Эгалитарные и неэгалитарные общества

Охотники-собиратели

Вся деятельность внутри данных групп осуществлялась, как правило, в рамках семьи на основе половозрастно­го разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины — собирательством и ведением домашнего хозяйства, стари­ки — обучением детей.

Никаких формальных органов принуждения и контроля в таком обществе не существовало. Во главе группы из некоторого количества семей мог находиться наиболее авторитетный из ее членов — самый опытный или умелый. Конкуренция была небольшая из-за малости сообщетв.

Оседлые рыболовы

стабильный источкик пищи позволял часто создать слож­ную неэгалитарную организацию с развитым статусным неравенством, иерархической социальной организацией, наследственной властью вож­дей

ранжированные общества, важной вехой стало появлеие в период неолита (гладкого камня) производящего хозяйства - земледелия и скотоводчества, что позволяло создавать протогорода с проявлением власти вождя.

бигмены -система редистрибуции, ненаследственный характер, нестабильность бигмена;

племена-Лидерство в племенах, как и в локальных группах, является личным. Оно основа­но исключительно на индивидуальных способностях и не предполага­ет каких-либо формализованных должностей. Однако в племенах су­ществует определенный механизм урегулирования конфликтов путем посредничества, ограничения агрессивности противостоящих сторон. У Ирокезов племена объединялись в лиги, и за отдельными племенами были закреплены функции выдвижения военачальников или главы всей лиги.

13) Проблема выделения племенной организации архаических обществ. Первичная и вторичная формы племени.- Политическая антропология в системе западноевропейской колониальной политики. Концепции прямого и косвенного колониального управления.

К трем класси­ческим признакам племени (общее название, общая территория и общее самосознание) Эванс-Причард добавил еще два: моральное обя­зательство улаживать вражду внутри племени путем посредничества и моральное обязательство объединяться в войне против других пле­мен и народов.

Лидерство в племенах, как и в локальных группах, является личным. Оно основа­но исключительно на индивидуальных способностях и не предполага­ет каких-либо формализованных должностей. Однако в племенах су­ществует определенный механизм урегулирования конфликтов путем посредничества, ограничения агрессивности противостоящих сторон. У Ирокезов племена объединялись в лиги, и за отдельными племенами были закреплены функции выдвижения военачальников или главы всей лиги.

«Вторичная» форма племени являлась политически более интегри­рованной структурой и имела зародышевые органы общеплеменной власти: народное собрание, совет старейшин и военных и/или граждан­ских вождей.

Морган описывает такую форму и ирокезов. Морган выделил следующие призна­ки ирокезского племени: единые территория, название, диалект языка, верования и культы, право утверждать и смещать мирных вождей-сахемов, военачальников и прочих. У ирокещов племена объединялись в лигу, которая имела надобщинные органы власти(совет). За самым из старших племен было закреплено право выдвижения главного вождя лиги.

Начиная с 1960-х годов взгляд на племя как на универсальный ин­ститут первобытной эпохи был подвергнут в западной антропологии критике. В настоящее время большинство зарубежных исследователей придерживаются точки зрения Мортона Фрида, согласно которому племена возникали только как следствие внешнего давления развитых государственных обществ на безгосударственные, и такая форма соци­альной организации имеет исключительно вторичный характер.

. Племенное общество является менее сложной формой управления и власти, чем вождество. В вождестве народ отстранен от управления, тогда как в племенном обществе народ­ное собрание наряду с советом старейшин и институтом вождей являет­ся важным инструментом выработки и принятия решений. В вождестве существует иерархия власти, социальная стратификация, редистрибутив-ная система, получает развитие культ вождей. Племя характеризуется больше декларируемой, чем реальной иерархией, более эгалитарной соци­альной структурой, отсутствием редистрибутивной системы, институт вождей начинает только складываться.

14) Реципрокный обмен и система редистрибуции в архаических обществах. Феномен «бигменов».- Формы авторитаризма в постколониальной Африке.

Леви-стросс проследил принцип эквивалентного обмена, когда лидер отдавал щедрой рукой все, что смог своими особыми способностями приобрести, а получал за это авторитет в группе и другие привелегии, например, возможность иметь несколько жен.

1.Эгалитарная структура – урвнительное распределение пищи (разниуы по возрастам, половому признаку) хрупкие семейные связи-мало демократии – реципрокная сист распределения – авторитете приобретается чрез дары личных излишков

Экономический аспект генерального принципа системы эквивалентного обмена, основанной на уравнительности, антропологи обозначили термином «реципрокность» (от лат. reciproco — двигать туда-сюда, возвращать обратно). Первоначальная суть реципрокного взаимообмена сводилась к тому, что каждый вносил в общий котел, сколько мог, и черпал из него, сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным и полученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегий.

Улынивающих было мало - в группе 20-30 человек это сразу становилось невыносимым презрением.

2. С появлением большего избыточного продукта (неолитическая революция и регулярный способ производства, оседлость) сместился центр ценности с приносившего больше продукта на самого старшего. Общество разделилось на несколько рангов, соответствовавшим возрасту (высший, средний, неограниченный низший)

В рамках группы авторитет главы незыблем в силу того, что члены семьи отчетливо ощущают свое зависимое и подчиненное положение, авторитет старшего незыблем-это предписано без участия человека. Но зато на передний план выходит задача завоевать авторитет вне группы, в рамках общинной деревни. Тогда возник следующие этап и система редистирибуции. Авторитет перед другими группами – через дары излишков собственной процветающей группы др. группам (на материале папуасских общин). Такие люди назывались бигменами. В один из дней он мог зарезать 30 свиней и раздать всей деревне. Полагалось возвращать дар, но у кого нечем – возвращали авторитетом.

Власть бигменов (претенднетов на высокий межгрупповой статус) отличается тем что их власть носит не наследственный хар-р, он должен подкреплять свой авторитет при помощи сети зависимых от него людей. Авторитет бигмена носит индивидуальный хар-р.

крадин;

Принципиальное отличие власти бигменов от власти вождей — это ненаследуемый характер их общественного статуса. Бигменами стано­вились, как правило, наиболее инициативные люди, которые выделя­лись разнообразными способностями, обладали физической силой и отличались трудолюбием, являлись хорошими организаторами и мог­ли улаживать конфликты. Они были храбрыми воинами и убедитель­ными ораторами, некоторым из бигменов приписывали даже особые магические способности, умение колдовать.

Положение бигмена нестабильно. Он постоянно находится под угрозой потери своих приверженцев. Он вынужден демонстрировать свой высо­кий статус, тратить значительные средства на организацию коллективных церемоний и пиров, раздавать своим соплеменникам подарки

15) Л.С. Васильев о ранних формах социальной организации и генезисе надобщинных
политических структур. - Ж. Баландье о сегментарных и централистских элементах "традиционного государства".

у папуасов, добившийся быть старейшиной общины бигмен, должен был еще и поддерживать свое положение. на начальных этапах должность главы общины была связана более с расходами, нежели с доходами. Функции общинного лидера: регулярное перераспределение участков пахотной земли между численно менявшимися группами и небольшими семьями (коль скоро возникали такие), обеспечение справедливого пользования общинными ресурсами и угодьями, организация общественных работ, взаимоотношения с соседями, включая межобщинный обмен и ритуальные акции, и т.п Перераспределение избыточного продукта, хранившегося в амбарах. За наделение участком было заведено дарить старейшине подарки, сначала символические, еду, не приводивую к обогащению. Но постепенно они переформировались в налоги.

Условия возникновения надобщинных структур: экосреда (условия для земледелия, теплый климат), 2 определенный уровень производства и постоянно растущий прибавочный продукт 3определенный демографический оптимум, давлние растущего населения.

Первичное протогосударство, или простое протогосударство, вождество (англ. чифдом),—это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. В функцию вождя входит создание эффективной системы администрации с целью добиться оптимальной организации производства и максимума избыточного продукта. Наряду с этим на передний план среди ведущих функций вождя выходит военная. Ведь на благоприятной територи обяно аозникает сразу несколько равных по развитию протогосударств. Вот тогда-то война и становится определяющим фактором. В дальнейшем, обеспечивавшим еще большее разрастание протогосударств ща счет завоевания более слабых племен. Достигший власти лидер старается ее укрепить и закрепить пожизненно. Как это сделать? Путем сакрализации власти. Сакрализация должности вождя была важным моментом институционализации и деперсонализации его власти, постепенного превращения его из личности в символ. А позже и покровительстве вождю высших сил. среди этих людей обладающими наибольшей сакральной благодатью стали считаться прежде всего близкие родственники вождя. Вопрос теперь был в том, кто именно из этих близких родственников имел наибольший шанс. На этой почве возникали внутренние конфликты, поэтому в целях стабилизации власти требовалось упорядочить структуру. При этом личность вождя сделалась священной вне зависимости от его индивидуальных качеств и способностей, недостаток которых должен был восполняться опытом и знаниями помощников.

16) Специфика вождества (протогосударства). Племя и вождество.- Сущность и признаки государства. Первичные и вторичные государства. Феномен «власти-собственности».

К трем класси­ческим признакам племени (общее название, общая территория и общее самосознание) Эванс-Причард добавил еще два: моральное обя­зательство улаживать вражду внутри племени путем посредничества и моральное обязательство объединяться в войне против других пле­мен и народов.

Лидерство в племенах, как и в локальных группах, является личным. Оно основа­но исключительно на индивидуальных способностях и не предполага­ет каких-либо формализованных должностей. Однако в племенах су­ществует определенный механизм урегулирования конфликтов путем посредничества, ограничения агрессивности противостоящих сторон.

. Племенное общество является менее сложной формой управления и власти, чем вождество. В вождестве народ отстранен от управления, тогда как в племенном обществе народ­ное собрание наряду с советом старейшин и институтом вождей являет­ся важным инструментом выработки и принятия решений. В вождестве существует иерархия власти, социальная стратификация, редистрибутив-ная система, получает развитие культ вождей. Племя характеризуется больше декларируемой, чем реальной иерархией, более эгалитарной соци­альной структурой, отсутствием редистрибутивной системы, институт вождей начинает только складываться.

17) «Протогосударство» (вождество) и «раннее государство». Типология ранних государств по Классену – Скальнику.- Контроверза М. Фрида - Э. Сервиса по проблеме происхождения государства. Гипотеза Р.Карнейро.

протогосударство (вожество)

Первичное протогосударство, или простое протогосударство, вождество (англ. чифдом),—это обычно группа общинных поселений, административно подчиненных центральному поселку городского типа, где находится резиденция вождя и его окружения. В функцию вождя входит создание эффективной системы администрации с целью добиться оптимальной организации производства и максимума избыточного продукта. Наряду с этим на передний план среди ведущих функций вождя выходит военная. Ведь на благоприятной територи обяно аозникает сразу несколько равных по развитию протогосударств. Вот тогда-то война и становится определяющим фактором. В дальнейшем, обеспечивавшим еще большее разрастание протогосударств ща счет завоевания более слабых племен. Достигший власти лидер старается ее укрепить и закрепить пожизненно. Как это сделать? Путем сакрализации власти. Сакрализация должности вождя была важным моментом институционализации и деперсонализации его власти, постепенного превращения его из личности в символ. А позже и покровительстве вождю высших сил. среди этих людей обладающими наибольшей сакральной благодатью стали считаться прежде всего близкие родственники вождя. Вопрос теперь был в том, кто именно из этих близких родственников имел наибольший шанс. На этой почве возникали внутренние конфликты, поэтому в целях стабилизации власти требовалось упорядочить структуру. Сущность этого упорядочивания состояла в выделении одной главной линии (обычно от отца к сыну), по которой происходило наследование власти, а все остальные линии – боковые. Хотя ранне считались равноправными. При этом личность вождя сделалась священной вне зависимости от его индивидуальных качеств и способностей, недостаток которых должен был восполняться опытом и знаниями помощников.

Укрупненная система мелких первичных протогосударств — это сложное или составное протогосударство, имеющее иерархическую внутреннюю структуру и знакомое с определенным количеством оторванных от сельскохозяйственного производства групп администраторов, воинов, жрецов и обслуживающего верхи персонала. Едва ли не наиболее важной прослойкой в формирующемся протогосударстве всегда были жрецы. Во всяком случае глава протогосударства часто одновременно был высшим жрецом-первосвященником.

Протогосударство (чифдом, вождество, племенное протогосударство) — это политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом деятельностью, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Главной функцией этой структуры является административно-экономическая, отражающая объективные потребности усложняющегося общества. Структура знакома и с иными важными социальными функциями—с военной, медиативной (судебно-посреднической), интегрирующей и т.п. Именно в рамках этой переходной по типу политической структуры ее вождь из вчерашнего слуги общества, старавшегося завоевать общественный авторитет и с его помощью трудиться на благо коллектива, начинает становиться над обществом, стремится подчинить общество себе и стать его господином.

Васильев: Раннее гос.

С течением времени клановые связи стали чрезвычайно важны там, где критерий генеалогического родства определял степень близости к правителю и его клану, т.е. знатность, что давало человеку право иметь соответствующий ранг и титул, а также претендовать на определенную должность и привилегии. Что же касается крестьянских низов, то они, даже если и состояли в отдаленном родстве по боковой линии с каким-либо из знатных кланов, постепенно практически исключались из счета родства, поскольку для них это уже не имело никакого значения. Кроме того, опасавшиеся притязаний близкой родни на власть правители стремились приблизить к себе преданных лично им чужаков из числа мелких должностных лиц, слуг, а то и иноплеменников-рабов, явных

аутсайдеров.

А система редистрибуции раньше, предназначенная для приобретения социального авторитета теперь перенаправлялась. И подарки не выдавались населению, а стали средством содержания всех тех, кто стоял над обществом и кто обслуживал привилегированные верхи. В итоге крестьянство и низы были исключены как из системы генеалогического родства, так и из системы редистрибуцию. Это и есть более сложное раннее гос., пришедшее на смену протогосударству.

Другая чета рг: этническая гетерогенность, т.к. рг росло вомногом благодаря военным завоеваниям.

Еще одна черта: урбанизированное строительство (дамбы, святилища, храмы, пирамиды и остальное). Многие общества не были способны на такое строительство, потому и оставались в догос. уровне. Обычно отсчет цивилизации начинается именно с подобного монументального строительства.

И это строительство производили крестьяне в сводное от с\х время. Не из-под палки, а рассматривая это действо как важное священное и общественное дело. Не мифические сотни тысяч рабов из-под палки, как о том обычно писали наши учебники, но именно крестьяне выполняли такие работы, во всяком случае на ранних этапах развития, в рамках ранних государств.

Часто в этот период сакрализация божества достигала своего апогея. государь провозглашался сыном бога или даже живым божеством.

Еще один аспект – рост престижного потребления верхушкой за счет поступающей дани, а реципрокный обмен теперь вновь распространился только в верхах. Но теперь он дополнился еще и раздачей в кормление завоеванных земель. А те кому их роздали, раздают участки поменьше. Все это становится предпосылками для частной собственности. Войны начинают торговать, чиновники пониже, имеющие доступ в дальние земли, тоже. В результате на надобщинном уровне появляется опред. избыточный продукт, который пускается в частнотоварный оборот. Хотя это уже происходит на грани перехода раннего государства в развитое.

Стадии гос.

Первая характери­зуется отсутствием частной собственности на средства производства, централизованной организацией производства и редистрибуции.

Вторая стадия характеризуется известным развитием част­ной собственности, формированием государственного аппарата. Некото­рые зарубежные исследователи предложили называть ее, в частности, «зрелое государство».В условиях раннего гос. власти не хватало монополии на легитимное насилие, поэтому консолидирующей фигурой был сакрализованый вождь, поддреживающий связи кроме того редистрибутивным дарением.

X. Классен и П. Скальник разработали типологию ранних госу­дарств по степени зрелости, выделив соответственно «зачаточное», «ти­пичное» и «переходное».

Наши рекомендации