История советской прокуратуры
До создания ортанов прокуратуры в стране (до 1922 г.) ее функции - надзор за правильным осуществлением законов осуществлялся Рабочей Крестьянской Инспекцией (РКИ), а также Народным комиссариатом юстиции (НКЮ) и его местными органами в системе губернских исполкомов. Эти же функции выполнялись и органами Главного политического управления (ГПУ). Затем полномочия ВЧК по охране законности были переданы судебным органам. 28 мая 1922 г. было принято решение об учреждении в РСФСР государственной прокуратуры В утвержденном ВЦИК "Положении о прокурорском надзоре" было сказано, что государственная прокуратура учреждается в целях "осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью". На органы прокуратуры возлагались функции, осуществляемые от имени государства по надзору за законной деятельностью всех ветвей власти, хозяйственных учреждений, общественных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона; непосредственное наблюдение за деятельностью дознания ОПТУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей . Прокуроры на практике иногда выходили за рамки своих полномочий, часто вмешивались в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных им ведомств, учреждений и предприятий, или не использовали представленные им полномочия по устранению нарушений законов и подзаконных актов. В этой связи серьезное значение для устранения этих недостатков сыграло "Положение о Верховном Суде СССР и прокуратуре Верховного Суда СССР" В нем определялись предмет и пределы общего прокурорского надзора (в число поднадзорных объектов включались и подразделения ОГПУ). Прокуратура Верховного суда Союза ССР, как изжившая себя структура, была ликвидирована 17 декабря 1933 г. в связи с утверждением "Положения о прокуратуре Союза ССР". Прокуратура стала подотчетной только Совету Народных Комиссаров СССР (СНК СССР). Это обеспечивало независимость Прокурора СССР от влияния любых иных государственных органов и должностных лиц. Период культа личности И. В. Сталина оказался связанным со многими негативными процессами в области прокурорского надзора Обвинительная и исправительно-трудовая политика была фактически сосредоточена в руках ОГПУ и НКВД. В годы Великой Отечественной Главным содержанием их деятельности стал надзор за соблюдением законов военного времени, что было подчинено защите и охране общественного порядка, надзору за выполнением законов о труде, трудовой дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, охране государственной собственности от любых посягательств и другие В послевоенный период усилия прокурорских кадров были направлены н а укреп ление зак онности в о бласти эк ономики, о собенно в промышленности и сельском хозяйстве, на транспорте. важным событием в правовой жизни в стране рассматривалось принятие Правительством СССР 24 мая 1 955 г. "Положения о прокурорском надзоре в СССР". Этот серьезный нормативный акт впоследствии урегулировал многообразие вопросов организации в деятельности прокуратуры Союза ССР и союзных республик, как неотъемлемой части всей прокурорской системы Советского Союза Следующий этап в истории развития прокуратуры Союза ССР и союзных республик был связан с принятием в стране новой Конституции СССР 1977 г. Этот Основной закон имел специальное положение (гл. 21) о том, что организация и порядок деятельности прокуратуры Союза ССР определяются "Законом о прокуратуре СССР", который был принят 30 октября 1979 г. Закон о прокуратуре СССР 1979 г. действовал недолго. В связи с развалом Союза ССР при образовании Союза Независимых Государств (СНГ) прокуратура СССР своевременно преобразовалась в межгосударственный орган и некоторое время активно действовала на территории всех суверенных государств, возникших на постсоветском пространстве. Правовой основой этого межгосударственного органа Союза Независимых Государств стали бывшее союзное и республиканские законодательства о прокуратуре, а также новое законодательство образовавшихся государств.