Теория и практика экскурсионного туризма
Преподаватель – Анатолий Викторович Дрыгин
Управляемая самостоятельная работа
Тема 1: «История путешествий и туризма»
Современный туризм – явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал лишь после второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия присущи человечеству с древнейших времён.
В истории развития туризма, как правило, выделяют четыре этапа:
1)до начала XIX века – период предыстории туризма;
2)начало XIX в. – начало XX в. – период элитарного туризма;
3)начало XX в. – до второй мировой войны – начало становления социального туризма;
4)после второй мировой войны – современный этап – период массового туризма.
Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции. Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий. В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направленность.
Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте.
Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.
В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.
Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. В этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.
Дешевые гостиницы, недорогие туры. Государственный туризм.
Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
Невозможно определить, с какого времени люди стали путешествовать. Скорее всего, начало истории путешествий следует вести со времен, когда стал происходить процесс выделения человека из животного мира. Во всяком случае, нет сомнения в том, что начало путешествиям было положено тогда, когда закладывались основы человеческой цивилизации.
Побудительные мотивы путешествий были таковы:
1. Первобытный человек вынужден был переходить из одной местности в другую в поисках пищи (охота, рыболовство и т.п.). Несмотря на то, что такие переходы делают и животные (например, стада антилоп преодолевают до тысячи километров за сезон), все-таки подобные перемещения в пространстве характерны для человека, так как носят осмысленный и целенаправленный характер.
2. С возникновением скотоводства первобытный человек стал совершать длительные переходы в поисках пастбищ, прокладывая тропы и запоминая их. Нередко пастухи отмечали свой путь специальными знаками на местности.
3. С развитием примитивного земледелия значительно расширился интерес человека к территориальному размещению растительного мира. Человек перемещался в поисках более лучших и плодородных земель и даже стремился изменить ландшафт земель, непригодных для посевов.
4. Развитие ремесла и торговли поставили перед необходимостью создавать схемы маршрутов. Ориентирами служили наиболее заметные черты рельефа (гора, скала, высокое дерево и т.п.). Революционным этапом перемещения людей стало изготовление и использование плавсредств для преодоления расстояния по воде. Сначала использовалось течение воды, а затем и сила ветра. Ориентирами на море служили солнце и звезды.
5. С развитием межгруппового общения создаются привычные пути между селениями. Развивается межплеменное общение. Это общение имело несколько разновидностей:
а) внутриэтническое перемещение, т.е. перемещение внутри территории, занимаемой племенем или союзом племен;
б) межэтническое общение, т.е. перемещение за пределы территории обитания своего племени и утрата с ним дальнейшей связи;
в) перемещение самого племени или союза племен в другую местность, что характерно для народов, ведущих кочевой образ жизни.
Такой вид перемещений называют миграцией.
При этом древние люди старались зафиксировать маршруты своих перемещений. Это положило начало первым элементам картографии.
Первые так называемые «карты» рисовались на земле, камнях, обломках деревьев, на шкурах и костях животных. Это были примитивные схемы с условными обозначениями с элементами рисунков.
В эпоху мезолита (10 – 3 тыс. лет назад) начинают складываться первые торговые маршруты.
Таким образом, в доисторические времена основные мотивы путешествий были обусловлены объективными причинами, главной из которых было выживание. Но была и внутренняя мотивация для путешествий людей, а именно, взаимные визиты представителей разных племен, да и простое человеческое любопытство узнать: «что там за горизонтом?».
В древнее время основными мотивами путешествий были торговля, образовательные и познавательные цели, паломничество, лечение, посещение и участие в массовых мероприятиях, завоевание и колонизация новых земель.