Категория причинности: непосредственный опыт и метафорическое осмысление
При обсуждении оснований метафор мы установили, что существуют непосредственно возникающие концепты (такие, как ВЕРХ—НИЗ, ВНУТРИ-СНАРУЖИ, ОБЪЕКТ, ВЕЩЕСТВО и т. п.) и метафорические концепты, возникающие на основе нашего опыта (такие, как ПОЛЕ ЗРЕНИЯ — это ВМЕСТИЛИЩЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ЭТО ВМЕСТИЛИЩЕ И Т.П.). Из ТОГО Ограниченного набора примеров, которые мы рассмотрели, может показаться, что существует четкое разграничение между непосредственно возникающими концептами и концептами, возникающими на основе метафор, и что каждое понятие обязательно либо одного, либо другого вида. Это не так. Даже такой базовый концепт, как CAUSATION/ПРИЧИННОСТЬ, нельзя отнести только к одной из указанных категорий. Скорее, у этого понятия есть непосредственно возникающее ядро, которое затем переосмысляется метафорически.
Непосредственное взаимодействие с объектами: прототип причинности
Традиционные теории значения исходят из того, что все сложные концепты можно разложить на примитивы, которые не поддаются дальнейшему членению. Такие примитивы считаются элементарными «строительными кирпичиками» значения. Понятие причинности часто считается таким элементарным строительным кирпичиком. Мы считаем, что традиционные теории делают фундаментальную ошибку, принимая базовые концепты за неразложимые далее примитивы.
Мы согласны с тем, что причинность — это базовая категория человеческого мышления. Этот концепт относится к числу понятий, наиболее часто используемых человеком для ментальной организации материального мира и культурных реалий. Но это не означает, что причинность
* Здесь и далее термин causation переводится в зависимости от контекста как 'причинность', 'причинная связь' или 'каузация'. — Прим. ред. |
Должна считаться неразложимым далее примитивом. В противоположность идее примитива, мы хотели бы предложить другую теоретическую концепцию, согласно которой причинность представляет собой эмпирический (experiential) гештальт. Правильное понимание причинности предполагает, что она воспринимается как кластер, состоящий из других компонентов. Кластер же, в свою очередь, формирует гештальт — то целое, которое человеческие существа считают более базовым, чем составляющее его части.
В наиболее явном виде это прослеживается в наблюдениях за детьми. Пиаже высказал гипотезу, что дети сначала изучают причинную связь в непосредственном взаимодействии с окружающими объектами — стаскивая одеяла, бросая бутылочки, кидая игрушки. И действительно, существует стадия, на которой дети, похоже, «практикуют» эти действия, например, они постоянно бросают ложку. Такие непосредственные действия, даже детские, имеют определенные общие свойства, объединяющие их с категорией непосредственной каузации. Последняя образует существенную часть повседневного функционирования человека в мире — будь то включение или выключение ламп, застегивание и расстегивание рубашек, открывание дверей и т. п. Хотя каждое из этих действий отлично от других, подавляющая их часть имеет общие черты того, что можно назвать «прототипическим» или «парадигмальным» случаем непосредственной каузации. Эти общие черты таковы:
У агенса есть цель как-то изменить состояние пациенса. Это изменение физического состояния. У агенса есть «план» достижения этой цели. План требует от агенса использования моторной программы. Агенс контролирует эту моторную программу. Агенс ответственен за проведение этого плана.
Агенс — это источник энергии (т. е. агенс направляет свою энергию на пациенса), а пациенс — цель, на которую направлена энергия (т. е. изменение в состоянии пациенса происходит из-за внешнего источника энергии). Агенс дотрагивается до пациенса либо сам, либо с помощью инструмента (т. е, имеется пространственно-временное пересечение между тем, что делает агенс, и изменением в пациенсе). Агенс успешно выполняет план. Изменение в пациенсе различимо.
Агенс с помощью сенсорного восприятия производит мониторинг изменений в пациенсе.
Есть единственный специфицированный агенс и единственный специфицированный пациенс.
Этот набор свойств характеризует «прототипическое» непосредственное взаимодействие с объектами, и одновременно это — пример каузации par excelence. Мы используем слово «прототипический» в том же смысле, что и Рош в своей теории категоризации человеческого мышления (1977). Ее эксперименты показывают, что люди категоризируют объекты не в теоретико-множественных терминах, а в терминах прототипов и семейного сходства. Так, маленькие летающие и поющие птички, например, воробьи, малиновки и т. п., — это прототипические птицы. Цыплята, страусы и пингвины — это тоже птицы, но не центральные представители этой категории, т. е. они относятся к непрототипическим птицам. Но они тем не менее птицы, потому что у них достаточно семейных сходств с прототипом. Иными словами, цыплята, страусы и пингвины обладают таким количеством важных свойств прототипа, что этого достаточно для их отнесения к категории птиц.
Выше мы привели двенадцать характеристик, которые присущи прототипу причинности в следующем смысле. Эти характеристики снова и снова воспроизводятся вместе в одном действии за другим в течение нашей повседневной жизни. Мы воспринимаем их как гешталът, т. е. как набор совместно реализующихся характеристик, который более существенен для нашего опыта, чем отдельное проявление каждой характеристики. Категория причинности возникает именно по отношению к данному комплексу свойств, характеризующих прототипические причинные связи, из-за постоянного повторения этого набора характеристик в повседневной жизни человека. Менее прототипические виды причинности — это действия или события, несущие достаточное количество черт семейного сходства с прототипом. Причинные отношения такого рода могут включать, например, воздействие на расстоянии, воздействие, оказываемое агенсом — не человеком, использование промежуточного агенса, появление двух или более агенсов, непреднамеренное или неконтролируемое использование моторной программы и т. п. (В причинных отношениях, реализующихся в мире природы, в качестве агенса и пациенса выступают события; место плана занимают законы физики, а цель и программа моторной деятельности, т. е. все, присущее людям, выносится за скобки.) Если нет достаточного семейного сходства с прототипом, мы отказываемся называть происходящее каузацией. Например, если в ситуации представлено множество агенсов, действия агенсов отдалены в пространстве и времени от изменений состояния пациенса, кроме того, если не было ни желания произвести изменения, ни плана сделать что-либо, ни мониторинга результатов, тогда мы, вероятно, не будем говорить, что это пример реализации причинной связи, или, по крайней мере, у нас возникнут определенные сомнения в этом.
Хотя границы категории причинности размыты, в огромном количестве случаев она выделяется очень легко. Успешное функционирование человека в мире предусматривает распространение категории причинности на совершенно новые области деятельности; это происходит за счет формулирования намерений, планирования, выведения следствий и т. п. Концепт оказывается устойчивым, поскольку, используя его, мы предполагам успешно функционировать. Обладая категорией причинности, возникшей из нашего опыта, мы можем применять ее к метафорическим концептам. Так, во фразе Harry raised our morale by telling jokes 'Гарри поднял наш боевой дух, рассказывая шутки' представлен пример причинной связи, согласно которой то, что сделал Гарри, заставило наш боевой дух подниматься вверх, как в метафоре счастье СООТВЕТСТВУЕТ ВЕРХУ. Хотя описанная нами категория причинности является базовой для человеческой деятельности, ее нельзя рассматривать как «примитив» в смысле строительного кирпичика, т. е. как неразложимый концепт, не поддающийся анализу. Так как концепт причинности определяется как прототип, который формируется на основе повторяющегося набора характеристик, наше представление о причинности одновременно и холистично, и допускает анализ по этим характеристикам; кроме того, категория причинности в нашем понимании способна к большой вариативности. Вероятно, термины, с помощью которых анализируется прототип причинности (например, контроль, моторная программа, намерение и т. п.), также имеют свои прототипы и их можно анализировать дальше. Это позволяет человеку оперировать концептами, которые одновременно являются базовыми, холистическими и в то же время допускают неограниченно глубокий анализ.
Метафорические расширения прототипа причинности
Простые примеры создания объекта (например, бумажного самолетика, снежка, замка из песка) — все это особые случаи непосредственной каузации. Все они включают прототип непосредственного взаимодействия с объектом, со всеми его свойствами, перечисленными выше. Но у них есть одно дополнительное свойство, которое выделяет их как примеры создания (making) объекта: в результате взаимодействия получается объект, который мы рассматриваем как объект другого вида. То, что раньше было листом бумаги, теперь превращается в бумажный самолетик. Мы относим его к другой категории — у него другая форма и функция. Именно это отделяет примеры создания объектов от других видов непосредственного взаимодействия с ними. Даже такое простое изменение состояния, как превращение воды в лед, можно рассматривать как пример создания объекта, так как у льда другая форма и функция, нежели у воды. Таким разом мы получаем примеры типа:
You can make ice out of water by freezing it.
Ты можешь сделать из воды лед, заморозив его.
ни похожи на следующие контексты:
I made a paper airplane out of a sheet of newspaper. Я сделал самолетик из листа газеты.
I made a statue out of clay. Я сделал статую из глины.
Мы концептуализируем изменения такого рода — переход из одного состояния в другое, получение новых форм и функций — в терминах метафоры the object comes out of the substance/объект возникает ИЗ СУБСТАНЦИИ. Именно по этой причине в приведенных выше примерах используется выражение out of 'из': лед рассматривается как возникающий из воды; самолет — как возникающий из бумаги; статуя — как возникающая из глины. В предложении I made a statue out of clay 'Я сделал статую из глины' субстанция глина рассматривается как ВМЕСТИЛИЩЕ (благодаря метафоре СУБСТАНЦИЯ - ЭТО ВМЕСТИЛИЩЕ), из которого возникает объект — статуя. Таким образом, концепт СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА метафоричен, хотя и не полностью — в отдельных своих частях. Тем самым понятие СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА — пример непосредственно возникающего концепта, а именно пример НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, который далее дополняется метафорой ОБЪЕКТ ВОЗНИКАЕТ ИЗ СУБСТАНЦИИ.
Другой способ концептуализации категории СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА — это использование на основе непосредственного взаимодействия другой метафоры: THE SUBSTANCE GOES INTO THE OBJECT/СУБСТАНЦИЯ ПЕРЕХОДИТ В ОБЪЕКТ. Ср. примеры следующего типа:
I made a sheet of newspaper into an airplane. Я превратил лист газеты в самолетик.
I made the clay you gave me into a statue.
Кусок глины, который ты мне дал, я превратил в статую.
Здесь объект рассматривается как вместилище для материала.
Метафора субстанция переходит в объект используется не только для концептуализации категории СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА; она распространена куда более широко. С помощью этой метафоры мы концептуализуем большое количество разнообразных изменений как естественных и инициированных человеком. Например:
The water turned into ice. Вода превратилась в лед.
The caterpillar turned into a butterfly. Гусеница превратилась в бабочку.
She is slowly changing into a beautiful woman.
Она постепенно превращается в красивую женщину.
Метафора ОБЪЕКТ ВОЗНИКАЕТ ИЗ СУБСТАНЦИИ также используется за рамками концепта СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА, но в существенно более ограниченном количестве случаев; в основном это примеры, связанные с эволюцией:
Mammals developed out of reptiles.
Млекопитающие произошли от пресмыкающихся (букв, развились из).
Our present legal system evolved out of English common law.
Наше существующее законодательство возникло из общего права Англии.
Таким образом, обе метафоры, к которым мы обращаемся для преобразования категории НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ в концепт СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА, независимо друг от друга используются для концептуализации различных аспектов понятия CHANGE/ИЗМЕНЕНИЕ.
Эти две метафоры ИЗМЕНЕНИЯ, которые используются как часть концепта СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА, естественно возникают из такого фундаментального человеческого опыта, как рождение. При рождении объект (ребенок) выходит из вместилища (матери). В то же время субстанция матери (ее тело и кровь) находится в ребенке (объекте-контейнере). Опыт рождения (а также сельскохозяйственного выращивания культур) обеспечивает концептуальную основу для общего понятия CREATION/СОЗИДАНИЕ, ядро которого составляет концепт СОЗДАНИЯ физического объекта, который, однако, далее распространяется и на абстрактные сущности. Мы можем увидеть это основание в метафорах рождения, относящихся к созиданию в самом общем смысле:
Our nation was born out of desire for freedom. Наша нация родилась из жажды свободы.
His writings are products of his fertile imagination.
Его труды — продукт его богатого (букв, плодородного) воображения.
His experiment spawed a host of new theories.
Его эксперимент породил целый сонм новых теорий.
Your action will only breed violence.
Твои действия вызовут только жестокость (букв, размножат жестокость).
Не hatched a clever scheme. Он вывел умную схему.
Не conceived a brilliant theory of molecular motion.
Он задумал (букв, зачал) блестящую теорию молекулярного движения.
Universities are incubators for new ideas. Университеты — это инкубаторы новых идей.
The theory of relativity first saw the light of day in 1905. Теория относительности впервые увидела свет в 1905 году.
The University of Chicago was the birthplace of the nuclear age. Чикагский университет стал местом рождения ядерной эры.
Edward Teller is the father of the hydrogen bomb. Эдвард Теллер — отец водородной бомбы.
Все это примеры общей метафоры creation IS birth/созидание — это РОЖДЕНИЕ. Здесь мы обнаруживаем другой пример метафорического осмысления причинной связи особого типа.
Наконец, есть еще один особый случай ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ, который мы концептуализуем в терминах метафоры EMERGENCE/ВОЗНИКНОВЕНИЕ. Это примеры, когда ментальное или эмоциональное состояние рассматривается как причина действия или события:
Не shot the mayor out of desperation. Он застрелил мэра из-за безумия.
Не gave up his career out of love for his family. Он отказался от карьеры из любви к семье.
His mother nearly went crazy from loneliness. Его мать чуть не сошла с ума от одиночества.
Не dropped from exhaustion. Он упал от изнеможения.
Не became a mathematician out of passion for order. Он стал математиком из любви к порядку.
В приведенных примерах СОСТОЯНИЕ (безумие, одиночество и т. п.) рассматривается как вместилище, а действие или событие интерпретируется как объект, возникающий из вместилища. КАУЗАЦИЯ концептуализуется как ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБЫТИЯ ИЗ СОСТОЯНИЯ.
Каждое понятие либо является предельным строительным кирпичиком, либо может быть разложено на строительные кирпичики одним и только одним способом. Теория, которую мы предлагаем в следующей главе, наоборот, исходит из того, что существуют естественные измерения (dimensions) опыта и что понятия можно исследовать по этим измерениям разнообразными способами. Более того, в рамках нашего опыта понятия можно шаг за шагом анализировать по каждому из этих направлений, причем предельные строительные кирпичики будут обнаруживаться далеко не всегда.
Таким образом, есть три объяснения тому, почему ПРИЧИННОСТЬ не относится к числу примитивов, не допускающих дальнейший анализ:
- Причинность характеризуется в терминах семейного сходства с прототипом НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ.
- Сам прототип НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ представляет собой гештальт характеристик, которые естественно реализуются совместно друг с другом; этот гештальт допускает анализ, не ограниченный по глубине.
- Прототипическое ядро категории ПРИЧИННОСТИ метафорически переосмысляется различными способами.
Краткие выводы
Как только что было показано, концепт ПРИЧИННОСТИ основан на прототипе НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ, который прямо возникает из опыта человека. Прототипическое ядро расширяется метафорой для создания широкой категории ПРИЧИННОСТИ, предусматривающей множество особых случаев. Для этого используются следующие метафоры: объект возникает из субстанции, субстанция ПЕРЕХОДИТ В ОБЪЕКТ, СОЗИДАНИЕ - ЭТО РОЖДЕНИЕ И КАУЗАЦИЯ (события состоянием) — ЭТО ВОЗНИКНОВЕНИЕ (события/объекта из состояния/вместилища).
Было также продемонстрировано, что прототипическое ядро концепта ПРИЧИННОСТИ - НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЪЕКТАМИ — нельзя рассматривать как семантический примитив, не поддающийся дальнейшему анализу. Это, скорее, гештальт, состоящий из характеристик, которые естественно возникают вместе в актах непосредственного взаимодействия с окружением в повседневной жизни человека. С точки зрения нашего опыта, прототипический концепт НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТАМИ можно считать базовым и элементарным, но не в смысле теории «строительных кирпичиков».