Освальд Шпенглер
ПЛАН
1.Истоки демократии
2.Основные ценности современной демократии
Что такое демократия? При знакомстве с ней можно увидеть, что демократия – это кое-что “слишком человеческое…”, и человечество уже сжилось с нею. В то же время ее нельзя идеализировать, как нельзя идеализировать ни народ в целом, ни любого из нас самих.
1. Истоки демократии.
Столетия демократии. Понятие демократии. Элементы демократического порядка (элементарная демократия). Демократия: определение сущности. Демократия прямая и представительная. Почему не может существовать идеальной демократии.
Корни демократии и ее развитие. Предпосылки демократии. Препятствия для демократического развития. Многообразие демократии. Ловушки и опасности демократии. Границы демократии.
Столетия демократии. Минувшее столетие было эпохой грандиозных испытаний, которым подверглись сердцевинные ценности и принципы существования цивилизации. В то же время можно утверждать, что именно благодаря существованию этих ценностей, благодаря вере в них человечество выдержало буревые, переломные периоды своего существования.
Среди таких ключевых ценностей на одном из первых мест, безусловно, стоит демократия. Немного в лексиконе человечества слов, которые вызвали бы, подобно слову “демократия”, столько же разнообразных страстей и чувств.
Кто-то склонен усматривать в ней едва не главную причину всех неурядиц (в особенности на территории переходных обществ, где слова “демократия”, “реформы” и “кризис” употребляют едва не как синонимы), а для других демократия – символ веры, непересекающийся идеал. Понятно, что тяжело найти истину в крайностях.
Демократия – человеческое “произведение”, и в ней можно увидеть все то, что мы желаем увидеть в человеке вообще.
Демократия в ее современном понимании изобретена и выпестована на Западе, но не является и никогда не была сугубо “западным явлением”. Сегодня демократия является одной из основополагающих черт современной цивилизации – как, скажем, прогресс науки или технологии. Так же, как все другие черты, демократия несет человечеству как возможности, так и проблемы. Кто внедряет демократию, должен считаться с тем, что, вместе с несомненными достоинствами и добродетелями, демократии “прививаются” ее бесчисленные недостатки.
Как бы там ни было, как бы мы не относились к тем или другим отклонениям и мутациям демократии, очевидно ясно, что постепенная демократизация, распространение духа и ценностей демократии – одна из главных черт современности.
Демократия служит основой государственного устройства абсолютного большинства стран Европы. Рубеж 80-90-х гг. ХХ в. знаменовал собою быстротечное разрушение коммунистических режимов в Восточной Европе, которое, в свою очередь, имело своей основой горбачевскую перестройку в СССР. Американский континент является территорией демократии, хотя важные расхождения между формами демократии в США и странах Латинской Америки очевидны. Масштабные демократические преобразования продолжаются в странах Азии и Африки. В конце концов, Австралия (можно взять в ее широчайшем контексте – вместе с Океанией), эта страна – континент, также крепко стоит на демократической основе. С другой стороны, ХХ столетие наглядно продемонстрировало шаткость демократических институтов, впечатлительность молодых демократий, их беспомощность и беззащитность перед вызовами авторитаризма и тоталитаризма. Драмы Веймара и России, Испании и Чили – все это (и многое другое) принуждает считать изучение демократии постоянно актуальным.
Демократическая мысль не дает однозначных ответов и волшебных рецептов на все случаи. Демократический дух также не является вездесущим и непобедимым, - он лишь обобщение демократических убеждений и надежд отдельных людей. Это принуждает обратиться к сущностному пониманию демократии и ее ценностей.
Собственно, вечный вопрос “Что такое демократия?” является одним из способов бытия демократии. Она по настоящему существует только тогда, когда мы проявляем заботу о ней, когда мы обеспокоены тем, что с демократией происходит, насколько она укоренена и защищена. То, что мы думаем о демократии, является формой ее развертывания, испытания ею сознания и морали граждан. Старания овладеть духом демократии и гражданского достоинства и сохранить его всегда предусматривают углубленное внимание к классике демократии, ее истокам, ее перспективам. Ведь жертвенная готовность стать на защиту основ демократии требует осознания того, что же именно требует защиты.
Понятие демократии. Слово “демократия” (буквально – власть народа) происходит от древнегреческого словосочетания, которым обозначали одну из форм власти, при которой решающая роль в принятии решений и управлении принадлежала народному собранию и голосованию. Считают, что впервые слово “демократия” прозвучало из уст афинского стратега Перикла: “Мы называем себя демократией, поскольку наше управление находится в руках многих, а не нескольких”. Великий Аристотель понимал демократию как практику самоопределения свободных и равных людей. Как и много других явлений, именно в Древней Греции демократия нашла кристально чистую и ясную форму существования, которую не случайно считают образцом (идеалом) для демократии вообще. Конечно, античной демократии со временем начали приписывать много таких добродетелей, которых она не имела (может даже казаться, что это был “золотой возраст” демократии), поэтому надо оценивать античный опыт критически. Свободные и равноправные граждане были обязаны принимать участие в народном собрании, где обсуждались важнейшие вопросы общей жизни. В процессе обсуждения участники собрания высказывали свою мысль, выражали свое отношение к другим мыслям и предложениям (аплодисментами, восклицаниями, смехом и т.п.), а в необходимых случаях принимали участие в голосовании. Решение, в пользу которого высказывалось большинство участников собрания, считалось принятым и обязательным для выполнения общиной.
Элементы демократического порядка (элементарная демократия).Укажем на главные, на наш взгляд, элементы демократического порядка, которые мы можем увидеть в античном наследии. Не будем забывать, что в переводе с латинского “элемент” означает ничто другое, как “основной”, “тот, из которого складывается все другое”. Ведь “элементарная демократия” – это совсем не какая-то там примитивная или архаическая форма, а такая, которая составляет и олицетворяет сущность явления демократии как таковой. Другими словами, есть сердцевинный набор определенных качеств (критериев), с помощью которых можно делать вывод, насколько в тех или других условиях развита демократия.
Мы не просто перечислим эти элементы (черты), но и попробуем выяснить, какое значение они имеют сегодня, сохраняют ли свое значение и актуальность.
Во-первых, это свободные граждане, которые являются главными действующими лицами общественного самоуправления. Они имеют интерес к общественной жизни, осведомлены в ней и своими собственными силами, своим собственным участием влияют на нее в том направлении, которое они считают желательным и правильным. Как афористически четко указал Роман Зварыч, “в демократии человек правит собою как гражданин”. Не помешает помнить блестящее выражение Луиса Брендайса, судьи Верховного Суда США: ”Высочайшая должность в демократии – это должность гражданина”. Итак, недостаточно иметь просто “население”. Надо понимать, что без наличия свободных, достойных, уважающих себя граждан демократия по-настоящему состояться не может! Становление крепкой и действенной демократии в нашей стране, - впрочем, как и в условиях других переходных обществ, - неотделимо от формирования сознательного гражданства, чувства гражданского долга и готовности действовать для его воплощения.
Спросим самых себя: а имеет ли кто-то право принуждать нас быть по-настоящему гражданами? Разве мы не можем оставаться в стороне от общественной жизни, разве не можем мы не становиться толпой на площади? Так, в самом деле, нет такого закона, который бы делал гражданскую активность обязательной. Но если все будут рассеянными по своим домам одиночками, демократия превращается в фикцию, в призрачное ничто.
Вторым элементом, который создает основы демократического порядка, является признание всехграждан равными и равноправными. Каждый участник демократического процесса, любой демократической процедуры вообще должен знать и признавать принцип формального равенства граждан. Каждый голос весит столько же, сколько и любой другой голос. Это не означает обезличения и небрежения уникальностью отдельной неповторимой личности. Демократия уравнивает не людей, а их гражданскую сущность. Итак, идем дальше: для существования демократии должны существовать граждане, - а гражданами могут считаться только те, кто взаимно признает достоинство и значимость друг друга, кто считает каждого из других граждан равным себе. Признанием равенства питается альтруизм, ориентирующий человека на жизнь ради других. Человек ощущает себя неотъемлемой частицей общества, и воспринимает свою принадлежность к обществу как факт значащий и знаменательный. В самом деле, глубинный смысл демократии состоит в том, что свободный гражданин сознательно служит обществу, общине, гражданству. Поэтому последовательный и искренний демократизм предусматривает и предопределяет патриотизм.
Третьей важной составной демократического устройства является уважение к совместнопринятому решению и готовность добросовестно его выполнять. В основе этого принципа лежит предположение (что давно приобрело характер убеждения), что решение, принятое вследствие публичного обсуждения, путем провозглашения и сопоставления разнообразных альтернатив и предложений, чаще всего бывает наиболее приемлемым, взвешенным и отвечающим требованиям здравого смысла.
Общая воля и общие усилия словно помогают преодолеть ограниченность и слабость каждого в отдельности, и это придает особую силу и значимость общему решению. На этом основан один из базисных принципов демократии – принцип власти большинства, - когда общеобязательным считается решение, за которое отдало свои голоса большинство тех, кто принимал участие в голосовании. В свое время великий французский мыслитель Жан – Жак Руссо считал важным условием нормального общества его органичность и определенную однородность. Лишь со временем к демократической мысли приходит осознание значимости и необходимости расхождений, олицетворенных существованием меньшинств. В современном понимании само слово “большинство” – это множество меньшинств, интегрированное в определенное политическое сообщество. Уважение к правам меньшинства – одно из достояний современной демократии. Констатируем дальше: граждане – основа демократии, они питают демократический дух взаимным доверием и уважением к принципу равенства; общая воля равных перестает быть одним только количеством, а становится проявлением особого качества – такая воля становится высшим законом (что буквально подчеркивала древнеримская пословица: “Воля народа – высший закон!”).
Перечисленные выше принципы – своеобразные первоэлементы демократии, объединяются и воплощаются с соответствующей полнотой в выборах, которые являются важным признаком этого порядка. Без настоящих выборов о демократии невозможно вести разговор, но демократия совсем не сводится к выборам и не исчерпывается ими. Для демократии выборы – “момент истины”. Это – волеизъявление свободных граждан, это создание власти, олицетворение самоуправления.
Элементарным требованием для осуществления истинного выбора является осведомленность граждан в тех делах, по которым принимается решение. Поэтому для демократии и выборов такое большое значение приобретает свобода собраний и свобода высказывать собственную мысль. Демократия ничего не стоит без возможности обратиться к массе, без убеждающей риторики и критики, когда вниманию “уважаемой общины” предлагаются точки зрения, аргументы, информация – все то, без чего очень тяжело принять правильное решение.
Демократия невозможна без свободного слова, - именно с его помощью и под его влиянием формируется и живет общественная мысль – действующая сила демократии.
Демократия – социальное самоуправление, которое осуществляют равноправные граждане через непосредственное участие в обсуждении и решении общественных дел путем свободного выбора (голосования).Относительно последнего (необходимости свободного выбора) заметим, что в условиях демократии гражданин не должен уклоняться от возможности и необходимости такой выбор совершать. Функции выбора и самоопределения составляют основу личности, человек свободен в выборе, но не может уклониться от необходимости выбора. В свое время, размышляя над сущностью демократии, С.Соловейчик в одном из новаторских учебников по основам демократии писал: “Сущность и соль демократической власти в том, что она не является властью в обычном понимании слова. В условиях демократии наибольшая власть принадлежит не государству, не органам и организациям, а человеку. Но это власть не над человеком, а над самим собою. Управление собою”.
Демократия – прежде всего социальное самоуправление, само-стоятельность (здесь мы стремимся подчеркнуть метафоричность слова – стоять крепко, держась на своей силе, держась своей правды и своего выбора). Это система, о которой так говорил Авраам Линкольн: “government of the people, by the people, for the people”, то есть устройство, где существует “правление народа, через посредничество самого народа, для народа”(иногда перевод еще более простой : правительство “народа, из народа и для народа”) .
Демократия прямая и представительная.Такую первичную, истинную форму демократии (мы употребляем слово “истинную”, так как именно в этом случае демократия наиболее полно реализует и проявляет свою своеобразность и сущность) определяют как прямую и непосредственную демократию. Она получила такое название из-за того, что гражданин имеет возможность прямо и без любых посредников влиять на состояние дел, проявлять свою волю, высказывать свою мысль. Современная демократия проявляется большей частью представительными своими формами, предусматривающими делегирование народом власти и полномочий своим избранникам, которые получают соответствующие властные рычаги вследствие выборов. В античных Афинах на народное собрание приходило до 5-6 тысяч граждан, и это, вероятно, определенная естественная граница количества людей, которые могут собраться вместе и относительно конструктивно работать. Сегодня существуют сотни мегаполисов, где живут миллионы людей, которые никогда не соберутся уже на какие-то собрания и способны только проголосовать за что-то один раз за несколько лет. Демократия нередко оказывалась нестойкой, шаткой, пораженной разными недостатками. Известный американский публицист и государственный деятель Александр Гамильтон по этому поводу заметил еще двести лет назад: “Старинные демократии не отличались чертами умного правления. Народ, который собирался для решения проблем, представлял собой неуправляемую толпу, не только не способную к дискуссии, но готовую к любым крайностям”.
Это все так, но все ж таки надо признать и другое: каждый из нас является представителем таких сообществ и группировок, полноценное существование которых может быть обеспечено только через непосредственную демократию, через заинтересованное и повседневное участие граждан. Это касается хотя бы местного самоуправления, принадлежности нас к соседскому сообществу, которое определяется общим проживанием на одной улице, в одном подъезде, в границах одного квартала, одного села, поселка или города. Можем сформулировать еще один важный принцип демократии: это такая форма власти в обществе, которая требует заботы и сознательной сосредоточенности граждан на ее защите.
В отличие от многих других форм и разновидностей организации власти, которые действуют едва не “автоматически”, демократия предусматривает втягивание граждан в дела, хлопоты и заботы, опасности, стрессы и нелады.
Следует признать, что слово “демократия” - это один из случаев, когда буквальный перевод слова не способствует пониманию сути, а иногда этому пониманию даже мешает. Скажем, если это власть именно народа, то кого можно (надо) считать этим народом? Какой объем власти может в принципе взять на себя народ? Над кем народ эту власть осуществляет? Может ли вообще принадлежать власть народу фактически? Итак, надо признать, что слово “демократия” обозначает не только и не столько явление власти в его живой конкретике, а сложную проблему (а еще точнее – ряд проблем), что никогда нельзя решить раз и навсегда.
Если рассмотреть истоки демократии в свете современных знаний, то надо констатировать, что демократия как социальное явление возникала целиком естественным путем, как следствие постепенного развития общества, движения его к более развитым и совершенным формам. Это – не “изобретение” какой-то нации или какого-либо гения – это необходимая и органическая форма социального бытия, естественной самоорганизации.
Почему не может существовать идеальной демократии. Укажем на важное обстоятельство, о котором часто склонны забывать исследователи и преподаватели. Демократию тяжело (можно сказать, что невозможно) найти где-то в образцово идеальном виде. Как и каждое учреждение, изобретенное и сохраненное людьми, демократия несет на себе отражение человеческой ограниченности и несовершенства, непоследовательности и недальновидности. Но надо обратить особое внимание и признать, что явление (феномен) демократии имеет всепроникающий, планетарный характер. Элементы ее сохранялись и тлели в условиях любых тираний и деспотий. Каждая власть – какой бы она не была жестокой и антидемократической – требовала питания и “оправдания” демократическими формами. И хотя это нередко находило проявление в откровенных пародиях на настоящую демократию, мы можем констатировать, что не может быть жизнеспособной и упроченной политической власти, которая откровенно пренебрегала бы народом, его возможностями и потребностью в самоуправлении.
Что именно мы имеем в виду, когда говорим про “естественность” демократии, про ее соответствие человеческому и человечному?
Прежде всего демократия дает возможность человеку реализовать интерес к общественной жизни, воплотить глубоко присущую каждому нормальному человеку потребность (у кое-кого - жажду) общественного признания. В своей глубинной основе живая демократия содержит здоровую потребность человека в общей “игре” с проблемами и вариантами их решения, с речами и громким одобрением (или негодованием), риторическим искусством и неожиданными проявлениями чьей-то (а иногда – твоей!) мудрости, взвешенности и остроумия.
В основе первичных демократических форм прежде всего лежит разнообразный опыт жизни народа. Это касается прошлого всехнародов, все народы имеют глубоко укорененные демократические традиции. Другое дело, что у разных народов эти традиции постигла разная судьба. Демократия возникала из повседневной социальной практики, она питалась умом и опытом наиболее авторитетных и уважаемых лиц – со временем возникала потребность сделать найденные демократические формы и процедуры более упроченными и крепкими. Демократия становилась спасательным средством – общий поиск решения лишал каждого в отдельности чрезмерной ответственности, и в то же время в затруднительные моменты общая воля помогала интеграции сообщества, становилась помехой разрушению коллектива, семей. Каждая власть и каждый властитель, как уже отмечалось выше, стараются получить вотум доверия людей, опираться на громкую и неотразимую поддержку многотысячных толп. Вследствие массового участия и огромных возможностей манипуляции людьми со стороны власти демократию очень легко имитировать, искусственно “клонировать” – нет проблем в инсценировке “всенародных выборов”, “массового негодования” или такой же массовой “поддержки”.
Но люди требуют реальной демократии и всегда ощущают неправду, даже если везде слышат о том, что демократия уже “укоренилась”.
Предпосылки демократии складываются в обществе тогда, когда уровень развития этого общества создает основу для пробуждения человека, его индивидуальных первоначал и основ. Что относится к таким предпосылкам?
- критерием демократичности общества является статус обычного человека, - уважение к нему или же сокрушительное пренебрежение;
- исключительно важное значение имеет наличие относительно упроченных норм морали и законности, которые становятся помехой бесконтрольному и грубому насилию;
- вообще можно без преувеличения утверждать, что демократия имеет ярко выраженные моральные корни, которые питаются именно этикой взаимности и человеколюбия, солидарности и кооперации; если таких корней нет, нет духа демократии;
- предпосылками демократии выступают факторы экономические – в зажиточном и процветающем обществе большинство граждан сознательно и респектабельно (с чувством собственного и чужого достоинства) принимает участие в социальной жизни и получает от этого удовлетворение. В кризисно фрагментированном обществе человек погружается в хлопоты физического выживания, полностью абстрагируясь от каких-то форм участия в решении социальных проблем;
- эволюция демократии доказывает, что большой – и едва не ключевой среди других предпосылок – является для демократии роль рынка; рынок оказывает содействие коммуникации – широкому и свободному общению, обмену мнениями, получению информации; собственно, демократию можно сравнить с политическим рынком, где в условиях гула толпы и общения многоголосых и разноцветных интересов происходит постепенное согласование и удовлетворение этих интересов, - при этом предполагаются и конфликты и обманы, и потери и разочарования; рынок (в идеале) – способ существования конкурентной среды, то, с помощью чего сохраняется автономность человека, возможность для него совершать выбор и сохранять свободу, питать разнообразие (плюрализм) социального бытия, возможных перспектив демократической идеологии, демократической политической культуры и др.;
- позарез важно для демократии и ее стойкого существования утверждать и поддерживать свободу слова, без которой невозможно свободно обсуждать спешные потребности и пути решения проблем.
Препятствия для демократического развития так же разнообразны, как и факторы, которые ему (развитию) оказывают содействие. В целом можно сказать, что препятствием является отсутствие любой из вышеперечисленных предпосылок демократии.
К таким препятствиям, в частности, относятся:
- бюрократизация государства и общества, глубокая профессионализация политической деятельности – вследствие этого обычный человек обычно оказывается в положении аутсайдера и обманутого;
- закрытость и конспирация государства и политического класса, важнейшие решения чаще всего формируются в глубинах государственного Левиафана, и лишь со временем становятся достоянием общества;
- высокий уровень коррумпированности государственных служащих и политических деятелей вообще, политическая деятельность коммерциализируется, а власть (в том числе демократическая) становится источником прибылей; в свое время в Древней Греции приняли решение платить жалованье “из бюджета” гражданам, избранным для выполнения тех или иных государственных функций, - считают, что именно с этих пор началась неминуемая “порча” демократии, ее преобразование в объект посягательств разных мошенников и паразитов, преступников и болезненных эгоистов;
- черты национального характера и сознания, “особенности менталитета” (это модное слово имеет великое множество толкований, можно определить его как стойкие структуры сознания, которые влияют на поведение людей и определяют тот или другой выбор того или другого поступка), - например, склонность действовать импульсивно и радикально, решать проблемы путем насилия;
- влияние структур преступного мира (в том числе сил организованной преступности, мафиозных кланов), что легко берет на испуг и терроризирует граждан, лишая их возможности свободно совершать выбор и защищать свои интересы.
Ловушки и опасности демократии. Размышляя о сущности демократии, нельзя обойти вопрос о ее границах и трудностях, о ловушках, слабости и опасности демократических учреждений. Было бы неправильно говорить обо всем этом, только как об “искривлении” и “отклонении” каких-то “истинных” форм демократии. Надо научиться видеть в недостатках чего бы то ни было продолжение соответствующих достоинств. Так, участие народа придает демократическим формам популистский, поверхностный и “вульгарный” характер. Как говорят, очень часто народ избирает не лучших, а таких, как он сам. Народ нельзя идеализировать, и народ сам знает об этом. Очень часто случается так, что избиратели после завершения голосования считают, что их участие в “политике” уже прекратилось и что надо ждать следующих выборов.
Демократия, как никакая другая политическая форма, несет в себе риск и неопределенность. По – настоящему демократический процесс всегда непредсказуем, и не всегда гарантирует принятие наиболее умных и целесообразных решений. Равно как в условиях рынка не всегда “выиграет” самый полезный для потребителя предприниматель, так и в условиях демократии на выборах часто выигрывают не самые достойные лица, а кое-где и откровенные прохиндеи. Нередко последовательное соблюдение процедур демократии выглядит “издевательством над здравым смыслом”, абсурдом. Скажем, парламентские слушания могут длиться часами, днями, неделями - и средний гражданин начинает считать все это бессмысленной "говорильней" (кстати, собственно название “парламент” происходит от французского глагола “говорить”), начинает стремиться к «простым» и «эффективным» решениям, “твердой власти”.
В условиях демократии не исключены такие явления, как злоупотребление властью и коррупция. Эти явления существовали задолго до того, как демократия утвердила себя в мировом масштабе. Продолжают они существовать и сейчас, и их существование неоправданно связывают именно с демократией. Нет оснований говорить, что демократия создает какие-то особые предпосылки для коррупции власти; наоборот, в условиях настоящей демократии возникают основы для ограничения масштаба злоупотреблений, для преследования по закону владетельных преступников (которые в условиях других режимов никогда бы не предстали перед судом).
Границы демократии. Демократия не является средством решения абсолютно всех проблем жизни. Есть такие сферы, где должна доминировать осведомленность и компетентность, а иногда жесткая и конкретная воля одного лица. Это касается, например, военного дела. В 1917 году, после Февральской революции, развал русской армии нашел олицетворение в неограниченной “демократизации”, когда были упразднены воинские звания и чины. Были случаи, когда русские солдаты, лежа под пулеметным огнем, решали путем голосования, продолжать наступление, или следует подождать.
Никакой демократии не может быть в чрезвычайных ситуациях, когда надо молниеносно принять и воплотить в жизнь решение, от которого зависит жизнь и безопасность людей. Такие ситуации предусмотрены в конституциях и законодательстве всех демократических стран. В любом случае надо согласиться, что чрезвычайное положение - состояние временное и ограниченное, после которого восстановление нормального способа существования является необходимостью.
Так же ограничен демократизм в процессе образования и воспитания. К определенному моменту ребенку жестко навязывают воспитательное влияние, несмотря на неистовое сопротивление (вспомните сами собственный опыт). Если же предоставить чрезмерную свободу подопечному, он, не исключено, будет склоняться к тому, чтобы минимизировать свою нагрузку.
Ничем не ограниченная демократия перестает быть настоящей демократией и превращается в общественный беспорядок, который несет в себе преступность, разрушение и другие опасности.
В то же время нет сферы, где определенные элементы и процедуры демократии не давали бы плодотворных результатов. То же военное дело выиграет от коллегиальных способов обсуждения проблем, от привлечения всех, кто может сформулировать свежее и нетрафаретное видение ситуации и путей ее решения.
В демократии ты являешься хозяином только не принятого решения, а относительно принятого – послушным исполнителем. Завершить разговор о ловушках и недостатках демократии следует словами американского политика А.Э. Смита: “Наилучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии”.
2. Основные ценности современной демократии
Специального рассмотрения требует такая ценность, как свобода. Если говорить откровенно, то невозможно доказать, что демократия создавалась специально для того, чтобы отстаивать и распространять свободу. На протяжении многих столетий первоначальная демократия была эффективным средством социальной адаптации, поддержания целостности и жизнеспособности человеческих сообществ. И чаще всего своих задач такая первоначальная адаптивная демократия достигала путем ограничения свободы, покорения отдельных индивидов интересам социального целого. Но со временем постепенно возникают возможности выделения личности, человек сознает значимость своего (и любого) “Я”. Свобода начинает осознаваться как важная ценность, без которой все другие теряют смысл. Демократия справедливо может считаться таким устройством, при котором свобода наименее притеснена и легче всего может быть реализована и защищена.
Компетенция гражданина содержит в себе знание того, как отстаивать и защищать собственные свободы и права, ведь в подавляющем большинстве случаев свои права можно защитить только собственноручно. Готовность и желание действовать предусматривают ответственность – осознание того, что “взрослое состояние” (а демократия ориентирует человека на то, что он должен одолевать инфантильность, потребительские ожидания, надежды на патернализм и опеку) – это обязанность в полной мере отвечать за принятые решения и совершенные действия.
Человеческое достоинство – одна из коренных добродетелей демократического мировоззрения, сердцевинная ценность демократического мира. Через посредничество этой категории можно (и следует) определить как демократию, так и гражданина. Гражданин – носитель достоинства и его защитник. Достоинство принуждает гражданина действовать и становиться помехой нарушениям принципов и основ демократического порядка. Достоинство – составляющая авторитета гражданина, как его самоуважения и уважения к другому. Уважение к человеку есть условие воспитания и закрепления уважения к обществу. Достоинство человека предусматривает признание и обеспечение его моральной автономии. Это означает, что человек осуществляет свое самоопределение свободно и беспристрастно, пользуясь собственным пониманием счастья и блага. Никто не может предъявлять человеку неоправданные и принудительные моральные претензии. Никто не может повлиять на идеологические, религиозные или другие вкусы человека - это сфера его свободного выбора. Так же человек определяет свою специальность, избирает спутника жизни, ведет свою личную (например, в интимной сфере) жизнь.
Сфера, где человек имеет возможность сам определять свою жизнь, и существовать свободно и независимо от других, носит название частной жизни (для ее обозначения обычно используют прихотливо-утонченное английское слово privacy). Частная жизнь не сводится только к определению собственной сексуальной идентичности и к соответствующей реализации сексуальных желаний. Это – признание возможности человека самостоятельно руководить собственной жизнью, без чего было бы странно размышлять о возможности демократии. Ценность частной жизни (privacy) предусматривает гарантии невмешательства других (как отдельных людей, так и государства) в человеческую жизнь. Это означает, что закон защищает человека и круг его общения от постороннего интереса (тайна телефонных разговоров, тайна переписки, запрет фотографировать без разрешения человека и т.п.). На ведение оперативного подслушивания (или перлюстрации – ознакомления с содержанием писем) предоставляются соответствующие разрешения правоохранительных органов. Речь идет о случаях, когда такие нарушения прав необходимы для раскрытия опасных преступлений и привлечения преступников к ответственности.
Социальная солидарность и доверие (хотя, как говорят французы, доверяй, но смотри кому!) положены в основу идеи “открытого общества”, где не существует искусственных и неоправданных препятствий для свободного существования и самоутверждения человека в любых сферах социальной деятельности – в работе, поиске, творчестве, мобильности и др. Откровенный человек – одно из условий такого открытого общества, как и демократии вообще. Откровенность означает здесь не только и не столько психологическое свойство характера личности, а необходимую гражданскую добродетель, условие демократического порядка. Если граждане не умеют откровенно и открыто обсуждать общие социальные проблемы и недостатки, то демократия становится условной, если вообще возможной.
Для того, чтобы гражданин мог реализовать себя в качестве главного агента демократического порядка, необходимо наличие определенных факторов и условий, которые также составляют видные ценности демократического мира. Это – свобода слова, контекст которой создают свободно действующие и защищенные законом средства массовой информации, дающие возможность гражданам быть по-настоящему осведомленными о состоянии дел в стране. Через СМИ человек имеет возможность высказать свое суждение относительно той или другой общественной проблемы, того или другого политического деятеля. Общественная мысль – следствие свободы слова; общее суждение становится возможным только тогда, когда люди могут свободно, не опасаясь наказания или взыскания, проявлять свое истинное отношение к тем или иным событиям, учреждениям, деятелям и т.п.
Социальный порядок является универсальной ценностью любого общества. Имеется в виду, что большинство людей желают жить в условиях, обеспечивающих стабильность, благоустроенность и безопасность. Но специфика социального порядка в условиях демократии состоит в том, что этот порядок достигается не за счет ликвидации расхождений и многообразия. Демократия – это постоянно действующий, но благоустроенный (законами, процедурами, гражданской взвешенностью, осведомленностью и опытом) конфликт. Это – один из парадоксов, которыми питается демократия; в ней постоянно тлеет конфликт, иногда он приобретает довольно серьезные масштабы (в частности, во время выборов), но от этого общество в конечном итоге только выигрывает. Культура конфликта является непересекающейся ценностью демократии.