Главные различия в физиологии рас
Различия в физиологическом и биохимическом строении у представителей различных рас имеют и огромное прикладное значение, именно поэтому П. А. Минаков в работе ''Значение антропологии в медицине'' (Русский антропологический журнал, № 1, 1902) писал: ''Расовые и племенные особенности, передающиеся из поколения в поколение, служат очень часто причиной болезни при содействии таких внешних факторов, которые у субъектов иной организации не вызывают обыкновенно никаких патологических изменений. Вступая на новый путь исследования причин патологических процессов, медицина должна разработать анатомию, физиологию и патологию рас и указать, какие анатомические и физиологические особенности свойственны чистым и смешанным расам и какие типы в смешанных расах наичаще подвержены или, наоборот, иммунны к тем или иным болезням''.
Несмотря на свое зарождение, биология того времени также развивалась в русле полноценной расовой философии. В. Г. Штефко в статье ''Биологические реакции и их значение в систематике обезьян и человека'' (Русский антропологический журнал, том 12, книга 1_2, 1922) сделал многозначительный вывод: ''Соображения, высказанные на основании экспериментальных данных, приводят нас к чрезвычайно важному и в высшей степени интересному заключению. Культурные расы человечества, как например европейцы, имеют более сложное строение белковой молекулы, чем низшие расы. Таким образом с биологической, или, вернее, биохимической точки зрения они являются более сложно организованными, чем вторые''.
В свете наших рассуждений следует также вновь упомянуть фундаментальную работу внушительных размеров профессора И. А. Сикорского ''Всеобщая психология с физиогномикой'' (Киев, 1904). В ней он сделал справедливое заключение, что вся совокупность антропологических и физиологических особенностей расы находит свое закономерное продолжение в специфике ее душевной организации: ''Психические особенности и свойства рас, подобно физическому типу, принадлежат к признакам устойчивым, и можно принять как принцип, что основные душевные черты антропологически изначальной расы удерживаются долго и прочно в производных племенах''.
Теперь нужно обратиться к тому богатейшему пласту информации, который мы обнаружим в заметках и наблюдениях путешественников предыдущих времен – эпох создания великих колониальных империй, когда белый человек, впервые столкнувшись с аборигенами отдаленных стран, был буквально шокирован некоторыми особенностями их антропологического и психо-физиологического строения.
Различиями в теплообмене тела, дыхании и пульсе у представителей различных рас занимались: Джон Дэви (1790_1868), Пьер Фуассак (1801_1896), Джеймс Причард (1786_1848).
Различия во времени полового созревания изучали: Луи Арман де Лаонтан (1666_1715), Дордж Генри Лоскиель (1740_1814), Джон Мари Китинг (1852_1893).
Формы расовых уродств анализировали: Бенджамин Эллис (1798_1831) и Чарльз Пикеринг (1805_1878).
Особенностям расового устройства органов пищеварения уделяли внимание: Станислас де Эйскерак де Лотюре (1826_1868), Мартин Добрицхоффер (1717_1791), Карл Фридрих Хойзингер (1792_1883), Адольф Риттер (1890_ ?).
Вопросы расового старения изучали такие ученые, как Филиппо Луиджи Джилли (1721_1789), Уильям Джон Бурчелль (1782_1863), Иоганн Якоб фон Чуди (1818_1889), Альсид Дессалин де Орбиньи (1802_1857), Джон Мари Китинг (1852_1893).
Измерения расовых особенностей мускулатуры осуществляли: Джон Таннер (1780_1847), Михаэль Альберти (1682_1757), Уильям Джон Бурчелль (1782_1863), Ламбер Адольф Жак Кустеле (1796_1874).
Расовых вшей и прочих паразитов изучали: Фридрих Мартин Дюттенхоффер (1810_1859) и Жан-Жозеф Вирей (1775_1846).
Способность краснеть от смущения у представителей различных рас подвергли всестороннему анализу: Джордж Бэррингтон (1755_1804), Август Фридрих Коцебу (1761_1819), Маркус Якоб Монрад (1816_1897), Алексис Казимир Дюпюи (1774_1849).
Расовые различия в эмбриологии обосновали: Карл Эрнст фон Бэр (1792_1876), Альберт Келликер (1817_1905), Фрэнсис Бальфур (1851_1882).
Различия в строении сперматозоидов у представителей разных распервым обнаружил Густав Ретциус (1842_1919).
Кроме того, Генри Луис Холлард (1801_1866) и Эусеб Франсуа де Салле (1796_1873) нашли неведомую специфику – значительный процент спайки носовых костей, а также обнаружили локтевую ямку на скелетах вымерших обитателей Канарских островов – гуанчей.
Уникальна по обилию информации подобного рода книга Теодора Вайца ''О видовом единстве человеческого рода и первобытном состоянии человека'' (М., 1867). Из нее мы узнаем, что у многих жителей Африки есть племенной обычай драться лбами, потому что при ударе они не испытывают никакой боли. Среди многих туземных племен до сих пор существует способ переламывать толстые палки о голову, которая при этом служит точкой опоры. Известно также, что испанские конкистадоры, завоевывавшие Америку, неоднократно жаловались на то, что им не удавалось раздробить одним ударом меча головы индейцев на Кубе и Гаити. Впрочем, еще Геродот в античные времена указывал на различия в толщине черепа у различных племен.
Крупнейший английский антрополог сэр Артур Кис (1874-1942) одним из первых начал анализировать влияние гормонов на расовые различия и пришел к выводу, что не только примитивность строения неандертальцев, но даже профиль лица европейцев и аномальные уклонения в функционировании гениталий у монголоидов и бушменов в принципе объясняются видоспецифической деятельностью половых желез и надпочечников. Мало того, различия в строении тела, волосяного покрова и пигментации имеют то же происхождение. Было установлено, что щитовидная железа малайцев не только абсолютно, но и по отношению к росту и весу тела гораздо меньше, чем у европейцев, ввиду того, что у последних 1 грамм вещества этой железы приходится на 1920 грамм массы тела, а у малайцев _ на 3571 грамм. У китайцев эти различия не столь существенны, однако и у них вес гипофиза меньше чем у европейцев. А у негров в свою очередь меньше вес эндокринной железы чем у белых. Эти наследственные различия позволили Эгону фон Эйкштедту создать классификацию рас по весу органов эндокринной системы, а также увязать эти характеристики с частотой психических и сексуальных расстройств у представителей различных рас, а это в свою очередь, сказывается на всех сторонах общественной жизни. Он писал: ''Было давно замечено, что негры отличаются особой сопротивляемостью желтой лихорадке. Это качество наследуют и их гибриды. Среди негроидов редко встречаются рахит, наросты, злокачественная анемия, угри и определенные формы сифилиса, зато они очень подвержены туберкулезу, что характерно для большинства цветных и примитивных рас, особенно при переселении их в холодный климат. У негроидов образуются очень толстые шрамы и легко заживают раны, они меньше чувствительны к боли, поэтому у многих негроидных племен шрамы служат украшением. Различно также время смерти от разных болезней. В США негры чаще умирают летом, белые – зимой''.
Расовое смешение, как фактор наследственной патологии изучалось давно и всесторонне, что позволило Эйкштедту резюмировать: ''Поголовная подверженность болезням гибридов шведов с лопарями, снижение их духовных способностей и появление многочисленных уродств – зафиксированные факты. Дисгармоничные и одутловатые лица этих гибридов хорошо описаны. Существует много данных о дисгармониях и конституционных нарушениях у гибридов европейцев с японцами, европейцев с прочими азиатами, а также у гибридов европейцев с неграми. Следует констатировать, что во многих случаях смешение отдаленных рас вызывает явные дисгармонии и нарушения. Понятно также, почему гибриды вызывают напряженность и дисгармонию внутри народов и их культурных и социальных групп.
Я читал корректуру этого раздела в ночном экспрессе на Яве. Напротив меня сидел астеничный старый индонезиец, в соседнем купе _ пятнадцатилетняя девушка весом минимум 80 кг. В Сурабае на поезд сел очень красивый индонезиец. Вот в чем проблема расового смешения: в изменчивости и вызываемых ею субклинических, гормональных или физиологических сдвигах''.
Английские и американские исследователи, по общему мнению, являются пионерами в области изучения расовых различий жизнеспособности и обмена веществ. Они ввели термин основной обмен, под которым понимается минимум процессов обмена веществ, необходимый для дальнейшего функционирования органов тела. В принципе это подобно состоянию машины, работающей на холостом ходу. При этом тело должно находиться в полном покое, а исследование должно проводиться через 12 часов после приема пищи. Тогда измеряемая теплоотдача тела показывает еще продолжающийся расход калорий, различный в зависимости от поверхности тела, возбуждения, времени года, возраста, пола и расы. Самая низкая величина основного обмена отмечена у восточно-азиатских женщин, а один из самых высоких показателей отмечен у индейцев майя, однако при этом у них самый редкий пульс. У народов Индокитая и негритосов он чаще, чем у европеоидов. Кровяное давление у монголоидов ниже чем у европеоидов и негроидов.
Число кровяных телец у основных рас различается на 20%. Велики различия в строении и величине кровеносной системы. Температура тела тоже проявляет расовые колебания, так как средняя терморегулятивная величина у негров и индейцев ниже, чем у белых. Еще первые путешественники из Европы эпохи великих географических открытий отмечали, что у негров и индусов холодная кожа, а у эфиопских женщин, наоборот, очень теплая.