Институт востоковедения им. А. Крымского НАН Украины (Киев)
Меж Непальской долиной и Горкхой:
восприятие «своей» территории (ритуальный, сакральный и пространственный подтекст) в Непале на раннем этапе формирования единого королевства
(кон. XVIII– нач. XIX в.)
1769-й год традиционно считается датой основания современного непальского государства. Тогда правитель княжества Горкхи Притхви Нараян Шах, с 1740-х годов приступивший к объединению гималайских княжеств в единое государство, захватил Непальскую долину, где находились три княжества (Малла/Катманду, Лалитпур и Бхадгаон), и перенес столицу в Катманду. Дело короля-объединителя продолжили его наследники, и в конце XVIII–нач.XIX в. под властью дома Горкхи (т.е. династии Шахов) оказались значительные территории в Гималаях – от Кашмира на западе до Сиккима на востоке. Это были неоднородные земли, разделенные естественными барьерами горной страны, населенные различными этносами, племенами и социальными группами, традиции, культура и религия которых также в значительной степени разнились.
Все территории в Непале считались владениями короля (muluk или deś/a), и монарх выступал хранителем дхармы всего пространства, находящегося под его ритуальной юрисдикцией. Большое гималайское королевство, в том числе, в его ритуальном/сакральном понимании, превратилось в «макрокосм», состоящий из множества «стран» (деш/а, deś/a), Эти «микрокосмы» организовывались по принципам «большого» деша : их ритуальные границы определялись храмами, а в центре находился главный храм «страны». Король Непала выступал защитником этих стран, их дхармы (deś dharma) и мироустройства.
Наиважнейшей землей была Непальская долина (Nepal deś) – «срединная земля», ставшая стала ядром общенепальской государственности. От неварских королей Малла династия Шахов восприняла сакрально-политические традиции Nepal deś – государства-мандалы, чья родовая богиня и хранительница – Таледжу – «благославила» Притхви Нараяна во власть. Так как Шахи были по происхождению парбатия/кхасы (из региона Khas deś / Parbat deś, «страна гор»), парбатийская аристократия заняла ведущие позиции в государстве, и смотрела на жителей Долины свысока. Это, в частности, отмечает в своей автобиографии Притхви Нараян. Но все же новым центром королевства стала не вотчинная Горкха, а Катманду при сохранении обычаев горных владений Западного Непала (в том числе, с переездом из летней столицы Катманду в зимнюю – Нувакот в горах на краю долины, что «связывало» пространство «страны гор» и Непальской долины, т.е. «страны Непал»). Новая династия переняла и сохранила многие традиции неварских монархий Малла, и сакральный центр королевства постепенно переместился в «Непал деш». Так Долина стала главной, центральной землей, а «Непал» взял на себя представительство государства в целом.