Глава xxx продолжение в библии?

Духовный опыт Эхнатона и тексты амарнской эпохи не раз поражали ученых-христиан, занимавшихся этим периодом. Можно ли считать, что вера Эхнатона была – в какой-то степени – предвосхищением христианства, глубоким прозрением божественного единства, которое по необходимости вылилось в монотеизм?

Атон, действительно, предстает перед нами как чисто духовная сила, порождающая жизнь. Дэниэл-Ропс, пораженный глубиной образа Атона, ставит вопрос: «Не есть ли это то самое божество, которое, как нам кажется, постигаем мы; не есть ли это наш Бог?»

Если признать, что приверженцы древних религий, и особенно религий Ближнего Востока, неосознанно готовили пришествие Христа, то, конечно, бог Эхнатона обнаруживает особенно разительное сходство с Богом первых христиан. Однако такая точка зрения основывается исключительно на эволюционистском подходе к истории, который мы не разделяем.

Поэтому попробуем взглянуть на эту проблему в иной перспективе.

Атонизм мог оказать влияние на зарождающееся христианство, так сказать, «издалека» – путем распространения идей и символов. Такое предположение вполне правдоподобно.

В одном оксиринхском папирусе записаны следующие слова Христа:

Вы спрашиваете, кто приведет нас к Царству? Вы спрашиваете, расположено ли Царство на небесах? Птицы в воздухе и все звери, которые под землей и на земле, а также рыбы в море – вот те, кто вас приведет; что же касается Царства Небесного, то оно находится в вас самих.

Любопытный отзвук амарнских текстов, не правда ли?

Христос, произнося эти слова, вовсе не впадает в сентиментальный натурализм, но дает понять своим ученикам, что божественные тайны запечатлены в природе. Наблюдая ее, общаясь с ней, человек рано или поздно обнаруживает, что секрет жизни сокрыт в его собственном сердце. Все учение Эхнатона вмещается в это внезапное озарение.

Можно было бы процитировать и другие христианские тексты, источником вдохновения для которых послужили – более или менее непосредственным образом – идеи Эхнатона. Мы ограничимся тем, что напомним читателю самый знаменитый из них – 104-й псалом,[121] отдельные части которого представляют собой переводы из Большого гимна Атону. Псалмопевец начинает с того, что испрашивает благословения Яхве, обращаясь к нему так: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер». Этот сияющий Бог «шествует на крыльях ветра»; он «поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки». Он, подобно богу-творцу Древнего Египта, устанавливает гармонию во вселенной. Яхве, как и Атон, «положил предел» своему творению – чтобы природные силы стали компонентами созданного им шедевра красоты и порядка. А далее следуют стихи, которые не удивят тех, кто знаком с Большим гимном Атону:

Ты послал источники в долины: между горами текут,

Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

Ты напояешь горы с высот твоих, плодами дел твоих насыщается земля.

Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека,

чтобы произвесть из земли пищу […]

Он [Яхве] сотворил луну для указания времен; солнце знает свой запад.

Ты простираешь тьму, и бывает ночь: во время ее бродят все лесные звери;

Львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища.

Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

Как многочисленны дела Твои, Господи! Все сделал Ты премудро;

земля полна произведений Твоих…

Сокроешь лице Твое – мятутся; отнимешь дух их – умирают,

и в персть свою возвращаются.

Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

Автор этого псалма был прекрасно знаком с амарнской духовностью и счел ее идеалы достойными того, чтобы выразить их в тексте, прославляющем Яхве. В результате, через посредство Библии, мысль Эхнатона обрела бессмертие.

Еврейские писцы наверняка переводили многие египетские тексты, прежде всего «поучения», и таким образом нередко сохраняли для потомков их религиозный смысл.

Кто не знает, хотя бы в общих чертах, историю Моисея, величайшего религиозного лидера, который в возрасте восьмидесяти лет осмелился вступить в борьбу с фараоном, поработившим его братьев-евреев? Этот конфликт между главой сынов Израиля и египетским царем, выразившийся в мощных магических акциях Моисея, закончился Исходом: евреи покинули Египет и отправились на поиски Земли Обетованной. Моисею удалось убедить евреев, чье социальное положение вовсе не было таким ужасным, как утверждает полемически заостренный библейский текст, вернуться к состоянию номадизма.

Моисею пришлось употребить весь свой авторитет, чтобы уговорить соплеменников оставить пределы Обеих Земель и пуститься в опасную авантюру; он испытал много горьких разочарований – между прочим и потому, что к еврейскому клану присоединились некоторые сомнительные личности и кое-кто из людей, находившихся вне закона.

Когда именно произошли эти события? После долгих колебаний большинство нынешних исследователей приняли гипотезу, согласно которой Исход имел место около 1220 года до н. э., то есть в правление фараона Мернептаха, сына и преемника Рамсеса II. Единственная другая возможная дата – 1290 год до н. э. Как бы то ни было, все сходятся на том, что Моисей совершил свои деяния в Египте эпохи Рамессидов – «ликвидаторов» амарнского опыта.

Моисея часто сопоставляли с Эхнатоном, представляя дело таким образом, что первый будто бы воспринял некоторые элементы духовного наследия второго.

Моисей, как рассказывается в Библии, владел всей мудростью египтян. Эта мудрость не была «суетной», поскольку касалась тайн неба и земли, законов Творения и священных наук, которым обучали в сокровенном уединении храмов. Моисей, носивший египетское имя,[122] вероятно, получил образование при дворе фараона; согласно легенде, его спасла из воды и законным образом усыновила египетская принцесса. Заметим в скобках, что в соответствии с египетской символикой «спасенный из воды» – это тот, кто достиг бессмертия.

Еврейская традиция представляет Моисея пророком, пробудившим сознание евреев, но, с точки зрения египтян, он был просто мудрым человеком, обязанным своими знаниями египетской науке. Два рамессидских папируса упоминают некоего человека по имени Месу: он обладал столь большим влиянием, что имел право наказывать провинившихся чиновников и – невероятная деталь – даже смещать визиря! Если признать, что Моисей и Месу – одно лицо, сам собой возникает вопрос: а не был ли будущий герой Исхода «правой рукой» фараона?

Другой текст, в котором трудно отделить фольклорный элемент от исторического, сообщает о том, что Моисей участвовал в победоносной кампании против эфиопов. Именно он подавил мятеж, и восторженные рассказы о его заслугах принесли ему великую честь. Успех Моисея вылился в настоящий триумф, что и побудило фараона приобщить его к власти, назначив своим соправителем!

Еврейская эзотерическая традиция, кажется, подтверждает эти сведения – по крайней мере, в плане символики. Ее приверженцы иногда считали Моисея одновременно богом и царем (то есть, иными словами, настоящим фараоном). «Когда Бог сделал его царем, Моисей получил священное имя; он был коронован светом и облачен в одежды из света. Взойдя на небесный трон, он принял в свою длань скипетр из божественного пламени». Согласитесь, что трудно более адекватно выразить сущность символической коронации фараона.

Из всего сказанного мы должны сделать следующий вывод: Моисей, военачальник и предводитель народов, был очень многим обязан цивилизации и мысли Древнего Египта. Близко общаясь с первыми сановниками государства, он знал египетскую административную систему изнутри – и сумел использовать свою компетентность и влияние, чтобы вывести евреев за пределы Египта.

Какие же точки соприкосновения усматривали между Эхнатоном и Моисеем?

Оба будто бы были инициаторами социальной революции. Однако мы видели, что в отношении Эхнатона подобная оценка не выдерживает критики.

Оба вступали в прямой контакт с Богом. К Моисею Бог обращался непосредственно, высказывая свою волю с полной ясностью. Во Второзаконии говорится: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Вт 34:10). Ту же привилегию бог Атон даровал царю Эхнатону. Фараон получил прямое божественное откровение, на основе которого и создал свою религию.

Моисей, первый из пророков, сам проповедовал слово, воспринятое им от Бога. Будучи истинным духовным наставником, Моисей сначала поделился полученным Откровением с Аароном, двумя своими сыновьями и старейшинами. Только после этого он обратился к народу, чтобы сообщить ему законы мудрости. Что касается Эхнатона, то мы видели, сколь большое значение придавал он своей роли духовного наставника, как много времени тратил, чтобы лично обучать людей из своего окружения новым истинам.

Эхнатон и Моисей находились в одинаковых отношениях с божеством и одинаковым образом доносили до других то Откровение, которое было им даровано.

И все же такое сравнение искусственно – поскольку любой фараон поддерживал непосредственный контакт с божественной силой, которую представлял на земле, и одновременно являлся духовным наставником всего Египта.

Аналогии находили и между доктринами Моисея и Эхнатона. Бог обратился к Моисею, чтобы тот открыл миру точную истину: «Нет подобного Богу Израилеву, который по небесам принесся на помощь тебе, и во славе Своей на облаках» (Вт 33:26).

С точки зрения Андрэ Нейера, путь Моисея состоял в «познании Бога, отличного от всех других, – Бога единого, творца и владыки земли и неба, чья ясная воля совпадает с идеалом справедливости и праведности». Нейер, который не любит египетскую цивилизацию, тем не менее, вынужден признать, что жизнь Эхнатона также была «страстным поиском единства: единства добра и истины, единства противоречивых сил природы в едином солнечном Диске, единства жизни и смерти в созидательной энергии того же Диска». Однако вся эта теория основывается на представлении об Эхнатоне как о творце монотеизма. Мы же имели возможность убедиться, что такое представление неверно. Идея Единого Бога, которую евреи довели до логического завершения, существовала в египетской религиозной мысли с самого начала.

Господь поведал Моисею, что Он является Богом всех народов, но лишь с Израилем заключил завет, дабы народ израильский привлек к нему другие народы. В этом откровении усматривали продолжение великого «универсалистского» проекта Эхнатона. Разве Атон не должен был стать «Богом всех народов»? Разве Моисей, пророк еврейского Бога, не возродил тот же идеал, но на иных религиозных основаниях? Ответ на оба вопроса – отрицательный. Мы видели, что Эхнатон не разрабатывал проектов универсалистского типа – хотя бы уже потому, что не собирался никого обращать в свою веру.

Но, может быть, Моисей все-таки черпал вдохновение в личности Эхнатона или в его учении? Доказательств в пользу такого предположения нет. Однако сегодня уже вполне очевидно, что мы не поймем истоков христианства, не обратившись к египетской духовности.[123]

Заключение СОЛНЦЕ И ВЕЧНОСТЬ

Эхнатон не был ни гуманистом-просветителем, ни харизматическим лидером, ни исполненным человеколюбия романтиком, ни далеким от жизни мистиком. Он не воевал с собственным народом, а последний не восставал против своего повелителя. Ни Эхнатон, ни Нефертити ничем не напоминали фанатичных проповедников сектантского вероучения. Они не объявляли «священной войны» против жречества Амона. «Солнечная чета» царствовала в мире, и ей привычно повиновались все – жрецы, армия, полиция, различные звенья административного аппарата.

Эхнатон, прошедший обучение у лучших наставников и сведущий в древней символике, был, прежде всего, фараоном, то есть наследником всей египетской мудрости. Он ничего не менял ни в функционировании и статусе монархии фараонов, этого земного отражения божественного миропорядка, ни в природе сакрализованного государства, ни в характере египетского общества, в котором решающую роль играли храмы и «дома жизни» – центры знания. Как и другие фараоны, Эхнатон посвящал все свои силы лишь одной проблеме – проблеме обеспечения контакта с источником жизни. В зеркале амарнского искусства «царственность» предстает как сверхъестественная сила, к которой не приложимы человеческие нормы и которая воплощается в таинственных формах, не постижимых для рационального мышления.

«Образ Эхнатона, мало-помалу вырисовывающийся в исследованиях последних лет, – пишет Клод Траунекер, – это образ ответственного и энергичного правителя, мужественного и умного царя, который (в чем, быть может, и состояла его ошибка) довел свою мысль до полного логического завершения; образ царя, пожелавшего восстановить божественную власть в форме, близкой к той, что существовала в начале истории Египта».

Мы должны признать, как справедливо указывает Б. Дж. Триггер, что Эхнатон никогда не стремился утвердить монотеистическую доктрину, что, выдвигая на первый план культ Атона, он не ставил перед собой никаких политических задач, что он ни в коей мере не страдал психопатологией и был вполне способен выполнять возложенные на него функции.

В политическом плане Эхнатон проявил себя как сильный правитель. То, что он, в некотором смысле, нарушал традицию, назначая «новых людей» на высшие административные посты, – факт несомненный, но для Египта не исключительный. Эхнатон пользовался властью фараона во всем ее реальном объеме и, подобно своим предшественникам, возглавлял армию.

Однако этим дело не ограничивается: Эхнатон более действенным образом, чем другие фараоны его эпохи, исполнял свою роль царя-бога, ибо «возродил» и присвоил себе символические прерогативы владык Древнего царства. Он еще более возвеличил власть фараона, акцентировав ее значимость как земного отражения божественного мироустройства. Солнечный Диск стал символом духовного созидательного процесса – а также гарантом способности царя придавать всему существующему сакральный характер.

Процитируем великолепную молитву за Эхнатона, которая была записана в одной из гробниц эль-Амарны:

О ты, божественное Солнце, дозволь Эхнатону вечно жить рядом с тобой, согласно желанию твоего сердца, и лицезреть совершенство твое. Даруй ему жизнь, радость, изобилие. Пусть все, что ты обходишь, свершая свой круг, пребывает под стопами его, он же пусть приносит жертвенные дары твоему ка – он, сын твой, рожденный тобою. Юг и Север, Восток и Запад, а также острова в середине моря издают ликующие возгласы, завидев твое ка. Южная граница [владений Эхнатона] находится в самом дальнем месте, куда достигает дыхание ветра; северная граница – в самом дальнем месте, куда проникают солнечные лучи. Все их [чужеземных стран] князья повержены и бессильны по причине твоего могущества – совершенного жизнетворного могущества, которое погружает Обе Земли в (состояние) праздника и создает потребное для земли всей. Пусть царь всегда пребывает рядом с тобой, ибо он любит созерцать тебя. Даруй ему многочисленные хеб-седы [праздники обновления] и годы мира. Дозволь ему совершать деяния, желанные сердцу твоему, – и чтобы их было так много, как песка на побережьях, как чешуек у речных рыб и как шерстинок у скота. Дозволь, чтобы он оставался здесь [на земле]: доколе лебедь не станет черным, а ворон – белым; доколе горы не сдвинутся с места, а вода не потечет вспять, к своим истокам. Я же пусть буду продолжать служить совершенному богу [то есть царю], доколе он не пожалует мне гробницу.

Нефертити и Эхнатон – солнечная чета, воспринимавшаяся как символ божества, – были посредниками между первичной силой Света и египетским народом. Каждый день царь и царица совершали в храме ритуалы в честь Атона, и весь Египет был сопричастен их действиям. С точки зрения египтянина, каждому человеку подобает соприкасаться душой со всем живым: переживать, как собственные ощущения, рождение цветка, ритмическое движение воды, инстинктивную радость животного – и повсюду узнавать творение Бога.

Царственные супруги, рожденные от божественного Солнца и каждодневно возрождаемые им, справляют праздничный обряд своей любви. Манифестируя эту любовь (которая соединяет их в духовном аспекте), царь и царица тем самым продолжают процесс созидания мира посредством света – процесс, начавшийся в первый день Творения.

В основе реального опыта атонизма лежит идея четы. Великая супруга царя, Нефертити, была не пассивным партнером Эхнатона, а его постоянной вдохновительницей, «гением» его царствования. О ней говорили, что, когда слышится ее голос, люди издают ликующие крики. Слова, которые она произносит, радуют сердца всех живых. Ее прекрасные руки на изображениях свершают ритуальные жесты, ублажающие Бога. Ее сравнивали со сверкающей звездой. Но с наибольшей живостью образ Нефертити воссоздан, как нам кажется, в тексте одной из пограничных стел:

Ясная ликом,

Увенчанная, к вящей радости, двойным пером,

Владычица благополучия,

Наделенная всеми добродетелями,

Обладающая голосом, который радует людей,

Очаровательная госпожа, великая любовью,

Чьи чувства радуют

Владыку Обеих Земель…

Наследная принцесса,

Великая милостью,

Госпожа благополучия,

Сияющая своими двумя перьями,

Радующая своим голосом всех, кто ее слышит,

Пленяющая им сердце царя,

Умиротворенная всем, что (ей) говорят,

Великая и зело любимая супруга царя,

Госпожа Обеих Земель,

«Совершенно совершенство Атона» (или: «Прекрасна благость Атона»),

«Прекрасная пришла» (да живет она вечно!).

(Солнечный) свет неразрывно связан с вечностью: так можно выразить главную динамическую идею религии атонизма, которая, по нашему мнению, прекрасно вписывается в рамки египетской духовной традиции.

Дозволь мне, – просит Эйе у царя (которого называет «подобием Атона»), – всегда насыщаться лицезрением тебя. В культе Атона присутствует аспект такого рода медитации. Созерцать Солнце (сознавая, что видишь внешнюю форму проявления божественной силы) – это значит совершать сакральный акт. Если мы хотим попытаться понять суть «амарнской авантюры», нам тоже, в определенном смысле, необходимо научиться подобной медитации – медитации о Свете, который, по ту сторону истории, существует как явление вечного порядка.

глава xxx продолжение в библии? - student2.ru

Два льва, олицетворяющие собой циклическую вечность-нехех (вечность повторяющихся явлений природы) и неизменную вечность-джет (вечность завершенных явлений, царства мертвых, пирамид и пр.), охраняют солнечный горизонт. Они отождествлялись также с Шу и Тефнут, Жизнью и Правдой. Миниатюра из папируса писца Ани с записью «Книги Мертвых». Собрание Британского музея, Лондон.

ХРОНОЛОГИЯ

Даты, которые приводятся ниже, приблизительны.

Новое царство: 1552–1070

XVIII династия: 1552-1306

Яхмос: 1552-1527

Аменхотеп I: 1527–1506

Тутмос I: 1505-1494

Тутмос И: 1493-1490

Хатшепсут: 1490–1468

Тутмос III: 1490-1436

Аменхотеп II: 1438–1412

Тутмос IV: 1412-1402

Аменхотеп III: 1402–1364

Аменхотеп IV/Эхнатон: 1364–1347

Сменхкара: 1350–1347

Тутанхамон: 1347–1338

Эйе: 1337-1333

Хоремхеб: 1333-1306

XIX династия: 1306-1186

Рамсес I: 1306–1304

Сети I: 1304–1290

Рамсес II: 1290-1224

БИБЛИОГРАФИЯ

«Амарнские» исследования по причине своей многочисленности и разнообразия рассматриваемых тем превратились в самостоятельную отрасль египтологии – чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть материалы египтологического конгресса в Гренобле 1973 г., опубликованные C.N.R.S..[124] Г. А. Шлёгль издал подробный библиографический указатель по амарнскому периоду (Schlфgl H. A. Echnaton-Tutancha-mun), хорошим дополнением к которому могут служить библиографические обзоры Э. К. Вернера (Werner Е. К. The Amarna Period of Eighteenth Dynasty), публиковавшиеся в нескольких номерах (95, 97/98, 101/102, ПО, 114, 120, 126) информационного бюллетеня Американского исследовательского центра в Египте (Newsletter of the American Research Center in Egypt).

В настоящей книге, в постраничных примечаниях, мы ссылались на некоторые другие работы.

Поэтому в нижеследующий список литературы мы сочли целесообразным включить только монографии обобщающего характера и такие статьи, которые были заметными вехами в истории изучения амарнского опыта.

Aid red С. Akhénaton, le pharaon mystique. Paris, 1973 (новое английское издание: 1988, Thames and Hudson).

Assmann J. «Die «Hвresie» des Echnaton. Aspekte der Amarna-Religion» // Saeculum 23, 1972, S. 109–126.

Assmann J. «Die «Loyalistische Lehre» Echnatons». SAK 8, 1980, S. 1-32.

Badawy A. «Le symbolisme de l'architecture a1 Amarna» // l'Йgyptolo-gie en 1979 (colloques du C.N.R.S.), 2, pp. 187–194.

Behrens P., Nofretete. Lexikon derВgyptologie IV. Sp. 519–524.

Bouriant U., Legrain G. et Jequier G. Monuments pour servir a' l'étude du culte d'Atonou, Institut franзaise d'archéologie orientale. Le Caire, 1903.

Cooney J.D. Amarna Reliefs from Hermopolis. Brooklyn Museum, 1965.

Davis N., de Garis. The Rock Tombs of El-Amarna. 6 volumes (1903–1908). The Egypt Exploration Fund, London.

Doresse M. et J. «Le culte d'Aton sous la XVIIIe dynastie avant le schisme amarnien» // Journal asiatique, 1945.

Engelbach R.E. Material for a Revision of the History of the Heresy Period of the XVIIIth Dynasty. Annales du service des Antiquités égyptiennes, tome XL. Le Caire, pp. 133 sq.

Giles F.J. Ikhnaton,Legend and History. London, 1970.

Gunn В. «Notes on the Aten and his Names» // Journal of Egyptian Archaeology IX, pp. 168–176.

Hanke R. Amarna-Reliefs aus Hermopolis. Hildesheim, 1978.

Hornung E. Echnaton. Die Religion des Lichtes. Miinchen, 1995.

Kemp B.J., et al. Amarna Reports I. London, 1984.

Kemp B.J. Ancient Egypt, Anatomy of a Civilization. London and New York, 1989, pp. 261 sq. («Egypt in microcosm: the city of el-Amarna»).

Kemp В. J. «Tell el-Amarna» // Lexikon derAgyptologie VI, Sp. 309–319.

Krauss R. Das Ende der Amamaieit. Hildesheim, 1978.

Lettres dEl-Amarna (les). Correspondance diplomatique du pharaon.

Trad. W.L. Moran, avec la collaboration de V. Haas et G. Wilhelm. Paris, 1987.

Manniche L. «A la cour d'Akhénaton et de Néfertiti» // Dossiers de l'archéologie. № 142, 1989, pp. 24–31.

Martin G.T. The Royal Tomb of El-Amarna. Egypt Exploration Society, London.

Peet Т.Е., Wooley CL., Frankfort H., Pendlebury W.M.F. et al. The City of Akhenaton. part I–III (1923–1951), Egypt Exploration Society.

Pendlebury W.M.F., les Fouilles de Tell el-Amarna et l'époque amarnienne, Paris, 1936. <

Pétrie W.M.F. Tell el-Amarna. 1894, reprint 1974, Warminster.

Redford D.B. Akhenaton, The Heretic King. Princeton University Press, New Jersey, 1984.

Rиgne (le) du soleil, Akhénaton et Néfertiti, exposition tenue a' Bruxelles, 1975.

Reeves C.N. «A Reappraisal of Tomb 55 in the Valley of the Kings» // Journal of Egyptian Archaeology 67, 1981, pp. 48–55.

Roeder G. Amama-Reliefs aus Hermopolis. Hildesheim, 1969.

Samson J. Amarna, City of Akhenaten and Néfertiti: Néfertiti as Pharaoh. Warminster, 1978.

Néfertiti and Cleopatra. London, 1985.

Sandman M. Texts from the Time of Akhenaten. Bruxelles, 1938.

Schafer H. Amarna in Religion und Kunst. Leipzig, 1931.

Traunecker C. «Akhénaton et salégende» // Egypte (Paris, Bordas) 1984, pp. 159–187.

Traunecker C. «Aménophis IV et Néfertiti: le couple royal d'apre's les talatates du IXe pylфne de Karnak» // Bulletin de la société franзaise d'égyptologie 107, 1986, pp. 17–44.

Trigger В.G. «Akhenaton and Durkheim» // Bulletin du centenaire de l'I.F.A.0., pp. 165–184.

Trigger В.G., Kemp B.J., O'Connor D., Lloyd A.В. Ancient Egypt. A Social History. Cambridge University Press, 1983.

Vandersleyen C. L'Egypte et la Vallée du Nil. Tome 2, Paris, 1995, pp. 409–465.

Wenig S. «Aménophis IV» // Lexikon der Agyptologie I, Sp. 210–219.

[1] Хоремхеб – генерал, влиятельный сановник при дворе Эхнатона; стал фараоном после смерти Эйе.

[2] Эхнатон, «Действенный дух Атона», – имя, принятое фараоном Аменхотепом IV в шестой год правления.

[3] Жак К. Египет великих фараонов: История и легенда. М., 1992.

[4] Тутанхамон – в Ахетатоне он носил имя Тутанхатон; стал преемником Эхнатона и его соправителя Сменхкара под именем Тутанхамон и правил в Фивах.

[5] Ахетатон, «Страна Света Атона», – древнеегипетское название столицы, построенной Эхнатоном в Среднем Египте.

[6] См.: Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999,с.330.

[7] См.: Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999, с. 336.

[8] Эйе – один из самых влиятельных сановников при дворе Эхнатона; стал фараоном после смерти Тутанхамона.

[9] Перепелкин Ю. Я. Жрец царя во главе государства // Вестник древней истории. 1989. № 3, с. 26. В русской литературе используются разные транскрипции имен, написание Амен-хотп (вместо Аменхотеп) передает структуру египетского имени-фразы («Амон доволен»).

[10] Аменхотеп III– фараон, отец Эхнатона и супруг Тийи.

[11] Луксор – современное название места в восточной части Фив, где Аменхотеп III построил храм, в котором ежегодно совершалось таинство нового рождения царя богом Амоном.

[12] См.: Bell L. Luxor temple and the cult of the royal ka// Journal of Near Eastern Studies. Chicago, 1985. v. 44, № 4, pp. 251—294

[13] См.: Johnson W. R. Amenhotep III and Amarna: Some new considerations // Journal of Egyptian Archaeology. 1996, № 82, pp. 65–82.

[14] Об этом см.: Ockinga В. Zum Fortleben des «Amarna-Loyalismus» in der Ramessidenzeit // Die Welt des Orients. Stuttgart, 1983. Bd 14, S. 207–215.

[15] Опубликован в: Amin A.M.A. Amer. Tutankhamun's decree for the chief treasurer Maya// Revue d'йgyptologie. Paris, 1985, v. 36, pp. 17–20, pi. 1.

[16] Поскольку, по египетским представлениям, Бог мог вселиться в любой образ, а каждый египетский город обязательно должен был иметь своего бога-покровителя, египтяне после покорения Нубии «создавали» новых богов для всех построенных ими на бывшей вражеской территории новых крепостей. Делалось это очень просто. Строился храм со статуями и изображениями бога, а имя для бога выбиралось по стандартной схеме: имя какого-то почитаемого египетского божества + название крепости или местности. Так и появились целая вереница новых Хоров, Хнум, владыка области первых порогов, несколько разных ипостасей богинь Сатет и Анукет и пр.

[17] Государство в Северной Сирии со смешанным семитским и хурритским населением (хурриты – народ, родственный по языку урартам, древним жителям Армянского нагорья); существовало в 16–14 вв. до н. э.

[18] См.: 2ivie A. P. Aper-el et ses voisins: considйrations sur les tombes rupestres de la XVIlIe dynastie а Saqqarah // Memphis et ses nйcropoles au Nouvel Empire. Paris, 1988, pp. 103–112.

[19] См.: Martin G. T. The Memphite tomb of Horemheb. London, 1989.

[20] Хеттское государство сложилось в Малой Азии в 18 в. до н. э. и просуществовало до начала 12 в. до н. э. С воцарения Суппилулиумы в начале 14 в. до н. э. начинается период Новохеттского царства – период хеттской империи. Ее столицей был город Хаттуса (совр. Богазкёй).

[21] Туту посвящена статья, которую мы цитировали выше: Перепелкин Ю. Я. Жрец царя во главе государства.

[22] Liverani M. Aziru, servitore di due padroni // Studi orientali in ricor-do di Franco Pintore. Pavia, 1983, pp. 93—121.

[23] См.: Klengel H. Einige Bemerkungen zur Syrienpolitik des Ameno-phis IV/Echnaton. Altertum, 1965, Bd 11, Hft 3. S. 135.

[24] В более популярной форме его результаты изложены в книге: Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. М., 1968; 2-е изд. М., 1969.

[25] Меритатон – старшая дочь Эхнатона и Нефертити.

[26] Кийа – «второстепенная» супруга Эхнатона.

[27] Сменхкара – соправитель Эхнатоца; их совместное правление продолжалось около трех лет.

[28] Фивы – в эпоху Нового царства столица Египта. Карнак и Луксор были частью Фив и располагались на восточном берегу Нила; западный берег был застроен другими храмами и гробницами.

[29] Ю. Я. Перепелкин употребляет иные, чем это принято в русском языке, написания имен, передающие подлинное звучание египетской речи (которое можно восстановить только для некоторых слов). Арабскими цифрами обозначены строки надписи. В квадратные скобки помещаются реконструированные части текста.

[30] Они опубликованы в книге: Коростовцев М.А. Повесть о Петеисе III.Древнеегипетская проза. М., 1978.

[31] Helck W. Die Erzвhlung vom verwunschenen Prinzen // Form und Mass, Beitrвge zur Literatur, Sprache und Kunst des alten Аgypten. Festschrift fur Gerhard Fecht,Wiesbaden, 1987,S.218–225.

[32] Ахетатон – древнеегипетское название города; эль-Амарна – его нынешнее, арабское название, которое часто неправильно передают как «Телль эль-Амарна» или, сокращенно, «Амарна». Отсюда – такие выражения, как «амарнский период», «амарнское искусство», «амарнская религия».

[33] (эль-)Амарна – арабское название Ахетатона.

[34] Гермополь – священный город бога Тота; располагался на западном берегу Нила, почти напротив Ахетатона.

[35] Карнак – современное название места в восточной части Фив, где располагается большой храм Амона-Ра.

[36] Мы здесь не будем обсуждать вопрос о том, что сей ученый муж, видимо, просто не привык к лучам божественного светила; вспомним лучше, что в Древнем Египте были известны солнечные зонты и балдахины – они, кстати, изображены и в сценах из гробниц эль-Амарны.

[37] См. ниже, глава IX, с. 73.

[38] Малъката – дворец Аменхотепа III в Фивах (на западном берегу Нила), где родился Эхнатон.

[39] Язык семитского населения Древней Месопотамии. Во 2 тыс. до н. э. стал языком международного общения в Восточном Средиземноморье.

[40] То есть, например, посылал отцу невесты брачные дары.

[41] Египтяне стали поклоняться воинственным азиатским богиням Астарте и Кудшу, так как у них самих похожих культов не было; и, наоборот, в иконографии азиатских богинь отразились черты египетской богини Хатхор.

[42] Мемфис, «Весы Обеих Земель», – священный город бога Птаха; располагался на территории южной части современного Каира.

[43] Гелиополь – древнейший священный город Египта, посвященный божественному Солнцу. Он находился недалеко от современного Каира; ныне почти полностью разрушен.

[44] Тийа – «великая супруга» Аменхотепа Шг мать Эхнатона.

[45] Следует также отметить, что в Нубии, далеко от великих религиозных центров Египта, бог-сокол Хорахти почитался наравне с богом Амоном. Интересно, что Эхнатон в первые годы своего правления будет превозносить именно Хорахти – подготавливая таким образом почву для введения культа Атона.

[46] Повесть Синухе. Пер. О.В. Томашевич: Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997, с. 33.

[47] Сути – уменьшительно-ласкательная форма от имени Сет.

[48] Два овала, которые использовались на письме только для выделения тронного и личного имен фараона.

[49] Плеть, знак власти царя.

[50] Согласно другой гипотезе, «андрогинные» статуи являются просто незаконченными работами: скульптор не успел приделать к ним накладные набедренные повязки и передники. Однако это не объясняет, почему телу были намеренно приданы женственные черты. А в том, что дело обстояло именно так, сомневаться не приходится: слишком уж явно акцентированы бедра и форма таза.

[51] Обычно первый хеб-сед праздновался на тридцатом году правления, а последующие – с промежутком в один-два года.

[52] Одним из традиционных способов легитимизации власти фараона была его женитьба на дочери царя и царицы (часто – его собственной сестре), которая считалась законной наследницей престола.

[53] Египетские фараоны имели по многу законных жен – отчасти именно потому, что заключали дипломатические браки. До нас дошло, например, изображение царского гарема в Ахетатоне.

[54] По поводу атрибуции бюста скульптору Тхутмосе см.: R. Krauss, Jahrbuch Preussischer Kulturbesitz. Berlin 20, 1983, pp.119–132.

[55] Об этой прическе см.: Е.К.Werner, Acta Orientalia 48, pp.324–331.

[56] Изображение двух кобр.

[57] Систр – священный музыкальный инструмент, род погремушки.

[58] См.: Acta Orientalia 38, 1977, pp.5—10.

[59] Египетский год делился на три сезона по четыре месяца каждый: ахет («Половодье»), перет («Сев», зима) и шему («Жатва», лето). В каждом месяце было по тридцать дней. В начале или конце года добавлялись пять «дополнительных» дней.

[60] То есть две богини, покровительствующие Верхнему и Нижнему Египту.

[61] Это выражение можно перевести и по-другому: «Совершенны трансформации Ра».

[62] Собственно, имя фараона следовало бы писать «Ахнатон», но мы здесь следуем укоренившейся в русском языке традиции.

[63] Сплав золота и серебра.

[64] См.: Murnane W.J., Newsletter ARCE 128, 1984, pp.40–52.

[65] Макетатон – вторая дочь Эхнатона и Нефертити; умерла в четырнадцатом году правления.

[66] Твердый, трудный для обработки камень.

[67] Глаза, ожерелья, украшения на головных уборах.

[68] Другой возможный перевод – «Амон впереди». То есть Ра.

[69] То есть Ра.

[70] Здесь: эпитет бога Птаха.

[71] Kadry A. Officers and Officials in the New Kingdom. Budapest, 1982. 90

[72] Каждый египетский храм считался воплощением космоса, «образом неба на земле». Ахетатон же весь был городом-храмом, священной резиденцией Солнечного Диска.

[73] Центральная зала была выше окружавших ее помещений, и окна прорубали под потолком. Они были маленькими и зарешеченными.

[74] В эпоху империи (Новое царство) фараон часто именовался «владыкой всего, что обходит в своем круговом движении Солнечный Диск». Эта формула подразумевает упорядоченный, то есть живущий в соответствии с законом Маат (в политическом плане – в соответствии с волей фараона) мир, за пределами которого царит хаос.

[75] Далее текст приводится в переводе М.А.Коростовцева (см.: Коростовцев М.А., Повесть о Петеисе III. М., 1978. С.251–255), но – в соответствии с замыслом К.Жака – с разбивкой на строфы и строки.

[76] Перевод этой строки у К.Жака: «Хотя тебя видят, пути твои остаются незримыми». Или: «Твое движение [по небу] остается непознанным». Эхнатон хочет сказать, что сущности Бога люди не знают – несмотря на то, что он являет себя самым доступным для восприятия образом, в солнечном свете.

[77] «Смерть», наступающая после захода Солнца, есть не полное прекращение существования, но состояние, обусловленное временной утратой энергии. В этот период готовится возрождение живого организма, которое обязательно произойдет на рассвете.

[78] В египетском тексте – Ка («двойник» человека или бога; его изображение, то есть овеществленная память о нем, которая продолжает существовать и после смерти; бессмертная жизненная сила, являющаяся частью личности).

[79] В переводе К.Жака (видимо, более правильном): «Ты созидаешь эмбрион в женщине».

[80] В переводе К.Жака: «характеры».

[81] В переводе К.Жака: «который трудится для них».

[82] В переводе К.Жака: «И они напоят их поля и их города».

[83] По представлению Эхнатона, есть два Нила: один находится на небе и, проливаясь в виде дождя на землю, дарует жизнь чужеземным странам; другой вытекает из «преисподней» и поддерживает жизнь Египта. Слово «преисподняя» не совсем удачно: речь идет о «нижнем мире», который считался хранилищем потенциальных созидательных энергий.

[84] К.Жак переводит это трудное место, которое М.А.Коростовцев предпочел оставить без перевода, так: «…жару, чтобы люди в полной мере оценили тебя».

[85] Пер. К.Жака: «Ибо ты – диск дневного солнца над землей». Далее следует несколько поврежденных строк, которые К.Жак восстанавливает следующим образом: «[Когда ты удаляешься,// Ни одно из твоих созданий не может существовать,// Так как не видит тебя]».

[86] Пер. К.Жака (более правильный): «…они живут тобой».

[87] Пер. К.Жака: «…то велишь каждой вещи произрастать для царя»; пер. М. Лихтхайм (Lichtheim M. Ancient Egyptian Literature. Vol. II. Berkeley– Los Angeles – London, 1976,p.99): «…то побуждаешь [всех] двигаться ради царя».

[88] Имеется в виду территория древней Нубии, располагавшейся между первыми и четвертыми порогами Нила.

[89] Бек – скульптор, начальник Скульпторов Ахетатона.

[90] Davis. The Rock Tombs of El-Amarna, IV, XXXI.

[91] Помимо перечисленных городов, следы строительной активности Эхнатона были обнаружены в Атрибисе, Иллахуне, Ассиуте, Тоде, Медамуде, Арманте, Амаде, Сесеби, Седеинге (последние три города находятся в Нубии. – Прим. пер.).

[92] Богине Хатхор.

[93] Приношение любой жертвы (хлеба, вина, мяса, благовоний и т. д.) традиционно считалось приношением Маат.

[94] Иными словами, означало, что люди усвоили этот закон и действуют в соответствии с ним.

[95] См.: Davis, op. cit., V, 2 et VI, 25.

[96] Анхесенпаатон – третья дочь Эхнатона и Нефертити, супруга Тутанхамона.

[97] См.: Helck W.MDAIK40, 1984, pp.159–167.

[98] Г.В. Мюллер обратил внимание на сакральный характер «прогулок», представленных на рельефах Древнего царства. «Прогуливающийся» в действительности вступает в контакт с обожествленной природой, чтобы «порадовать свое сердце» и достичь «места вечности». Та же символика, несмотря на изменившуюся внешнюю атрибутику, была связана и с амарнскими «прогулками».

[99] Такие конусы изготавливались из плотного жира, пропитанного ароматными веществами: медленно тая, жир стекал на одежду, и вокруг человека распространялось облако благовоний. Рассматривая египетские фрески, мы можем увидеть на белых одеждах пирующих желтоватые подтеки этого жира.

[100] В эпоху Нового царства общее количество праздничных дней за год иногда доходило до ста двадцати.

[101] Египтяне получали за свой труд не деньги, которых почти до конца египетской истории в стране не было, а натуральные выдачи (продукты, одежду и т. д.). Эти выдачи распределялись в централизованном порядке.

[102] Молельни представляли собой небольшие постройки, располагавшиеся в приусадебных садах. Именно там находились рельефы с изображениями царской семьи или статуэтки божеств, о которых рассказывалось выше.

[103] «Совершенным (или младшим) богом» в Египте называли фараона.

[104] Сирии и Нубии.

[105] Вероятно, Крит и другие греческие острова.

[106] Кирпичики и кольца – употребительные в Египте формы золотых слитков; на многих изображениях можно видеть, как их взвешивают на весах.

[107] Африканская страна, расположенная южнее Нубии; по одной из гипотез – побережье Сомали.

[108] «Сени Ра» существовали в заупокойных фиванских храмах: это были платформы, на которых устанавливали алтари.

[109] См.: Traunecker С. JSSEA 14, 1984, pp.60–69.

[110] См.: HelckW.Јm «Feldzug» unter Amenophis IVgegen Nubien, SAK 8, 1980, pp. 117–126; Schulman A. R. The Nubian war of Akhetaton. – in: I'Egyptologie in 1979 (CNRS), 1982, 2, pp.299–316.

[111] Царь Иерусалима.

[112] Или: «Тот, кого упрочило ка Ра».

[113] Обо всех этих проблемах см.: Krauss R. Das Ende der Amarnazeit. Hildesheim, 1978.

[114] Davis, op. cit., 2, pis.43 sq.Однако Джулия Сэмсон отрицает наличие каких-либо доказательств, подтверждающих, что Меритатон приняла на себя роль фараона и состояла в браке с юным Сменхкара.

[115] См.: Schulman A. R. JARCE 15,pp.43–48; Spalinger A. J. Egyptian-Hittite Relations at the Close of the Amarna Period and Some Notes on Hittite Military Strategy in North Syria. BES 1, pp. 55–89.

[116] Крупный город в Северной Сирии, резиденция хеттского наместника.

[117] Перевод Ю.Я.Перепелкина, см.: Хрестоматия по истории Древнего Востока, с. 56.

[118] Тутанхамон умер в возрасте восемнадцати лет.

[119] Египтяне называли «Черной землей» Египет (имея в виду его плодородие), а «Красной землей» – все пустыни и чужеземные страны.

[120] См.: Hari R. La «Damnation memoriae» amarnienne. Mйlanges Gutbub, 1984, pp. 95-102.

[121] В русском синодальном переводе Библии – 103-й псалом.

[122] Имя Моисей происходит от египетского слова месу, которое можно интерпретировать как «ребенок» или как уменьшительную форму от имен типа Рамесу, «Ра рожден», Птахмесу, «Птах рожден» и т. д.

[123] О Моисее и его связях с Египтом и Эхнатоном см.: J. Lehman, Moses – Der Mann aus Вgypten, Religionstifter, Gesetzgeber, Staatsgriinder, Hambourg, 1983.

[124] Французским Национальным центром научных исследований.

Наши рекомендации