Тема 4.1. «Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля.
РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ЛЕКЦИЯ 1
Тема 4.1. «Стилевая система современного русского языка. Характеристика официально-делового стиля.
Основы культуры речи сотрудников органов внутренних дел»
Время – 2 часа
профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский
| Подготовил: к. филол. наук С.С. Царегородцева |
Симферополь – 2016
ББК | Рекомендовано редакционно-издательским советом КрУ МВД России Протокол №__ от «__» ______2016 г. |
Составитель: Балацкая Ю.Ю., преподаватель (кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России).
Рецензенты:
Н.А. Лобачева, кандидат филологических наук, доцент (Крымский федеральный университет);
Е.В. Карабут, кандидат филологических наук, доцент (Краснодарский университет МВД России).
Тема лекции:«Стилевая система современного русского литературного языка. Характеристика официально-делового стиля. Основы культуры речи сотрудников органов внутренних дел»: Лекция для курсантов и слушателей Крымского филиала Краснодарского университета МВД России / Составитель: Балацкая Ю.Ю. – Симферополь: Крымский филиал Краснодар. ун-та МВД России, 2016. – ___ с.
Данная разработана в соответствии с содержанием рабочей учебной программы подготовки по направлению подготовки профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский
ББК
© Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2016
© Балацкая Ю.Ю. Составление, 2016
ПЛАН:
Введение
1. Стили современного русского литературного языка.
Вывод по вопросу
2. Особенности официально-делового стиля.
Вывод по вопросу
3. Подстили официально-делового стиля
Вывод по вопросу
Заключение
Перечень использованной литературы
Основная:
1. Введенская Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник для бакалавров. – М. : КноРус, 2014. – 424 с.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. Л.Г. Павлова. Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 539 с. – (Высшее образование).
3. Габдулхаков В.Ф. Культура юридической речи: учеб. пособие. – Казань: Казанский юрид. институт МВД России, 2009.
4. Носкова Л.Г. Русский язык и культура речи. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
5. Хабарин М.О. Практические занятия по русскому языку для курсантов и студентов высших образовательных учреждений юридического профиля: Учебно-практическое пособие. – М.: ДГСК МВД России, 2011.
Дополнительная:
1. Берг Е.Б., Болтаева С.В., Панченко С.В., Феденева Ю.Б., Юшкова Н.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов-юристов. – Екатеринбург, 2010.
2. Голуб И.Б., Розеншаль Д.Э. Секреты хорошей речи. — М. : Международные отношения, 1993.
3. Новосельцева В.А. Русский язык в деловой и процессуальной документации. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010.
4. Новосельцева В.А. Русский язык в профессиональной деятельности юриста: лекция. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010.
5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 464 с.
6. Пастухова Л.С. Материалы к курсу «Основы речевой культуры и стилистики / Л.С.Пастухова. – Симферополь, 2010. – 160 с.
7. Основы научной речи: Учеб. пособие для студентов нефилол. вузов / Под ред. В.В. Химика и Л.Б. Волковой. — СПб.; М., 2003.
8. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. — М. : ИКАР, 2002.
9. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Нормативный социокультурный контекст. — М.: Русский язык, 2002.
10. Шапошников В.Н. Русская речь в языковом оформлении. — М., 1998.
11. Язык закона / Под ред. А. С. Пиголкина. – М. : Юрид. литература, 1990. – 192 с.
Словари
1. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М. : Флинта: Наука, 2003. – 840 с.
2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.
3. РозентальД.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — 3-е изд., испр. — М., 1999.
4. Юридический энциклопедический словарь./ Под ред. Крутских В.Е., М., 2000.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. – М. : Флинта : Наука, 2006. – 696 с.
Информационные ресурсы:
www.gramоta.ru
http://dict.buktpuha.net
http://uisrussia.msu.ru/liguist/index.jsp
http://www.ruswrd.org
http://www.slovari.ru
http://www.slovopedia.com
http://www.russkie-slovari.ru
http://www.philology.ru
http://etymlog.ruslang.ru
http://rusgram.ru/%D0%92%D0%B8%D0%B4
Введение
Высшей формой существования языка является язык литературный. Известный ученый А. Ф. Кони считал, что юрист должен безупречно владеть нормами литературного языка, быть человеком, у которого общее образование идёт впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей.
Литературный язык– это исторически сложившийся, обработанный, нормированный, который служит средством общения людей во всех сферах их деятельности и является языком научной, художественной и общественно публицистической литературы. Общенародный (национальный) русский язык – это весь живой язык всего народа. Представляя собой предельно широкое понятие, общенародный язык включает в себя все формы проявления живого языка (просторечье, диалекты, профессионализмы, народно-поэтическое творчество и т.п.).
Русский литературный язык национальной эпохи – это исторически сложившаяся, наиболее авторитетная, обработанная, официально закрепленная и рекомендуемая свыше как «правильная» форма общенародного языка, которая в двух своих разновидностях – письменной и устной – обслуживает экономическую, общественную, культурную жизнь нации и государства.
Статья 68 Конституции РФ
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой – удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.
Нормированность – это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, основанный на языковой системе, закреплённый в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества. Литературный язык допускает явление вариантности нормы (правда в разные эпохи развития литературного языка амплитуда колебания вариантов бывает разной).
Кодифицированность – это наличие грамматик, словарей и других книг, предписывающих правила использования языков. То есть закрепленность в научной литературе.
Нормы существуют на разных уровнях языка – фонетическом, лексическом и грамматическом. Фонетические нормы диктуют правила произношения звуков, слов и высказываний. Лексические нормы определяют правила и порядок использования слов и устойчивых выражений (фразеологизмов) языка в соответствии с их значением и экспрессивно-стилистическими свойствами. Грамматические нормы устанавливают правила образования форм слов, правильность построения словосочетаний и предложений, рекомендации по их употреблению в тех или иных сферах коммуникации.
Совершенствование профессиональных навыков при оформлении документации невозможно без базовых знаний особенностей официально-делового стиля, включая язык деловых бумаг и документов.
Цель лекциизаключается в освоении курсантами необходимого объема знаний по следующим вопросам:
1) стили современного русского литературного языка;
2) официально-деловой стиль;
3) особенности официально-делового стиля.
При изучении материалов лекции обучающимся следует знать понятия и термины, используемые в лекции, необходимо грамотно излагать усвоенный материал, аргументировать и уметь иллюстрировать конкретными примерами. Ключевым критерием усвоения является не только объем запоминаемого материала, но и умение применить его на практике.
Место проведения: аудитория № 311
Методика проведения: проблемная лекция
Основное содержание темы: функциональные стили современного русского языка, официально-деловой стиль и его подстили.
Основные термины и понятия:функциональный стиль, книжные стили, научный стиль, художественный стиль, разговорный стиль, публицистический стиль, конфессиональный стиль, официально-деловой стиль и его подстили: дипломатический, законодательный и административно-канцелярский.
Цели занятия:
– дидактические: актуализировать и систематизировать знания норм русского литературного языка, полученные ранее; формировать умения употреблять языковые средства в соответствии со стилистическими нормами русского литературного языка, навыки лингвистического анализа, редактирования, правки текстов;
– воспитательные: добиться понимания курсантами необходимости знания и соблюдения стилистических норм русского литературного языка в профессиональной деятельности юриста;
– развития у обучающихся познавательных способностей: развивать у обучаемых способности анализировать правильность использования языковых средств в устной и письменной речи в соответствии со стилистическими нормами русского литературного языка.
План проведения лекционного занятия
№ п/п | Разделы плана и учебные вопросы | Время |
1. | Введение | 5 мин. |
2. | Основная часть | |
2.1 | Первый вопрос: Стили современного русского литературного языка. | 25 мин. |
2.2 | Второй вопрос: Особенности официально-делового стиля. | 25 мин. |
2.3 | Третий вопрос: Подстили официально-делового стиля | 25 мин. |
Заключение | 10 мин. |