Особенности правовой социализации и ее основные агенты.

Правовая социализация — это процесс усвоения человекомсистемы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация кобщественно-правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно-правовогонаследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является.

Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляютпроцесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественныеорганизации.

Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюциичеловека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтомусложившиеся в определенной общественной группе нормы коммуникативных связей ребенка не являютсястандартными для всех людей. В самой малой социальной группе мать выступает практически всегдаглавным действующим лицом в процессе ранней социализации ребенка, формирует стиль его поведения иотношение к окружающему миру. Она учит малыша тому, как надо обходиться с людьми и жить с самимсобою. Закладываемые ею в сознание ребенка внутрисемейные коммуникативные принципы и установкибудут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членамиего семьи.

Еще ребенком человек усваивает социальные ценности и модели правового поведения не только своихродителей, но и других людей из своего ближайшего окружения, в котором важное место занимаютсверстники. Благодаря общению с ними становится более активным его обучение и ускоряется процесспринятие им общественно-правовых установок, действующих в его социальной группе. Желание ребенкаобладать достойным статусом в сообществе своих ровесников является одной из основных детерминант егообщественно-правового поведения. Значение нормальных коммуникативных отношений подростка сосвоими ровесниками вполне сопоставимо со значимостью общения матери со своим младенцем. Человекявляется «продуктом» конкретной исторической эпохи и сверстником определенного поколения, котороеотличается от других возрастных групп своим образом жизни, ценностно-смысловой системой, социальнойпрограммой, способами воспитания и формой правовой социализации.

Школа органично связана с национальными и социальными идеалами, которые культивируютсягосударством. В процессе получения школьного образования намного контрастнее, нежели в семье, проявляются упущения и ошибки, сделанные родителями в процессе правового воспитания своих детей. Здесь на помощь должен прийти учитель, который понимает возрастные проблемы ребенка и может внестисоответствующие коррективы в иерархию ценностей формирующегося правового сознания[10].

В постиндустриальном обществе люди в значительной мере усваивают правила поведения и правовыеустановки благодаря влиянию на их мировоззрение средств массовой информации, которые оказываютмощное воздействие на процесс формирования системы аксиолантов правовой культуры[11]. В статьях газет ижурналов, передачах и фильмах телевизионных каналов, радиовыпусках и электронных изданиях интернет-СМИ охватывается множество событий из правовой сферы жизнедеятельности общества. СМИ представляютгражданам образцы общественной деятельности и модели правового поведения, которым люди пытаютсяподражать. Процесс копирования моделей поведения происходит как на сознательном, так и набессознательном уровнях. Средства массовой информации стали одним из важнейших коммуникационныхпроводников правовых идей, благодаря которым формируются новые ожидания и интересы граждан, а такжевоспринимают ролевые модели общественно-правовой жизни, сложившиеся в незнакомой для нихсоциальной среде.

В современных государствах, помимо влиятельных средств массовой информации, в качестве одного изосновных агентов правовой социализации выступает также система институтов гражданского общества, вкоторую входят общественные организации, объединения и фонды. Воздействие общественныхобъединений на процессы правовой социализации человека осуществляется как прямо, так иопосредованно. Если на их членов идет прямое влияние, то опосредованное воздействие — на людей, скоторыми конкретная общественная организация сотрудничает или каким-либо образом связана. В целом этиобъединения могут выполнять двоякую роль в процессе правовой социализации. С одной стороны, ониосуществляют социально-коррекционное и правовое воспитание, формируют правосознание и правовуюкультуру своих членов под влиянием той ценностной системы, которые доминируют в общественномсознании. Это позволяет успешно адаптироваться человеку к существующей правовой реальности. Но, сдругой стороны, их воздействие на «человека организации» может носить стихийный характер и находиться впрямой в зависимости от пристрастий лидеров. Оно может не совпадать с правовыми установками инормами, культивируемыми в данном обществе. Особенно ярко это несовпадение проявляется вконтркультурных (криминальных, экстремистских, авторитарно-религиозных, ультранационалистическихи т. п.) общественных организациях, которые формируют у своих членов деформированное правосознание иасоциальные установки поведения[12].

Наши рекомендации