Общественный прогресс и модернизация

Обобщающим понятием, отображающим процесс обновления, развития общества, является модернизация. Это предельно широкий смысл этого понятия.

Однако чаще, говоря о модернизации, мы имеем в виду другое — понимание данного процесса в рамках так называемой теории модернизации. Это узкий смысл понятия модернизация, т. е. процесс перехода от лишенного динамизма развития общества традиционного типа к обществу ин­дустриальному. Далее мы используем это понятие именно в узком смысле. В таком случае истори­чески модернизация совпадает с переходом от феодального общества к капиталистическому и орга­нически связана с индустриальной революцией и теми процессами, которые она несет в жизнь.

Мыслители выделяют несколько граней (сторон) модернизации. Под экономической модерниза­цией понимается промышленная революция, т. е. нередко переход от мануфактурной стадии про­изводства к фабричной, от ручного труда к широкому распространению машинного производства. Этим определяется влияние на другие составные модернизации.

Социальная модернизация характеризуется вытеснением сословий (групп людей, различа­ющихся по политико-правовому признаку) общественными классами (группами людей, разли­чающимися по их месту в разделении труда, по отношению к собственности, общественному богатству).

Политическая сторона модернизации включает в себя становление парламентаризма, много­партийности, демократических институтов взаимодействия общества и власти.

Духовная модернизация предполагает формирование новой картины мира, изменение роли науки в обществе, формирование нового духовного облика человека.

Такое понимание модернизации отличается некоторой односторонностью, т. к. внимание сосре­доточено главным образом на экономических процессах — промышленной революции, появлении техники и технологий нового поколения. Остальные же процессы рассматриваются в качестве вторичных, опосредованных.

Современные российские философы А. С. Ахиезер и С. Я. Матвеева предлагают свое тол­кование модернизации, способное преодолеть данный экономический детерминизм. Они видят в модернизации, прежде всего изменения в ценностных установках, ориентирах развития обще­ства.

С. Я. Матвеева понимает модернизацию как «процесс некатастрофического (то есть не предпо­лагающего разрушения, слома прежних структур и отношений) преобразования общества, воспри­ятие и адаптацию принимающей культурой инноваций и ценностей культуры принимаемой».

Принимающей культурой является общество традиционного типа. Принимаются же ценнос­ти общества индустриального. Причем каждая культура, каждый народ осваивает новые (по сути западноевропейские) нормы и ценности по-своему. Единой для всех модели заимствования нет.

Очень важно понимание модернизации как некатастрофического процесса, то есть такого, который не приводит общество к разрушению, гибели, слому его несущих основ. Катастрофой в определенном смысле считается также и разрыв в преемственности развития, потеря связи с собственным прошлым, прерывание исторической преемственности.

Особенно важно такое понимание модернизации в нашей стране — России. Поскольку на про­тяжении XX столетия нам пришлось пережить по сути две национально-государственные катас­трофы, приведшие к краху прежней государственности. Это революция 1917 года, похоронив­шая Российскую империю, и события 1991—1992 годов, приведшие к распаду Советского Союза и образованию постсоветских государств. Новая российская государственность очень молода, она существует всего полтора десятилетия. По историческим меркам это чрезвычайно малый срок. И анализ уроков прошлого, понимание того, как важно проводить преобразования, реформы, не допуская разрушения всей системы общественных отношений, разрыва связи между поколения­ми, преемственности исторического развития — необходимый элемент становления современной России.

Многие ученые размышляют над проблемой критериев модернизации, поисками ответа на вопрос, какое общество можно считать модернизирующимся. Обратим внимание на подход, выде­ляющий критерии модернизации обобщенно, по сферам общественного бытия.

1. В социальной сфере для модернизирующегося общества будет характерно разделение между частной и общественной жизнью, выделение «полюса» отдельной личности, индивидуального «я».

2. К экономическим критериям следует отнести освоение и применение новых технологий, за­крепление ведущей роли крупной промышленности, сферы услуг, информационной экономики.

3. Политическими критериями модернизирующегося общества являются: наличие эффектив­ного централизованного государства, системы разделения власти.

4. В сфере духовной жизни и культуры к качественным характеристикам модернизации необ­ходимо отнести многообразие культурных направлений, свободный доступ граждан к информа­ции и обмен ею, возможность для широкого круга людей приобщаться к культурному наследию человечества, развитие науки, образования.

Наши рекомендации