Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии
Война в Корее ускорила экономическое развитие Японии. Хотя Япония непосредственно не участвовала в корейской войне, ее территория использовалась американскими войсками в качестве "экономического тыла". В этот период военные "спецзаказы" для американской армии составляли 43,7% японского коммерческого экспорта. Военная конъюнктура стимулировала оживление всей экономики, и прежде всего тяжелой промышленности. В годы войны была увеличена американская помощь Японии, практически прекращена выплата репараций, разрешен импорт важнейших видов сырья и топлива, отменены многие ограничения на развитие отдельных отраслей промышленности, наложенные на Японию после ее капитуляции.
Процесс восстановления японской экономики завершился в основном к 1953 году, когда был достигнут уровень промышленного производства 1938 года (для сравнения отметим, что в Германии это произошло в 1951 году, а в Италии - в 1948-м). Япония вновь стала среднеразвитой индустриально-аграрной страной.
В 1952 году были сняты почти все ограничения на деятельность крупных корпораций, установленные сразу после войны. Вновь в экономические лидеры вышли финансово-промышленные группы "Мицубиси", "Сумитомо", "Мицуи", "Фудзи" и др. Но они мало напоминали прежние дзайбацу, поскольку это были уже совершенно новые объединения, созданные по мировым образцам. В том же году Япония вступила в МВФ, а в 1955 году - в ГАТТ. Можно сказать, что именно послевоенные реформы открыли новый этап в экономической и политической истории Японии, в результате чего она превратилась в высокоразвитую индустриальную державу.
4. Японское «политическое чудо»
Широко известные экономические успехи Японии в послевоенный период были бы невозможны без создания для них оптимального социально-политического климата. За шесть лет оккупации американские демократические семена, упавшие на традиционную японскую почву, дали демократический «гибрид», во многом превосходящий отцовский оригинал. В результате на первый план вышли те характерные черты японского образа жизни, которые и обусловили бурное процветание страны и ее стабильность. В то же время по многим основным параметрам Япония едва ли не более еврокапиталистическая страна, чем буржуазные государства Атлантического региона. Потеряв свой традиционно-восточный характер, государство в Японии более не сковывает процесс свободного социально-экономического и политического развития.
Среди особенностей японской демократии следует отметить:
- во-первых, использование марксистских идей на службе японского капитализма. Один из авторов японского «экономического чуда» Хироми Арисава — университетский профессор марксистской политэкономии, разрабатывал и обосновал курс на индустриализацию страны посредством первостепенного развития тяжелой промышленности и «шоковой терапии» в щадящем варианте. В аппарате долгое время правившей ЛДП и среди государственного чиновничества много т. н. «тэнкося» («сменивших курс» бывших коммунистов). Прививка марксизма позволила японскому капитализму учесть многие элементы марксистской критики. В значительной степени поэтому национальный капитализм обладает иммунитетом против социально-политической нестабильности и хаоса (социально-политический протест выражается достаточно шумно, но в рамках Закона).
- во-вторых, структура японской промышленности, в основании которой находятся более миллиона мелких и средних предприятий, обслуживающих дюжину монополий, способствовала формированию в стране многочисленного класса мелких и средних собственников. Удельный вес средних слоев составляет 28%, высокооплачиваемой «рабочей аристократии» крупных современных предприятий вырос с 7% до 22%, буржуазии (вместе с руководящим персоналом крупных компаний) вырос с 2% до 5% населения Японии, Малооплачиваемый пролетариат мелких и средних предприятий составляет только 45% его общей численности (доля пролетариата в населении страны выросла с 38% до 68%). Таким образом, социальная структура Японии характеризуется отсутствием острых социальных контрастов и социальной базы радикализма.
- в-третьих, сугубо японская национальная черта — скрытое движение к консенсусу через многократные неофициальные обсуждения и согласования, проявилась и в политической сфере. Вследствие этого парламентская официальная жизнь является в значительной степени всего лишь процессом официального закрепления уже достигнутых в неофициальном порядке предварительных договоренностей между различными политическими силами, и внешне Законодательная власть выглядит слабее исполнительной. В отдельных случаях подобная практика позволяет формально невластным структурам (особенно крупному капиталу по принципиальным для него вопросам) практически бесконтрольно влиять на формирование политики в закулисном порядке и ставить общество перед фактом проштампованного решения. Однако более типичным является стремление большинства к учету мнения меньшинства, к избеганию конфронтации вплоть до снятия законопроектов с обсуждения перед лицом непримиримой оппозиции.
- в-четвертых, буржуазно-демократическому обществу Японии присущи пацифистские настроения, распространяющиеся и на ее внешнюю политику. Исторический опыт показал бесперспективность и пагубность политики милитаризма и агрессии. К тому же, в атомную эпоху относительно маленькое островное государство в принципе не может обеспечить свою безопасность военными средствами. Поэтому Япония по прежнему сохраняет самоограничения в военной сфере (9-я ст. Конституции о запрете иметь Армию и отказе от военных методов решения межгосударственных проблем, «три неядерных принципа» (не иметь, не ввозить, не производить ядерное оружие), т. н. «77 слов» — обязательство Токио не тратить на оборону более 1% ВНП). Отказавшись быть «нацией-самураем», Япония выступает на международной арене в качестве «нации-купца», заинтересованного в сохранении стабильности в мире для успешного сбыта своей продукции. «Торговать или умереть» — говорят японцы. Не претендуя на военно-политическое лидерство в мире, соответствующее ее экономической мощи, Япония удовлетворяется до настоящего времени ролью «вице-президента мирового экономического сообщества».
Таким образом, демократизм и пацифизм внутренней и внешней политики Япониипозволили ей сосредоточиться на экономическом строительстве, успехи которого содействовали, в свою очередь, решению социальных проблем.
Характерной чертой внутриполитической жизни страны в послевоенный период является смещение вектора политических предпочтений населения влево.
Компрометация праворадикальных сил поражением в войне и демократические преобразования в стране резко сузили социальную базу ультраправого движения (с ликвидацией феодально-помещичьего класса, Вооруженных сил, роспуском дзайбацу). В связи с этим ультраправые организации (с численностью около 150 тыс. чел.) перенесли акценты в своей пропагандистской работе с идеализации «расы Ямато» на классово-националистические лозунги, что в определенной степени соответствует интересам крупного капитала. Не имея широкой социальной базы, японские неонацисты прибегают к террористической деятельности по принципу «Пусть каждый убьет по одному красному». Так, в 1961 г. был убит Председатель СПЯ Асанума. Правые ультра считают политику правившей в 1950 — нач. 90 гг. ЛДП слишком мягкой и обвиняют ее в «попустительстве» левым силам (в 1961 г. ими был даже подготовлен план убийства 61 деятеля ЛДП во главе с ее Председателем Икэдой). Однако это не более, чем борьба внутри правого лагеря по вопросу о методах подавления левых сил. В значительной степени под влиянием требований ультраправых было восстановлено празднование Дня Японской Империи 11 февраля (с 1967 г.), и гимн «Да здравствует Император».
Влияние ультраправого движения слабо еще и потому, что собирательным центром японского консерватизма стала ЛДП, опирающаяся на монополии, государственную бюрократию и идущую по фермерскому пути американского образца деревню. Относительная прочность политического господства ЛДП до нач. 90 гг. была обусловлена сочетанием целого ряда благоприятных условий:
- во-первых, сила ЛДП заключалась в раздробленности оппозиции. ЛДП единолично представляла интересы крупного капитала.
- во-вторых, в пользу ЛДП играл имидж организатора «экономического чуда» и повышения жизненного уровня населения.
- в-третьих, в условиях быстрого экономического роста оппозиционные партии не могли предложить других конструктивных программ-альтернатив экономического развития.
- в-четвертых, на стадии форсированного экономического роста ЛДП даже свой недостаток — фракционность партии, использовала в качестве достоинства: поочередный приход к власти разных фракций, отражавших интересы различных монополистических группировок, создавал впечатление демократичности партии, учета ее критики в своих рядах и вне их, корректировки допущенных ошибок.
С окончанием экономического бума в нач. 70 гг. и выходом фракционных противоречий из-под контроля началось падение влияния ЛДП. Возникла реальная возможность оттеснения ЛДП, единственной откровенно буржуазной партии Японии, от монопольной правительственной власти. Японская буржуазия заранее озаботилась проблемой сохранения своего политического господства после ликвидации однопартийного кабинета либеральных демократов — эта задача решена внедрением в Японии американской системы поочередной смены у власти двух буржуазных партий (на базе отколовшихся от ЛДП группировок были созданы другие буржуазные организации — НЛК и т. д.) и британской системы поочередного правления буржуазной и правореформистской рабочей партии, не посягающей на устои буржуазного общества. При этом учитывалось, что полевение бывших избирателей ЛДП приведет к смещению их симпатий в пользу партий «среднего пути» в центре политического спектра, а не в пользу левых партий. Таким образом, обеспечивалась основная стратегическая задача — предотвратить расширение избирательного электората КПЯ-СПЯ.
Правоцентристская Партия Демократического Социализма (ПДС) была образована в 1960 г. на базе отколовшегося правого крыла СПЯ и представляет собой партию типа лейбористской. Выступая официально за «демократический социализм» и «против правого и левого тоталитаризма», на практике ПДС призывает «не жить под одним небом, не ходить по одной земле с КПЯ». Опорой ПДС в 50-80 гг. является правый профсоюз ДОМЭЙ, выражающий интересы «рабочей аристократии» крупных современных предприятий.
Большим влиянием в Японии пользуется буддийская секта «Сака Гакай» («Общество установления ценности»), имеющая около 15 млн. приверженцев. Полагая, что причиной всех бед и зол является плохая мораль, в т. ч. и у руководства страной, секта ставит задачей создание совершенного общества посредством слияния религии и политики «на основе великих законов Будды». Численность секты быстро выросла в 50-60 гг. в результате массовой миграции сельского населения в города. Активная пропагандистская и индивидуальная работа секты с мигрантами, попавшими в чуждые для них условия существования, способствовала отвлечению их от привлекательных лозунгов экстремистов правого и левого толка.
Поскольку Конституция Японии запрещает политическую деятельность религиозных организаций, «Сака Гакай» обошла Закон, создав партию «Комэйто» («Партия чистой политики»), ставшую «политотделом» секты. Изначально «Комэйто» выступала за «гуманный социализм» (капитализм, очищенный от контрастов неравенства особой налоговой политикой). Несмотря на социалистическую фразеологию, партия в целом стоит на антикоммунистических позициях. Так же, как и ПДС, Комэйто пользуется поддержкой 10-15% избирателей. Партийная газета — «Сэйке Симбун».
СПЯ, крупнейшая левая партия Японии к. 40 — 80 гг., имеет стабильную поддержку 20% избирателей, опираясь в эти десятилетия на левый профсоюз «СОХЕ» рабочих в основном крупных предприятий. Особенностью партии длительное время было сосуществование левого марксистского Социалистического Клуба, как научно-пропагандистского идеологического центра Партии, и гораздо более правой парламентской фракции СПЯ. Поскольку малочисленная СПЯ (около 100 тыс. членов) имеет влияние в стране в основном благодаря «СОХЕ», парламентарии-социалисты опасаются конкуренции в борьбе за голоса левых избирателей со стороны коммунистов, широко применяющих индивидуальные формы работы с населением. Отсюда сложности отношений двух левых партий — СПЯ и КПЯ. На рубеже 80-90 гг. в СПЯ произошли крупные изменения, которые в данной работе не анализируются.
Компартия Японии, опирающаяся в основном на рабочих мелких предприятий, на протяжении всех послевоенных лет пользуется поддержкой примерно 10% избирателей. В условиях политико-уголовного преследования со стороны американских оккупационных властей в 1950 г. партия попала под влияние Пекина, советовавшего КПЯ взять за образец в борьбе против США «антияпонскую борьбу китайского народа». Попытка использования партизанской тактики борьбы против проамериканского, но законно избранного Правительства, скомпрометировала КПЯ и уменьшила численность Партии с 200 тыс. до 38 тыс. чел. На рубеже 50-60 гг. отказ КПЯ от маоистской ориентации привел к нападкам на нее со стороны Пекина (натравливание СПЯ на КПЯ, отказ КНР от сотрудничества с японскими фирмами, не ведущими борьбу против КПЯ). В сер. 60 гг. руководство КПЯ активно участвует в создании независимого от КПСС-КПК «третьего центра» мирового комдвижения (вместе с ФКП, ИКП, КПИ и др.). Программа КПЯ предусматривает: «честное применение» существующей Конституции без задач перехода к социализму, установление «демократического контроля» над монополиями (в союзе с мелкими предпринимателями), национализацию энергетики, создание коалиционного Правительства КПЯ-СПЯ-Комэйто. Однако СПЯ и Комэйто всегда склонялись к союзу с ПДС, отвергая сотрудничество с КПЯ.
На крайне левом фланге японского политического спектра время от времени, особенно в к. 60 гг. под влиянием маоистов, активизируются ультралевые мелкие организации, отражающие реакцию непролетарских слоев на быстрые темпы трансформации японского общества. Не представляя никакой реальной опасности, малочисленные левацкие крикливые группировки со своими призывами к «немедленной» социалистической революции в то же время полезны крупному капиталу, т. к. компрометируют КПЯ в глазах избирателей, ассоциирующих леваков с коммунистами, которые в Японии достаточно умеренны.
5.Японское «экономическое чудо»
Восстановление экономических позиций Японии в мире в 50 — 60 гг., и выход этой страны на второе место в мире по экономическому потенциалу в нач. 90 гг. — одно из важнейших событий мировой послевоенной истории, представляющих интерес не только с политической, но и с научной точки зрения.
Среди факторов «экономического чуда» на первое место следует поставить роль государства, непосредственно экономикой не занимающегося, но эффективно влияющего на ход экономических процессов. Любопытно, что в первые послевоенные годы темпы восстановления японской экономики были ниже западноевропейских. Перелом наступил в 1948-49 гг., с началом «шоковой терапии», характерными особенностями которой были:
- сохранение регулирующей роли государства в социально-экономической сфере.
- государственный протекционизм в валютно-финансовой сфере (госконтроль над экспортом-импортом капитала, над внешнеторговыми расчетами на базе фиксированного курса иены к доллару — свободная конвертация иены была разрешена только в 1970 г., свободный экспорт-импорт капитала — в 1980 г.). Это способствовало смягчению социальных последствий «шоковой терапии».
- государственное регулирование и протекционизм в торговой сфере. Поставив мощные таможенные заслоны импорту иностранной конкуренции (готовой продукции, способной задушить национальное производство), государство всячески поощряло импорт современных западных технологий для развития национальной промышленности на современной технологической основе.
- приоритетная государственная поддержка производителя перед торговцем-перекупщиком, пресечение банковско-финансовых спекуляций, способствующих обогащению узкой прослойки населения, но не способствующих экономическому прогрессу страны. Правительственная регламентация банковского процента в пользу клиента-производителя
- официальная поддержка процесса развития мелкого предпринимательства, дающего быстрый экономический эффект удовлетворения покупательского спроса и способствующего появлению многочисленного среднего класса, основы социальной стабильности в японском обществе.
- исходя из необходимости поддержания мира в обществе, Правительство всячески поощряло систему пожизненного найма на промышленных предприятиях и фирмах. В результате для Японии характерна не конкуренция безработных за рабочие места, часто требующая их дорогостоящего переобучения на новые профессии или содержания за счет социальных фондов, но конкуренция работников внутри фирм, способствующая повышению производительности их труда. К тому же, подобная система смягчает разницу в оплате труда работников фирм, в которых отношения труда и капитала построены на патерналистской основе (если в США разница в доходах Президента средней компании и неквалифицированного работника достигает 20:1, то в Японии она составляет только 8:1).
- заботясь об обеспечении общенациональных экономических интересов, Токио пресекает проявления группового экономического эгоизма (применяются строгие санкции к японским фирмам, конкурирующим между собой на мировом рынке; государственная таможня не пропускает на экспорт национальную продукцию, соответствующую требованиям иностранных покупателей, но не соответствующую высоким японским внутренним стандартам ее качества)
Таким образом, экономические успехи Японии в значительной степени обусловлены функционированием ее экономики как планово-рыночной, хотя и не имеющей государственного сектора.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте характеристику послевоенному положению Японии (письменно).
2. Укажите, каким образом Корейская война повлияла на экономическое положение Японии.
3. Опишите факторы (по пунктам), повлиявшие на появление японского «политического чуда».
4. Какие меры (опишите) повлияли на быстрое экономическое развитие Японии?
5. Ответьте на вопросы теста.
.
1.Какое государство единолично оккупировало Японию после Второй мировой войны? А.Франция Б.США В.СССР Г.Англия |
2.Где и когда был подписан мирный договор с Японией? А.Нью-Йорк, 1949 Б.Сан-Франциско, 1951 В.Токио, 1946 Г.Пекин, 1953 |
3.Почему война в Корее благоприятно повлияла на экономическое развитие Японии? (больше одного ответа) А.Территория Японии использовалась американскими войсками в качестве «экономического тыла» Б.Япония выполняла военные «спецзаказы» для американской армии В.Япония осуществила захват части корейской территории Г.В годы войны была увеличена американская помощь Японии |
4.Факторами, способствовавшими успешному экономическому развитию Японии, были А.Социализм и коммунизм Б.Демократия и капитализм В.Милитаризм и автаркия |
5.Особенностью японской экономики последних тридцати лет является А.Отсутствие вмешательства государства в экономику Б.Государство является верховным собственником на землю В.Существование планово-рыночной экономики без государственной собственности Г.Наличие командно-административной экономики |