Т е м а 6. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
(ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1. Концепция государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Формирование белорусской этнической общности, ее самосознания и национальной идеи. Становление белорусской национальной государственности.
2. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Сильная и процветающая Беларусь – национально-государственный идеал белорусского народа.
3. Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности. Роль духовно-культурного наследия отечественных мыслителей и общественных деятелей различных исторических периодов в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа.
4. Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере. Влияние национальных особенностей белорусов на политическую жизнь общества.
Темы рефератов и докладов
1. Хто мы такiя? (па творах М. Багдановiча).
2. Истоки этнического развития белорусов.
3. Формирование национального самосознания белорусов.
4. Роль духовно-культурного наследия и общественной деятельности Е. Полоцкой, К. Туровского в формировании мировосприятия белорусов.
5. Становление социокультурной самобытности белорусской общности.
6. Становление белорусской национальной государственности.
7. Учение отечественных мыслителей периода Великого княжества Литовского о формах государственного устройства.
8. Гуманистический и демократический идеалы общественной жизни белорусов.
9. Приверженность белорусов идеалу социального равенства и справедливости.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем сущность понятия «этническая общность народа»?
2. В чем проявляется социокультурная самобытность белорусов?
3. Каковы приоритеты консолидирующей идеи белорусского общества?
4. Что означает понятие «государственность»?
5. Каково значение древнерусского государства в возникновении предпосылок формирования белорусской общности и ее государственности?
6. Проанализируйте процесс становления белорусской национальной государственности.
7. Что включает в себя понятие «национальная идея»?
8. Какую роль играют социокультурные идеалы и ценности в формировании гражданской позиции современной молодежи?
9. Каковы задачи Республики Беларусь в становлении и развитии Союзного государства – Единого экономического пространства – Евразийского экономического союза?
10. Как соотносятся традиционные идеалы и ценности белорусов с вызовом времени?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссий
1. Проанализируйте происхождение понятий «белорус», «Белая Русь», «Беларусь».
2. В поэме «Новая зямля» Я. Колас писал:
Мае знаёмыя няўзрачны,
Нічым не слаўныя і не значныя,
Усе людзі простыя, малыя,
Хоць па-сваему і ўдалыя,
Але ўдалымі іх не лічуць.
Жывуць, цярпліва долю смычуць
І крыж нясуць мужыча ціха,
Дабра не бачачы з-за ліха.
Что имел в виду Я. Колас?
3. В чем проявилось восточное и западное влияние на формирова-ние социокультурных идеалов и ценностей белорусов?
4. Какова роль Союзного государства Беларуси и России и проекта образования Евразийского Союза для сохранения социокультурной самобытности белорусского народа в глобализирующемся мире?
5. Охарактеризуйте круг социально-экономических и политических проблем, которые актуальны в современный период развития белорус-
ской государственности.
6. Как оценило население и лидеры политических партий Респуб-лики Беларусь введение института президентства?
7. Каковы место и роль историко-культурного наследия в жизни бе-лорусского народа?
Глоссарий
Гражданское общество – многообразие не опосредованных государством взаимоотношений юридически свободных и равноправных в своем социально-политическом выборе граждан; непосредственно не- контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.
Культурно-исторические ценности – наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном законом.
Культурно-историческое наследие – совокупность отличительных итогов, свидетельств исторического и духовного развития народа, воплощенных в культурно-исторических ценностях.
Миролюбие – отсутствие чувства национального превосходства, мирное сосуществование с другими народами.
Национальная солидарность – единодушие, сплоченность и общность интересов национальностей, проживающих совместно на территории Республики Беларусь.
Свобода – естественное, неотчуждаемое от человека, социальных общностей людей качество, позволяющее им выражать свои мысли и действия в соответствии с правовыми нормами, интересами, направленное на стабилизацию, порядок в политико-властных отношениях государства и общества.
Справедливость – создание для всех членов общества равных возможностей для реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей.
Стабильность – устойчивость, постоянность, неизменность.
Терпимость – умение прислушиваться к чужому мнению, уважение к людям с другими взглядами, религией (веротерпимость).
Толерантность – отсутствие вражды, склонность к компромиссам, поиск справедливости без насилия.
Трудолюбие – работоспособность, выносливость, хозяйственность.
Христианские принципы – принципы, которые находят свое отражение в воздержании, терпении, соблюдении заповедей, любви к ближнему.
Тесты для самоконтроля
1. Культурно-историческое наследие – это:
а) совокупность отличительных итогов, свидетельств исторического и духовного развития народа, воплощенных в историко-культурных
ценностях;
б) выдающиеся духовные, эстетические и документальные ценности, взятые под охрану государства;
в) наследие народа, позволяющее ощутить свою причастность к культурной традиции многих поколений;
г) духовные, художественные и документальные ценности, создающие необходимые условия для интеллектуального, духовного и экономического развития общества.
2. Действующие добровольные организации по защите культурно-исторического наследия белорусского общества – это:
а) добровольные общества охраны памятников истории и культуры;
б) федерация профсоюзов Беларуси;
в) Белорусский Республиканский союз молодежи;
г) религиозные общины.
3. В Списке объектов Всемирного культурного и природного на-следия ЮНЕСКО Беларусь представлена:
а) Национальной библиотекой;
б) Замковым комплексом «Мир», «Дугой меридиана Струве» и Ар-хитектурно-культурным комплексом Радзивиллов в Несвиже, обряд-каледование «Цари» в д. Семежево Копыльского района;
в) мемориальным комплексом Хатынь, курганом Славы;
г) мемориальным комплексом Брестская крепость.
4. Что не является доминирующим в духовных ценностях белорус-ского народа:
а) общечеловеческие общеславянские ценности;
б) ценности восточного славянства (русских, поляков, украинцев);
в) духовные ценности белорусов;
г) стремление к личному обогащению, а следовательно – напорис-тость, прагматизм, расчетливость.
5. За всю историю развития Беларуси было принято:
а) две конституции;
б) три конституции;
в) пять конституций;
г) шесть конституций.
6. Президент Республики Беларусь является:
а) главой государства;
б) главой исполнительной власти;
в) главой законодательной власти;
г) арбитром между различными политическими силами.
7. Кому принадлежит высказывание: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяю-щих всех граждан»:
а) А. Г. Лукашенко;
б) С. С. Сидорскому;
в) В. В. Путину;
г) А. Д. Медведеву.
8. Какая из перечисленных функций, выполняемых Президентом Республики Беларусь, более всего оказывает влияние на идеологию бе-лорусского государства:
а) гарантийная;
б) арбитражно-интегративная;
в) нормотворческая;
г) контрольная.
9. Политическое поведение личности зависит от:
а) убеждений;
б) окружения человека;
в) норм и ценностей, действующих в обществе.
10. Часть духовной культуры народа, включающая элементы, свя-занные с общественно-политическими институтами и идеологичес-кими процессами, называется:
а) духовные ценности;
б) политическая культура;
в) национальная культура.
11. Определите неправильное высказывание: «Идеология белорус-ского государства разрабатывается и реализуется….»:
а) программными разработками государства, политических партий, общественных организаций;
б) принятием ряда официальных концепций и доктрин в отдельных сферах государственной деятельности;
в) политикой Президента Республики Беларусь, Парламента – На-ционального Собрания, Правительства – Совета Министров;
г) политикой и деятельностью оппозиции.
Л и т е р а т у р а: [1, 2, 3, 4, 7, 8, 11, 13, 23, 28, 29].