Применение общих принципов права в судебной практике Международного Суда ООН
Соглашаясь в целом с такой интерпретацией общих принципов права, отметим, что Международный суд ООН в незначительной мере использовал в своих решениях ссылки на данные принципы и ни разу не положил их в основу принимаемых решений. Более широкое применение концепция общих принципов права, общих для правовых систем государств, получила в практике Суда Европейских сообществ, который достаточно часто обращается к ней в своих решениях, и, в отличие от Международного суда ООН, также нередко основывает на некоторых подобных принципах свои решения. В ст. 6 учредительного договора Европейского союза (ЕС) эта концепция получила новое звучание, потому что в ней речь идет не просто о правилах юридической техники и толкования норм, а, по сути дела, о правовых ценностях (принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и верховенства права), разделяемых государствами—членами ЕС.
Можно считать, что общие принципы права — это общие юридические правила, которые используются при применении конкретных правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов права. Многие из общих принципов, если не большинство, пришли из римского права. Представляется, что принципы справедливости и незлоупотребления правом тоже можно отнести к общим принципам права.
В западной литературе имеется тенденция явно преувеличивать значение общих принципов в международном праве. При толковании соответствующего подпункта ст. 38 Статута Международного суда внимание сосредоточивалось преимущественно на первой части этого подпункта, а именно на словах «общие принципы права», между тем как слова «признанные цивилизованными нациями» оставлялись без внимания. Разумеется, термин «цивилизованные нации» сейчас совершенно устарел и утратил былой смысл. Но из этого не вытекает, что данная часть подпункта не имеет значения. Это не так. Она подразумевает, что, для того чтобы стать общими принципами права в международном праве, правовые принципы, общие для национальных правовых систем, должны быть признаны всеми или большинством государств как применимые в международном праве.
При этом надо иметь в виду, что далеко не все принципы права, общие для национальных правовых систем, могут быть применимы в международном праве и стать, таким образом, его частью. Как справедливо указывала известный французский профессор С. Бастид, «во всех системах права существует общий принцип, согласно которому индивид может передать дело в суд путем одностороннего действия. В межд. праве существует правило, согласно которому суверенные государства должны дать согласие на ту или иную процедуру мирного урегулирования».
Лукашук считает: Чтобы принцип мог войти в систему международного права, недостаточно, чтобы он был общим для национальных правовых систем, необходимо, чтобы он был пригоден для действия именно в этой системе. Он также должен быть включен в международное право, пусть даже в упрощенном порядке, в результате подразумеваемого согласия межд. сообщества. Став, таким образом, обычными нормами, общие принципы не могут рассматривается как особый источник МП.
То обстоятельство, что общие принципы права должны быть общими не только для правовых систем государств, но и для регулирующих их отношения международных норм, подтверждается практикой. В условиях европейской интеграции судебная практика исходит из того, что общие принципы права - это не только общие принципы национального права государств-членов, но также принципы межд. публичного права. Межд. Суд ООН ни разу не обосновывал свои решения общими принципами межд. права. В ряде случаев эти принципы применялись без упоминания их как общих принципов права. Это имело место в отношении таких принципов, как добросовестность, незлоупотребление правом, ответственность за правонарушение. Чаще использовались процессуальные принципы (например, никто не может быть судьей в своем деле, равенство сторон в споре, приоритет специального закона и т.п.).
В целом можно сказать, что общие принципы права не играли сколько-нибудь заметной роли в системе международного права. Положение коренным образом изменилось после того, как в качестве общих принципов стали утверждаться основные права человека и другие демократические нормы.
Действие общих принципов обладает спецификой. В межд. сфере главной областью их применения является межд. право прав человека. В частности, эти принципы используются судами по правам человека и уголовными трибуналами. Здесь необходимо учитывать специфику применения таких принципов к межд. органам.
Сегодня общие принципы права служат инструментом сближения международного и национального права, а также унификации конституционного права государств на демократической основе. Эти моменты нашли отражение и в Конституции России. Она не только включила общепризнанные принципы и нормы в правовую систему страны, но и придала особый статус нормам о правах человека (ч. 1 ст. 17). Все это подводит нас к серьезной новелле в области международного права - к становлению в нем особого общего принципа - принципа демократии.