СЗ РФ. 1999.
т
ванной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В систему Министерства также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.
Органы внутренних дел и внутренние войска составляют единую систему Министерства МВД РФ.
Правовые основы организации и деятельности МВД РФ.Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Положением о нем.
Деятельность Министерства осуществляется на основе принциповуважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, взаимодействия с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.
Основными задачами Министерства являются:
1) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечениг общественного порядка и общественной безопасности;
2) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
3) обеспечение исполнения уголовных наказаний;
4) руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
5) совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;
6) совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства;
7) развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.
Министерство в соответствии с законодательством РФ для решения поставленных задач осуществляет следующие функции:
1) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, участвует в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;
2) осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации;
3) обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в пределах их полномочий;
4) обобщает практику применения законодательства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, разрабатывает и вносит в установленном порядке в соответствующие органы государственной власти РФ предложения о его совершенствовании, подготавливает проекты нормативных правовых актов РФ по вопросам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, осуществляет нормативное регулирование своей деятельности и оказывает органам внутренних дел и внутренним войскам практическую и методическую помощь в организации нормативной правовой работы, налаживает пропаганду правовых знаний;
5) участвует совместно с органами государственной власти субъектов РФ в разработке и выполнении региональных целевых программ в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и борьбы с преступностью;
6) организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
7) организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества;
8) осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями;
9) участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы РФ, обеспечению безопасности РФ и осуществляет иные функции.
Министерство возглавляет министр внутренних дел РФ (далее именуется — Министр). Министр, первые заместители Министра, заместители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ.
Структура МВД России включает:
1) Главное управление (ГУ) на транспорте;
2) ГУ Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД);
3) ГУ обеспечение общественного порядка;
4) ГУ по борьбе с организованной преступностью;
5) ГУ по борьбе с экономическими преступлениями;
6) ГУ уголовного розыска;
7) Паспортно-визовое управление;
8) Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
9) Управление режимных объектов;
10) Управление собственной безопасности;
11) Следственный комитет при МВД РФ;
12) Главное командование внутренних войск.
В центральном аппарате МВД РФ предусматривается создание иных подразделений по оперативному, техническому, организационному, информационному, аналитическому, кадровому, финансовому, материально-техническому обеспечению и медицинскому обслуживанию.
13*
Правовые основы деятельности, задачи, организация, обязанности и права милиции определены:Конституцией РФ, Законом от 18 апреля 1991 г. «О милиции»1 в текущей ред. ФЗ от 04.08.2001 г. № 108-ФЗ, которым предусматривается назначение и снятие с должности руководителя милиции субъектов РФ Президентом РФ по представлению Министра МВД РФ, до внесения кандидатуры Президенту РФ выясняется мнение руководства органов власти субъектов РФ. Руководители милиции в районах, городах и муниципальных образованиях назначаются на должность и снимаются с должности приказом министра или начальника ГУВД, УВД соответствующего субъекта РФ. Начальники милиции общественной безопасности назначаются Министром МВД РФ по представлению своих руководителей в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ; деятельность внутренних войск регламентирована федеральным законом «О внутренних войсках МВД РФ» от 25.12.1996 г.2; указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 433 утверждены «Вопросы министерства внутренних дел РФ, а также внесены дополнения и изменения указом Президента РФ от 1 декабря 1999 г. № 1589 «О некоторых вопросах деятельности МВД Российской Федерации»; указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. (РГ. 2003. 12 марта), постановления Правительства РФ: «О подразделениях милиции общественной безопасности от 07.12.2000 г. в текущей ред.26.07.2001 г. и «О подразделениях криминальной милиции» от 07.12.2000 г. № 925, в ред. 16.12.2002 г.
Значительное место в деятельности органов милиции занимают вопросы, касающиеся реализации действующих положений о паспортнойсистеме и регистрации граждан. Система регистрации рассматривается МВД РФ как средство регистрации населения и одна из вспомогательных мер охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»3 в ред. 24.06.1999 г. регламентированы отношения выезда и въезда в РФ в соответствии с Конституцией РФ, международными нормами и настоящим законом, что также вносит позитивный вклад в отношения по борьбе с правонарушениями, совершаемые иностранными гражданами.
1 Ведомости. 1991. № 16, ст. 503.
СЗ РФ. 1997. № 6, ст. 711. 3 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 11(29).
'^"Административное пра
Согласно Закону от 6 февраля 1997 г. №27-ФЗ г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»1 задачами этих войск являются:оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; охрана исправительно-трудовых учреждений, конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие в территориальной обороне Российской Федерации.
49. Система органов управления образованием и наукой. Образовательные учреждения. Правовое положение классического ВУЗа. Права, обязанности и дисциплинарная ответственность студента. Под образованиемпонимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Концепция и основные начала образования в РФ определены Конституцией. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Право на образование является наиболее распространенным и реализуемым в России. Под основным общим образованием понимается девятиклассное обучение.
В ст. 43 Конституции РФ и федеральных законах определена правовая основа различных форм образования и самообразования.
13 января 1996 г. принята новая редакция Федерального закона «Об образовании»1, в котором центральной мыслью является государственный приоритет заботы органов власти и общества об образовании как будущем страны. По различным вопросам образования Правительством РФ принимается достаточно большое количество подзаконных актов, то есть, по существу, продолжается перманентная реформа образования. Например, только было принято постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 258 Положение о Министерстве образования РФ, как сразу были внесены 3 редакции от 12.10.2000 г. № 774, 30.01.2002 г. № 73 и 28.05.2002 г. № 358. Практичес-
1 СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 150.
ки одновременно были приняты следующие правовые акты: «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196; «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения» от 03.03.2001 г.; и 2 декабря 1999 г. «Об утверждении Положения о государственной аккредитации высших учебных заведений», то есть правовая реформа образования продолжается, что в большей мере способствует дезорганизации отношений в этой жизненно важной сфере.
Под системой образования понимаетсясовокупность элементов преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, включающих в себя:
• систему органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;
• сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.
Образование можно получить в различной форме:в образовательном учреждении с отрывом и без отрыва от производства; в форме самообразования или экстерната, семейного образования. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт.
Организационно-правовые формы образовательных учреждениймогут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и религиозными организациями). Существуют несколько типов образования: дошкольные; общеобразовательные (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Правовой статус образовательных учрежденийрегламентируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами. Государственной аттестационной службой на основе итоговых аттестаций обеспечивается объективный контроль качества подготовки выпускников, по завершении каждого уровня образования окончившим учебу выдается соответствующий документ государственного образца. Постановлениями Правительства РФ утверждены и действуют следующие
государственные образовательные стандарты: «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» от 18.08.1995г. № 821; «Об утверждении государственного стандарта высшего профессионального образования» от 12.08.1994 г. № 940. В последнее время проходит реформа в системе образования. Минобразованием России от 26.06.2000 г. № 1908 принят приказ «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и муниципальных работников государственных и муниципальных образовательных учреждениях», а 9.04.2002 г. № 1306, принят приказ Минобразования России «Об утверждении положения о проведении единого государственного экзамена». Постановлением Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 646 принят правовой акт «О создании правительственной комиссии по образованию». Серьезным изменениям подвержена также система подготовки высших профессиональных кадров.
Государственное управление образованием осуществляется соответствующими органами исполнительной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Министерство образования РФявляется федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, дополнительного образования. Министерство является также федеральным органом отраслевого управления педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием.
Основными задачами Министерства образования РФ являются:
• формирование и реализация концепции среднего (полного) образования молодежи как базового для получения профессионального образования и подготовки к самостоятельной жизни и деятельности;
• разработка и реализация государственной политики в сфере образования;
• организация профессионального образования работников квалифицированного труда в учреждениях начального профессионального образования, подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и послевузовского образования;
• разработка и контроль исполнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-
региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
• разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ перечня профессий, направлений и специальностей, по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка;
• государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях; государственная аккредитация образовательных учреждений;
• участие в разработке и осуществление совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей, обучающихся и воспитанников;
• реализация кадровой политики в сфере образования, совершенствование подготовки и использования научно-педагогических кадров;
• повышение социального статуса работника образования и других учебных заведений.
Начальное профессиональное образование может быть получено в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении. Целью такого образование является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством РФ.
Основной задачей учреждения, дающего начальное профессиональное образованиесогласно Типовому положению о нем являетсясоздание необходимых условий для удовле-тво-рения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы.
К числу учреждений начального профессионального образования относят:профессиональные училища, профессиональные лицеи-центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовые комбинаты, пункты, учебно-производственные центры, технические школы и другие, включая вечерние (сменные).
Основой реализации государственной политики РФ в области образования является согласно Закону об образовании Федеральная программа развития образования.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных обязательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников и определены постановлением Правительства РФ от 28.02.1994 г. № 174 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и ввода в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего, среднего (специального) общего и начального профессионального образования».
Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов утверждается Правительством РФ за исключением случаев, предусмотренных законом.
Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются: на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные. Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К ним относятся программы:начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум каждой из этих программ устанавливается государственным образовательным стандартом.
Общее руководствогосударственным или муниципальным учреждением начального профессионального образования осуществляет Совет, который принимает участие в комплектовании обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами, в работе аттестационных и ревизионных комиссий, в рассмотрении расходования средств на содержание образовательного учреждения, рассматривает все случаи отчисления или перевода обучающихся в другие образовательные учреждения, осуществляет другие полномочия, предусмотренные уставом учреждения.
Непосредственное управлениеосуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
В реализации единой государственной политики важная роль отводится государственным образовательным стандартам, образовательным программам; лицензированию; аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм собственности
Лицензирование на ведение образовательной деятельности выдается государственным органом управления образования или уполномоченным органом местного самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основе заключения экспертной комиссии. Лицензия может быть выданапри наличии соответствия условий осуществления общеобразовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, отвечающим установленным государственным и местным требованиям. Это прежде всего наличие материально-технической базы, санитарно-гигиенических норм, укомплектованности профессиональными кадрами и др. Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса. В лицензии фиксируются контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии.
Аккредитация— это юридическое признание прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы (стандарта). С момента государственной аккредитации, подтверждаемой свидетельством о государственной аккредитации, образовательное учреждение приобретает определенные права, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца.
Государственная аккредитация проводится специально уполномоченными органами государственного управления на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.
Аттестация образовательных учреждений имеет целью установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.
По общему правилу аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению другими органами.
По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.
Новым явлением в сфере образования является получение образования в форме экстерната. Однако существует перечень специальностей, по которым получение высшего профессионального образования не допускается в форме экстерната. Эти ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г.1
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере высшего образования является также Министерство образования РФ.Соответственно образованы министерства образования в республиках в составе России и министерства и управления образования в других субъектах РФ.
В настоящее время в результате недостаточного государственного финансирования вузам предоставлена значительная административная и хозяйственная самостоятельность. Высшая школа постепенно переходит на многоуровневую структуру подготовки специалистов. Она предусматривает получение неполного высшего, базового высшего и полного высшего образования. Ядром высшего образования будет базовый уровень, на который отводится не менее четырех лет; если есть желание и способности, можно продолжить освоение профессиональных программ исследовательского или прикладного характера и получить диплом магистра наук.
Постановлением Правительства от 12 августа 1994 г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования2, определяющий основное содержание образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, а также требования к уровню подготовки специалистов.
На основании типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ от 26 июня 1993 г.3 определено, что по своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные и негосударственные (частные, общественные и религиозные организации) высшие учебные заведения. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий
1 СЗ РФ.1997. № 48.Ст. 5556.
2 С3.1994. № 18. Ст. 2085.
3 САПП. 1993. № 28. Ст. 2594.
преподавателя со студентом: очная форма, очно-заочная форма, заочная форма, экстернат. В этом же направлении принят также другой федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Ш25-Ф31.
Функции учредителя высшего учебного заведения выполняет орган исполнительной власти, государственного управления, в ведении которого оно находится.
Основными задачами Минобразования России в сфере высшего образования являются:
• формирование и реализация стратегии развития среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования;
• создание единой системы оценки деятельности всех высших профессиональных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
• разработка и реализация системы управления научной деятельностью в высшей школе, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях образования;
• определение содержания высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, расширение доступа граждан к профессиональному образованию различного уровня;
• совершенствование экономического механизма функционирования системы высшего образования, участие совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в формировании бюджетной политики в этой области, создание условий для развития высших учебных заведений различных форм собственности;
• развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований и др.
Правовой статус вуза определяетсяв соответствии с законодательством и его уставом. Устав вуза утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся.
Ученый советкак выборный орган управления осуществляет общее руководство вузом. Порядок выборов, состав
СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 14(32)
и полномочия органов управления ВУЗа определяется его уставом.
Оперативное управлениедеятельностью государственного вуза осуществляет ректор,прошедший соответствующую аттестацию. Разграничение полномочий между Ученым советом и ректором определяется уставом вуза. В пределах своих полномочий ректор издаетприказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся.