Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы РБ

Избирательное право – конституционно-правовой институт, представляюший собой совокупность правовых норм, закрепленных в конституции и др. нормативных актах и регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с организацией и проведением выборов в представительные органы гос.власти и местного самоуправления.

Избирательная система – закрепленный в законодательстве способ установления результатов выборов, т.е. способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования.

Принципы:1.Всеобщее избирательное право (право избирать имеют граждане РБ, достигшие 18 лет) .2.Выборы явл. свободными ( избиратель лично решает участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать) 3.Равное избирательное право (избиратели имеют равное к-во голосов; кандидаты, избираемые на гос. должности, участвуют в выборах на равных основаниях) 4.Тайное голосование (контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещен)

5.Прямое избирательное право (депутаты избир. гражданами непосредственно) 6.Косвенное избир. право ( граждане РБ, обладающие избирательным правом, делегируют депутатам местных Советов депутатов базового уровня и г.Минска право избирать членов Совета Республики)

46-47.Избирательные комиссии по выборам представительных органов власти (их виды, задачи, полномочия). -1) Центральная комиссия РБ по выборам и проведению респ.референдумов- постоянно действующий орган РБ, она организует проведение выборов Президента РБ, дапутатов Палаты представителей и членов Совета Респ., депутатов местных Сов.депутатов, лиц, избираемых на гос.должности народом, осуществляет контроль за исполнением закон-ва о выборах, референдуме, дает разъяснение законодательства, осуществляет руководство деятельностью комиссий по выборам, оказывает им помощь, образует избирательные округа по выборам, решает вопросы о порядке участия гр-н в выборах, дает заключение о правомерности выдвижения кандидатов в члены Сов. Респ., регистрирует кандидатов, инициативные группы гр-н, составляет и утверждает сметы расходов. Устанавливает формы бюллетеней,подводит итоги выборов, референдума, публикует сообщения о них с СМИ регмстрирует избранных депутатов, рассматривает заявления и жалобы, 2) Окружные избир.комиссии- обр-ся не позднее чем за 75 дней до выборов в составе 9-13 членов президиумами областных, минского городского Советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами – организуют проведение выборов, руководят деят-ю участковых комиссий, регистрируют инициат.группы, осущ-т контроль, распоряж-ся денеж.ср-ми, утверждают тексты биллютеней, публикуют в печати результаты, выдают депутатам удостоверения об избрании .,3) участковые избирательные комиссии- обр-ся не позднее чем за 45 дней до выборов в составе 5-19 членов районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением- районными администрациями- обеспечивает соблюдение требований законов о выборах, уточняет и подписывает списки граждан, знакомит избирателей, участников референдума со списком гр-н, имеющих право участвовать в выборах, обеспечивает подготовку помещения для голосования, контролирует соблюдение правил размещения агитационных метериалов, организует голосование, подводит подсчет голосов, рассм.жалобы.

49.Порядок голосования и подведения итогов выборов, установление результатов выборов и их опубликование.Голосование:-голосование проводится в день выборов с 8 до 20 часов

-голосование проводится в специально отведенных помещениях, в кот.оборудованы кабины или комнаты для тайного голосования, -каждый избиратель голосует лично, голосование за др. лиц не допускается, -досрочное голосование проводится не ранее чем за 5 дней в помещении участковой комиссии, в условиях, исключающих контроль за волеизъявлением избирателя, с 10 до 14 и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии, - по просьбе отдельных избирателей, которые по состоянию здоровья или по др. уважительным причинам не могут прибыть в день выборов в помещение для голосования, не менее двух членов избирательной комиссии организовывают голосование по месту нахождения этих избирателей.

Подсчет голосов:-подсчет голосов на избирательном участке производится отдельно по каждому кандидату, -ящики для голосования вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования, -перед вскрытием ящика все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются, -вначале подсчитываются бюллетени, находящиеся в ящике для голосования, использовавшемся при досрочном голосовании; затем находящиеся в переносных ящиках, использовавшихся при голосовании по месту нахождения избирателей, и после этого в ящиках для голосования, находящихся в день выборов в помещении участка для голосования, - на основании списков граждан устанавливается общее число избирателей, а также число избирателей, получивших бюллетени, -на основании бюллетеней устанавливается:1.общее число избирателей, принявших участие в голосовании;2.число голосов, поданных за, и число голосов, поданных против каждого кандидата;3.число бюллетений, признанных недействительными, -результаты подсчета голосов рассм. на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол

Определение результатов голосования: -выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины от общего числа избирателей, внесенных в списки, -кандидат считается избранным в первом туре, если он получил на выборах более половины от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, -выборы могут быть признаны недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов выборов имело место нарушения Избирательного кодекса, повлиявшего на итоги выборов или не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, -выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки.

48.Право и порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты. Гарантии их деятельности.Право выдвижения кандидатов:1).в Президенты РБ принадлежит – гражданам РБ при наличии не менее 100 000 подписей избирателей. 2).в депутаты Палаты представителей принадлежит- полит. Партиям ,-трудовым коллективам ,-избирателям путем сбора подписей

3).в члены Совета Республики принадлежит – президиумам местных Советов депутатов базового уровня и г.Минска совместно с соответствующими исполнительными комитетами. 4).в депутаты местных Советов депутатов принадлежит -территориальным органам полит. Партий, -собраниям избирателей в трудовых коллективах ,–избирателям. Кандидаты обладают:-равными правами и несут равные обязанности, -правом выступать с программой своей будущей деятельности,

-кандидат в Президенты может иметь до 30 доверенных лиц, кандидаты в депутаты Палаты представителей – до 15, в депутаты местного Совета – до 5 доверенных лиц.

-правом на освобождение от исполнения производственных или служебных обязанностей без сохранения заработной платы для участия в предвыборных мероприятиях

-правом выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по радио, а кандидаты в Президенты и депутаты Палаты представителей по гос. телевидению

-равными правами использования гос. средств массовой информации, получения информации.

50.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В КоАП 2003г. предусмотрено привлечение а АО в след. случ.: проведение агитации в день выборов, референдума либо незаконное привлечение или использование средств или материальных ресурсув при подг-ке и проведении выборов, референдума или мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан, либо непредставление Центр. Комиссии РБ по выборам и проведению республик. референдумов, изберат. комиссии, комиссии по референдуму необх. док-тов или невыполнение их решений,а также др. нарушения законодательства о выборах,референдуме, если эти деяния не влекут уголовнуй ответственности(ст 9.10 КоАП 2003);--- умышленные уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, размещение в соотв. с законода-вом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной компании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные или агитатационные печатные материалы; нарушение председателем или членом комиссии по референдуму установленного законом порядку подсчёта голосов. Подлог документов по выборам, референдуму либо нарушение тайны голосования, либо заведомо неправильный подсчёт голосов, либо иное искажение результатов голосования, влечёт УО

51.Референдум- понятие, виды.

Референдум (народное голосование)- способ принятия гр-ми РБ решений по наиболее важным вопросам гос-ой и общественной жизни или выявления мнений гр-н по этим вопросам. Виды:1) по территориальности а)республиканские- проводимые в пределах всего гос-ва по наиболее важным вопросам, б) местные- проводимые в соответствующих тер.админ.единиц по вопросам наиболее важных для населения адм.тер.образований. 2) по юридической силе принимаемых решений а) обязательные- решение референдума является окончательным и не нуждается в каком-то утверждении. б) консультативные – решение референдума имеет для высших органов гос.власти рекомендательное значение.

52. Порядок назначения и проведения республиканского и местного референдумов.Правовые последствия результатов.

Ст.74.Конст-и- Респ. реф-мы назн-ся Президентом РБ по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Сов.Республики, либо по предложению не иене 450тыс.граждан, в том числе не менее 30тыс.граждан от каждой из областей и города Минска. Дата проведения референдума устанавливается не позднее 3 месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Решения, принятые респ.референдумом подписываются Президентом. Ст.75 Местные реф-мы назн-ся соответствующими местн.предсавительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% гр-н проживающих на соотв.территории. ст.76.Референдумы проводятсяпутем всеобщего(голосуют гр-не, достигшие 18л.и обладающие изб.правом), свободного(гр-н лично решает участвовать или нет в голосовании и как голосовать), равного(гр-не участвуют в голосовании на равных основаниях) и тайного голосования. В нем участвуют гр-не РБ, обладающие избир.правом.ст.77Решения, принятые на референдумах могут быть отменены или изменены путем референдума.Последствия:Центр.комиссия устанавливает: 1)общее число гр-н, имеющих право участвовать в референдуме, 2) число принявших участие в голосовании, 3)Число голосовавших за и против , 4)число бюллетеней, признанных не действительными. Реф-м счит-ся состоявшимся если в нем приняло участие более 50% гр-н. Решение счит-ся принятым если за него проголосовало более50%. Результаты заносятся в протокол. Сообщение об итогах референдума публикуется в печати в 7 дневный срок.

Республ реф 95,96, 2004

1995г. Вопросы на данный референдум выносились президентом. Вопросы: об измени гос.символики; о предании рус.яз. статуса гос.; о поддержании действий президента направленных на экон. Интеграцию с РФ; необходимость внести изменения в конституцию, кот предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий верх. Сов, президента в случаях систематического или грубого нарушения конституции. 1996. Президентом . о переносе дня независимости, о внесении изменений и дополнений в конституцию; о введении свободной, без ограничений купли-продажи земель сельско.хоз назначения- против; об отмене смертной казни-против; парламентом: о внес измен и дополн. В конституцию в редакции предлож.депутатами фракции коммунистов и ограриев- против; о финансировании всех ветвей власти открыто и только из гос.бюджета-против2005 разрешите ли вы 1-му президенту Лукашенко, в качестве кандидата в презеденты РБ в выборах президента и примите ли вы ч.1 ст81 в след редакции: президент изьирается на 5 лет непосредственно народом на основе всеобщего свободного равного и прямого избират права при тайном голосовании.

Наши рекомендации