Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека
Права человека — это права, необходимые нам для полноценной жизни. Без прав человека мы не можем в полной мере развить и реализовать свои человеческие качества, интеллект и способности и удовлетворить духовные потребности.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. По господствующим в современном мире представлениям, носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление П.ч. - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление П.ч. на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. П.ч. закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств. К настоящему времени в международном праве оформилась отрасль, посвященная П.ч., - международное гуманитарное право.
Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.К внутригосударственным способам и средствам относятся: 1) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); 2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный Суд Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. так же в России существует институт Уполномоченного по правам ребенка; 3) Конституционный Суд РФ В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела.
Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.
Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах - Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) - Комитет по правам ребенка и т.д.
Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества. Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства-участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств - участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя .Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством-участником. Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.
Павлова (начитка) - права человека имеют конституционное закрепление. 2 глава конституции РФ, действую-ее зако-во, между-прав акты. п.4 ст. 15 Конст РФ!!! Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. трансформация: прямая (конвенции, соглашения- Ит,Германия, только по поводу прав человека); косвенная - обязательно должен быть национ закон.
46. Правовая культура: понятие и структура.
Павлова: Правовая культура – это сознание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Иначе правовая культура определяется как разновидность общей культуры, состоящая их духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности.
Структура правовой культуры включает следующее наиболее крупные элементы, которые у юристов – профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:
- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
- правоотношения как систему общественных отношений, участники которого обладают едиными правами и обязанностями;
- правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
- правовые учреждения как систему государственных органов, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;
- правовое поведение, деятельность.
Правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивное, социально-полезное, ценное.
Правовая культура – это образ мышления, нормы, стандарты поведения, степень знания населением законов, авторитет норм права, качество правотворчества и правореализация.
Известны четыре состояния правовой культуры:
- идеолого -психологическое (правовые идеи);
- нормативное;
- поведенческое (характер правовых действий);
- объективированное (правовые учреждения).
В зависимости от степени развитости элементов правовой культуры в правовой литературе выделяются уровни правовой культуры:
1.высокая правовая культура;
2.низкая правовая культура;
3.средний уровень правовой культуры.
Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.
структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: 1) психологический элемент (правовая психология); 2) идеологический элемент (правовая идеология); 3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Критериямиопределения уровня правовой культуры являются следующие общецивилизационные требования;
- чувство права и законности;
- освоение достижений логико – правового мышления;
- совершенствование законодательства;
- уровень законопроектных работ;
- правопослушное поведение;
- правоприменительная деятельность;
- разделение властей;
- основы юридического образования для всех (преодоление правовой безграмотности, правового нигилизма).
47. Правосознание: понятие, структура, виды.
По глубине отражения правовой действительностиправосознание бывает:
- обыденное (эмпирическое);- профессиональное;- научное (теоретическое).
Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.
Профессиональное правосознание – это правосознание юристов. Оно должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как идеологический уровень.
Научное правосознание формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знание закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительно.
По субъектам правовое сознание подразделяется на: - индивидуальное;- групповое;- общественное.
Индивидуальное и групповое правосознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.
Структура правосознания. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию
Правовая идеология – систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения.
Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы.
Через правовую психологию реализуются: а) правовые обычаи и традиции, присущие правовой культуре; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права. Самооценка может завершиться чувством удовлетворения своим поведением или, наоборот, отрицательным отношением к нему. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.
Зинковский: Правосознание представляет собой психическое отражение правовой действительности, выражающееся в совокупности идей, взглядов, представлений, чувств, оценок, существующих в обществе по поводу права и правовых явлений.
Структура правосознания включает в себя три основных элемента:
a. Познавательный элемент – представляет собой осознание субъектов объекта и ситуации, получение определенных знаний о них, наличие у субъекта определенной информации о праве и правовых явлениях,
b. Оценочный элемент – эмоциональная оценка субъектом объекта или ситуации, предполагающая формирование у субъекта мотивов поведения в правовой сфере,
c. Волевой (регулятивный) элемент предполагающий определенные поведенческие реакции субъекта, формируемые на основе восприятия и оценки права и правовых явлений.
Другое структурное деление правосознание предполагает выявление в нем рациональных (правовая идеология, правопонимание как составная часть мироощущения) компонентов и эмоциональных (правовая психология).
Функции правосознания:
Правосознание оказывает влияние на правотворчество и реализацию права.
Правосознание обеспечивает субъективное отражение объективно существующей правовой нормы в сознании.
Правосознание обеспечивает внешнее выражение этого отражения в поведенческих актах субъектов права.
Состояние правосознания предопределяет правовую политику государства.
Государство должно учитывать те представления о праве и социальной жизни, которые являются на данный исторический момент доминирующими в обществе, поскольку особенности правореализации обусловлены так называемыми социальными установками – доминирующими способами реагирования субъекта на конкретные ситуации, конкретные правила поведения, поведенческой готовностью субъекта к определенным реакциям.
Выделяют следующие уровни правосознания:1.Обыденное правосознание – правосознание субъектов, не являющихся специалистами в области права. Этот уровень правосознания присущ основной массе членов общества и формируется на основе их повседневной жизни и функционирования в сфере правового регулирования. Для субъектов этого уровня правосознания характерны представления о праве в общей форме, тесное переплетение этих представлений с нравственными представлениями.2.Профессиональное правосознание – это правосознание субъектов, обладающих специальными профессиональными познаниями в области права. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями о праве и правовых явлениях, умениями и навыками применения права.3.Научно-теоретическое правосознание – это правосознание субъектов научной деятельности в области права.
По субъектам-носителям правосознание можно разделить на следующие виды:
1.Индивидуальное – это представление конкретного человека о праве и правовых явлениях,
2.Групповое правосознание – это представления о праве и правовых явлениях определенных социальных групп, общностей, классов, слоев общества и т.д.3.Общественное правосознание – это понятие используется для характеристики макроколлективов – население страны, континента, исторической эпохи, наций, народностей.