III. Отношения, возникающие в системе местного самоуправления.
Особой разновидностью публичного управления в РФ является функционирование исполнительной власти в МО. Вследствие этого здесь возникают общественные отношения, однотипные с государственно-управленческими отношениями, с особенностями, присущими системе МС[2]
Виды таких упр. отношений – отношения ОМС с:
1) ФЛ
2) муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями
3) муниципальными служащими
4) кроме того, это отношения могут возникать между мун. служащими
Сфера таких упр. отношений, регулируемых АП, особая:
· Здесь присутствуют лишь внешние управленческие отношения
· Внутренние отношения (самоорганизация МС) находится вне сферы АП (рег. Мун. Пр.)
IV. Между предприятиями и учреждениями, их должностными лицами, наделенными полномочиями публичной власти, с физическими лицами и их организациями
ü Многие задачи и функции управления смещены именно на уровень предприятий и учреждений, в результате функционирования которых реализуется административная правосубъектность физических лиц и их организаций, например, регистрирующих, надзорных, пограничных, таможенных и др.
ü Работа многих предприятий и учреждений непосредственно сопряжена с обеспечением общественного порядка и эксплуатацией объектов повышенной опасности. Поэтому их должностные лица наделяются полномочиями по непосредственному применению административного принуждения в случаях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами (командиры воздушных кораблей, капитаны морских и речных судов и др.).
ü Такие полномочия нередко предоставляются работникам предприятий и учреждений независимо от форм собственности. Хотя основания их реализации и характер применяемых мер устанавливаются с учетом содержания основной деятельности того или иного предприятия и учреждения, например, санитарного надзора, пожарного надзора и т. д.
ü Достаточно разветвленную систему составляют управленческие отношения, возникающие вследствие внутреннего контроля соблюдения пропускного режима, организуемого самими предприятиями и учреждениями и другими организациями
V. Общественные отношения, возникающие в процессе позитивной деятельности субъектов управленческого процесса
Однако нормами АП регламентируется также и административная ответственность. Также, в рамках, установленных НПА, нормы АП регламентируют вопросы дисциплинарной и материальной ответственности.Возникающие в подобных случаях отношения относятся к юрисдикции органов ГУ и носят правоохранительный характер. ИХ объединяет участие в них субъеков публичной власти с АП-полномочиями.
VI. Отношения управленческого характера, возникающие в системе законодательной и судебной власти, прокурорского надзора, Счетной Палаты ,контрольно-счетных органов субъектов РФ, избирательных комиссий.
Такие отношения возникают преимущественно:
ü в связи с формированием в соответствующих органах управленческого аппарата
ü в связи руководством его деятельностью,
ü в связи с самим формированием соответствующих органов, например, органов прокуратуры,
ü в связи с применением мер поощрения и ответственности к их государственным служащим и другим работникам и др.
Указанные отношения автономны для данных органов и не входят в структуру управленческих отношений, выражающих управление как самостоятельный вид государственной деятельности
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэтому можно выделять упр. деятельность:
(1) в широком смысле -в той мере, в какой она свойственна всем гос. и муниципальным органам (в последнем случае из п.VI как раз такое понимание)
(2) в узком смысле - когда субъектами выступают органы ГУ и МС.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИТАК, предмет АП образуют очень разнообразные отношения, которые можно разделить на:
(1) Основные для предмета АП
Это управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов ГУ и ОМС, направленной на исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов в различных сферах и отраслях российского общества.
(2) Относящиеся к предмету АП потому, что являются по своему характеру однородными с основными образующими предмет отношениями
Это однородные с указанными в пункте (1) общественные отношения иных гос. органов, не отнесенных НПА к органам, осуществляющим госуд. власть, т.е. не отнесенных к какой – либо ветви власти, предусмотренной Конституцией (интересно, а почему отождествлены понятия «осуществляющий гос. власть» и «относящийся к одной из ветвей власти»???)
(3) Особые публичные отношения, регулируемые нормами АП, которые возникают при осуществлении судебной власти посредством административного судопроизводства
Напр., наложение судьями наказаний за определенные АПН, пересмотр в судебном порядке постановлений о назначении адм. наказаний.
(( VII )) Существует мнение, что к предмету АП относятся не только управленческие отношения.
ü «АП регулирует не только управленческую деятельность, но и управляемую деятельность – ПДД, правила поведения в общественных местах, правила торговли, охоты, рыбной ловли, санитарные правила»
ü ЗА рамки собственно управленческих отношений выводится установление различных АП-режимов и регламентация некоторых других отношений.
Можно ли выделить управляемую деятельность как самостоятельный объект АП-регулирования?
АЛЕХИН (автор главы): да, можно. Однако, необходимо учитывать, что участники такой деятельности не персонифицированы, в отличие от управленческой деятельности, которые возникают между конкретными субъектами в процессе правоисполнительной либо правоприменительной деятельности органов управления либо реализации субъективных прав участников таких отношений.
! Кроме того, нередко фактическая деятельность людей во исполнение предписаний правовых норм осуществляется вне управленческих отношений, особенно регламентируемая технико-юридическими нормами, например, воплощением в проекте на строительство объекта требований противопожарных, санитарных и других правил.
((( VIII ))) К предмету АП также относятся отношения, не являющиеся управленческими (нормы-дефиниции, нормы, определяющие круг субъектов АП и т.п.)
Вопрос 3. Метод АП-регулирования
Метод АП- способ административно-правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административного права как самостоятельной отрасли правовой системы Российской Федерации (по сути – правовой способ осуществления ГУ и МС)
Специфика АП-регулирования в том, что:
· АП регулирует, главным образом, отношения, одна из сторон которых обладает юридически властными полномочиями.
· Административно-правовое воздействие осуществляется не только субъектами управления: нормы АП устанавливаются актами органов законодательной власти.
· Осуществляется методом юридического неравенства сторон управленческих отношений
Þ управомоченный субъект определяет варианты поведения подчиненного, принимает обязательные решения, обеспечивает и контролирует их исполнение, применяет предусмотренные законодательством принудительные меры за неисполнение.
Þ другая же сторона может лишь оспаривать решение в установленном порядке, а в случаях, допускаемых правовыми актами, не исполнять его, например, в случае, если оно принято по жалобе гражданина о защите его субъективного права.
· Осуществляется, как правило, императивными нормами, а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях, например, правом на обжалование.
Таким образом, методы АП-регулирования, выводимые из текста параграфа, таковы:
1) Метод юридического неравенства
2) Метод субординации
3) Метод императивного регулирования.
4) Не требуется согласия сторон для возникновения, изменения и пркращения правоотношений
5) АЛЕХИН: Метод рекомендаций
6) АЛЕХИН: Метод согласования
Основные средства АП регулирования:
- предписание
- запрет
- дозволение
Далее – вне вопросов, по учебнику:
Основные ф-ции АП
1. Регулятивная – самая главная функция АП
Она имеет своим назначением:
а) установление административно-правового положения гражданина РФ;
б) правовое обеспечение осуществления исполнительной власти, его главной функции — управленческого процесса (исполнения законов), нацеленного на получение позитивных социально-экономических и других результатов;
в) закрепление и совершенствование правовых основ организации государственного управления;
г) становление и повышение эффективности местного самоуправления;
д) формирование административно-правового положения других его субъектов;
е) регулирование административно-правовой охраны и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов административного права, а также выполнение ими своих обязанностей (включая установление и применение мер принуждения по административному праву)
2. Охранительная
Ее выделяют в литературе, но АЛЕХИН (как автор главы) против: «охранительная ф-ция также регулируется правом и не выпадает из сферы правового регулирования»
Принципы АП
Принципы права (правовые принципы) - это закрепленные в праве руководящие идеи, определяющие характер, основания и объем правового регулирования общественных отношений.
Их принято делить на
(1) общие, характерные для права в целом, и
(2) отраслевые (специальные) принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования
Специфика АП в том, что в нем в прямой форме НЕ определены его общие и отраслевые принципы, кроме:
· законодательства о госслужбе
· КоАП РФ
в которых закреплены принципы, характерные лишь для регулируемых ими институтов
Принципы АП:
(1) Принцип приоритета личности, ее прав и свобод
(2) Принцип разделения осуществления государственной власти
(3) Принцип федерализма
(4) Принцип единства системы исполнительной власти в РФ
(5) Принцип законности
(6) Принцип гласности
(7) Принцип ответственности
Взаимосвязь АП с другими отраслями права РФ
Связь АП с другими отраслями права:
С КП
АП является фундаментальной отраслью права, развивающей основные положения конституционного права, обеспечивающей проведение их в жизнь.
Связь АП и КП проявляется в том, что его нормы, основанные и производные от конституционных положений, конкретизируют и развивают:
· принципы и нормы Конституции РФ, определяющие конституционный строй РФ,
· основы правового положения личности в РФ,
· федеративное устройство,
· организацию гос. власти РФ, в том числе место и функцию исполнительной
· власти,
· организацию и основы местного самоуправления в РФ.
Будучи органично связанным с КП, АП не утрачивает своих качеств самостоятельной отрасли публичного права: имеет свой предмет, метод и функциональное назначение.
АП связано с ГП.
Их разграничение необходимо из-за сходства, совпадения их предмета, в той части,
в какой ими регулируются однотипные имущественные отношения. Основа предмета ГП – имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
· К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское зак-во не применяется, если иное не предусмотрено зак-вом.
· Для имущественных отношений, регулируемых АП, характерно то, что один из участников находится в юридической зависимости от другого.
· Независимо от хар-ра связей между участниками такие отношения всегда возникают на основе властного решения уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления либо их должностного лица.
· Автономия воли и правовой режим имущества другого участника для их возникновения не имеют значения.
· При регулировании имущественных отношений АП нормы ГК РФ в установленных случаях могут применяться в субсидиарном порядке.
Во многих сферах общ. отношения регулируются во взаимосвязи с АП и ГП:
· регистрация юр лиц,
· регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
· лицензирование отдельных видов деятельности,
· права и обязанности участников отношений интеллектуальной собственности.
· индивидуальные акты органов гос управления и местного самоуправления относятся к юр фактам, которые могут влечь возникновение, изменение и прекращение различных гражданско-правовых отношений.
ФОИВ, в пределах их компетенции, могут издавать н-п-а, содержащие нормы гражданского права.
Гражданские правоотношения могут защищаться в административном порядке, в том числе и мерами административной ответственности.
Взаимосвязь АП с УП
Обусловлена наличием смежных и даже общих объектов административных
правонарушений и преступлений.
Юридические критерии разграничения административных
правонарушений и преступлений закрепляются указанными отраслями права.
· УП предусматривает ответ-ть за преступные нарушения различных правил, относящихся к АП.
· В свою очередь, административная ответ-ть может выступать в качестве общей превенции преступлений.
АП связано с финансовым правом,
регулирующим общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Оно сформировалось на базе конституционного и административного права.
Поэтому отношения в сфере действия финансового права
· регулируются либо лишь нормами АП (образование финансовых органов), либо
· одновременно нормами административного и финансового права (установление компетенции указанных органов), либо
· лишь нормами финансового права (содержание решений гос-ных органов по финансовым вопросам).
АП регулирует широкий круг общественных отношений в сфере действия земельного,
экологического права,
выступая в качестве их правовой основы в случаях, когда установление и реализация норм этих отраслей осуществляются органами гос-ва и местного самоуправления методами и
в формах, свойственных управленческой деятельности.
Соотношение с трудовым правом
[1] Признаки, в общем характерные и для ф-ционирования исполнительной власти
[2] Базовый документ – ФЗ от 16.09.2003 «Об общих принципах организации МС в РФ»