Основные международные конфликты и противоречия
Несмотря на формирование государственного и торгового интересов, в международных отношениях XVI—XVII вв. династический и конфессиональный принципы продолжали играть важную роль.
В конце XV в. возник острейший династический конфликт между французскими королями и германскими императорами. Его предпосылкой явились давние притязания обеих монархий на территории, протянувшиеся по левому берегу Рейна от Альпийских гор до побережья Северного моря и пролива Ла-Манш. Зерна этого конфликта были посеяны еще в 843 г., когда по Верденскому договору империя Карла Великого была разделена на три части, ставшие прообразом будущих государств Франции, Германии и Италии. Причем, левобережье Рейна досталось итальянскому королю Лотарю (от имени которого происходит название Лотарингии). Разумеется, итальянский король не мог контролировать земли, отделенные от его основных владений высокогорьем Альп. Эта обширная территория и стала яблоком раздора между французскими и немецкими властителями. Так зародился один из вековых международных «антагонизмов» в Европе.
Его обострению в конце XV в. способствовало то, что Франция, победив в Столетней войне, встала на путь активной территориальной экспансии, подчиняя себе одно за другим сопредельные феодальные владения. В 1494 г. она развязала войну с целью захвата Италии. Начались т.н. Итальянские войны Франции, завершившиеся лишь в 1559 году. Одновременно более активную внешнюю политику стала проводить и сама Империя. С 1438 г. императорами избирались представители австрийского дома Габсбургов, которые с конца XIII в. правили в т.н. Восточной марке, образованной еще Карлом Великим, и других подвластных землях. Со временем название этого феодального владения трансформировалось в привычное нашему слуху «Австрия» (Остмарк — Острайх — Остеррайх). Многие из территорий, на которые претендовали французские короли, издавна входили в состав Священной Римской империи германского народа, либо также были объектом притязаний императора. Поэтому столкновение обеих монархий из-за раздела или передела земель на Рейне и в Италии было вполне предсказуемым. Правда, им удалось благодаря компромиссу разрешить спор о наследстве герцога Бургундского Карла Смелого, который погиб в 1477 г., не оставив наследника по мужской линии. Единственная его дочь Мария вышла в том же году замуж за Максимилиана Австрийского, ставшего в 1493 г. германским императором. Благодаря этому браку в состав наследственных владений Габсбургов вошли обширные территории на северо-западе Европы — Бургундия, Франш-Конте, Артуа, Пикардия, Голландия и Зеландия. Однако французский король Людовик XI, недовольный таким поворотом событий, вторгся со своими войсками в Артуа и Пикардию. Согласно Аррасскому договору, положившему в 1482 г. конец этой
войне, Габсбургам пришлось уступить французскому королю шпадную часть Бургундии.
Раздел Бургундии, однако, не привел к примирению Габсбургов с французскими королями. Император Максимилиан I женил своего сына Филиппа на дочери Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, Хуане, прозванной Безумной (она страдала душевной болезнью). У Филиппа и Хуаны родился сын Карл, который после смерти «католического короля» Фердинанда в 1516 г. был провозглашен королем-соправителем Испании. После смерти своего деда императора Максимилиана 1 Карл унаследовал владения Габсбургов в северо-западной и центральной Европе. В 1519 г. он был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V и стал самым могущественным из монархов Европы. Нельзя забывать, что благодаря открытиям мореплавателей и завоеваниям конкистадоров в его владении оказалась и обширная колониальная империя Испании. Опираясь на несметные богатства своей державы, над которой, по словам современников, «никогда не заходило солнце», Карл V попытался установить гегемонию Габсбургов в Европе.
Таким образом, вскоре после триумфальных побед второй половины XV в. международное положение Франции снова ухудшилось. На суше со всех сторон — в Нидерландах, Италии и на Пиренейском полуострове — она была окружена владениями Габсбургов. Это обусловило одну из долговременных целей внешней политики Франции — прорыв враждебного окружения или хотя бы ослабление тисков, которые сдавливали ее извне.
Вскоре после своего избрания император Карл V предъявил притязания на всю Бургундию и на захваченное Франциском I Миланское герцогство, которое находилось в вассальной зависимости от Священной Римской империи. Началась война, во время которой на стороне Карла V стояли папа Адриан VI, Венеция и английский король Генрих VIII. В битве при Павии в 1525 г. французы потерпели сокрушительное поражение, а Франциск был взят в плен. Он был вынужден подписать с империей Мадридский договор, который обязывал его отречься от притязаний на Милан и отдать Габсбургам Бургундию. Однако в это время могущество, которого Карл V добился в результате победы над Францией, стало внушать опасения его союзникам. Новый папы Климент VII образовал в 1527 г. против императора Священную лигу, в которую вошли Франция, Англия и некоторые итальянские государства. Папа освободил Франциска I от обязательств, принятых им по Мадридскому договору. В ходе новой войны императорские войска взяли и разграбили Рим, из которого папе пришлось спасаться бегст-
вом. Война закончилась в 1529 г. т.н. «дамским миром», заключенном в Камбрэ по поручению обоих монархов Луизой Са-войской (матерью Франциска I) и Маргаритой Габсбург (теткой Карла V и правительницей Фландрии). По условиям этого договора, Франция отказывалась от притязаний на Милан, а император — от Бургундии. В ознаменование своего триумфа 24 февраля 1530 г. в Болонье Карл V принял из рук папы римского императорскую корону.
Чтобы вырваться из окружения Габсбургов, Франция в течение двух столетий не только вела длительные и упорные войны, но выстроила систему антигабсбургских «тыловых» союзов на востоке Европы, призванных отвлечь силы Империи, «уравновесить» ее могущество.
В ходе Итальянских войн Франция сблизилась с Османской империей, которая как раз расширяла свою агрессию на Балканах, где ее основным противником была монархия Габсбургов. В 1535 г. французы и турки подписали «Договор о мире, дружбе и торговле», предоставлявший французским купцам значительные льготы и привилегии. Это была т.н. первая «капитуляция» (от лат. слова «капитул» — статья, параграф). Фактически сложился турецко-французский военный союз против Габсбургов. В дальнейшем к антигабсбурскому союзу удалось привлечь и другие государства восточной и северо-восточной Европы. В 1573 г. Франция добилась избрания польским королем французского принца Генриха Валуа, что обеспечило династический союз обоих государств. Однако Генрих пробыл польским королем всего лишь около года. После смерти в 1574 г. своего старшего брата французского короля Карла IX он покинул Польшу, чтобы занять французский трон под именем Генриха III. В дальнейшем Франция стала искать подходы и к Швеции, которая во второй половине XVI в. также встала на путь внешней экспансии в Северной Европе. Постепенно из этих государств ей удалось создать т.н. «Восточный барьер», враждебную Габсбургам группировку, на которую она опиралась в своей борьбе с их гегемонией на протяжении XVII и первой половины XVIII века.
Уже в конце XVI в. притязания Франции на территории по левому берегу Рейна получили обоснование в теории «естест-. венных границ», автором которой являлся Сюлли, первый министр короля Генриха IV. Это была вполне светская и рациональная теория, не нуждавшаяся в аргументации династического или конфессионального характера. Она обосновывала право Франции на аннексию левого берега Рейна объективной, как бы «научной» необходимостью обладания удобными и безопасными границами, опирающимися на какой-нибудь природный рубеж, вроде морской береговой линии и высоких труднопрео-
долимых гор на севере, западе и юге. Такой естественной преградой на востоке, по мысли государственных деятелей Франции, должна была стать река Рейн.
Династические противоречия в Европе начала Нового времени тесно переплетались с торговыми и колониальными. В XVI в. Испания и Португалия, первыми проложившие морские пути в Индию и Америку, занимали монопольное положение на мировых торговых путях и в колониях. В 1494 г. Испания и Португалия заключили в испанском городе Тордесильяс договор о разделе сфер колониальных владений в Западном полушарии. Он уточнил линию раздела, установленную папскими буллами в предыдущем году. Согласно Тордесильясскому договору, демаркационная линия проходила через оба полюса и пересекала Атлантический океан на расстоянии 370 лиг (свыше 2 тыс. км) от самой западной части островов Зеленого Мыса. Расположенные к востоку от этой линии земли признавались владениями Португалии (как впоследствии оказалось, в их числе и Бразилия в Южной Америке), а к западу от нее — Испании. После плавания Магеллана, в результате которого удалось уточнить представления о размерах поверхности Земли и расположении основных частей света, в 1529 г., между обеими державами был подписан Сарагосский договор о разделе владений в бассейне Тихого океана. Оба договора были аннулированы лишь в 1777 году.
Другие государства Европы, не столь преуспевавшие, как Испания и Португалия, в области географических открытий, завидовали их успехам и также стремились овладеть новыми источниками обогащения. Первыми вызов испано-португальскому господству на морях бросили Англия и Голландия (Северные Нидерланды, образовавшие в конце XVI в. независимое государство), экономика которых в большой мере зависела от морской торговли. Не располагая в XVI в. сильным военным флотом, они долгое время пытались избежать прямого столкновения с Испанией и Португалией. Они попытались найти альтернативные морские пути в страны южной и восточной Азии, в частности, северо-западный (в обход Северной Америки) и северо-восточный (в обход Азии) по Северному Ледовитом океану. С этой целью оба государства снарядили несколько морских экспедиций, которыми руководили англичане М. Фробишер, Дж. Дейвис, Г. Гудзон, У. Баффин, голландец В. Баренц. Ввиду безуспешности этих поисков они для оживления торговли со странами южной Азии решили воспользоваться традиционным торговым путем по территории Российского государства. С этой целью в Англии в 1554 г. была образована Московская компания, получившая от английского правитель-
ства право монопольной торговли с Русским государством, а по волжскому пути и со странами Востока.
Лишь во второй половине XVI в. Англия и Голландия создали сильный флот и попытались сокрушить морское могущество Испании и Португалии. Началась эпоха борьбы англичан и голландцев против португальцев и испанцев на море и в колониях. Одной из ярких ее форм было поощряемое правительствами Англии и Голландии пиратство, целью которого был грабеж судов, везущих в порты Европы колониальные товары, а также контроль над морскими путями мировой торговли. Самым известным английским пиратом XVI в. был Френсис Дрейк, который неоднократно участвовал в морских экспедициях с целью захвата судов испанских работорговцев, грабежа испанских владений в Вест-Индии. В 1577 г. он с эскадрой из 5 кораблей отплыл из Англии, прошел через Магелланов пролив и, двигаясь на север вдоль западного побережья Америк, грабил испанские колонии. В 1580 г. с громадной добычей Дрейк вернулся в Англию, совершив таким образом второе после плавания Магеллана кругосветное путешествие.
Франция отчасти следовала примеру Англии и Голландии, снарядив несколько экспедиций с целью поиска северо-западного прохода в Индию. В результате французские мореплаватели Дж. Веррацано и Ж. Картье открыли восточный берег Северной Америки и р. Св. Лаврентия. Однако Франция, в отличие от Англии и Голландии, была крупным континентальным государством, обладавшим сильной армией и протяженными сухопутными границами. Это позволило французам прибегнуть к другим способам борьбы за контроль над колониальной торговлей.
Вся торговля с Востоком сходилась в Европе в двух основных точках. Это были Северная Италия (в особенности Генуя и Венеция, которые издавна доминировали в средиземноморской торговле) и Северные Нидерланды. Все испанские или португальские суда, которые везли товары из Америки, Индии, Китая в Европу, практически не заходя в порты Пиренейского полуострова, направлялись в Амстердам, Антверпен и другие гавани Северных Нидерландов. Тому имелась веская причина. Северные Нидерланды и Северная Италия находились на двух концах главного внутриевропейского торгового пути по Рейну и другим рекам, от которого отходили ответвления в разные стороны. Издревле в Италию доставлялись товары с Востока, которые затем по Рейну отправлялись в Нидерланды, откуда они перераспределялись по всему европейскому Северу. В обратном направлении везли золото и серебро. Таким образом, здесь издавна имелась необходимая торговая инфраструктура — капиталы, складские помещения, удобные гавани и пр. Когда
через Атлантический океан пролегли новые пути мировой торговли, они естественным образом замкнулись на портах Северных Нидерландов. В меньшей мере — на портах Северной Италии, которые по-прежнему обслуживали главным образом средиземноморскую торговлю.
Ярко выраженное, начиная с XVI в., стремление французских королей овладеть левым берегом Рейна (включая Нидерланды), а также распространить свое влияние за Альпийские горы, мотивировалось не только династическими противоречиями с Габсбургами, но и торгово-финансовыми соображениями. Франция стремилась прибрать к рукам все денежные и товарные потоки, которые проходили через Нидерланды и Северную Италию. Габсбурги, защищая свою монополию на мировую торговлю, старались этого не допустить. В XVI в. Франция не сумела добиться поставленной цели. По мирному договору 1559 г. в Като-Камбрези, которым завершились Итальянские войны, она отказалась от притязаний на господство в Италии, на два столетия перешедшей под контроль Испании и Империи. Однако борьбу за присоединение Нидерландов Франция продолжала и в XVII, и в XVIII веках.
Lt;?. Религиозные войны
Династические и торговые противоречия европейских государств в XVI—XVII вв. причудливым образом переплетались с конфессиональными. Именно на почве религиозных противоречий в начале XVI в. возник еще один острейший международный конфликт, определивший ход европейской политики на многие десятилетия вперед.
Реформация, начало которой положило в 1517 г. знаменитое выступление Мартина Лютера с критикой римско-католической церкви, разделила христиан Западной Европы на два лагеря: протестантский, как со временем стали называть сторонников церковной Реформы, и католический. К середине XVI в. Реформация распространилась в Северной Германии, Северных Нидерландах, на Британских островах, на Скандинавском полуострове, частично во Франции и Швейцарии. Зато Южная Европа — Италия, Испания, Португалия, южные земли Германии, Южные Нидерланды, монархия Габсбургов, частично Франция, Польша — остались верны католицизму.
Церковная Реформа снова выдвинула на первый план в отношениях между государствами конфессиональный принцип. Казалось бы, торговый и государственный интерес заставили европейцев забыть о религиозных разногласиях. Расцвет светской культуры в эпоху Возрождения, достижения живописи, скульптуры, архитектуры, развитие гуманистического мировоз-
зрения не оставляли места для религиозного фанатизма. Тем не менее, в связи с попытками реформы католической церкви религиозные страсти вспыхнули с новой силой. Европа в XVI — первой половине XVII в. переживает такой приступ религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости, какие редко встречаются в истории. И все это прямо влияло на отношения между государствами.
Середина и вторая половина XVI в., а также первая половина XVII в. — это эпоха религиозных войн в истории Европы. Но хотя эти войны велись под религиозными лозунгами, они носили двойственный характер. Зачастую под покровом отвлеченных религиозных лозунгов и противоречий скрывались конкретные династические цели и торговые интересы. Европейские войны той эпохи были двойственными и в том отношении, что в них наблюдалось тесное переплетение внутренних, по сути гражданских, конфликтов с внешними, межгосударственными и международными противоречиями. Во многих странах, таких как Франция, Германия, Нидерланды, одна часть населения с оружием в руках поднялась против другой его части, подданные одного и того же государя, католики и протестанты, пытались силой разрешить религиозный спор между собой. Но в этой гражданской войне они охотно прибегали к помощи извне, со стороны своих единомышленников из других государств, будь то отдельные религиозные общины или независимые государи. Таким образом, и католики, и протестанты, говорившие на разных языках и являвшиеся подданными разных монархов, стремились действовать сообща. По существу сложилось два общеевропейских лагеря — католический и протестантский. Во главе католического лагеря стояли папа римский, а также светские государи Европы, сохранившие верность католицизму, прежде всего, Габсбурги, правившие в германских землях и в Испании. Перед лицом объединенных государей католической Европы протестанты тоже стали создавать собственные международные союзы, оказывали друг другу помощь в защите своих прав, несмотря на известную разницу в вероучениях, например, между лютеранами и кальвинистами. Большую помощь протестантам на континенте оказывала Англия, защищенная от происков католических государей Европы морями и океанами. Практически все международные коалиции, создававшиеся в Европе во второй половине XVI — первой половине XVII в. строились по конфессиональному признаку.
В германских землях в 1546 г. вспыхнула Шмалькальден-ская война. Свое название она получила от Шмалькальденско-го союза протестантских государств Германии, который возник в начале 30-х годов (Шмалькальден — город в Западной Герма-26
ими). Против этого союза и выступила коалиция католических государств во главе с императором Священной Римской империи Карлом V. Сначала протестанты в этой войне терпели поражения, во многом потому, что их отказался поддержать крупный военачальник Мориц Саксонский, протестант, которому император пообещал титул курфюрста. Но потом удача вернулась к ним. Разгромив Шмалькальденский союз, Карл V стал явно проявлять склонность к установлению сильной императорской власти в Германии. Вместе с тем он стал доби-наться, чтобы императорская корона перешла к его сыну Филиппу. Против этого возражали не только все немецкие государи без различия вероисповеданий, но и другие европейские монархи, в том числе и сам папа римский. Это побудило Мо-рица Саксонского перейти на сторону врагов императора. Осенью 1551 г. немецкие протестанты заключили договор с Францией, пообещав ей за поддержку крепости Туль, Мец, Верден и Камбрэ. Карла V эти события застигли врасплох. Он был вынужден признать свое поражение, и в 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге подписал с протестантами мирный договор, который вошел в историю как Аугсбургский религиозный мир. Он закрепил известное равновесие в силах, которое сложилось к середине XVI в. между протестантами и католиками Германии. Князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных. Впоследствии это положение договора было сформулировано в виде принципа: «Чья власть, того и вера».
Заключение религиозного мира Карл V воспринял как крушение своих замыслов. Он отрекся от испанской короны (передал испанский престол и Нидерланды своему сыну Филиппу II) и от императорского престола (в пользу своего брата Фердинанда I), после чего поселился в монастыре св. Юста в Западной Испании. Здесь он провел остаток жизни в молитвах и благочестивых занятиях. В результате Аугсбургского мира Германия разделилась в религиозном отношении на две части. Юг, включая Баварию, Австрию, остался верным католицизму. А Север — Бранденбург, Саксония, Ганновер — поддержал протестантизм. Реформу поддержало и герцогство Пруссия. Оно было образовано вместо духовно-рыцарского Тевтонского ордена, существовавшего со времен Крестовых походов. Великий магистр Тевтонского ордена из династии Гогенцоллернов в 1525 г. сам отрекся от духовного сана и преобразовал орденское теократическое государство в светское герцогство Пруссию, находившееся в вассальной зависимости от польских королей.
Со времени Аугсбургского мира неформальным главой лагеря католической реакции становится король Испании Филипп II. Он решительно вмешался в религиозную борьбу, кото-
рая происходила в Англии. В правление короля Генриха VIII эта страна тоже примкнула к Реформации, причем по инициативе самого английского монарха. Генрих VIII был женат на Екатерине Арагонской, дочери «католических королей» Фердинанда и Изабеллы. Но влюбившись в придворную даму Анну Болейн, он захотел расторгнуть брак с Екатериной и жениться на Анне. С этой просьбой он обратился к папе римскому, но получил твердый и непреклонный отказ: папа не желал лишний раз обострять отношения с могущественным племянником Екатерины — императором Карлом V. Тогда Генрих VIII вывел английскую церковь из подчинения римскому престолу. Так началась Реформация в Англии. Однако вскоре после смерти Генриха VIII английской королевой стала Мария, его дочь от брака с Екатериной Арагонской, которая восстановила католицизм и подвергла преследованиям протестантов. Мария была замужем за испанским королем Филиппом II. Следовательно, возник династический союз двух крупнейших государств Запада — Испании и Англии, — который мог коренным образом изменить расстановку сил в Европе. Объединенная англо-испанская монархия могла обеспечить решающий перевес сил католического лагеря над протестантами.
Но Мария процарствовала недолго — с 1553 по 1558 год. Ей на смену пришла Елизавета, дочь Генриха VIII от брака с Анной Болейн, незаконного с точки зрения католической церкви. Ни римский престол, ни католические монархи Европы не признали прав Елизаветы на английский королевский трон. Впрочем, они выражали готовность признать ее законной монархиней в случае, если она восстановит в Англии католицизм. Филипп II даже предложил ей руку и сердце. Однако английский парламент, избравший Елизавету королевой, отнюдь не сочувствовал этой идее. Большинство английской знати не желало реставрации католицизма и рассматривало Испанию, стоявшую на пути торговой и колониальной экспансии Англии, как заклятого противника своей страны. Поэтому Елизавета отклонила предложение Филиппа II, и чтобы удержать трон, встала на путь углубления Реформации, начатой ее отцом.
Во второй половине XVI в. между протестантской Англией и католической Испанией вспыхнул острейший конфликт. У него было по крайней мере три важных аспекта — династический, конфессиональный и торговый. Спор английских Тюдоров и испанских Габсбургов осложняли, а в значительной мере — и обуславливали религиозные и торгово-колониальные противоречия между обоими государствами. Кульминацией англо-испанского конфликта явилась попытка Филиппа II поставить Англию на колени при помощи военной силы. В 1588 г. была снаряжена «Непобедимая Армада» — флот из
полутора сотен военных кораблей, который был направлен с 20 тыс. солдат к берегам Англии. Однако эту военную кампанию испанцы проиграли. Их поражение было симптомом нача-ма упадка колониального и морского могущества Испании и соответственно зарождения могущества Англии на морях.
Одновременно с попытками подчинить Англию католицизму Филипп II вмешивался и во внутренние дела Франции, где в середине XVI в. широкое распространение получил кальвинизм. Основоположником этого протестантского вероучения был Жан Кальвин, женевский проповедник, француз по происхождению. В 1560 г. во Франции разгорелись религиозные войны, продолжавшиеся вплоть до конца XVI столетия. Одним из самых трагических событий этих войн была Варфоломеев-ская ночь 24 августа 1572 г., когда католики устроили массовые убийства гугенотов, как называли во Франции протестантов-кальвинистов. После того как в 1589 г. королевскую корону Франции унаследовал глава дома Бурбонов Генрих Наварр-ский, протестант по вероисповеданию, Испания направила свои войска, чтобы помешать ему занять трон. Испанский гарнизон разместился даже в Париже, поскольку французская столица поддерживала католический лагерь и отказывалась принимать протестантов. Но если французские католики опирались на помощь Испании, то французские протестанты получали поддержку своих единоверцев из других стран, в частности, из Германии. Религиозная война во Франции приобрела таким образом международный характер.
Войну не смогло остановить даже то, что в 1593 г. в знак примирения с католиками король Генрих IV принял католическую веру, якобы заявив при этом: «Париж стоит мессы!» Лишь когда он в 1598 г. издал эдикт о веротерпимости (так называемый Нантский эдикт), война прекратилась. Этот эдикт предоставлял гугенотам не только свободу вероисповедания, но и широкую административную и политическую автономию. Внутри французского королевства создавалась своеобразная протестантская автономия, которая имела собственное административное управление, провинциальные сословные собрания, вооруженные силы (армию и флот), контролировала двести военных крепостей.
Потерпев поражение от английских и французских протестантов, католическая Испания всей своей, еще значительной мощью, обрушилась на Нидерланды. Эта обширная страна, лежащая в низовьях (отсюда ее название — низменные земли) рек Рейна, Шельды и Мааса, в XIV—XV вв. входили в состав могущественной державы — герцогства Бургундского. Однако в конце XV в. Бургундское герцогство было разделено между германским императором и французским королем. К французско-
му королевству была присоединена западная часть Бургундии, Габсбурги присоединили к своим наследственным владениям ее восточную часть, а также Нидерланды. После отречения Карла V от императорской короны в 1556 г. и раздела его державы Филипп II получил Нидерланды вместе с Испанией и ее заокеанскими колониями.
В результате преследований, которым испанские власти подвергали нидерландских протестантов, в 1566 г. в Нидерландах вспыхнуло иконоборческое восстание. Его так называли, потому что в ходе этого восстания протестанты разоряли католические храмы и сжигали иконы. Протестанты верили, что поклонение иконам, святым мощам и другим предметам культа является признаком язычества. Религиозная война в Нидерландах постепенно переросла в освободительную революцию. Северные провинции Нидерландов в 1579 г. образовали Утрехтскую унию (союз 7 протестантских провинций). А южные Нидерланды сохранили верность католицизму и испанскому королю. В том же году они образовали Аррасскую унию.
В 1581 г. северные провинции объявили о низложении Филиппа и образовали независимое государство Республика Соединенных провинций, или Голландия, по названию одной из 7 провинций, которые вошли в состав независимого государства. Несмотря на это, война продолжалась, потому что Филипп наотрез отказался признать независимость Голландии. Еще несколько десятилетий Испания вела войну против мятежных провинций, пока в 1609 г. между ними и метрополией не было заключено перемирие сроком на 12 лет. По истечении этого срока война возобновилась, и лишь спустя еще почти тридцать лет, в 1648 г., Испания согласилась с уходом из-под ее власти мятежных провинций.
Вопросы:
1. Как вы понимаете династический принцип международных отношений?
2. Какие цели преследовала брачная дипломатия?
3. Как вы понимаете конфессиональный принцип международных отношений?
4. Что изменилось в международных отношениях с образованием единых и централизованных государств?
5. Как вы понимаете роль государственного интереса в международных отношениях?
6. Как повлиял подъем мировой торговли на международные отношения начала Нового времени?
7. Охарактеризуйте основные международные конфликты и противоречия начала Нового времени.
8. Каковы причины и характер религиозных войн XVI — первой половины XVII вв.?
Литература:
Основная:
История дипломатии. М., 1959. Т. 1. Разд. 3. Гл. 1—3.
История Европы. М., 1993. Т. 3. Ч. 5. Гл. 1-3.
История внешней политики России: Конец XV—XVII век. М., 1999. Гл. 3. 6.
Иванова И. И. История международных отношений от античности до конца первой мировой войны. Владивосток, 2001. Ч. I. Гл. 3—4.
Протопопов А. С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России: 1648—2000. М., 2001. Ч. I. Гл. 1-2.
Дополнительная:
Ивонин Б.А. Становление европейской системы государств: Англия и Габсбурги на рубеже двух эпох. Минск, 1989.
Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. Гл. 3.
Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Западной Европе раннего нового времени // Новая и новейшая история. 1998. № 6. С. 143-169.
Попов Н.В. Династические браки и «брачная дипломатия» в Центральной и Восточной Европе XV — начала XVII в. // Новая и новейшая история. 2000. № 2. С. 170-179.
Глава II
Вестфальская система международных отношений (XVII — первая половина XVIII вв.)