Россия в конце XIX-XX веке
Планы самостоятельных занятий по курсу
С контрольными заданиями
Вопросы и задания к разделу I.
Средневековая Русь.
Тема 1. Киевская Русь.
Контрольные задания
1. Оцените основные источники внешней угрозы Древней Руси. Какие из них представляли для нее наибольшую опасность? Почему?
_____________
2. Заполнить таблицу.
Особенности социально-экономического строя Руси в IX-XI вв.
IX в. | X в. | XI в. |
Тема 2. От удельной Руси к Московской.
Контрольные задания
1. В чем проявилась специфика экономического развития русских земель в период феодальной раздробленности?
____________________________________________
2. В чем, по Вашему, проявились наиболее негативные последствия татаро-монгольского ига? Объясните.
__________________________________________________________________
3. Выявите факторы, содействовавшие возвышению Москвы и превращению ее в центр притяжения русских земель.
____________________________________________
4. Заполните таблицу.
Основные сражения русских воинов с монголо-татарами.
XIII в. | XIV в. | XV в. |
5. Дайте определение понятий.
«Тьма»________________________________________________________________
«Улус»________________________________________________________________
Тема 3. Становление самодержавия.
Контрольные задания
1.Какие альтернативы реформирования страны существовали в середине 50-х годов XVI в.?
____________________________________________
2. Чем можно объяснить усиление роли государства в экономической и духовной жизни страны при Иване IV? Какие факты говорят об этом?
_______________________________________________________
3. Дайте определение понятий.
«Дворцово-вотчинная система управления»
___________
«Приказная система управления»
___________
4. Укажите причины Смуты и кризиса власти в начале XVII в.
_______________________________________________________
5. Что принципиально нового появилось в экономическом развитии России в XVII в.?
____________________________________________
6. Заполните таблицу.
Социально-экономическое развитие России и Запада в XVII в.
Запад | Россия |
Тема 4. Социально-сословный строй русского общества.
Контрольные задания
1. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян в XVI в.? Какие документы об этом Вам известны?
____________________________________________
2.Заполните таблицу.
Изменение социального положения населения в XVI в.?
Бояре | Дворяне | Крестьяне | Горожане |
3. Какие изменения в социальном строе России произошли в XVII в.?
__________________________________________________________________
Вопросы и задания к разделу 2.
Российская империя в XVIII-XIX вв.
Тема 6. XVIII век – новая эпоха в истории России
Контрольные задания
1. Какие обстоятельства подталкивали Петра к экономическим преобразованиям?
_______________________________________________________
2. Часто утверждают, что во времена Екатерины II нашла свое продолжение петровская эпоха. На каких фактах основано, по-вашему, такое утверждение?
________________________
3. Заполните таблицу. «Дворяне и крестьяне в XVIII в.»
Введение новых привилегий дворян | Ухудшение положения крестьян | |
Россия при Петре I | ||
Россия во втор. четв. XVIII в. | ||
Россия при Екатерине II |
Тема 7. Российская империя в I половине XIX века
Контрольные задания
1. Чем можно объяснить формирование идеологии декабристов? Что общего и в чем принципиальная разница основных ее положений с позициями западников и славянофилов?
__________________________________________________________________2. Заполните таблицу «Общественно-политические взгляды западников и славянофилов».
Направления общественной мысли | Имена представителей | Отношение к самодержавию | Отношение к крепостному праву | Способы преобразования общества | Государственное устройство России в будущем | Общественное устройство России в будущем |
Западники | ||||||
Славянофилы |
3.Заполните таблицу «Особенности промышленного переворота в Западной Европе и России».
Западная Европа | Россия |
Тема 8. Российская империя во второй половине XIX века
Контрольные задания
1.Заполните таблицу. Изменения в политическом и экономическом положении основных категорий населения в результате реформ.
Дворянство | Крестьянство | Горожане |
2.Заполните таблицу.
Основные черты внутренней политики Александра II и Александра III
Александр II | Александр III |
3.Дайте определение понятий.
«Разночинцы» | ___________________________________________________________________ | |
«Интеллигенция» | ||
______________________________________________________ | ||
Тема 9. Расширение Российской империи в XVIII – XIX вв.
Контрольные задания
1. Чем Вы можете объяснить активную и в целом результативную внешнюю политику России в XVlll в.?
____________________________________________
2. В каком направлении эволюционировала внешняя политика России после Крымской войны? В чем Вы видите причины такой эволюции?
____________________________________________
______________________
3. Заполните таблицу. «Войны России сер. XVII-XVIII века»
страны годы | с Пруссией | со Швецией | с Турцией | с Польшей |
Причины войны | ||||
Итоги войны |
4.Заполните таблицу. Основные войны и расширение территории России во второй половине XIX в.
Войны | Территориальные приобретения |
Вопросы и задания к разделу 3.
Россия в конце XIX-XX веке.
Тема 10. Российская империя на рубеже XIX-XX вв.
Контрольные задания
1. Заполните таблицу.
Политические партии России в начале XX века.
РСДРП | ПСР | Кадеты | Октябристы | |
Год создания | ||||
Лидеры | ||||
Программные цели | ||||
Аграрная программа | ||||
Отношение к царизму | ||||
Национальная программа | ||||
Рабочий вопрос |
2. Заполните таблицу.
Общее и особенное в революциях 1905 г. и февраля 1917 г.
Общие черты | Отличия |
3. Заполните таблицу. Альтернативы развития России в 1917 г.
Временное правительство | Корнилов | Большевики |
Тест
1. Характерными особенностями экономического развития Российской империи в начале ХX века являлись:
a) Ведущая роль государственного регулирования в экономической жизни страны;
b) Широкое привлечение иностранного капитала;
c) Значительные масштабы вывоза капиталов из страны;
d) Высокий уровень концентрации производства;
e) Преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным.
2. Характерными особенностями положения русского пролетариата в начале Х века являлись:
a) Высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;
b) Низкая продолжительность рабочего дня;
c) Продуманная система социальных льгот и гарантий;
d) Отсутствие элементарных гражданских прав;
e) Драконовская система штрафов.
3.Кулаками в начале века в России называли:
a) Крестьян, использующих наемный труд и сельскохозяйственную технику;
b) Зажиточных крестьян;
c) Крестьян, выделившихся их общины.
4.Главный итог революции 1905-1907 гг. заключался в:
a) Ликвидации помещичьего землевладения;
b) Удовлетворении экономических требований рабочего класса;
c) Появлении законодательного представительного органа власти.
5.Согласно избирательному закону от 3 июня 1907 г. преимущество получили:
a) Помещики;
b) Представители буржуазных слоев;
c) Интеллигенция.
6.Аграрная программа П.А. Столыпина предусматривала такие меры, как:
a) Ликвидация помещичьего землевладения;
b) Широкое развитие кооперативного движения;
c) Свободный выход крестьян из общины;
d) Переселение крестьян за Урал;
e) Запрещение свободной купли-продажи земли.
7.Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 г. оказали:
a) Суровые погодные условия;
b) Нехватка снарядов;
c) Революционная пропаганда большевиков.
Тема 11. От революции к тоталитарному обществу
Контрольные задания
1. Заполните таблицу. Последствия гражданской войны для России.
Политические | Экономические | Социальные | Демографические |
2.Заполните таблицу.
Основные направления новой экономической политики.
Сельское хозяйство | Промышленность | Торговля |
3. Заполните таблицу.
Основные этапы внутрипартийной борьбы в 20-е гг.
Этапы | События |
Тест
1.Назовите основную причину Февральской революции:
a) Падение престижа императорской власти;
b) Дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества;
c) Революционная агитация большевиков.
2.Укажите требования, выдвинутые восставшими моряками и рабочими Кронштадта (28 февраля - 18 марта 1921 г.):
a) Ликвидация советской власти;
b) Свобода слова и печати;
c) Освобождение всех политических заключенных - членов социалистических партий;
d) Немедленный созыв Учредительного собрания;
e) Немедленное переизбрание Советов;
f) Предоставление крестьянам права свободно распоряжаться своей землей.
3. Любая оппозиция нарождавшемуся сталинскому режиму терпела в 20-е гг. поражение, так как:
a) Она не имела широкой социальной поддержки;
b) Борьба велась лишь в верхних эшелонах власти и ее смысл не был понятен рядовым членам партии;
c) Сталин пользовался значительной популярностью в стране;
d) Сталин оказался более изощренным тактиком, чем его соперники.
4.В годы НЭПа частный капитал преобладал в:
a) Тяжелой промышленности;
b) Легкой промышленности;
c) Торговле.
Тема 12. Форсированное развитие СССР в 30-х годах и
Великая Отечественная война.
Контрольные задания
1. В чем принципиально отличался советский метод индустриализации от «западного»?
____________________________________________
2. Заполните таблицу. Индустриализация в СССР.
Предпосылки | Основные задачи | Источники и метод | Результаты | Послед- ствия |
3. Коллективизация в СССР.
Предпосылки | Основные задачи | Результаты | Последствия |
4. Чем можно объяснить причины поражения Германии ее союзников в войне?
____________________________________________
5.Заполните таблицу. Основные этапы второй мировой войны.
Основные этапы | Основные события |
6.Тест
1. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:
a) Комплексное развитие народного хозяйства;
b) Высокие темпы развития тяжелой промышленности;
c) Интенсивное развитие легкой промышленности.
2. Укажите главную цель политики сплошной коллективизации:
a) Перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы;
b) Обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации;
c) Создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства.
3.Характерными чертами тоталитарного государства являются:
a) Политический плюрализм;
b) Разделение законодательной, судебной и исполнительной власти;
c) Насильственное установление однопартийной системы;
d) Унификация общественной жизни;
e) Культ национального вождя;
f) Массовые репрессии.
4.Сталинские репрессии с особой силой обрушились на Красную Армию, так как:
a) В армии были очень сильны троцкистские организации;
b) Армейские кадры противились мерам по реорганизации и механизации армии, абсолютизируя опыт, полученный во время Гражданской войны;
c) Это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.
5. Заключив Договор о ненападении с Германией, СССР:
a) Значительно укрепил свой международный авторитет;
b) Выиграл время для укрепления обороны страны;
c) Получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи;
d) Отодвинул свои западные границы.
1. Назовите причины крупных неудач Красной армии в первые месяцы Великой Отечественной войны:
a) Нападение Германии было внезапным;
b) Войска не были приведены в боевую готовность;
c) Не хватало опытных командных кадров;
d) Войска были сосредоточены слишком близко к государственной границе.
Тема13. Послевоенное развитие СССР и проблемы модернизации
общественной системы (1945-1965 гг.)
Контрольные задания
1. Какие задачи стояли перед экономикой страны после окончания войны? Когда их удалось решить? Какой ценой?
__________________________________________________________________
2.Заполните таблицу. Первые акты «холодной войны»
Со стороны Запада | Со стороны СССР |
2. Чем Вы можете объяснить необходимость всестороннего реформирования советского общества после смерти Сталина?
____________________________________________
___________
4. Заполните таблицу
Итоги социально-экономического развития СССР в 1953-1964 гг.
Промышленность | Сельское хозяйство | Социальная сфера |
5.Дайте определение понятий.
«Оттепель» | ______ |
«Научно-технический прогресс»
___________
___________
Тест
1.Импульс к демократизации общества, который дала война, проявился в:
а) изменении общественно-политической атмосферы;
б) массовых антиправительственных выступлениях;
в) брожении среди военных.
2. Причинами расширения масштабов репрессий после окончания войны были:
а) проявление сущностных черт политического режима Сталина;
б) попытки создать новый «железный занавес», отгораживающий СССР от остального мира;
в) происки западных спецслужб против советского руководства;
г) наличие в СССР организованной массовой оппозиции режиму;
д) проведение в стране массовых акций протеста против существующего строя.
3. Снятие Г. М. Маленкова с руководящих постов в 1955 г. было обусловлено тем, что он:
а) готовил новую волну репрессий;
б) не справился с руководством страной;
в) был виноват в массовых репрессиях прежних лет;
г) потерпел поражение в борьбе за власть.
4. Назовите причину, заставившую "наследников" Сталина обвинить вождя в «культе личности»:
а) искреннее стремление преодолеть последствия сталинизма;
б) намерение демонтировать тоталитарную политическую систему;
в) борьба за власть.
5. Отстранение Хрущева от власти было вызвано:
а) недовольством партийного аппарата проводимыми реформами;
б) проявленными им субъективизмом и волюнтаризмом;
в) его намерением в корне изменить экономическую и политическую систему страны.
6. Экономическая политика Хрущева была направлена на:
а) обеспечение подъема сельского хозяйства за счет расширения посевных площадей;
б) повышение закупочных цен на сельхозпродукцию;
в) внедрение планирования «снизу»;
г) сохранение основ планово-директивной экономики;
д) свертывание личных подсобных хозяйств;
е) ликвидацию отраслевого управления промышленностью;
ж) снижение военных расходов;
з) допущение частной собственности;
и) ликвидацию колхозов.
Тема 14. Социально-политическое и экономическое развитие страны
(сер. 60-х до начала 90-х гг.)
Контрольные задания
1. В чем Вы видите причины установления консервативного политического курса? В чем он нашел наиболее яркое выражение?
_______________________________________________________
2. Чем можно объяснить, что на рубеже 60-70 гг. наметилось новое стадиальное отставание СССР от развитых стран? В чем это проявилось?
_______________________________________________________
3. Каковы были причины, заставившие руководство СССР пойти на всестороннее реформирование экономической и политической системы во второй половине 80-х гг.?
_______________________________________________________
4. Был ли неизбежен распад СССР в 1991 г. ? Какими причинами он был обусловлен?
_______________________________________________________
Тест
1.После отстранения Н.С. Хрущева от власти правительство СССР возглавил:
a) Л.И. Брежнев;
b) А.Н. Косыгин;
c) Н.В. Подгорный.
2.Реформа в промышленности началась в:
a) 1965;
b) 1968;
c) 1970.
3.Новыми положениями в Конституции 1977 г. были:
a) Тезис о построении в СССР развитого социализма;
b) Достижение социальной и национальной однородности советского общества;
c) Создание новой социальной и интернациональной общности - советском народе;
d) Положение о ведущей роли КПСС как ядра политической системы страны;
e) Разделение властей;
f) Создание профессионального парламента;
4.Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенных М.С. Горбачевым:
a) ускорение социально-экономического развития;
b) переход к регулируемому рынку;
c) переход к свободной рыночной экономике.
5.Основными элементами "нового политического мышления" были:
a) отказ от вывода о расколе мира на две противоположные системы;
b) признание мира целостным и неделимым;
c) признание невозможным решения международных проблем силовым путем;
d) ориентация при решении международных вопросов не на баланс сил двух систем, а на баланс их интересов;
e) отказ от принципа пролетарского интернационализма и провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;
f) провозглашение принципа мирного сосуществования государств с различным строем.
6. Организация Варшавского договора была распущена в:
a) 1986 г.;
b) 1988 г.;
c) 1991 г.