Вопрос 9. Власть и ее виды. Государственная власть.

Одним из признаков государства является наличие публичной политической власти. Характерные признаки власти:

1. Власть – явление социальное, т.к. присуща любой организованной, более или менее устойчивой общности людей и существовала на всех этапах развития общества.

2. Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения в виде отношения между людьми.

3. Власть реализуется в форме властеотношения, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного.

4. Власть – интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознаны.

Существует т.з., согласно которой власть всегда основана на силе или принуждении. Однако сила власти может иметь различную природу (физическая, авторитет, убеждение и т.п.), носить косвенный характер.

В научной литературе отсутствует единое понимание власти, т.к. это сложное явление. Определение власти в зависимости от подходов к ее источникам.

o власть явление теологическое;

o антропологический подход: власть исходит из двойственной природы человека: с одной стороны, он стремится к свободе и автономии, с другой – не может существовать вне социальной среды;

o психологический подход: природа власти объясняется стремлением к власти одних индивидов и готовности к подчинению других;

o системная трактовка: власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества, это функция системы, способная мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей;

o и другие.

Чаще всего власть определяют как способность (свойство) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Виды власти. С т.з. социального уровня: власть в масштабе всего общества, внутри коллектива, в отношениях между индивидами. Власть может быть политической (власть одного класса над другим, государственная власть, партийная власть, власть политических лидеров и т.п.) и неполитической (экономическая, социальная, духовная и пр.). В зависимости от способа организации власти: демократическая и недемократическая власть. Различают также легальную (юридическая характеристика – созданная и функционирующая на законном, правомерном основании, ограниченная законом и действующая в его рамках) и легитимную (нравственная характеристика – признанная населением) власть. М. Вебер различал традиционную (опирающуюся на традиции), легальную (опирающуюся на законы), харизматическую (реализуется за счет особого положения руководителя) и теневую (носители – неформальные группы в правящей элите) власть.

Прежде всего, государство рассматривается, как компетентная политическая власть. Под политикой обычно понимается совокупность политических отношений по поводу государственной власти. Политика – отношения между различными социальными группами по поводу государственной власти. Это один из существенных признаков государства, который позволяет отличить государство, как носителя политической власти, от других видов социальной власти.

Государственная власть (политическая) – это определенная разновидность социальной власти, которая присуща любой организационной или более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (власть рода – потестарная, экономическая власть, родительская власть, церковная власть).

Социальная власть связывается с понятием авторитет, определяемым как возможность повлиять на поведение людей, подчинить своей воле это поведение (неотъемлемый элемент авторитета) как методами убеждения, так и методами принуждения.

Нередко между государством и политической властью ставится знак равенства. Однако существует определенное различие между политической властью и государством. Когда речь идет о государстве, то всегда подразумевается политическая власть. Но в то же время бывают такие ситуации, когда на тех или иных исторических этапах развития общества понятие политической власти не тождественно государству.

Государственная власть – это разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством через систему государственного аппарата, или делегировано (субъекты РФ делегируют часть полномочий органам местного самоуправления) или санкционировано им, т.е. приводится от его имени, осуществляется по его уполномочию и при его поддержке.

Государственная власть – разновидность социальной власти и обладает всеми ее признаками. Особенности государственной власти:

o реализуется через государство и его органы, т.е. государственный аппарат (имеет аппарат принуждения, распространяющий свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории государства);

o публична (т.к. функционирует в обществе, осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества и не совпадает с ним);

o суверенна (обладает верховенством внутри страны и независимостью вовне: сама решает участвовать в международных организациях, договорах и т.п.);

o универсальна (распространяется на всю территорию и население страны);

o обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера (т.к. подкрепляется силой закона);

o в высокой степени формализована, ее организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством;

o легализация (юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности, чаще всего легализация государственной власти, ее органов, порядка деятельности, осуществления конституции; нарушение принципа легализации государственной власти предполагает юридическую ответственность), осуществляемая различными способами (референдум, военные перевороты);

Легитимная государственная власть – это власть, соответствующая представлениям, народа, общества данной страны о ее справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности, т.е. связывается не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни. Степень легитимности государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением. Утрата государственной властью легитимности не влечет за собой непосредственно юридической ответственности.

Различают экстраординарные (чрезвычайные) и обычные, традиционные способы легитимации новой государственной власти. К экстраординарным относятся социальные и политические революции. Нетрадиционные способы легитимации связаны также с предоставлением независимости бывшим колониям (например, в Африке), разделением государства (например, Чехословакии на Чехию и Словакию в 1993 г.), объединением нескольких государств в одно.

o единство (в государстве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающим своими обособленными средствами государственного принуждения).

Идея единства имеет три различных аспекта:

1) социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп;

2) единство основных целей и направлений деятельности всех органов государства, что обусловлено необходимостью согласованного управления обществом, без чего оно может быть ввергнуто в состояние анархии и распада, а разные цели в деятельности высших органов государства могут привести к их вооруженному противоборству (Россия, октябрь 1993 г.);

3) организационно-правовое единство, означающее создание системы органов государства с их иерархией и размежеванием полномочий.

Государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения ее ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов.

Справочно: Структура государственной власти:

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1. Субъект власти – непосредственный носитель государственной власти, который предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект: социальные и национальные общности, классы, народ, нации и пр.

2. Объект власти: индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом (в демократическом обществе объект и субъект чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены).

3. Содержание властной деятельности (властеотношение) – центральный элемент государственной власти, в рамках которого властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло.

4. Средства, способы, приемы осуществления государственной власти (зависят от интересов и волевой позиции сторон: если интересы и воля властвующих и подвластных субъектов совпадают, то властеотношения реализуются беспрепятственно и без принуждения – демократическое общество; если они не совпадают, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения).

5. Ресурсы власти – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. Если государственная власть располагает всеми необходимыми ресурсами, то она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать.

Согласно одной из классификаций ресурсы могут быть: утилитарными (материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей); принудительными (меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства); нормативными (средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе, призванные убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти). В зависимости от важнейших сфер жизнедеятельности общества выделяют: экономические или материальные ресурсы; социальные ресурсы; культурно-информационные ресурсы; идеологические ресурсы; силовые ресурсы.

Вопрос 10. Определение, сущность и содержание государства.

В учебной литературе последних лет государство определяется, например, как «форма организации политической власти в об­ществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление общест­вом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов). Или: «государство есть публично-правовая и суверенная организация власти, обес­печивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина» (В.И. Гойман-Червонюк).

Необходимо отметить, что теоретики государства и права до сего дня дискутируют, что следует понимать под государством. А отсюда – и бесчисленное множество определений, вызванных, на наш взгляд, тем, насколько сложным и многоплановым является феномен государства, требующий к себе пристального внимания и дальнейшей творческой разработки.

Известно, что разные понятия государства давали еще мыслители древности. Так, Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (государство – это средство, обеспечивающее политическую жизнь народа).

Т. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, И. Кант считал, что государство – это объединение людей, подчиненных правовым, законам. Г.В.Ф. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире».

Со временем характеристики государства углубляются, становятся более широкими и точными. Н.М. Коркунов считал, что государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми. В цитируемом определении видится развитие определения понятия государства, высказанного еще Цицероном.

После 1917 г. в отечественной юридической литературе на долгие годы утвердился односторонний подход к данному вопросу. Государство определялось только как политическая организация экономически господствующего класса, обладающая таким аппаратом принуждения, как классовая диктатура, аппарат классового насилия.

Подобные оценки и характеристика исходили из ленинского положения о государстве как о машине для поддержания господства одного класса над другим. Это определение государства на долгие годы стало и для юридической науки советского периода исходным и направляющим.

Вместе с тем, обобщив все имеющиеся определения государства, можно все же утверждать, что государство сегодня – это организация политической власти, осуществляемой в человеческом обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют на основе права и в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства состоит в том, чтобы вести «общие дела» общества, представлять его и организовывать, обеспечивать мир и безопасность людей, руководить общественными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах. Государство также можно рассматривать как публично-правовой союз, т.е. как властную организацию общества, или как аппарат публичной государственной власти. Думается, что все эти подходы характеризуют понятие и основные черты государства с разных сторон и в то же время они указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государство как целостную организацию – публичную (государственную) власть и право. Именно они, соединяясь в одну систему, требуют особой организационной формы.

Сущностью государства.

Известно, что сущность любого предмета либо явления – это самое главное, самое существенное, глубинное в нем; или это то, без чего тот или иной предмет либо явление не могут быть выделены из совокупности других; то, без чего данный предмет или явление потеряли бы свое «лицо», соответственно, сущность государства – это самые главные, самые существенные, глубокие и прочие качества, его признаки, черты.

Сущность же современного государства, очевидно, необходимо связывать с его определением (либо частью определения) и с самыми главными, существенными, глубинными признаками.

Признаки государства:

1. оно представляет собой сообщество людей, коллективность, жестко привязанную к определенной территории.

2. Государственный суверенитет. Суверенитет здесь – это юрисдикция государства, распространяемая на всю свою территорию и на всех граждан, людей, проживающих на этой территории. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет – это право и полномочия повелевать всеми гражданами, живущими на национальной территории, – как гражданами данного государства, так и не гражданами. Внешний суверенитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела страны со стороны внешней среды (государств).

3. Государство является источником и носителем государственной власти.

4. Специальный государственный аппарат, состоящий из конкретных органов и лиц, занимающих официальные должности и осуществляющих властные функции от имени государства.

5. централизация государственной власти, единые механизмы государственного управления, постоянные профессиональные армии.

6. Наличие единого государственного языка.

7. Обеспечение легитимности (легитимизация) – это тоже важнейший признак любого государства, который призван интегрировать разрозненные институты, отношения, процессы, подсистемы и т.д., тем самым придавая смысл всему общественному правопорядку. Легитимизация – это признание большинством общества правомерности власти, действующей в данный конкретный период времени.

8. Наличие принуждения. Т. Гоббс (вслед за Н. Макиавелли) усматривал главный признак государства в «монополии на принуждение и насилие». Дж. Локк считал государственной властью право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применить силу общества от нападения извне – и все это только ради общественного блага.

9. Возможность издавать законы. Государство – единственная политическая организация, обладающая правом, способностью и возможностью издавать нормативные правовые акты, обязательные для всех граждан веления, а также требовать и обеспечивать их исполнение

10. теснейшая и неразрывная связь с правом.

Содержание характеризует прежде всего то, из чего состоит государство (т.е. аппарат), а также его функции, стороны, аспекты деятельности, его успехи, неудачи др. Поэтому часто ученые говорят и о социальном содержании государства, т.е. о степени воздействия различных сил (групп людей) на государственную власть, в том числе и политических сил. При этом социальное содержание здесь более конкретно, нежели социальная сущность. Оно зависит не только от степени воздействия различных сил на государственную власть, но и от того, какие слои (например, коммунисты или демократы) занимают решающие позиции в доминирующем классе, в блоке с какими силами действует этот класс. Содержание государства как определенного явления выходит за пределы воздействия социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние географические факторы (страны-гиганты и маленькие страны), природные условия, наличие природных богатств (во многих странах содержание большинства мероприятий государства определяется наличием залежей нефти и т.д.). Все эти и другие факторы необходимо брать во внимание при исследовании содержания государства.

Наши рекомендации