, протекающими, в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Эта область управления является предметом изучения естественных наук;
• процессы управления в обществе (в социальных системах). Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в социальные группы с их различными интересами, т.е. управление социальными системами, называют управлением людьми. Эта область управления является преимущественно предметом изучения социальных наук.
Процессы управления |
В неживой природе (технических схемах) | В живых организмах (биологических системах) | В обществе (социальных системах) |
Технические науки Естественные науки Социальные науки
Управление коллективной деятельностью людей |
Управление индивидуальной деятельностью человека |
Управление в обществе включает два основных подкласса:
- управление индивидуальной деятельностью человека,
- управление коллективной (совместной) деятельностью людей.