Модуль 3. Конституционные основы функционирования исполнительной ветви власти
Теоретические занятия (лекции)
Лекция 7. Конституционные основы государственного
устройства РФ
Тип занятия: Информационная лекция.
1. Понятие формы государственного устройства. Виды федераций.
2. Конституционно-правовой статус РФ.
Краткое изложение материала
Форму государства характеризуют как форма государственного правления (монархия и республика) так и форма государственного устройства. Под формой государственного устройства понимается структура государства, т.е. из каких административно-территориальных единиц (частей) или территориально-политических образований состоит это государство, каков правовой статус частей, составляющих государство, характер политико-правовых отношений между государством в целом и его частями, а также между этими частями.
Сущность государственного устройства всегда определяется характером общественных отношений в стране, принявшей ту или иную форму своего государственного существования.
Истории известны три основных формы государственного устройства: унитарное государство; федеративное государство (федерация); конфедеративное устройство (конфедерация). Это «классические» формы государственного устройства.
Государственно-правовая наука и практика пошли по пути образования новой, особой формы ассоциированного государственного объединения – содружества, которое при определенных обстоятельствах может превратиться в конфедерацию или даже в федерацию.
Рассмотрим кратко характеристику этих форм государственного устройства.
Унитарное государство – это единое, цельное государство, части которого (области, провинции, округа и т.п.) являются административно-территориальными единицами и которые не пользуются политикой и правовой самостоятельностью. У них нет своего законодательства, своей судебной системы, их органы административного управления подчинены «центру», либо имеют «двойное» подчинение – «центру» и местным представительным органам. Такую форму государственного устройства имеют большинство стран мира (около 180).
Федеративное государство (федерация) – это союзное государство, части которого (штаты, земли и т.п.) обладают государственностью и политической самостоятельностью, при сохранении суверенитета и целостности федеративного государства в целом. Части (субъекты) федерации имеют свое законодательство, судебную систему и самостоятельные органы управления. На территории субъектов федерации действуют федеральные государственные органы и иные институты, обеспечивающие функционирование федерального государства как единого целого. Федеративными государствами являются США, Швейцария, Германия, Канада, Бразилия, Мексика, Австралия и др. Федерация может быть конституционной, договорной, конституционно-договорной. Это зависит от того какой правовой акт лежит в основе ее образования – договор, конституция или и договор и конституция.
Исторически все устойчивые федерации в мире сложились на территориальном принципе, что связывалось либо с большой территорией (США), либо с необходимостью территориального объединения страны (Швейцария). Процесс образования СССР, как федеративного государства, первоначально шел также по пути объединения его частей, расположенных на огромной территории. Но затем, все больше стал проявляться национальный фактор, что и предопределило образование СССР как многонационального федеративного государства.
Конфедерация – это союз государств, каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Конфедерация не образует новое государство и поэтому это союз не государственно-правовой, а международно-правовой. В конфедерации объединяются и совместно осуществляются ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона, внешняя торговля, таможенное дело и т.п.). При конфедеративном характере союза суверенная власть сохраняется за каждым из объединившихся в конфедерацию государств, власть конфедерации является «вторичной» от суверенной власти членов союза. Конфедеративные образования имеют нестойкий, переходный характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию. Конфедеративными государствами в прошлом были Швейцарский союз (19 в.), США (18 в.).
В настоящее время конфедеративных объединений не существует, однако на арену политической жизни вышли модели межгосударственных объединений – содружества, являющиеся близкими по содержанию к конфедерации. В таких объединениях суверенные, независимые государства могут выступать по отношению к объединению в качестве «ассоциированных участников», где каждое государство имеет свою собственную, исключительную сферу суверенных полномочий, не дублирующую и перекрывающую одна другую. Такими объединениями являются Европейский Союз (ЕС), Содружество Независимых Государств (СНГ), с особым статусом в нем некоторых государств. Бывшие республики СССР, кроме прибалтийских, став суверенными государствами, добровольно объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ). Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства – члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Отличие федерации от конфедерации заключается в следующем: федерация закрепляется в правовой форме – конституции, а конфедерация – договоре; у федерации единая территория, у конфедерации нет единой территории, есть территории отдельных государств, вступивших в Союз; в федерации имеется единое гражданство и одновременно, как правило, гражданство ее союзных частей, в конфедерации нет единого гражданства, есть гражданство каждого союзного государства; в федерации существуют общие для всей федерации высшие органы государственной власти и управления, в то время как в конфедерации таких органов нет, есть лишь орган, решающий общие для Союза вопросы акты которого не обязательны для исполнения на территории всех государств конфедерации, более того субъекты конфедерации имеют право нуллификации, т.е. отмены акта, принятого органом конфедерации; в отличие от конфедерации федерация имеет единые вооруженные силы и единую налоговую систему.
Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые признаки, атрибуты государственности, элементы конституционно-правового статуса.
1. Российская Федерация имеет свою территорию – пространственный предел распространения ее суверенитета. Согласно ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов. По ранее действовавшим Российским конституциям, кроме территории субъектов (автономных республик, областей и округов) имелась территория непосредственно общефедеральная. С признанием в 1992 г. краев, областей и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельными и равноправными субъектами федерации, вся территория России состоит из территорий субъектов.
Определяя конституционные основы правового режима территории, ст. 67 Конституции РФ устанавливает, что «территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Впервые в Конституции РФ в этой статье установлены основы статуса конституционного шельфа. Российская Федерация, подчеркивается в п. 2 ст. 67 Конституции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Хотя Конституция РФ не упоминает о недрах, они также входят в понятие государственной территории.
Конституция устанавливает, что границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (п. 3 ст. 67 Конституции РФ).
2. Важным государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса суверенного государства является наличие гражданства. В РФ установлено федеральное гражданство, которое в соответствии со ст. 6 Конституции РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным, независимо от оснований его приобретения.
В компетенцию органов государственной власти РФ входит определение оснований и процедуры приобретения, изменения и прекращения гражданства; установление административного и судебного порядка обжалования решений по вопросам гражданства; порядка решения спорных вопросов гражданства между федерацией и субъектами.
Наличие федеративного гражданства сочетается в РФ с гражданством республик, входящих в состав федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федеративного гражданства влечет за собой утрату гражданства республиканского.
3. Россия как суверенное государство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем референдума. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изменение Конституции РФ, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения РФ.
Кроме Конституции в общефедеральную законодательную систему входят: федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Основы законодательства РФ по различным отраслям; федеральные законы; кодексы; подзаконные правовые акты – нормативные Указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных министерств, комитетов, ведомств; соглашения о делегировании полномочий Россией субъектам федерации; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ; акты, связанные с реализацией договоров, конвенций, соглашений; постановления Конституционного суда РФ и др.
Суверенный характер РФ обусловливает верховенство и действие на всей территории федерации не только Конституции, но и всех иных нормативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции РФ и полномочиям совместного ведения федерации и субъектов.
4. Государственно-правовым признаком России как суверенного государства является наличие системы федеральных органов государственной власти. В содержание основ конституционного строя входит норма, устанавливающая, что «государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума ), Правительство РФ, суды РФ» (ст. 11 Конституции РФ).
Президент РФ – это глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ.
Правительство – это федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть РФ.
Суды – органы, осуществляющие правосудие в РФ. Федеральными судебными органами являются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ.
Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах федерации. Статья 11 п. 3 Конституции РФ устанавливает в этой связи, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами субъектов осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
5. Важнейшим государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса РФ является наличие единых Вооруженных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в РФ созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан РФ.
Основы государственно-правового статуса Вооруженных Сил РФ сформулированы в законах «О безопасности» (1992); «Об обороне»(1992); «О воинской обязанности и военной службе» (1993), в военной доктрине РФ и других актах.
Согласно ст. 10 Закона об обороне Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения ему поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами РФ.
Вооруженные Силы комплектуются как в добровольном порядке, так и по призыву по экстерриториальному принципу, что обусловлено их единым общефедеративным характером Их верховным главнокомандующим, согласно Конституции РФ, является Президент РФ. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут, согласно Закону об обороне, привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска федеральной службы безопасности, войска федеральной правительственной связи, железнодорожные войска и др.
6. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою государственную федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое экономическое пространство.
Статья 8 Конституции РФ закрепляет существование государственной собственности и ее равную защиту с иными формами собственности. Российская Федерация распоряжается имуществом, которое по соглашению с субъектами отнесено к федеральной государственной собственности, в которой находятся промышленные и строительные предприятия общероссийского значения, имущество, приобретенное за счет средств РФ, высшие общегосударственные учебные заведения и объекты культурного наследия народов России.
В собственности РФ находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск. К объектам федеральной собственности относятся также объекты и имущество органов государственной власти РФ.
В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в РФ «гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).
В РФ существует единое рублевое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ.
7. Российская Федерация как суверенное государство обладает международной правосубъектностью. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ».
8. Важным государственно-правовым признаком РФ является установление государственного языка. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Как отмечается в Законе «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. статус государственного на всей территории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов РФ.
9. Как и всякое суверенное государство Российская Федерация имеет свои государственные символы: флаг, герб, гимн и столицу. Описание и порядок использования символов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).
Государственным флагом РФ с 1991 г. является прямоугольное полотнище с соотношением длины 2:1, состоящее из трех разноцветных полос – верхней белой, средней лазоревой и нижней алой.
Государственный герб России нового образца представляет собой золотого двуглавого орла на красном фоне под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах. На груди орла щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона.
Государственным гимном РФ является Гимн СССР.
Столицей РФ является г. Москва, статус которой установлен федеральным законом, принятым 15 апреля 1993 г.
Предмет ведения – это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.
Предмет ведения РФ определяется Конституцией РФ 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.
Анализируя предметы ведения, закрепленные в этих законодательных актах, следует учесть наличие в них некоторых противоречий.
В этой связи Конституция РФ устанавливает в ст. 1 второго раздела «Заключительные и переходные положения», что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора – действуют положения Конституции РФ.
По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения РФ Конституция делит на две группы:
Исключительные предметы ведения и полномочия РФ (ст. 71 Конституции РФ);
Совместные предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
Кроме данных полномочий по исключительному предмету ведения РФ, закрепленных в ст. 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях основного закона, устанавливающих компетенцию высших органов государственной власти РФ и в других федеральных законах. Содержание этих полномочий будет рассмотрено в последующих главах учебника.
Федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил необходимость конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации, п. 2 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что данные положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные города.
Установленный Конституцией, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.
Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.
Как уже отмечалось, субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа.
Рассмотрим основы конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Республика в составе РФ – это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом федерации и строящее отношение с Российской Федерацией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.
Согласно ст. 66 п. 1 Конституции РФ «статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики». Федеративный договор, в содержание которого входят «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ» именует республики суверенными государствами. Вместе с тем, Конституция РФ 1993 г. не содержит такого определения. В Конституции РФ отсутствует право республик на выход из состава федерации. Это свидетельствует о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет конституционно-правовой статус республик в составе РФ.
Статья 65 Конституции РФ закрепляет, что в состав РФ входят 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия.
Эти республики значительно отличаются друг от друга размерами территории, количеством и плотностью населения, уровнем экономического развития и т.д. Вместе с тем, каждая республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе РФ.
1. Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством. Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена государственная граница РФ, если она проходит по территории данной республики.
2. Каждая республика имеет свое гражданство. Оно установлено Законом о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г, где закреплено, что наряду с гражданством РФ существует гражданство республик в ее составе. Республики вправе принимать свои законы о гражданстве, в большинстве которых закреплен принцип единства республиканского и федеративного гражданства.
3. Республики имеют свои Конституции и законодательные системы. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает Конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным органом. Федеративный характер России обусловливает необходимость соответствия конституций и законов республик Конституции РФ и федеральным законам (ст. 72 Конституции РФ).
Каждая республика наделена правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ (ст. 104 Конституции РФ). По предметам совместного ведения РФ и республик в ее составе издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты республик (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Вне предметов ведения РФ и предметов совместного ведения республики осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения федерации и совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.
В случае противоречия правового акта республики федеральному закону, изданного по вопросам вне пределов предмета ведения федерации или совместного ведения федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт республики (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).
Республика наделена правом обращения в Конституционный суд РФ в случаях нарушения федеральными властями полномочий республики. В свою очередь Конституционный Суд РФ рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами федерации.
4. Каждая республика в составе РФ самостоятельно определяет и формирует систему республиканских высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 77 Конституции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
В пределах ведения федерации, совместного ведения федерации и республики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Высшими органами законодательной власти являются парламенты, избираемые народом республики.
Во многих республиках введен институт президента как главы государства (исполнительной власти). Возглавляют систему органов исполнительной власти правительства республик.
В системе органов судебной власти многие республики образовали органы конституционного контроля – Конституционные суды республик (уставные суды и т.п.).
Статья 78 Конституции устанавливает возможность создания на территории республики органов федеральной исполнительной власти с назначением соответствующих должностных лиц. В данной статье предусмотрена также возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.
Следует также отметить, что республики имеют прямое представительство в Федеральном Собрании. В Совет Федерации входят по два представителя от каждой республики по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
5. Республики как государства имеют элементы международной правосубъектности. Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.
Согласно федеративному закону о международных договорах РФ от 15 июля 1995г международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.
6. Республика имеет такой важный элемент государственности как официальный государственный язык. Наряду с русским языком, каждая республика конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.
7. Каждая республика имеет свою государственную символику: Государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах, выражают самобытность и исторические традиции народов республики.
Предметы ведения и полномочия республик в составе РФ установлены в Конституции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах, конституциях и законах республик.
Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе РФ сформулирован в ст. 73 Конституции РФ. «Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти».
Конкретные полномочия в сфере совместного ведения федерации и республик были рассмотрены в предыдущем параграфе при анализе предмета ведения и полномочий РФ. Важно отметить, что перечень предметов совместного ведения, сформулированный в ст 72 Конституции РФ, является исчерпывающим и не может расшириться федеральным законодательством По вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.
Рассмотрим исключительные полномочия республик, осуществляемые их высшими органами государственной власти. Республики в составе РФ:
принимают, изменяют и дополняют Конституцию республики;
осуществляют законодательную деятельность;
контролируют соблюдение конституции и законов республики;
решают вопросы своего государственного устройства;
дают согласие на изменение границ республики;
на основе общих принципов определяют систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории;
устанавливает порядок их организации и деятельности;
осуществляют правовое регулирование и организуют республиканскую государственную службу;
учреждают государственные награды и почетные звания;
определяют статус государственного языка;
определяют и проводят в жизнь основные направления социально-экономической политики; регулируют условия хозяйственной деятельности на своей территории;
распоряжаются своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих федеральное значение;
устанавливают республиканский государственный бюджет, республиканские и местные налоги и сборы;
формируют валютные фонды; контролируют деятельность финансово-кредитных учреждений;
регулируют инвестиционную деятельность на своей территории, участвуют в регулировании денежного обращения; руководят республиканскими банками.
Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.
Края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются государственно-территориальными образованиями. Конституция РФ 1993 г. (ст. 5) впервые признала их равноправными субъектами РФ. В настоящее время в составе России имеется края, области и 2 города федерального значения.
Основы правового статуса этих субъектов установлены в Конституции РФ; Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ от 31 марта 1992 г. и другими правовыми актами.
Данные субъекты федерации обладают элементами учредительной власти. Согласно ст. 5 Конституции РФ они имеют свой устав и законодательство. В соответствии со статьей 66 Конституции РФ уставы принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Принципиально важным является закрепленное в Конституции РФ право изменения статуса субъекта по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (п. 5 ст. 66 Конституции РФ).
Края, области, города федерального значения как субъекты федерации обладают элементами территориального верховенства, так как границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Как самостоятельное звено субъектов федерации они имеют систему органов государственной власти: законодательных, исполнительных и судебных.
Государственно-правовым признаком этих субъектов является конституционно закрепленное право законодательной деятельности. Как установлено в ст. 76 п. 4 Конституции РФ, вне пределов ведения РФ и совместного ведения федерации и субъектов края, области, города федерального значения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Края, области и города федерального значения наделены правом законодательной инициативы в федерации. Они имеют прямое представительство в Совете Федерации (2 представителя: по одному от законодательной и исполнительной власти).
Будучи равноправными субъектами федерации, края, области и города федерального значения не являются государствами. Они не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык - русский.
Компетенция краев, областей, городов федерального значения многообразна. Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов края, области, города федерального значения обладают всей полнотой государственной власти.
Органы государственной власти краев, областей и городов федерального значения:
обеспечивают соответствие уставов, законов и иных актов Конституции и законам РФ;
осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивают законность, правопорядок и общественную безопасность;
решают вопросы изменения своих границ, устанавливают территориальное деление и организуют местное самоуправление;
распоряжаются собственностью, если она не имеет федерального статуса;
организуют защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
проводят в жизнь положения административного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды;
решают общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры, физической культуры и спорта;
руководят здравоохранением;
осуществляют защиту семьи, материнства, отцовства и детства;
социальную защиту, социальное обеспечение;
организуют рациональное использование природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры;
организуют карантин, борьбу с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий.
Края, области, города федерального значения могут быть самостоятельными субъектами международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РФ, если это не противоречит федеральному законодательству.
Проекты федеральных законодательных актов по предметам совместного ведения направляются для согласования в края, области и города федерального значения.
Самостоятельными равноправными субъектами РФ являются автономные область и округа, которые выступают как форма национальной государственности народов, компактно проживающих на определенной территории.
В настоящее время в составе РФ находятся автономная область, автономные округа.
Статус автономной области и автономных округов в соответствии со ст. 66 п. 2 Конституции РФ определяется Конституцией РФ, уставом автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Важное значение для статуса этого вида субъектов федерации имеет «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ» от 31 марта 1992г.
Конституция устанавливает также, что по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (п. 3 ст. 66 Конституции РФ).
В связи с тем, что автономные округа входят в состав краев и областей, Конституция РФ закрепляет, что отношения автономных округов с этими субъектами федерации могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.
Автономные область и округа имеют представительство в парламенте РФ: как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации. Они наделены правом законодательной инициативы в РФ.
Автономная область и автономные округа в ряде случаев могут являться самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут заключать договоры и соглашения с другими субъектами РФ.
Полномочия автономной области и автономных округов можно разделить на две группы: по предметам совместного ведения федерации и субъектов, а также исключительные полномочия автономной области и автономных округов.
К совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономной области, автономных округов относятся:
обеспечение соответствия нормативных правовых актов автономной области, автономных округов Конституции и законам РФ;
защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправления в автономной области, автономных округах;
установление общих принципов налогообложения;
адвокатура, нотариат;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
здравоохранение, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение;
природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения автономная область и автономные округа обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Органы государственной власти автономных области и округов самостоятельно решают все вопросы своей компетенции.