Урок 5. Государственное устройство России

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся

Предметные результаты:

знать государственное устройство России (в объёме материала учебника);

объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти;

называть имя, отчество, фамилию действующего Президента;

определять понятие «государство».

Метапредметные результаты:

планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой игры — Президент, Председатель Правительства, Депутат;

анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент;

устанавливать связь особенностей государственного устройства РФ с её Конституцией.

Личностные результаты:

осознавать значимость личностной ответственности за судьбу других людей и Родины через участие в деловой игре.

Оборудование: комплекты из зелёного, жёлтого и красного кружков для самостоятельной оценки каждым уровня своей работы или работы одноклассника (высокий, средний, низкий уровни соответственно).

Ход урока

Актуализация знаний и умений. Учитель после приветствия начинает урок словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь... Ребята, сколько раз вы слышали эти слова! Какие известные вам сказки начинаются с них? (Дети отвечают.) Как вы думаете, о какой стране идёт речь? А если представить себе, что какой-то сказочник решит написать сказку о современной России, какое из слов сказочного зачина будет по — настоящему подходить для начала рассказа? Царь, царство, государство?»

Целеполагание. «А что значит слово «государство»? Что вы уже знаете о России как о государстве? Что является Основным законом Российской Федерации? Каковы три роли Московского Кремля в прошлой и нынешней жизни страны? Как в Конституции РФ назван народ России?»

Аналитический этап. «Давайте разберёмся в том, что такое государство и как оно устроено, с помощью учебника». Учащиеся поочерёдно читают текст урока. Учитель останавливает внимание детей на главной мысли каждого фрагмента, сложно построенные предложения просит объяснить своими словами, добиваясь не буквального воспроизведения текста, а ясного понимания и осмысленного применения новых слов. В обсуждении помогут вопросы из разделов «Подумаем!» и «Проверим себя». Для объяснения разделения власти на три ветви учитель рисует на доске древо государственного управления с расходящимися ветвями. Объясняет, что Президент на время правления становится главой над всем «деревом управления страной» — государством. В ходе работы учитель просит детей заглянуть в Приложение и познакомиться со значением слова субъект. Возможно, следует его записать в Рабочую тетрадь.

Тренировочные упражнения. В завершение беседы детям предлагается попробовать свои силы в одной из деловых игр и самим оценить государственную значимость тех предложений, которые выдвигает каждый из них, представляя себя в роли Президента, Председателя Правительства, министра, депутата Государственной думы. Дети оценивают значимость, поднимая каждый из своего комплекта один из кружков (зелёный, жёлтый или красный). Во время игры введите региональную проблематику, требующую для своего разрешения вмешательства государственных органов власти.

Во внеурочное время дидактическая игра может быть развёрнута как многодневная — с представлением предвыборных программ кандидатов, организацией выборов, подсчётом голосов, назначением правительства, суда, Федерального собрания, распределением должностей (если учитель посчитает эмоционально-психологическую обстановку в классе располагающей к проведению такого мероприятия). Может быть проиграна только одна часть — например, голосование: с подсчётом бюллетеней, счётной комиссией, независимыми наблюдателями, объявлением результатов. Для голосования может быть предложена любая из важных для класса тем, с пояснением, что выборы во многие из правительственных учреждений проходят именно по такому принципу.

В конце занятия учитель читает текст вывода и просит детей передать его суть своими словами.

Региональный компонент:для проведения деловой игры подобрать в текущих публикациях СМИ вашего края злободневные вопросы, которые требуют вмешательства государственной власти.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выполнить задание 3 в рабочей тетради (с. 15).

Рекомендации для занятий в семье:обсудить на ближайшем собрании с родителями учащихся вопрос о том, что здоровье детской психики и гармоничное развитие ребёнка зависит в том числе и от осознания им того, что его Родина заслуживает уважения благодаря не только великой истории, но и своему настоящему. Поэтому необходимо в разговорах с детьми и при детях избегать неуважительных отзывов о родной стране и некорректных высказываний о государственных органах власти. Это вопрос самоуважения нации и бережного отношения к душам детей — новых граждан Отечества. Посоветовать родителям пересказать ребёнку содержание книг Л. Пантелеева «Республика Шкид» и Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» как пример придумывания и организации детьми своих государств. Рассказать о «муравьином братстве» из детства Л.Н. Толстого как образце стремления к идеалам добра и справедливости. «Погулять» по политической карте мира, обсудить с детьми, какие бывают типы государственной власти в разных странах. Показать страны, в которых сохранилась королевская власть (например, Великобритания, Дания и др.).

Глоссарий

Государство— особая сила, власть, специально организованная для под-держания порядка в обществе.

Наши рекомендации