Государственная социальная политика и здравоохранение в современном мире
Одним из важнейших направлений внутриполитической деятельности современного государства является социальная политика. В сферу этой политики включается защита трудоспособного населения в плане обеспечения его работой, своевременной и соответствующей труду заработной платой; финансирование и развитие образования, подготовки кадров, медицинской помощи, культурно-просветительской деятельности; обеспечение соответствующего уровня жизни нетрудоспособной части общества (пенсионерам, инвалидам, временно безработным, продолжающим обучение); компенсации потерь в результате природных катастроф, стихийных бедствий и т.п.
В целом же, на наш взгляд, социальную политику можно определить как деятельность государства по организации и регулированию социальной сферы с целью удовлетворения социальных потребностей, обеспечения социальных гарантий и социальной защиты граждан страны.
Сложилось несколько подходов к определению направленности этой политики, которые разнятся, главным образом, различным пониманием объемов государственных социальных гарантий и социальной защиты, источников финансирования и ее функциональным назначением. Так, либералы убеждены в том, что социальная политика призвана обеспечить стабильность, смягчение противостояния в обществе за счет государственного бюджета. Консерваторы отдают предпочтение стимулирующей функции социальной политики и создания государством, прежде всего, правовых условий самообеспечения населением социальных потребностей. По их мнению, государственные социальные гарантии только вредят обществу, так как объективно порождают иждивенчество и тенденцию к злоупотреблению социальной помощью.
Социал-демократическая концепция предусматривает активность государства в направлении достижения равенства индивидуальных возможностей граждан; осуществление политики выравнивания доходов граждан, сдерживание роста имущественной дифференциации общества.
Социалисты-марксисты считают главной функциональной направленностью этой политики максимально возможную, не зависящую от трудовой деятельности индивида, расширяющуюся по мере укрепления экономики, социальную защиту человека, создание условий для его всестороннего развития.
Есть и другие подходы, анализ и оценка которых проводится при более углубленном изучении курса. Мы же отметим, что во всех этих подходах охрана здоровья в целом и медицинская помощь в частности представлена важнейшей составляющей социальной политики, государства.
В соответствии с концепциями социальной политики сложились и типы организации систем здравоохранения в странах, которые относятся к либеральной, консервативной, социал-демократической и коммунистической (социалистической) ориентации. Главными признаками, по которым следует различать виды государственной политики в области здравоохранения (ГПОЗ), являются следующие:
- соотношение государственной и частной форм медицинского обслуживания;
- возможность равного доступа к получению медицинских услуг всеми гражданами страны;
- наличие или отсутствие государственной программы охраны здоровья;
- размер государственного финансирования медицинской отрасли (по условиям, принятым странами Европейского Союза – 78,8 %).[6]
Либеральная модель ГПОЗ предусматривает сравнительно низкие затраты государства на охрану здоровья (в США – 41,4 %). Большинство распространенных форм медицинского обслуживания основаны на коллективных видах страхования, которое осуществляют коммерческие компании вместе с работодателями и работниками. Однако до 40 % населения не обеспечены этим видом страхования. Поэтому с 1965 г. в США существуют две государственные программы медицинской помощи малообеспеченным группам – «Медикейр» и «Медикейт».
Консервативная модель ГПОЗ – самая старая (с 80-х г.г. XIX в.) европейская модель, типичным представителем которой является Германия. В основу ее положено обязательное медицинское страхование. Фонд страхования создается за счет равных взносов наемных работников и работодателей. Доля государства в финансировании медицинской отрасли достигает 72 %. Особенностью этой модели является то, что она сохраняет неравенство стоимости услуг и, как следствие, неравный доступ к ним населения.
Социал-демократическая модель ГПОЗ – основана на господстве государственной системы медицинских учреждений, подавляющем (свыше 90 %) финансировании медицинских услуг за счет государства; государственной системе медицинского страхования, которая концентрирует до 90 % средств в государственном и местных бюджетах. Типичным образцом этой модели являются скандинавские страны.
Социалистическая (коммунистическая) модель была характерна и наиболее развита в бывшем СССР и в большинстве других социалистических стран. Она характеризовалась практически полной государственной системой медицинских учреждений и государственным финансированием, как практического здравоохранения, так и медицинской науки и подготовки кадров.
Гарантировалась необходимая бесплатная медицинская помощь для каждого гражданина страны, что в связи с ростом численности населения и его заболеваемости, ухудшением экологии и усилением негативного влияния других факторов на здоровье требовало все больших расходов из госбюджета и бюджетов местных органов власти. В условиях снижения эффективности общественного производства эта система оказалась неспособной удовлетворять возрастающие потребности охраны здоровья и нелегально часть стоимости медицинских услуг постепенно перекладывалась на население. Начатая работа по созданию системы медицинского страхования по известным причинам не была завершена.
Эффективность каждой модели нельзя оценить однозначно. К примеру, либеральная модель для обеспечения возможности получения медицинской помощи требует, чтобы в структуре оплаты труда, в затратах на рабочую силу была значительная часть средств, позволяющих оплатить медицинские услуги, что ведет к удорожанию товарной продукции. А при низкой зарплате получение медицинской помощи становится практически невозможным.
Консервативная модель позволяет расширить возможности получения медицинских услуг населением. Однако их дороговизна в условиях роста безработицы, сопровождающейся всегда ростом заболеваемости, обусловливает несоизмеримость нагрузки на бюджет с потребностями финансирования медицинских услуг. А это автоматически ведет к росту социальной напряженности и, как правило, увеличению налогов на работающих.
Социал-демократическая и социалистические модели в наибольшей степени отвечают интересам большинства общества и особенно тех, кто не в состоянии оплачивать медицинские услуги. Однако их широкая доступность требует все больших затрат государства, а это возможно только и только при превышении темпов роста эффективности производства над темпами роста потребностей в системе охраны здоровья. В современных условиях это не всегда возможно даже в странах с высокоразвитой экономикой.
Таким образом, идеальных моделей ГПОЗ в мире не существует, и создать их не практике невозможно. Следовательно, необходимо совершенствовать, развивать сложившиеся системы таким образом, чтобы в максимально-возможной степени удовлетворять потребности населения даной страны и человечества в целом в защите его здоровья. Ибо в современных условиях сначала незаметная болезнь в каком-то незначительном регионе может быстро превратится в угрозу всему человечеству (СПИД), а эпидемии без организации государственной борьбы с ними – в глобальную проблему. Следовательно, при любых моделях выработка и осуществление государственной политики в области охраны здоровья становится объективной необходимостью.