Отличительные признаки закона
1. Закон – нормативный правовой акт, принимаемый уполномоченными органами. В современной России – это:
а) Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), издающие федеральные конституционные и федеральные законы;
б) законодательные (представительные) органы субъектов РФ, издающие законы субъектов федерации.
2. Принимается в порядке особой процедуры, носящей название законодательного процесса, включающего ряд стадий (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта; принятие закона, опубликование закона).
3. Закон регулирует наиболее значимые общественные отношения, характеризуемые устойчивостью, необходимостью их законодательного закрепления. Например, права и обязанности человека и гражданина, отношения собственности, устройство государства, регламентация принципов местного самоуправления и др.
4. Закон – нормативный правовой акт, содержащий нормы первичного исходного характера, служащие базой правового регулирования, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов.
5. В системе нормативных правовых актов законы обладают высшей юридической силой. В случае противоречия между законом и подзаконным актом приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему акт должен быть опротестован, отменен или изменен.
6. Закон отличается наибольшей стабильностью в сравнении с иными нормативными правовыми актами. Это, прежде всего, связано с регулированием наиболее типичных общественно значимых отношений и усложненной процедурой его принятия и изменения.
7. Принятие нового закона влечет необходимость отмены или изменения всех других актов, которые противоречат содержанию закона.
8. Законы не требуют утверждения со стороны какого-либо органа. Их высшая юридическая сила означает: никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон.
9. Закон, по сути, в демократическом государстве, должен быть правовым, ориентированным на воплощение правовых принципов, общечеловеческих ценностей, принципа справедливости. Правовой закон должен отражать объективные тенденции социального прогресса, не может запрещать гражданам то, что относится к правам человека, и не может дозволять государственным органам принимать решения, ограничивающие основное содержание прав и свобод человека и гражданина.
2. Виды законов.Классификация законов проводится в юридической литературе по различным основаниям:
- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские и т.п.);
- по субъектам законотворчества (принятые представительным законодательным органом государственной власти);
- по юридической силе
- по сферам действия (общефедеральные, принимаемые федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием РФ) и законы субъектов федерации(республиканские законы, законы областей, краев);
- по значимости содержащихся в них норм (конституционные, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией РФ (ст. 108) и обыкновенные, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляющие основную массу законодательных актов);
- по объему регулирования – общие, т.е. распространяющиеся на всех субъектов права (например, Гражданский кодекс РФ) и специальные, действующие в отношении ограниченного круга субъектов, например, военнослужащих. К первым также можно отнести Закон о гражданстве Российской Федерации, а ко вторым Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»);
- по содержанию - экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.;
- по степени систематизации - обычные и кодифицированные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. Это Основы и кодексы по отраслям законодательства, например, Основы законодательства о нотариате РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и т.д.;
68.Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, признаки, виды.
Подзаконный нормативный правовой акт – акт компетентного органа, издаваемый на основе закона, для конкретизации и развития его положений. Или: подзаконный акт – акт компетентного органа, изданный на основе и во исполнение закона, содержащий юридические нормы. Такие акты принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления предметного механизма реализации. Поэтому их называют подзаконными нормативными правовыми актами.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона. Основным принципом, началом соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов является их соответствие и непротиворечие. При возникновении противоречия (коллизии) между положением закона и подзаконного акта предпочтением пользуются положения закона.
Основные признаки подзаконных актов:
- принимаются на основании и во исполнение законов, не противоречат их предписаниям;
- воспроизводят, дополняют, конкретизируют нормы закона;
- характеризуются упрощенным порядком принятия и введения в действие;
- их юридическая сила предопределяется нормативно закрепленным положением определенного органа, издающим эти акты, в системе государственного механизма (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.);
- отличаются возможностью, в сравнении с законом, быстрее реагировать на существенные изменения действительности;
- характеризуются неоднородностью, различными наименованиями (указ, постановление), различной юридической силой, формами издания.
I. Подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня существенно различаются по порядку принятия, месту в системе (иерархии) нормативных правовых актов, юридической силе.
В их числе выделяются следующие.
1) Нормативные постановления Палат Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы и Совета Федерации.
2) Нормативные указы Президента РФ по важнейшим государственным вопросам, содержащие нормы.
3) Постановления Правительства РФ – подзаконные акты управления нормативного содержания, регулирующие отношения в различных сферах государственной и общественной жизни
4) Нормативные приказы, постановления, правила, инструкции министерств, государственных комитетов, федеральных служб и иных федеральных органов.
II. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ.К подзаконным актам республиканского уровня относятся указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления республиканских правительств, а также акты республиканских министерств – приказы, правила, инструкции и др.
III. Подзаконные правовые акты муниципальных органов.Важнейший акт местного правотворчества – Устав муниципального образования. Эти акты принимаются на основе федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, представительным органом местного самоуправления, либо непосредственно населением.
IV. Локальные нормативные правовые акты– акты предприятий, общественных объединений, организаций, основанный на различных формах собственности. К локальным нормативным правовым актам также относятся:
- приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений.
- решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров совета директоров и т.п.).
69.Юридическая техника: понятие и виды.
Юридическая техника - совокупность приемов, способов, правил разработки, оформления нормативных и индивидуальных правовых актов в целях достижения их совершенства и эффективности.
Различают следующие виды юридической техники: законодательная техника, техника систематизации нормативных правовых актов; техника индивидуальных (правоприменительных) актов и др.
В рамках юридической техники необходимо особо выделить законодательную технику, от правильного использования которой зависит степень совершенства законодательства, его доходчивость, согласованность формы и содержания.
Соответственно, законодательная техника – это совокупность правил и приемов разработки и формулирования законов, т.е. наиболее совершенных по форме, структуре и стилю нормативных правовых актов.