Духовно-нравственные и социокупьтурные ценности общества и их связь с социальной работой
Возрождение духовно-нравственного потенциала нации на современном этапе российской истории — важнейшая предпосылка политического, экономического и социального прогресса, преодоления самого тяжелого кризиса, переживаемого Россией. В связи с этим исключительно актуально научное осмыслении истоков и путей возрождения традиций духовности общества, способствующих консолидации социальных групп и слоев.
В условиях жестокой бюджетной политики и ограниченности финансовых ресурсов снижение социальной напряженности в обществе во многом определяется рациональным решением проблем социальной защиты остро нуждающихся слоев населения; использованием имеющихся резервов государственных и негосударственных учреждений, фондов и организаций; активизацией благотворительной деятельности, имеющей глубокие исторические корни. Асоциально-экономические условия жизнедеятельности россиян, затянувшийся кризис, охвативший все формы общественной жизни, придают особую актуальность решению этих проблем. Сегодня идеи добра и милосердия как никогда необходимы российскому обществу, в котором все более явственно проявляется неравенство людей. Общественность все больше начинает осознавать, что экономика сама по себе лишь средство, а не цель развития, что она выстроена в единую систему общественных отношений, духовной жизни и именно об этой системе должна быть проявлена забота и именно этой системе должно быть уделено внимание.
Нравственность является элементом общественной жизни»в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практических действиях людей, определяют их ценностные ориентации в делах, поступках, поведении. Нравы, т.е. реально действующие моральные отношения между людьми, вырастают на основе складывающихся в обществе форм производственной, социально-политической, бытовой и культурной деятельности, воспроизводятся и закрепляются повседневной социальной практикой, силой привычки и общественного мнения, которое накладывает определенные моральные санкции на людей, нарушающих своим поведением принятые в обществе нравственные нормы.
Нравственный прогресс выражается прежде всего в гуманизации реально бытующих общественных нравов, обогащении содержания нравственных идеалов, с позиций которых оценивается жизнедеятельность индивида и общественная жизнь в целом.
Именно нравы обусловливают связи морали со всеми другими сторонами жизни социума, общества— экономической, политической, социальной и духовной. В этой связи представляют большой научный интерес исследования характера взаимозависимости таких явлений социальной жизни, как благотворительность, милосердие и духовное развитие общества.
Вопросы духовного развития общества, нравственности его членов, благотворительности как проявления высоких патриотических устремлений и гражданских чувств частных лиц, общественных объединений всегда привлекали внимание общественности и исследователей: историков, социологов, философов, — поскольку формирование духовности нации есть краеугольный камень возрождения и укрепления великой державы:
Практическая жизнь общества свидетельствует, что без определенной объединительной идеи, высоких Духовных принципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальным преобразованиям, осуществлению глубоких демократических, экономических и политических реформ. Необходимо активно формировать общественную идеологию, для того чтобы выйти на качественно новый уровень теоретической и практической деятельности, создать атмосферу порядочности, доброты, справедливости, великодушия, человечности и веры. Ведь демократия — это прежде всего уважительная форма отношений людей, процесс создания благоприятного морально-психологического климата в стране с целью строительства и процветания общества.
Духовно-нравственное самосохранение общества достигается посредством двух взаимосвязанных процессов: постоянная забота о сохранений и рационализации использования духовного наследия и неустанный поиск возможностей обновления, творческого осмысления более эффективных форм культуры.
Культура (с лат. — «возделывание») — это исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей, Средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их существования, которые они вырабатывают в совместной жизнедеятельности в целях ее совершенствования и развития, общественного прогресса. Понятие это чрезвычайно многозначно, в связи с чем существует множество вариантов его определения. Культура разделяется на материальную, духовную и социальную — последняя представляет интерес для нашего исследования.
Социальная культура — это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений; воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура — составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума.
Ценности составляют ядро духовного мира человека, объединяют его чувства, мысли, волю в устойчивое целое и играют решающую роль в формировании личности, проявлении его социальной активности.
Среди нравственных ценностей, которые заслуживают сегодня особого внимания, укрепления и культивирования, видное место занимает благотворительность.
Понятие «благотворительность» используется наряду с близки
ми по значению терминами «милосердие», «социальная помощь»,
«социальная поддержка». Однако эти понятия не являются аналогами.
Социальная помощь — это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах. Диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих необходимость в социальной помощи, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью. Социальная помощь бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической и т.п. Социальная поддержка — это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Любая благотворительность является, безусловно, социальной помощью и поддержкой, которые не всегда оказываются благотворительностью. Благотворительность — это, как уже говорилось, особая форма социальной помощи и поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи и поддержки нуждающимся.
В отличие от понятия «благотворительность» в понятии «милосердие» акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосердие—это больше готовность к оказанию помощи, чем сама помощь, больше эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей, нежели рационально-психологическая оценка этих страданий. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувство корпоративной чести, потребность в оценке, потребность в самоутверждении, религиозное чувство и т.п. С другой стороны, сфера распространения милосердия гораздо шире области, где проявляется благотворительность, — милосердие проявляется и в семье, и в дружеском общении, и в отношениях между врагами.
Как социокультурное явление благотворительность имеет в России свою историю и традиции, ознакомление с которыми представляет теоретическую и практическую ценность.
24. Социальная политика государства и социальная работа: взаимосвязь и взаимовлияние
Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
• гуманизм, социальная справедливость;
• системность, непрерывность, преемственность;
• сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так, и по необходимым ресурсам);
• открытость (свободное выражение суждений всех групп и
слоев общества по вопросам социальной политики — наличие «обратной связи» органов управления с массами);
• демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
• действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
• адресность мер по социальной защите населения
Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций — относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности.
Важнейшими из них являются:
• выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
• оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
• интеграция различных слоев населения, гармонизация их
интересов, поддержание целостной общественной системы,
стабильности и порядка;
• прогностическая;
• социальная защита населения;
• управление социальными процессами и др.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики — гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Важное место в социальной политике занимают проблемы обеспечения социальной справедливости — это и реальное народовластие, равноправие и равенство всех граждан перед законом, и социальные гарантии человеку в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности и др.
Одной из самых жгучих проблем настоящего времени в социальной политике стала проблема бедности.
Главная цель социальной политики — гармонизация общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер.Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.
Механизм реализации социальной политики.
На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:
• субъект социальной политики — государство», представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на
регулирование социальных отношений;
• политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;
• объект социальной политики — социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разно
образных формах проявления;
• система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;
• предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.