Государственное и общественное устройство БССР в 1930-е годы
Советская общественно-политическая система, которая была установлена в БССР, характеризовалась полным контролем государства над всеми сферами жизни общества. Такой системе свойственно наличие всеобщей государственной идеологии, т. е. системы взглядов, при которой провозглашался классовый подход в строительстве нового общественного строя, связанный с теорией об обострении классовой борьбы номере продвижения к социализму.
В условиях, когда Советский Союз оставался единственной социалистической страной в мире, проводившей в жизнь индустриализацию и коллективизацию, установился принцип подчинения центральной власти. Органы власти действовали только административно-командными методами управления. С середины 1930-х гг. укреплялся режим личной власти, связанный с возникновением культа личности Сталина. Он означал возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторических событий.Основные события общественно-политической жизни БССР в конце 1920-х – 1930-е гг. были связаны с отказом от новой экономической политики и белорусизации, проведением политических репрессий и необоснованными обвинениями во враждебной для советской власти деятельности. В этих условиях Советы депутатов трудящихся, общественные организации утрачивали свою роль. В то же время усилилась роль Народного комиссариата внутренних дел, который стал использоваться для расправ с теми, чья позиция противостояла или не совпадала со сталинской.В 1937г. принята Конституция БССР. В ней был закреплен ряд демократических прав и свобод, в том числе право избирать и быть избранным в государственные органы власти. Но на самом деле в условиях существования однопартийной политической системы быть избранными в Верховный и местные Советы депутатов трудящихся могли по заранее подготовленным спискам только члены Коммунистической партии или беспартийные, поддерживающие ее политику.
В БССР был создан государственный строй, при котором обеспечивался стабильный жизненный уровень трудящихся за счет использования их рабочего энтузиазма, а также жесткой производственной дисциплины. Репрессии сочетались с верой людей в правильность избранного курса, и безошибочность политики И. Сталина. Государственными языками были объявлены белорусский, русский, еврейский и польский. Проходил перевод обучения в школах преимущественно на белорусский язык. Делопроизводство в частях Красной Армии, размещавшихся в Беларуси, также переводилось на белорусский язык, и они комплектовались белорусами. Языком делопроизводства, которым пользовались служащие государственных органов власти, стал преимущественно белорусский. Налаживался выпуск газет, журналов, учебников и книг на белорусском языке. Была открыта Белорусская государственная библиотека (теперь Национальная библиотека Республики Беларусь) Началось выдвижение на ответственную работу в партийные и советские органы власти представителей коренной нации, т. е. белорусов. Организовывалась научно-исследовательская деятельность по всестороннему изучению Беларуси. В 1922г. был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт), преобразованный в 1929г. в Белорусскую академию наук. Ее возглавил историк Всеволод Игнатовский. В годы белорусизации успешно развивалось белорусское искусство. Под управлением выдающегося белорусского режиссера Е. Мироновича происходило становление Первого белорусского государственного театра (теперь Национальный академический театр имени Янки Купалы). В Витебске действовал Второй белорусский государственный театр (теперь Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа). Возник необыкновенный театр – Белорусский государственный передвижной театр под управлением Владислава Голубка. Значительные успехи были достигнуты в развитии белорусской литературы. В 1920-е гг. опубликованы поэмы «Новая зямля» и «Сымон-музыка», в которых Якуб Колас отразил жизнь, труд и духовный мир простых полей дореволюционной Беларуси. Вышла вторая часть его трилогии «На ростанях» – повесть «У глыбы Палесся». Правительство БССР присвоило Якубу Коласу и Янке Купале почетные звания народных поэтов Беларуси. В годы белорусизаиии происходило становление белорусского советского кино. В 1926г. по мотивам повести М. Чарота «Свiнапас» создан первый белорусский художественный героико-патриотический фильм о Гражданской войне «Лясная быль». Его режиссер Юрий Гарич внес большой вклад в развитие кинематографа. В 1928г. в Ленинграде открылась киностудия художественных фильмов «Савецкая Беларусь» (с 1939г. в Минске, с 1946г. называется «Беларусьфильм»). Развитие культуры Беларуси в конце 1920-х – 1930-е гг. получило название «культурной революции». В ее результате была ликвидирована безграмотность, введено всеобщее обязательное начальное, а затем и семилетнее образование..
Вопрос № 29
Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий. В год двадцатилетия крестьянской реформы было запрещено даже простое упоминание об отмене крепостного права.12 июля 1889 появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков. Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль за общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее совершавшееся мировым судом, решение земельных вопросов и т.д. Должности земских начальников могли занимать лица только дворянского происхождения, обладавшие высоким земельным цензом. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянства. В 1892 появилось новое положение о городах.Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно.Правительство получило право не утверждать законно избранных городских голов.Для избирателей повышался имущественный ценз.В результате число избирателей сократилось в 3-4 раза. Фактически от городского управления были отстранены служащие и трудовая интеллигенция. Управление всецело оказалось в руках домовладельцев, промышленников, торговцев и трактирщиков. В 1890 права земств были ещё более ограничены. По новому закону за дворянами в земствах сохранялось 57% гласных. Председатели земских управ подлежали утверждению администрацией, а в случаях их неутверждения они назначались начальством .Сокращалось число гласных от крестьян,вводился новый порядок выборов гласных от них. Сельские сходы выбирали только кандидатов, причём на каждое место не менее двух-трёх,из которых губернатор назначал гласного.
В 1884 был введён новый университетский устав,отменявший внутреннюю автономию университетов.Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, должны были пройти процедуру утверждения министра просвещения.Повысилась плата за обучение. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием.Применительно к средней школе был издан печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", рекомендовавший ограничить поступление в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей,детей коих, за исключением разве одарённых необычайными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".
Вопрос № 26
Судебная реформа.
В 1864 г. в Российской империи была осуществлена судебная реформа, в основу которой были положены принципы отделения суда от администрации, равенства всех перед законом, публичности и состязательности судебного процесса, несменяемости судей и судебных следователей, суда присяжных заседателей.
В результате реформы судебная система стала состоять из двух звеньев — из местных и общих судов.
К местным относились, в первую очередь, мировые суды (на Беларуси введены в 1872 г.). Второй инстанцией были уездные съезды мировых судей.
К общим относились окружные суды и судебные палаты. Окружные суды"были введены в белорусских губёрниях в 1883 г. Они состояли из уголовного и гражданского отделений. Городская реформа.
В 1875 г. в соответствии с "Городским положением" 1870 г. в белорусских губерниях вводились органы городского самоуправления:
• городская дума — занималась городским хозяйством, начальным образованием, страхованием, больницами, статистической деятельностью (состав: гласные, избиравшиеся на 4 года на основе возрастного и имущественного ценза);
• городская управа — исполнительный орган городской думы (состав: 2—3 члена, избранные думой; во главе стоял городской голова, который считался государственным чиновником).
Земская реформа.
В 1864 г. в Российской империи была осуществлена земская реформа, действие которой не распространялось на территорию Беларуси. В 1903—04 гг. в белорусских губерниях вводилось "Положение об управлении земским хозяйством". Согласно ему, создавались губернские и уездные комитеты по делам земского хозяйства. В них входили местные чиновники и земские гласные, назначавшиеся на 3 года министром внутренних дел. На земства возлагалось: заведование имуществами и деньгами земства, содержание земских зданий и путей сообщения, меры по обеспечению "народного продовольствия", благотворительность, земское страхование имуществ, попечение о развитии местной торговли и промышленности, санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.
В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Отменялась предварительная цензура для большей части книг и литературных журналов. Для них вводилась карательная цензура - применение различных санкций уже после публикаций, вплоть до закрытия издания. Конфискация продукции проводилась исключительно по решению суда. Массовая периодика, однако, подлежала обязательной цензуре. В 1861 - 1874 гг. была проведена серия военных реформ. В 1874 г. был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 14 - 21 года, но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество. Призыву не подлежали следующие категории граждан: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также тот, у кого старший брат отбывал или отбыл службу. Значительные изменения были внесены в систему образования. Университетский устав 1863 г. расширял автономию университетов: предоставлял большую хозяйственную и административную самостоятельность, преподаватели и студенты непосредственно участвовали в решении вопросов внутренней жизни. В Соответствии с уставом средней школы (1864) гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом к поступлению в университет, вторые - в высшие технические учебные заведения.
Вопрос № 28
В последний месяц зимы 1881 года, полиция получила информацию, о готовящемся на императора покушение. К сожалению, план покушения «охранке» открыть, никак не удавалось. Премьер-министр Российской Империи Лорис-Милликов сообщил Александру II об имеющиеся информации.
Утром, 1 марта (старый стиль) император Александр II отправился на традиционный парад в манеже. До манежа Александр II, доехал прекрасно, посмотрев парад, императору предстоял путь назад. Карета императора со свитой следовала вдоль Невы, как вдруг из толпы выбежал человек, в его руках был сверток. Резким движением руки сверток полетел под колеса кареты Александра II. Грянул взрыв, раздался грохот бьющегося стекла и визжание лошадей. Террорист был схвачен. Александр II остался в живых. Император быстро вышел из кареты, взрыв оглушил императора, но он был жив. Потом подошел к террористу, взглянул на него, и спокойно произнес – «ну и молодец». После, Александр направился в сторону кареты. Неподалеку, еще один террорист ожидал того момента, когда Александр II к нему приблизится. Момент настал, «народоволец» бросил к ногам императора еще одну бомбу. Грянул взрыв. Дорога моментально окрасилась в красный цвет, вокруг лежали люди, мертвые и живые, покалеченные и чудом избежавшие увечий.
Ноги Александра II были раздробленны, людей способных оказать помощь рядом не оказалось. Состояние монарха было крайне тяжелым. Александра II уложили в сани, и отправили во дворец. Там, через некоторое время Александр II, скончался. 1 марта(13 по новому стилю) 1881 года оборвалась жизнь Великого человека, царя- реформатора Александра II.
Игна́тий Гриневи́цкий — российский революционер белорусского происхождения, член подпольной революционно-террористической организации «Народная воля», один из первомартовцев. Непосредственный убийца императора Александра II.
Игнат (Игнатий Акимович) Гриневицкий родился в фольварке Басин Свислочской волости Бобруйского уезда Минской губернии (в настоящее время Кличевский район Могилёвской области Белоруссии) в дворянской семье в 1856 году, предположительно, в августе — сентябре. Учился в реальной гимназии в Белостоке.
Во время участия в «Народной воле» был известен как «Котик».
В 1875 году поступил в Петербургский технологический институт, где принимал участие в студенческом революционном движении. В 1879 году вступил в народнический кружок и, пройдя безуспешный путь «хождения в народ», вошёл в «Народную волю», распространяя сначала нелегальную литературу, после работал в нелегальной типографии, занимался пропагандой среди рабочих.
1 марта (13 марта) 1881 участвовал в убийстве царя Александра II. Именно он бросил бомбу, взорвавшую его вместе с царём. При взрыве получил тяжёлые ранения. Скончался около 10 часов вечера в день покушения в придворном Конюшенном госпитале, перед смертью ответив на вопрос об имени и звании «не знаю».
Вопрос № 25
Кастусь Калиновский (Константин Викентий Калиновский) -- выдающаяся личность в белорусской истории. Человек, который впервые после столетий иностранного угнетения в полный голос заявил о правах белорусов, поднял вопрос о возроджении нашей государственности. Он посвятил всю свою сознательную жизнь борьбе за свободу и лучшее будущее родной земли.
К. Калиновский родился 21-го января 1838 г. в семье обедневшего дворянина.
Это произошло в небольшом имении, называвшемся Мостовляны. Детство Кастуся было нелёгким. Ему было всего 5 лет, когда умерла его мать. И, естествено, мачеха не могла окружить пасынков настоящей любовью и заботой.
Но, несмотря на все трудности, Кастусь получил хорошее образование. Он закончил Свислочское уездное училище и С-Петербургский Императорский университет. В начале 1861 г. Калиновский получил диплом со степенью кандидата права.
Во время своего обучения в университете Кастусь принимал участие в деятельности подпольных студенческих кружков, зачитывался сочинениями таких видных представителей российской революционной демократии, как Н. Добролюбов и Н. Чернышевский.
Таким образом, революционное мировоззрение Калиновского сформировалось в его студенческие годы. Именно в этот период своей жизни Кастусь решился бороться против национальной и социальной несправедливости, процветавшей в Российской империи.
Вскоре после возвращения домой на Беларусь весной 1861 г. молодой патриот создал тайную революционную организацию в Гродненской губернии.
Позднее Калиновский стал одним из главных действующих лиц в белорусско-литовском повстанческом центре.
Чтобы привлечь в будущую повстанческую армию широкие массы крестьянства Калиновский организовал издание нелегальной газеты, названной "Мужицкой правдой". Это -- первая газета, напечатанная по-белорусски. Каждый номер "Мужицкой правды" посвящался какой-либо конкретной проблеме. Газета разоблачала реальную политику имперских властей, была настоящим призывом к свободе
В освободительном движении Калиновский принадлежал к революционно-демократическому крылу, сторонники которого назывались "красными". Кастусь со своими товарищами боролся за независимость Литвы-Беларуси. В социальной сфере они требовали передачи земель крестьянам и установления справедливых отношений в обществе
10-го января 1863 г., когда восстание началось, Калиновский председательствовал в белорусско-литовском инсургентском Комитете. Фактически он возглавлял повстанческое правительство в Вильне (Вильнюсе). Но другая часть конспираторов, известная как "белые", состояла из крупных землевладельцев. Они не хотели вовлечения в движение народных масс и решили взять власть в повстанческой организации в собственные руки. В результате переворота осуществлённого "белыми" Калиновский с единомышленниками был отстранён от власти. Его отправили в Гродно на должность повстанческого комиссара.
Только после четырёх месяце пассивного, вялого командования "белых", "красных" вернули к управлению восстанием. Но было уже поздно. Несмотря на все усилия Калиновского, к осени сопротивление было подавлено. Пока Кастусь оставался на свободе он делал всё, чтобы накопить силы и возобновить борьбу следующей весной. Но предатель выдал Калиновского, и он был арестован.
Находясь в тюрьме, Кастусь написал трогательные последние обращения к своей невесте и всему белорусскому народу, известные как "Письма из-под виселицы".
10 марта 1864 г. Кастусь Калиновский был казнён на Лукишской площади в Вильно.
Вопрос № 23
Восстание 1830—31
После наполеоновских войн российское правительство начало политику постепенного ограничения автономии польских земель (королевства Польского). Это вызвало у жителей бывшей Речи Посполитой (прежде всего шляхты) стремление восстановить независимость страны в границах 1772 г. Такая цель была поставлена несколькими тайными обществами, существовавшими на территории Польши и Беларуси. Активное участие в подготовке вооружённого восстания принимала и белорусская шляхта. Непосредственным поводом для выступления в декабре 1830 г. явилось решение Николая I послать польские войска на подавление революции во Франции. Центром восстания была Варшава; на Беларуси, Литве и Украине действовали специальные эмиссары руководства повстанцев. В результате ожесточённых боёв к сентябрю 1831 г. восстание было подавлено. Сразу же после этого правительство обрушило на его участников, и жителей Польши и Беларуси всеобщие репрессии.
Закон от 22 марта 1831 г. постановил: всех дворян, принявших вооружённое участие в восстании, судить военным судом, приговоры исполнять на месте; имения преступников отобрать в казну.
Среди принятых мер после подавления восстания было также переселение бывшей польской шляхты на Кавказ; запрещение для лиц, бежавших за границу, возвращаться в Россию; наложения запрещения на те имения, которые переходили к мятежникам по наследству. В 1831 г. начался очередной разбор шляхты, в результате которого большинство мелких шляхтичей Беларуси было переведено в статус однодворцев. Лишая шляхту сословных привилегий, правительство надеялось лишить национально-освободительное движение его основной базы.
В 1831 г. был создан Особый комитет по делам западных губерний. Его задачей являлась выработка мероприятий по ослаблению польского и усилению русского влияния на Беларуси, Украине и в Литве. Комитет действовал до 1848 г.; в его состав входил ряд министров и высших государственных сановников. В соответствии с рекомендациями Комитета в течение 1831—40 гг. было прекращено действие Статута ВКЛ 1588 г. в белорусских губерниях. Вместо него вводилось общероссийское законодательство. Присутственным местам и должностным лицам присвоены были общероссийские наименования, русский язык был введён в судопроизводство и народное образование. В свою очередь, было запрещено преподавание на польском языке и число учебных заведений было сильно сокращено. Наконец, в 1832 г. был закрыт Виленский университет.