В соответствии со ст. 11 (ч. 3) конституции рф 1993 г

разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, помимо статей 71-73 Конституции РФ 1993 года, осуществляется ещё и Федеративным договором 1992 года, а также иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемыми между РФ и конкретными субъектами федерации.

В настоящее время Федеративный договор факти-чески утратил свою силу.

В середине 90-х гг. Российской Федерацией были заключены договоры более чем с половиной субъектов Федерации, однако к настоящему моменту практически все они расторгнуты по соглашению сторон.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФОГВ И ОГВ СУБЪЕКТОВ РФ:

1) дуалистическое разграничение полномочий (все полномо-чия в сфере совместного ведения подлежат полному разграничению между федеральным центром и субъектами РФ, причём одни и те же полномочия не могут быть одновременно возлагаться и на федеральные, и на региональные ОГВ);

2) позитивное обязывание (на ОГВ субъектов РФ ФЗ № 184 от 6.10.1999 г. возложены около 70 групп полномочий, которые они обязаны осуществлять за счёт собственных финансовых источников);

3) централизация полномочий (ОГВ субъектов РФ передаются лишь те полномочия, реализация которых на федеральном уровне затруднена);

4) бюджетный детерминизм - для исполнения установленных полномочий ОГВ субъектов РФ за регионами на постоянной основе Бюджетным Кодексом закреплены собственные доходы.

В соответствии с Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муници-пальных услуг на 2011 - 2013 годы (Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 г. № 1021-р) решения по вопросам разграничения полномочий между Федеральным центром, субъектами РФ и МО должны быть основаны на следующих базовых принципах:

- обеспечение чёткого законодательного закрепления принад-лежности полномочий к определённому уровню публичной власти;

- обеспеченность всех переданных полномочий нормативными правовыми актами, определяющими порядок их финансирования, контроль за их исполнением и предоставление отчётности по ним;

- обеспечение механизмов оптимизации и контроля федераль-ных расходов на реализацию переданных полномочий Российской Федерации, а также исключение пробелов, дублирования и двойного финансирования совместных сфер ведения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФОГВ И ОГВ СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ИХ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ:

1) субсидиарность (за федеральным уровнем закрепляются лишь те полномочия, которые не могут быть эффективно решены на уровне регионов);

2) ограниченность федерального регулирования по предме-там совместного ведения (ФЗ регулируются лишь те вопросы, которые должны решаться единообразно на всей территории страны);

3) рамочное федеральное регулирование по предметам совместного ведения;

4) позитивное обязывание;

5) бюджетная обеспеченность полномочий;

Соблюдение интересов и Федерации и регионов;

7) сотрудничество РФ и её субъектов (статьи 26.1-26.9 ФЗ №184-ФЗ от 6.10.1999 г.).

Основные проблемы и пути оптимизации системы государственного управления современной России.

16. Государственное управление как наука: понятие, предмет, методология, системообразующие категории и основные современные школы.

Наука - это вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, уточнение и производство объектив-ных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении и сами эти знания.

Государственное управление относится к числу гуманитарных (общественных) наук, к такому их виду как «управленческие науки». Она является междисциплинарной научной дисциплиной, поскольку лежит на стыке сразу нескольких научных дисциплин, изучающих различные стороны деятельности государ-ства (философия, политология, социология, теория управления, психология, юриспруденция и т.д.).

ГиМУ КАК НАУКА - познавательная деятельность, направленная на получение, уточне-ние и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний об основных закономерностях организации и функционирования действующих систем государственного и муниципального управления, перспективах их развития, а также те знания, которые получены в результате данной деятельности.

Объект теории ГиМУ – связи, процессы и закономерности, существующие в системе отношений государства (в лице его органов и должностных лиц) и общества.

Предмет ГиМУ – управленческие связи, процессы и законо-мерности, существующие в системе связей общества и государства в процессе принятия и реализации управленческих решений.

ФУНКЦИИ НАУКИ ГиМУ:

1) познавательная (объяснение сторон, механизма, причин ГиМУ);

2) мировоззренческая (формирование определён-ного отношения граждан к тем или иным аспектам госу-дарственно-управленческого процесса);

3) регулятивная (разработка приёмов, программ, предложений по совершенствованию системы ГиМУ);

4) прогностическая (определение перспектив и тен-денций развития действующих систем ГиМУ).

Наши рекомендации