Глава 8. Правила обращения в международные органы и организации по вопросам защиты прав личности в уголовном судопроизводстве.
8.1. Система индивидуальных обращений в рамках ООН.
8..2. Система индивидуальных обращений в рамках Совета Европы.
8.3. Положение международно-правовых инстанций по отношению к внутренней юрисдикции государства. Принцип приемлемости обращения.
8.1. Система индивидуальных обращений в рамках ООН.Организация Объединенных Наций создана после Второй мировой войны. Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.
Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели:
поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;
развивать дружественные отношения между государствами основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного санитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;
быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.
Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство членов ООН;
совестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ от угрозы или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу; обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.
При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).
Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН. Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности, включает принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государства систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблей по рекомендации Совета Безопасности.
В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.
Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.
Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке. Европейское отделение ООН находится в Женеве.
Генеральная Ассамблея ООН
Генеральная Ассамблея состоит из всех государств — членов ООН. Делегация каждого государства — члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.
Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.
Генеральная Ассамблея, в частности:
рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;
избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;
по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;
совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН;
координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставов ООН.
Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре — марте и по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.
Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения Ассамблеи важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, по другим росам решения принимаются простым большинством членов. Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет); Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).
Помимо главных комитетов, Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.
Совет Безопасности ООН. Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немедленного переизбрания.
Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.
Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотрев в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров.
Кроме того, Совет Безопасности определяет существовать любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.
Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства — члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.
При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности.
Каждое государство — член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосований по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето).
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя.
Функции и Полномочия.
Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
При исполнении этих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с Целями и Принципами Объединенных Наций. Определенные полномочия, предоставленные Совету Безопасности для выполнения этих обязанностей, изложены в Главах VI, VII, VIII и XII.
Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблее ежегодные доклады и, по мере надобности, специальные доклады.
Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.
В целях содействия установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения, Совет Безопасности несет ответственность за формулирование, при помощи
Военно-Штабного Комитета, указанного в статье 47, планов создания системы регулирования вооружений для представления их Членам Организации.
Голосование
Каждый член Совета Безопасности имеет один голос.
Решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета.
Решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании Главы VI и на основании пункта 3 статьи 52.
Процедура
Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций.
Совет Безопасности собирается на периодические заседания, на которых каждый из его членов может, по своему желанию, быть представлен или членом правительства или каким-либо другим особо назначенным представителем.
Заседания Совета Безопасности могут происходить не только в месте пребывания Организации, но и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета, более способствует его работе.
Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.
Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.
Любой Член Организации, который не является членом Совета Безопасности, может принять участие, без права голоса, в обсуждении любого вопроса, внесенного в Совет Безопасности, во всех тех случаях, когда Совет Безопасности находит, что интересы этого Члена Организации специально затронуты.
Любой Член Организации, который не состоит членом Совета Безопасности, или любое государство, не состоящее Членом Организации, если они являются сторонами в споре, рассматриваемом Советом Безопасности, приглашаются принять участие, без права голоса, в обсуждении, относящемся к этому спору. Совет Безопасности ставит такие условия для участия государства, не состоящего Членом Организации, какие он найдет справедливыми.
Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помощи Совету Безопасности по вопросам использования воиск предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружен был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей.
Суть работы Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасностив принятии документов, резолюций, вынесении решений по различным вопросам, касающимся прав человека. В основное содержание деятельности других органов ООН входит: подготовка международных конференций, составление проектов документов, проведение исследований, осуществление контрольных Функций за соблюдением государствами обязательств по правам человека.
Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации.
Каждый Член Организации имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее.
Функции и Полномочия
- Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и, за исключениями, предусмотренными статьей 12, делать рекомендации Членам Организации Объединенных Наций или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.
- Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации Членам Организации или Совету Безопасности или и Членам Организации и Совету Безопасности.
- Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любым Членом Организации или Советом Безопасности или государством, которое не является Членом Организации, в соответствии с пунктом 2 статьи 35, и за исключениями, предусмотренными статьей 12, делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам или Совету Безопасности или и Совету Безопасности и заинтересованному государству или государствам. Любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности до или после обсуждения.
- Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.
- Полномочия Генеральной Ассамблеи, изложенные в настоящей статье, не должны ограничивать общего смысла статьи 10.
Когда Совет Безопасности выполняет возложенные на него настоящим Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.
Генеральный Секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой ее сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности, и таким же образом уведомляет Генеральную Ассамблею, а если Генеральная Ассамблея не заседает, то Членов Организации, немедленно, как только Совет Безопасности прекратит рассмотрение таких вопросов.
С соблюдением положений статьи 12, Генеральная Ассамблея уполномочивается рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, включая ситуации, возникающие в результате нарушения положений настоящего Устава, излагающих Цели и Принципы Объединенных Наций.
Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности; эти доклады должны включать отчет о мерах по поддержанию международного мира и безопасности, которые Совет Безопасности решил предпринять или предпринял.
Генеральная Ассамблея получает и рассматривает доклады других органов Организации.
Генеральная Ассамблея выполняет в отношении международной системы опеки такие функции, которые возложены на нее на основании Глав XII и XIII, включая утверждение соглашений по опеке для территорий, не относящихся к числу стратегических.
Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет Организации.
Члены Организации несут ее расходы по распределению, установленному Генеральной Ассамблеей.
Генеральная Ассамблея рассматривает и утверждает любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, упомянутыми в статье 57, и проверяет административные бюджеты таких специализированных учреждений с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным учреждениям.
Каждый Член Генеральной Ассамблеи имеет один голос.
Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают: рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членов Экономического и Социального Совета, выборы членов Совета по Опеке, в соответствии с пунктом 1с статьи 86, прием новых Членов в Организацию Объединенных Наций, приостановление прав и привилегий Членов Организации, исключение из Организации ее Членов, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, и бюджетные вопросы.
Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, которые подлежат решению большинством в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.
Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма его задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому Члену Организации участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельствам.
Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которых могут потребовать обстоятельства. Специальные сессии созываются Генеральным Секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства Членов Организации.
Генеральная Ассамблея устанавливает свои собственные правила процедуры. Она избирает своего Председателя на каждую сессию.
Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций.
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), созданный членами ООН в ее рамках, помимо прочего несет ответственность за содействие всеобщему Уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (статья 24 Устава ООН). ЭКОСОС Уполномочен предпринимать исследования и составлять доклады, в том числе повопросу уважения прав человека, делать рекомендации по нему Генеральной Ассамблее, специализированные учреждениям ООН и ее членам.
Основной рабочий орган ЭКОСОС - Центр по правам человека.
Экономический и Социальный Совет состоит из пятидесяти четырех Членов Организации, избираемых Генеральной Ассамблеей.
С соблюдением положений, изложенных в пункте 3, восемнадцать членов Экономического и Социального Совета избираются ежегодно сроком на три года. Выбывающий член Совета может быть переизбран немедленно.
При первых выборах после увеличения числа членов Экономического и Социального Совета с двадцати семи до пятидесяти четырех, в дополнение к членам, избираемым вместо девяти членов, срок полномочий которых истекает в конце данного года, избираются двадцать семь дополнительных членов. Срок полномочий девяти из двадцати семи дополнительных членов, избранных таким образом, истекает в конце первого года, а срок полномочий других девяти членов — в конце второго года, в соответствии с постановлением Генеральной Ассамблеи.
4. Каждый член Экономического и Социального Совета имеет одного представителя.
Функции и Полномочия
Экономический и Социальный Совет уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, Членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям.
Совет уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех.
Совет уполномочивается подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию.
Совет уполномочивается созывать, в соответствии с правилами, предписанными Организацией, международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию.
Экономический и Социальный Совет уполномочивается вступать с любым из учреждений, указанных в статье 57, в соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поставлены в связь с Организацией. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.
Совет уполномочивается согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям и посредством рекомендаций Генеральной Ассамблее и Членам Организации.
Экономический и Социальный Совет уполномочивается принимать надлежащие меры для получения от специализированных учреждений регулярных докладов. Совет уполномочивается заключать соглашения с Членами Организации и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию.
Совет уполномочивается сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по этим
докладам.
Экономический и Социальный Совет уполномочивается представлять Совету Безопасности информацию и, по предложению Совета Безопасности, обязан ему помогать.
Экономический и Социальный Совет осуществляет такие функции, какие входят в его компетенцию, в связи с выполнением рекомендаций Генеральной Ассамблеи.
Совет, с одобрения Генеральной Ассамблеи, уполномочивается выполнять работы по просьбе Членов Организации и по просьбе специализированных учреждений.
Экономический и Социальный Совет создает комиссии в экономической и социальной области и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций.
Экономический и Социальный Совет приглашает любого Члена Организации участвовать без права голоса в обсуждении им любого вопроса, представляющего особый интерес для данного Члена Организации.
Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить мероприятия для участия без права голоса представителей специализированных учреждений в обсуждении вопросов в Совете или в созданных им комиссиях, а также для участия представителей Совета в обсуждении вопросов в специализированных учреждениях.
Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть условлены с международными организациями, а в случае надобности, с национальными организациями после консультации с заинтересованным Членом Организации.
Экономический и Социальный Совет устанавливает свои собственные правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.
Экономический и Социальный Совет созывается по мере надобности, в соответствии со своими правилами, которые должны включать положения о созыве заседаний по требованию большинства его членов.
Совет по Опеке состоит из следующих Членов ООН:а) Тех членов Организации, которые управляют территориями под опекой;
б) Тех членов Организации, поименованных в статье 23, которые не управляют территориями под опекой; с) Такого числа других Членов Организации, избранных Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета по Опеке распределялось поровну между Членами Организации, управляющими и не управляющими территориями под опекой.
Каждый Член Совета по Опеке назначит одно особо квалифицированное лицо, которое будет его представителем в Совете по Опеке.
Функции и Полномочия. Генеральная Ассамблея и находящийся под ее руководством Совет по Опеке при выполнении своих функций уполномочиваются:
a) Рассматривать отчеты, представляемые управляющей властью;
b) Принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью;
c) Устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки; и
d) Предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.
Совет по Опеке разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а также его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты.
Голосование
Каждый член Совета по Опеке имеет один голос.
Решения Совета по Опеке принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета.
Процедура
Совет по Опеке принимает свои собственные правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.
Заседания Совета по Опеке созываются по мере надобности в соответствии с его правилами процедуры, которые должны предусматривать созыв заседаний по требованию большинства членов Совета.
Совет по Опеке пользуется в соответствующих случаях помощью Экономического и Социального Совета и специализированных учреждений в отношении вопросов, в которых они соответственно заинтересованы.
Международный Суд - главный судебный орган ООН (Он - наследник Постоянной палаты международного правосудия Лиги Наций.
Юрисдикция суда основана исключительно на согласии государств. Международный Суд был создан для:
- разрешения споров между государствами, если они согласились передать дело на его рассмотрение;
- разбора дел, по которым выносятся консультативные заключения, учитываемые ООН и ее специализированными учреждениями.
Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он действует в соответствии с прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной Палаты Международного Правосудия и образует неотъемлемую часть настоящего Устава.
Все Члены Организации являются ipso facto участниками Статута Международного Суда.
Государство, не являющееся Членом Организации, может стать участником Статута Международного Суда на условиях, которые определяются, в каждом отдельном случае, Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Каждый Член Организации обязуется выполнить решение Международного Суда по тому делу, в котором он является стороной.
В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.
Настоящий Устав ни в коей мере не препятствует Членам Организации поручать разрешение своих разногласий другим судам в силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть заключены в будущем.
Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать от Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.
Другие органы Организации Объединенных Наций и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, также могут запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.
Несмотря на пока еще ограниченную юрисдикцию Международный Суд ООН находится на пути превращения в эффективное всемирное судебное учреждение.
Секретариат.Секретариат состоит из Генерального Секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Генеральный Секретарь является главным административным должностным лицом Организации.
Генеральный Секретарь действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета и Совета по Опеке и выполняет такие другие функции, какие возлагаются на него этими органами. Генеральный Секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организаци
Генеральный Секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
При исполнении своих обязанностей Генеральный Секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.
Каждый Член Организации обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального Секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.
Персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей.
Надлежащий персонал выделяется для постоянной работы в Экономический и Социальный Совет, в Совет по Опеке и, по мере надобности, в другие органы Организации. Этот персонал составляет часть Секретариата.
При приеме на службу и определении условий службы следует руководствоваться, главным образом, необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности. Должное внимание следует уделять важности подбора персонала на возможно более широкой географической основе.
В международных договорах получили распространение специальные нормы относительно юрисдикции Международного Суда в связи со спорами о толковании и (или) применении определенных договорных положений. Например, статья 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.) гласит, что любой спор между государствами-участниками, который не разрешен путем переговоров или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из сторон в споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования.
Среди организаций, непосредственно занимающихся в ООН правами человека, выделяются Комиссия по правам человека, созданная Экономическим и Социальным Советом, делегировавшим ей свои полномочия в области поощрения прав человека. Действуя под руководством ЭКОСОС, она рассматривает любые гуманитарные вопросы, занимается всеми проблемами, касающимися прав человека. Комиссия:
- оказывает ЭКОСОС содействие в координации деятельности по правам человека в рамках системы ООН;
- предъявляет ЭКОСОС свои предложения, рекомендации, доклады, проекты резолюций и решений для рассмотрения на его сессиях;
- проводит свои заседания, на которых принимает самостоятельные резолюции и решения по правам человека;
- учреждает рабочие группы;
- определяет экспертов для подготовки к обучению отдельных вопросов по правам человека;
. - назначает специального докладчика или своего представителя для изучения нарушений прав человека в той или иной стране (он выезжает на место совершения нарушений прав человека, проводит расследование, налаживает диалог с государственными структурами, представляет свои предложения и рекомендации);
- информирует ЭКОСОС о проделанной работе.
У комиссии есть вспомогательный орган - Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств.
Экономическим и Социальным Советом учреждены две комиссии, занимающиеся правами женщин. Одна - Комиссия по статусу женщин - готовит проекты документов о насилии против женщин, другая - Комиссия по ликвидации дискриминации женщин - является центральным органом в системе ООН, осуществляющим координацию программ в области улучшения положения женщин, уважения их прав. Эта Комиссия проводит всемирные женские конференции. Документы, принимаемые на них, служат основной деятельностью ООН по обеспечению прав женщин. Кроме того, Комиссия делает рекомендации и доклады для ЭКОСОС о поощрении прав женщин в политической, гражданской, экономической, социальной областях и в сфере образования, принимает собственные резолюции и решения и подготавливает таковые для рассмотрения на сессиях ЭКОСОС.
Существуют специализированные учреждения ООН,выполняющие помимо прочего и правозащитные функции. Эти международные организации примыкают к ООН и юридически с ней связаны. Они действуют на основе межправительственных соглашений и наделены самостоятельными полномочиями в специальных областях деятельности. Среди них выделяются: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ).
Страны-участницы перечисленных организаций принимают конвенции, декларации, рекомендации и соглашения по вопросам защиты прав человека в соответствующих областях. Среди конвенций ЮНЕСКО можно отметить:
- о борьбе с дискриминацией в области образования;
- об авторском праве;
- об охране всемирного культурного и природного наследия.
В соответствии с международными конвенциями (пактами) создаются и работают специальные органы ООН - комитеты:
- Комитет по правам человека (Международный пакт о гражданских и политических правах);
- Комитет по правам ребенка (Конвенция о правах ребенка);
- Комитет по ликвидации расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации);
- Комитет против применения пыток (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).
Все комитеты принимают и изучают только письменные информации, а их решения носят исключительно рекомендательный характер; действуют они только в отношении тех государств, которые признали их компетенцию.
Общие для всех комитетов направления работы:
- получают от государств-участников пактов (конвенций) доклады о состоянии прав человека и о принимаемых мерах для прогресса в реализации прав; обсуждают их; препровождают свои заключения государствам-участникам по их докладам;
- принимают и рассматривают сообщения государств, уведомляющих о невыполнении какой-либо страной своих обязательств по конвенции (пакту). После проработки вопроса делают рекомендации.
В 1993 году Генеральная сессия ООН учредила пост Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека (далее Верховный комиссар). Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем и учреждается Генеральной Ассамблеей ООН.
Верховный комиссар- высокое должностное лицо ООН, заместитель Генерального секретаря по вопросам прав человека, исключительно и конкретно ими занимающийся. Он осуществляет общее руководство деятельностью Центра по правам человека, принимает необходимые меры для повышения ее эффективности, уделяет особое внимание чрезвычайным ситуациям при нарушении прав человека.
Появление в системе ООН Верховного комиссара по правам человека помимо усиления ее возможности в поощрении и защите человеческих прав и основных свобод создало предпосылки для дальнейшего совершенствования в данной области, добавило значимости проблематике прав человека во множестве вопросов, которыми занимается эта всемирная организация.
Специализированные органы Организации Объединенных Наций по правам человека.