Тема 6. право международных организаций и конференции
Указание Будапештского Кодекса поведения 1994 г. на то, что закрепленные в Кодексе положения "носят политически обязательный характер", как раз и говорят о том, что эти положения имеют юридическую силу для государств-участников, иначе как можно обязать суверенное государство выполнять свои политические обязательства, в том числе в области международного сотрудничества в военно-политических направлениях и по мерам военного доверия?
Более того, итоговыми документами СБСЕ самому совещательному процессу было придано новое качество. Совещание, созываемое периодически, было преобразовано в новую международную региональную Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с постоянно действующими органами, которые с 1 января 1995 г. сразу же включились в работу. Например, представители ОБСЕ принимали активное участие в качестве посредников в урегулировании военных конфликтов в Абхазии и Чечне.
Источником международного права являются решения и некоторых международных межправительственных организаций, в частности ООН. Обязательны к исполнению всеми государствами - членами ООН резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, касающиеся бюджетно-финансовых вопросов ООН и внутренней структуры самой ООН. Например, Резолюцией 48/141 от 20 декабря 1993 г. учрежден пост Верховного комиссара по правам человека по должности уровня заместителя Генерального секретаря ООН и создан Центр по правам человека в рамках Секретариата ООН. Создание этих новых структур привело к изменению бюджетных взносов государств - членов ООН и учету государствами рекомендаций Верховного комиссара по правам человека.
Объединение ФРГ и ГДР в одно государство, распад СССР, Чехословакии и Югославии с образованием новых государств - членов ООН также привело к повышению расходов ООН и перераспределению бюджета ООН по соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, выполнять которую должны все государства - члены ООН.
Нормативный характер имеют и резолюции Совета Безопасности ООН, особенно касающиеся действий в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Такие резолюции обязательны к исполнению как для членов ООН (ст. 25 Устава ООН), так и для не членов ООН, так как согласно п. 6 ст. 2 Устава ООН "Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности". Например, если Швейцария – не член ООН стала бы нарушать санкции, введенные Советом Безопасности ООН против Ирака, Совет Безопасности мог бы принять санкции и против Швейцарии, чтобы принудить ее к прекращению нарушений и выполнению решений Совета Безопасности. Резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Совет Безопасности ООН учредил Международный трибунал с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии и утвердил для этого Устав Международного уголовного трибунала по Югославии; Резолюцией 955 от 8 ноября 1994 г. Совет Безопасности учредил Международный трибунал с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и Другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., и утвердил для этого Устав Международного уголовного трибунала по Руанде.
Подобные действия Совета Безопасности свидетельствуют о том, что Совет Безопасности, ранее осуществлявший правоприменительные функции, начал выступать и в качестве нормотворческого органа, деятельность которого в этом качестве была одобрена всеми государствами - членами Совета Безопасности и ООН в целом. Правда, при этом следует иметь в виду, что такими нормотворческими функциями Совет Безопасности наделяется самими государствами - членами Совета Безопасности, которые и принимают такие решения.
В нормотворческом процессе активно участвуют и специализированные учреждения ООН (Международная организация труда, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации и др.), разрабатывающие конвенции, технические правила, международные нормы и стандарты, которые после их надлежащего вступления в силу становятся источниками международного права.
Более того, международные межправительственные организации и некоторые международные органы (например, Международный орган по морскому дну, Международный трибунал по морскому праву, Арбитраж, созданные в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.) в рамках учреждающих такие организации и органы документов разрабатывают и принимают свои собственные правила и процедуры нормативного характера, которые регулируют внутреннюю деятельность международных организаций и международных органов, их взаимоотношения с государствами и другими субъектами международного права, в том числе и нормы процессуального характера. Такое нормотворчество позволяет вполне обоснованно говорить о становлении и развитии внутреннего права самих международных организаций или в общем, плане, права международных организаций.
Особое внимание обращают на себя решения Международного суда ООН. Являются ли решения Международного суда ООН источником международного права? Международный суд ООН (как и любой судебный орган вообще) является не правотворческим, а правоприменительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм международного права. Решения Международного суда ООН не являются и не могут являться источником международного права, они обязательны к исполнению только лишь теми государствами, чей спор рассматривался Международным судом. Хотя никак нельзя отрицать того факта, что и решения Международного суда ООН, и нормы, разрабатываемые международными межправительственными организациями и международными органами, могут явиться основой для формирования впоследствии договорных международно-правовых норм.
Авторы учебника "Международное право" Дипломатической академии МИД РФ и МГИМО МИД РФ (1994 г.) утверждают, что "статья 38 Статута Международного суда ООН содержит перечень источников международного права (курсив мой. - Авт.),на основании которых суд должен решать переданные на его рассмотрение споры". На самом же деле ст. 38 содержит не перечень источников международного права, а положения о том, что "суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет..." - далее следует перечень применяемых судом отправных документов, на основании которых суд выносит решение. К числу таких отправных документов ст. 38 относит:
"а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой, указанной в статье 59 (решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу), судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".
Из перечисленных выше отправных документов, применяемых судом, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву никак не могут называться источниками международного права.
Государства - основные субъекты международного права никогда в своих действиях не будут руководствоваться судебными решениями, а тем более доктриной даже самых квалифицированных ученых. В противном случае можно было бы предположить, что Российская Федерация будет руководствоваться трудами 3. Бжезинского, а США - трудами Г.И. Тункина.
Другое дело - Международный суд ООН - судебный орган международной межправительственной организации. Суд за неимением источников международного права может руководствоваться и судебными прецедентами и доктриной ученых, но Международный суд ООН - это только судебный орган, а не субъект международного права.
Юридический статус пространств арктического региона, под которым понимается северная полярная область земного шара, ограниченная с юга северным полярным кругом, подразделяется на две категории. Материковые и островные образования подчинены суверенитету того или другого из сопредельных с Северным Ледовитым океаном государств — России, Дании, Канады, Норвегии или США. Такое правовое положение сухопутных частей региона, сложившееся на базе традиций, первоначального завладения и детального пользования ими (“эффективная оккупация”), договорного оформления либо приобретения, с течением времени получило закрепление во внутригосударственных нормативных актах, принимавшихся некоторыми из поименованных государств.
В частности, суверенитет и юрисдикция Канады распространены на прилежащие к ее континентальной части островные образования Арктики Законом о северных территориях от 27 июня 1925 г.1; Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. объявлены принадлежащими к территории СССР “как открытые, так и могущие быть открытыми” земли и острова, находящиеся к северу от евразийского материка вплоть до Северного полюса в промежутке между меридианом 32°04'35" восточной долготы и меридианом 168°49'30" западной долготы. К территории Норвегии арктический архипелаг Шпицберген и расположенные вблизи него острова между меридианами 10° и 35° восточной долготы отнесены многосторонним Договором о Шпицбергене, заключенным в 1920 г.
Подобный метод разграничения зон национальных интересов приарктических государств в данном регионе побудил некоторых правоведов выдвинуть “теорию секторов”, согласно которой суверенитет этих стран распространяется на всю вообще пространственную сферу Арктики. Упоминание в законодательстве таких стран географических меридианов рассматривается сторонниками подобного подхода как недвусмысленное установление здесь соответствующими государствами своих государственных границ. В действительности же ни в одном из известных национальных нормативных актов не содержится заявлений о распространении на всю Арктику верховенства стран, прибрежных к Северному Ледовитому океану. В связи с этим следует исходить из того, что части его акватории по своему юридическому статусу подразделяются на такие же категории, что и водные пространства всего Мирового океана, а именно: на внутренние морские воды и территориальное море, на которые распространяется суверенитет прибрежных государств, на прилежащую, исключительную экономическую зоны и континентальный шельф, где прибрежные государства могут осуществлять лишь юрисдикционные правомочия в отношении отдельных видов морской деятельности, а также на пространства открытого моря и Международного района морского дна, подпадающие под действие международного режима, допускающего пользование их пространствами и природными ресурсами любым государством с учетом требований, установленных международным правом.
Международная межгосударственная (межправительственная) организация - это создаваемое заинтересованными государствами в соответствии с международным правом объединение, управомоченное ими на решение конкретных задач в одной из областей международных отношений - политической, военной, экономической, правовой и др. Подобные объединения характеризуются следующими основными признаками:
- создание в соответствии с требованиями принципов и норм международного права, ибо в противном случае ее учредительный акт должен быть
признан ничтожным (недействительным с самого начала), а его действие прекращено в кратчайший срок;
- учреждение на основе международного договора, регулирующего поведение его сторон и самой организации, устанавливающего соответствующую систему органов и процедурные формы их деятельности;
- осуществление сотрудничества в конкретных областях международной
деятельности и координации усилий субъектов международного права; каждая такая организация выступает в качестве посредника между ее
членами, используя различные формы общения — консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.;
- наличие соответствующей организационной структуры — штаб квартиры, системы главных и вспомогательных органов, административного аппарата, которые функционируют в строгом соответствии с положениями учредительного акта и разработанных на его основе рабочих регламентов;
- наличие прав и обязанностей, делегируемых создаваемой организации
ее учредителями и четко фиксируемых в учредительном акте таковой таким
образом, что она без согласия ее участников не может предпринять действий, затрагивающих их интересы, и выйти за рамки целей и компетенции,установленных упомянутым учредительным актом;
- обладание автономной волей в рамках делегированных ей государства
ми-учредителями полномочий (компетенции), имея в виду способность организации самостоятельно выбирать конкретные средства и способы реализации прав и обязанностей, возложенных на нее.
Следовательно, межгосударственные (межправительственные) организации обладают правосубъектностью, включающей правоспособность (способность иметь права и обязанности), дееспособность (способность своими действиями осуществлять, реализовать свою правоспособность), способность участвовать в процессе международного правотворчества и способность нести юридическую ответственность за совершаемые ею действия. Наличие у таких организаций международной правосубъектности позволяет утверждать, что их воля представляет новое по сравнению с волей каждого из государств-учредителей в отдельности качество: эта воля не является суммой воль членов организации, а обособлена от них, будучи ограниченной по объему положениями учредительного акта, которым создана.
Наиболее важными чертами международной правосубъектности международных организаций являются:
—признание за ними качества международной личности со стороны других субъектов международного права;
—наличие обособленных прав и обязанностей;
—право на свободное выполнение своих функций;
—право на заключение договоров;
—участие в создании норм международного права;
—право обладать дипломатическими привилегиями и иммунитетами;
—право на обеспечение выполнения норм международного права;
—международно-правовая ответственность.
Членство в международных организациях основано на принципе суверенного равенства государств и иных субъектов международного права, что проявляется в общем практически для всех таких организаций условии вступления в состав их членов - принятии принципов каждой такой организации соискателем. Подразделение членов на первоначальных и других (остальных) на объеме их прав и обязанностей не отражается. Ассоциированное членство обычно предоставляется группам малых государств в тех международных организациях, в которых для получения статуса полноправного члена необходимо соответствие соискателя определенным условиям (ценз).
Права и обязанности членов межгосударственных международных организаций могут подразделяться на индивидуальные и коллективные:
- к индивидуальным относятся такие, которые могут связывать отдельного члена данной организации с нею в качестве партнера
- коллективные обращены ко всем членам или к их группе и обязывают их действовать в определенных обстоятельствах сообща, наделяют их какими-либо правами единообразно.
Те и другие обычно получают четкое закрепление в учредительных актах соответствующих международных организаций либо в принимаемых ими решениях (резолюциях).
Условия и процедура прекращения членства в международных организациях всегда получают закрепление в учредительных актах таковых и могу, быть сведены к следующему перечню:
- добровольный выход, возможность которого вытекает из принципа суверенного равенства государств (в связи с чем отсутствие соответствующей оговорки в учредительном акте не является препятствием для выхода);
- автоматическое прекращение членства вследствие наступления определенных обстоятельств (выход бывшего государства-члена Международного валютного фонда через три месяца после этого из состава Международного банка реконструкции и развития);
- исключение как следствие систематического нарушения уставных положений;
- прекращение существования государства в качестве субъекта международного права (слияние с другим государством, распад на два или более новых независимых государств);
- прекращение существования организации, ее ликвидация в результате сокращения членского состава менее числа, предусмотренного учредительным актом, истечения срока действия этого документа либо наступления
определенного условия.
От прекращения членства следует отличать его приостановление, которое, в отличие от первого, имеет временный характер и при определенных обстоятельствах может быть отменено (возобновление членства).