Политические теории Нового времени (ХVI -ХIХ вв.)
Эти учения отличались от учений Средневековья, прежде всего, светским характером. Мыслителей этого времени волновали проблемы происхождения государства, взаимоотношения правителей и народа, гражданских прав и свобод. Одним из ярких представителей этого времени являетсяНикколо Макиавелли (1469-1527). Он одним из первых перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость реального, он освободил политику от религии и от морали2. Он пришел к выводу о том, что центром вселенной является не Бог, а человек. Тем самым он освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы естественным, природным, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти, а политическую мысль подчинил решению реальных практических задач. Это был первый крупный шаг в создании современной политической науки.
С его точки зрения, политика не должна основываться на моральных принципах, она должна быть подчинена достижению определенных целей. Выбор политических целей диктуется ситуацией, поэтому средства достижения цели должны сообразовываться не с моральными принципами, а с обстоятельствами, возможностями правителей. «Государь, — писал Макиавелли, — если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку».. Фактически он стал апологетом принципа «цель оправдывает средства».
Не случайно, что политику, основанную на насилии и безнравственности, стали называть «макиавеллизмом». Макиавелли иногда называют родоначальником политической науки, потому, что он одним из первых подошел к анализу политики с позиций объективизма, воздерживаясь от нравственных оценок форм правления и действий правителей.
Самыми яркими теориями Нового времени стали теории естественного права и общественного договора. Согласно теории естественного права, человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь, на свободное развитие, на участие в делах общества. Теории общественного договора позволяли рассматривать государство не как проявление божественной воли, а как результат договоренности людей, осознанно решивших создать особую систему власти в обществе и принявших на себя обязательство подчиниться ей. Каждый мыслитель Нового времени внес свой, неповторимый вклад в развитие указанных теорий.1
Рассуждения Томаса Гоббса(1588-1679) о государстве основаны на его предположении о «естественном состоянии людей», которое характеризуется «естественной склонностью людей вредить себе, которую выводят они из своих страстей, но главное — из тщеславного самолюбия, права всех на всё»2.
Результатом этой «естественной склонности» становится война всех против всех, в которой, по мнению Гоббса, не может быть победителей. Выход из такой Ситуации один — создание на договорной основе общества. Но так как общество может покоиться только на согласии интересов, то идя поддержания такого согласия, искусственного по своей сути, необходимо было, чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу»3. Олицетворением этой общественной власти становится государство, которому люди передают право осуществлять управление делами общества. «Государство, — пишет Гоббс, — есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты»4. На место законов природы государство ставит законы общества.
Младший современник Гоббса Джон Локк (1632-1704) в своих рассуждениях о политике также исходит из естественного состояния общества.
Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами. Такими правами Дж. Локк считал права на «жизнь, свободу и собственность». Государство, по мнению Локка, возникает на основе договора, но власть правителей не может быть абсолютной и должна основываться на уважении к естественному закону. В работе «Два трактата об управлении государством» Локк различает три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Он фактически первым формулирует принцип разделения властей как способ ограничения произвола правителей. С точки зрения Локка, идеальной формой правления является конституционная монархия, при которой законодательная и исполнительная власть разделены: первая вырабатывает законы, а вторая следит за их исполнением.
Последователем Локка был великий французский философ Шарль Монтескье (1689-1755). Мысль Локка о необходимости разделения властей он доводит до логического конца. Он считает, что законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть независимы друг от друга1.
Монтескье считал, что есть два вида законов, лежащих в основе деятельности людей: естественные (отражающие основные принципы отношения человека и природы и естественных отношений между людьми) и позитивные (созданные людьми и установленные законодателем). С его точки зрения, естественные законы оказывают постоянное воздействие на общество. Тип государственного устройства определяется климатом страны, строением почвы, характером рельефа и т. д.
В конце ХУШ-Х1Хвв. формулируются основные принципы современного понимания демократии2.
Джеймс Мэдисон (1751-1836), один из «отцов-основателей» США, видел, что демократия неизбежно порождает противоречие между правящим большинством и меньшинством, и стремился найти конституционные рычаги, которые гарантировали бы меньшинству политические права и укрепляли его свободу.
Он считал, что представительная демократия (в отличие от прямой) создает лучшие условия для свободы личности, не позволяет большинству подавлять меньшинство, хотя и понимал, что представители, которым народ делегирует свои полномочия, могут предать его интересы. Чтобы не допустить концентрации государственной власти в одних руках, Мэдисон последовательно выступал за разделение властей, став одним из создателей системы сдержек и противовесов в американской политической системе3.
Алексис Токвиль (1805-1859), изучая политический опыт США, пришел к выводу, что развитие демократии является магистральной тенденцией развития человечества, обусловленной падением влияния аристократии и утверждением политического равенства.
Вместе с тем его волновала проблема соотношения политического равенства и политических свобод в обществе. Он считал, что равенство может привести к конфликтам, к некомпетентному управлению общественными делами, к политической апатии граждан.
Для преодоления негативных последствий политического равенства необходимо установление представительной демократии. По мнению Токвиля, представительная демократия может способствовать благополучию наибольшего числа граждан, создавать условия для участия масс в политической жизни, обеспечивать более полную реализацию политических свобод1.
Таким образом, мыслители Нового времени, предложили свои концепции происхождения государства, которые основываются на вере в человеческий разум, в способность человека рационально создавать систему государственной власти. Их работы способствовали росту научного интереса к политике, заложили предпосылки для рассмотрения политической, сферы как особой формы жизнедеятельности людей. В этот период в политических учениях были сформулированы и обоснованы современные политические ценности: демократия, политические и гражданские права, правовое государство, гражданское общество и многие другие2.
Карл Маркс (1818-1883) создает свою теорию объяснения политики и политических процессов. Он рассматривает политику как надстройку над экономическим базисом и говорит об обусловленности политических процессов экономическими, материальными условиями жизни общества.
Согласно взглядам Маркса, политика связана с разрешением антагонистических противоречий между классами, имеющими противоположные экономические интересы, что проявляется в классовой борьбе и социальных революциях. Он говорит о необходимости диктатуры пролетариата как особой форме государства, которая создает предпосылки для создания бесклассового общества и отмирания государства.
В конце XIX — начале XX в. на развитие политической мысли оказывают сильное воздействие социологические теории. Значение социологии для современной политической науки заключается, прежде всего, в разработке особого методологического инструментария, который должен был «приземлить» знание о политике, сделать его более конкретным, доступным для практических выводов. Именно социологи поставили вопрос о необходимости освобождения науки от ценностных суждений, идеологической предвзятости (М. Вебер), о допустимости изучения социальной реальности методами естественных наук (О. Конт, Э. Дюркгейм), о важности верификациии, эмпирической доказательности теоретических гипотез.