Причиной тому стали происшедшие в период стабилизации новые изменения в расстановке си на мировой арене. В этой связи 4 страница
Международная обстановка на Дальнем Востоке и противоречия великих держав
Прочность и устойчивость Версальско-Вашингтонской системы и 1920-е гг. зависели от изменений и расстановке сил и рад-вития международных отношений не только на европейском континенте, но и в азиатско-тихоокеанском регионе. В этотпериоаДальний Восток окончательно превратился во второй по значению центр мировой политики. Важность проблем обеспечения дальневосточной безопасности была обусловлена сочетанием трех основных факторов: обострением противоречий великих держав и рамках силового треугольника США-Англия-Япония; кардинальными переменами во внутриполитическом положении Китая, связанными с революцией 1925-1927 гг. и последовавшей за ней гражданской войной: активизацией азиатской политики СССР. усилением его роли и влияния на Дальнем Востоке.
Как известно, правовую основу нового международного порядка в этом районе мира составили постановления Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. Однако соглашения, заключенные в Вашингтоне, устраивали ведущие дальневосточные державы далеко не в одинаковой степени, что предопределило жесткое противоборство между ними и двадцатые годы-
Соединенные Штаты выступали за строгое соблюдение «договора девяти держав» и прежде всего узаконенного им принципа «открытых дверей» и «равных возможностей». В американских правительственных кругах справедливо полагали, что получившая международное признание доктрина «открытых дверей» сулит наибольшие выгоды самой мошной в финансово-экономическом отношении державе, т.е. Соединенным Штатам. Иными словами, стратегической целью США являлось не участие в разделе Китая на новые сферы влияния, а сохранение территориальной целостности страны и установление полного контроля над ее экономикой и политикой. К концу 1920-х гг. в реализации этой пели Соединенными Штатами были достигнуты определенные успехи. По общему объему товарооборота с Китайской республикой они вышли на второе место после Японии, опередив Великобританию. В июле 1928г. США первыми признали правительство Чан КаЙши в качестве общенациональной власти, продемонстрировав свою солидарность с гоминьдановским курсом, направленным на объединение Китая, защиту его независимости и суверенитета. Вместе с тем «достижения» США на Дальнем Востоке не следует преувеличивать. Борьба за Китай не всегда и не во всем складывалась в их пользу, резко возросло противодействие американскому проникновению в регион со стороны Англии и Японии. В экономической сфере это проявилось в существенном отставании Соединенных Штатов от своих главных конкурентов в размерах капиталовложений (соответствующие данные на 1929г.: Англия -— 1,190, Япония ~ 1.140. США — 130 млн, долл.). В области политической — в скрытой и явной поддержке английской и японской дипломатией антигоминьлановских и антиамериканских сил в Китае, а также в подготовке правительственными кругами Японии плана военного решения китайской проблемы,
Дальневосточная политикаАнглии носила двойственный характер. С одной стороны, британское правительство неоднократно заявляло о своей твердой приверженности принципам «открытых дверей» и «рапных возможностей». С другой стороны, оно отчетливо осознавало, что претворение в жизнь этих принципов может нанести серьезный удар по позициям Великобритании на Дальнем Востоке. Дело в том, что в рассматриваемый период Англия обладала наибольшими привилегиями в Китае: она контролировала китайскую таможенную службу, хранила серебряный запас страны, являлась основным кредитором пекинского правительства. имела самые крупные концессии и инвестиции. Поэтому, официально поддерживая концепцию «открытых дверей», британские правительственные круги стремились держать эти «двери» полуоткрытыми, т.е. не отвергая либерального лозунга «равных возможностей», пытались сохранить преимущественные права и привилегированное положение Англии на китайской территории. При решении столь сложной задачи применялся традиционный метод баланса сил, что в конкретных временных и географических условиях означало активное использование американо-японских противоречий, лавирование между США и Японией, политикой «открытых дверей* и «сфер влияния». Однако то. что приносило политические дивиденды в XIX в.. уже не срабатывало в XX: создавая выгодное для себя равновесие сил. Англия оказалась между двух огней. Солидаризируясь с американской концепцией «открытых дверей», она тем самым соглашалась на заведомо неравные условия конкурентной борьбы с экономически более сильным противником, а противопоставляя США Японию — объективно поощряла жесткий наступательный курс Страны Вос-колящего Солнца, который представлял угрозу и для ее интересов в Китае. Следовательно, в отличие от европейского континента английская политика баланса сил на Дальнем Востоке способствовала не смягчению, а обострению международной напряженности, не усилению, а ослаблению роли Великобританиив этомрегионе.
В Японии, подписавшей Вашингтонские договоры, в 1920-е п". нсе чаше и настойчивее говорили о необходимости их пересмотра, так как они не соответствовали ее национальным интересам. Влиятельные группировки политических и военных деятелей выступали за сохранение и приумножение сфер влияния в Китае вплоть до полного овладения его территорией. Такой подход к решению дальневосточных проблем был вызван двумя главными причинами. Во-первых, несмотря на бурный экономический рост. Япония в технологическом плане значительно отставалаот западных держав. Основными статьямиее экспорта являлись сельскохозяйственная и кустарная продукция, в то время как ввозились преимущественно промышленное оборудование и сырье, что приводило к огромным дефицитам во внешней торговле- Фактически Япония находилась в том положении, что и европейские страны в период промышленной революции: требовалось посто-
- -ое расширение рынков сбыта —рынков, закрытых для иное-,.-ны\ конкурентов. Такова была экономическая основаполи-
•••'.^ "сфер влияния» и военной экспансии-Во-вторых, уже в
двадцатые годыЯпония имела ц Китае существенные финансо- | во-экономические привилегии (первое место по объему торговли и второе — по капиталовложениям), которые она могла потерять в случае утверждения здесь принципов свободной и равноправной конкуренции. Отсюда резко отрицательное отношение японской правящей элиты к доктрине «открытых дверей».
Тем не менее в 1920-е п. в правительственных кругах Японии шла борьба двух курсов: умеренного — направленного на «приспособление» к Вашингтонской системе, и открыто экспансионистского — имевшего целью подрыв и разрушение этой системы.
Первая тенденция наиболее отчетливо проявилась в так называемой «негативной дипломатии К.Сидэхары». названной так по имени японского министра иностранных дел. Концепция Си-дэхары включала в себя такие понятия, как «коммерциализм» (приоритет экономических интересен во внешнеполитической деятельности), «интернационализм» (активное участие в работе Лиги наций), «негативная политика* в отношении Китая (отказ от силового вмешательства в его внутренние дела, овладение новыми китайскими рынками, а не захват территорий).
Самым ярким свидетельством усиления экспансионистской тенденции во внешнеполитических планах Японии стал печально знаменитый «Меморандум генерала Танаки». Возглавив правительство в 1927 г., Г. Танака в июле того же года представил императору «Меморандум об основах позитивной политики в Маньчжурии и Монголии». По существу в этом секретном документе излагалась новая внешнеполитическая доктрина, нацеленная на завоевание регионального, а в перспективе и мирового господства. Оригинальный текст «Меморандума» до сих пор не обнаружен, в связи с чем многие исследователи считают его поддельным, однако последующие действия Японии на международной арене служат достаточно веским обоснованием противоположного мнения. Рекомендуемый им политический курс Танака назвал «позитивным», т.е. активным, наступательным, противопоставив его «негативной дипломатии» Сидэхары. Стратегическая цель и методы ее достижения определялись в «Меморандуме» жестко и во-военному категорично: «Ради самозащиты и зашиты других Япония не сможет устранить затруднения в Восточной Азии, если не будет проводить политику "крови и железа"... Для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир. мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем овладеть Китаем, все остальные малоазиатские страны, Индия, а также государства южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами». Само собой разумеется, что такой «прогноз» оставлял лишь «-дым и пепел» от Вашингтонской договорной системы, сохранение которой отожествлялось с «самоубийством Японии*. Позиции двух великих держав — США и СССР — рассматривались как главные международные препятствия на пути установления японской гегемонии в Азии. Преодолеть их предполагалось военными средствами. «на полях сражений». «Если мы захотим пзяп. в свои руки контроль над Китаем, — говорилось в "Меморандуме". — мы должны будем сокрушить Соединенные Штаты". Что касается «красной России», то предлагалось вначале «тайно с ней блокироваться», но затем «вновь скрестить мечи. так как пока этот риф не будет взорван, невозможно овладеть Маньчжурией и Монголией». Следует отметить, что «Меморандум Танаки» формулировал скорее новую внешнеполитическую идеологию, нежели программу немедленных действий, к которым в это время Япония еше не была готова. Однако сам факт разработки подобного документа показывал, насколько серьезным становилось влияние милитаристских группировок, сторонников применения вооруженной силы и агрессии в правительственных кругах Страны Восходящего Солнца. Это влияние в сочетании с широкой пропагандой «паназиатской доктрины-*, лозунгов «Азия для азиатов» и «Совместного процветания азиатских народов» под руководством Японии создавало необходимую организационную и идейную основу для перехода к практической реализации экспансионистских установок, столь откровенно и доходчиво итоженных в «Меморандуме Танаки».
Названные изменения в расстановке сил трех ведуших тихоокеанских держав явились первопричиной обострения международной обстановки на Дальнем Востоке. К концу рассматриваемого периода их внешнеполитические планы не просто противоречили, а взаимно исключали друг друга, что впоследствии и привело к крушению Вашингтонской системы. В этом смысле «дальневосточный взрыв» 1930-х гг. во многом был обусловлен развитием международных отношений в «спокойные и пацифистские» двадцатые годы.
Не менее важные международные последствияимели революционные перемены во внутриполитическойжизни Китая. Начавшаяся в мае 1925 г. китайская революция посвоему характерубыла революцией демократической и национально-освободительной. В соответствии с известными «народнымипринципами»лидера партии Гоминьдан (ГМД) СуньЯтсена приоритетнымизадачами революционного движения в Китае являлисьвосстановление национального суверенитета, создание единойдемократической республики, ликвидация иностранногофинансового нполитического контроля, проведение реформ в интересахвсего китайского народа. Союзники гоминьдановпев по единому фронту коммунисты, выполняя установки Коминтерна, выдвинули лозунг перерастания демократической революции к социалистическую. Эти разногласия и предопределили драматическую развязку. Маршал Чан Кайши, возглавивший гоминьдановскую партию после смерти Сунь Ятсена. весной 1927г. подавил выступление рабочих в Шанхае, а затем в декабре того же года — восстание сторонников КПК в Гуанчжоу (Кантоне), известное в истории Китая как «Кантонская коммуна». После этого он обрушил на коммунистов жесточайшие репрессии: по различным оценкам. было казнено от 300 до 330 тыс. человек. Наиболее активную роль в подавлении «коммунистических мятежей» и расправе над их участниками сыграл ближайший сподвижник Чан Кайши генерал Хо Цин. которого известный американский публицист Э. Сноу назвал «одним из выдающихся дегенератов Китая». Этими событиями завершилась китайская революция, которая перешла в состояние перманентной гражданской войны между сторонниками ГМД и КПК.
Еще в 1926 г. Чан Кайши. будучи главнокомандующим вооруженными силами Юга (Народно-революционной армии), предпринял свой знаменитый Северный поход. Его целью было овладение Пекином и объединение китайских земель под властью гоминьла-новского правительства- Этот поход, который несколько раз прерывался в связи с новыми выступлениями коммунистов, закончился в целом успешно. В октябре 1928г. после захвата Пекина правительство генералиссимуса Чан Кайши (он получил это звание за Северный поход) провозгласило себя общенациональным. Новой столицей Китайской республики был объявлен город Нанкин- Началось так называемое «нанкинское десятилетие» — полоса трудного, но динамичного развития Китая. В конце 1920-х-на-чале 1930-х п. Чан Кайши приступил к реализации той части программы гоминьдановской партии, в которой предусматривалась ревизия неравноправных договоров с западными державами и Японией (восстановление таможенной автономии, отмена прав экстерриториальности. [юзврашение иностранных концессий), И в этой сфере были достигнуты определенные успехи. В частности, Китайской республике удалось вернуть 20 из 33 концессионных предприятий, принадлежавших иностранцам.
Столь существенные метаморфозы и экономическом и политическом положении Китая не могли не оказать влияния на международную обстановку в регионе по крайней мере в двух аспектах.
Во-первых. Китайская революция. Северный поход, реформы гоминьдановского правительства — все эти события должны были содействовать укреплению Вашингтонской системы, так каких главным итогом стало объединение Китая и его активное противодействие политике «сфер влияния*, что полностью соответствовало основным положениям «договора девяти держав».Болеетого. независимый и суверенный Китай уравновешивалЯпонию н СССР и тем самым превращался в важный факторсохранения стабильного баланса сил ча ДальнемВостоке. И наконец,всемернуюподдержку со стороны великих тихоокеанских державполучилижесткие антикоммунистические действия ЧанКзнши- которые
•-''рганично вписывались в их концепцию борьбы против-больше-чнстской угрозы».Не случайно, что в подавлении про коммунистических выступлений 1927г. наряду с гоминьдановскимивойскамиявствовали английские, американские и японские военные корабли. подвергшие артиллерийскому обстрелу Кантон подпредло-чм «защиты жизни и имущества своих граждан*.
Во-вторых. Как это ни парадоксально звучит, но те же самые события, происшедшие в Китае, способствовали расшатыванию и ^с-юблению Вашингтонской международной моде.ш, так как привели к еше большему обострению противоречий в силовом треугольнике США-Англия-Япония. Причина очевидна: революционные перемены в Китайской республике воспринимались в правительственных кругах трех ведущих дальневосточных держав по-разному. Они вполне устраивали Соединенные Штаты, мало встраивали Великобританию и совсем не устраивали Японию. Американская администрация, первой признавшая гоминьланов-
-кое правительство, более чем благосклонно относилась ковсемею реформам, поскольку объективно они были направлены на претворение в жизнь доктрины «открытых дверей». В свою очередь генералиссимус Чан Кайши открыто демонстрировал свои проамериканские симпатии, предоставив США ряд преимуществ в торговой и промышленной деятельности. Великобритания и Япония оказывали ожесточенное сопротивление пересмотру неравноправных договоров, к которому нанкинское правительство приступило в 1928 г. В результате Чан Кайши так и не смог отменить права экстерриториальности. Весьма показательно, что в годы революции и Северного похода великие державы поддерживали враждовавшие друг с другом группировки: США — Чан Кайши и его курс на объединение страны, Япония — правителя Маньчжурии. еще одного китайского генералиссимуса Чжан Цзолиня (именно здесь сосредоточивались ее главные экономические и политические интересы), Великобритания — генерала У. Пэйфу. контролировавшего долину реки Янцзы (сферу ее особых прав и привилегий). Наибольшее раздражение объединительная и реформистская политика Чан Кайши вызывала у правительственных кругов Японии. Напряжение в японо-китайских отношениях значительно возросло после того как Чжан Цзолинь, начинавший свою политическую карьеру в качестве главаря одной из шаек уголовников — хунхузов и считавшийся ставленником японцев. отказался от традиционного прочпонского курса, стал налаживать связи с гоминьдановцами и пржласил американских советников. Ответ последовал незамедлительный и жесткий, правда. не на официальном уровне. Группа офицеров Квантунской армии, расквартированной на Ляодунском полуострове в Китае. летом 1928 г. составила заговор и организовала покушение на Чжан Цзолиня, взорвав поезд, на котором он ехал из Пекина в Мукден. Заговорщики надеялись, что сын и преемник правителя Маньчжурии Чжан Сюэлян будет более податлив, но просчитались. «Молодой маршал» усилил ориентацию на США. предложил американцам выкупить Южно-Маньчжурскую железную дорогу, признал нанкинское правительство и объявил Маньчжурию составной частью гоминьдановского Китая. Удар был нанесен такой силы. что японская пресса назвала Чжан Сюэляна политиком, превратившим Японию в «Страну Заходящего Солнца». Таким образом, к концу 1920-х гг. политическая обстановка в Китае складывалась далеко не в пользу Японии, что ускорило ее подготовку к военному решению дальневосточных проблем. Угроза разрушения Вашингтонской договорной системы становилась все более реальной.
Характеристика расстановки сил и международного положения на Дальнем Востоке в 1920-е гг. была бы неполной, если не отметить активизацию региональной политики Советского Союза.
Свои отношения с Китаем руководство СССР строило на основе двух противоречивших друг другу принципов: мирного сосуществования и пролетарского интернационализма. Причем если первый из них соответствовал национальным интересам советского государства, то второй — интересам так и не разразившейся мировой революции. Эта противоречивость исходной внешнеполитической концепции имела столь же противоречивые практические следствия: укрепление позиций СССР как мировой державы, с одной стороны, и крупные провалы на международной арене — с другой. В двадцатые годы обе тенденции в развитии внешней политики Страны Советов наиболее наглядно проявились в ее подходе к решению китайской проблемы.
С 1923 г. Советский Союз стал оказывать всестороннюю помощь революционному южному правительству Сунь Ятсена. В гоминдановскую столицу Гуанчжоу (Кантон) были направлены политические (во главе с М.М- Бородиным) и военные советники (во главе с командармом В.К. Блюхером), а также более 500 гражданских специалистов — инженеров, учителей, медицинских работниковПоставлялись крупные партии оружия.Советские военспецы сыграли ключевую роль в подготовке кадров дляНародно-революционной армии. В.К. Блюхер разработал планСеверного похода.ГлавнокомандующийИРА Чан Кайши тесно сотрудничал своенными советниками изСССР, называлРКП(б) «•роднойсестройГоминьдана» и даже отправили Москву на учебу своего сына Цзнн Изинго.
Одновременно Народный комиссариат по иностранным делам предпринимал попытки по нормализации отношений с центральным Пекинским правительством. В мае 1924г. в Северной столице было подписано «Соглашение об обших принципахдляурегулирования вопросоч между СССР и Китайской республикой». В этом соглашении содержались статьи об установлении дипломатических отношении, отказе Советского Союза от неравноправных договоров, заключенных царским правительством, о статусе Китайско-Восточной железной дороги. КВЖД. построенная Россией на китайской территории и принадлежавшая Российской империи по договору 1Я96г.. отныне должна была управляться двумя странами на строго паритетных началах-
Таким образом, до середины 1920-х гг. Советский Союз в ис-лом успешно реализовывал в Китае оба внешнеполитических принципа: пролетарского интернационализма (на Юге) и мирного сосуществования (на Севере). Однако такая двойственная политика не могла продолжаться долго. После смерти Сунь Ятсена в сплоченном блоке гоминьлановцев и коммунистов произошел раскол. КПК, чьи руководящие кадры готовились в Москве, выдвинула лозунг «перехода к гегемонии пролетариата в революции» и отстранения от участия в ней Гоминьдана- Со своей стороны новые лидеры гоминьдановской партии осе более склонялись к разрыву не только с коммунистами, но и с поддерживавшей их Страной Советов. Именно к таким последствиям и привел «антикоммунистический переворот» 1927 г,: репрессии против КПК сопровождались изгнанием из страны советских политических и военных советников, прекращением экономических и дипломатических связей с СССР- Курс Коминтерна на разжигание китайской революции потерпел крах. После завершения Северного похода Чан Кайши перед советским руководством встала альтернатива:
либо помогать китайским коммунистам при ухудшении отношений с общенациональным правительством в Нанкине, либо попытаться урегулировать эти отношения при забвении идеалов мировой революции. До начала 1930-х гг. преобладал первый «идейно-классовый» подход. Советский Союз отказался признать правительство «китайского Бонапарта» Чан Кайши. В то же самое время оказывалось содействие КПК в создании так называемых«советских районов» и Красной армии, которая уже в 1929г. насчитывала более 300 тыс- бойцов. Все это не могло не привести к новым столкновениям с официальными властями Китая. Наибольший международный резонанс вызвал советско-китайский конфликтиз-за КВЖД.
Советское правительство рассматривало Монгольскую народную республику и Маньчжурию, где и проходила Китайско-Вос-точная железная дорога, как «буферные зоны безопасности», что было оправдано с точки зрения защиты геополитических интересов СССР. Вместе с тем геостратегические расчеты сочетались с революционными проектами: названные территории имели исключительную важность для наведения мостов с «советскими районами» Китая- По образному выражению Н.И. Бухарина. КВЖД была призвана стать «главной стратегической жилой, нашим революционным пальцем, запущенным в Китай». В 1929г. правитель Маньчжурии Чжан Сюэлян по согласованию с Чан Кайши принял решение о национализации КВЖД. В июле этого года маньчжурское правительство взяло железную дорогу под свой контроль, проведя аресты и высылку советского персонала. Ответные меры не заставили себя долго ждать. В кратчайший срок была сформирована Особая дальневосточная армия под командованием В.К. Блюхера, которая уже в августе 1929г. разгромила войска маршала Чжан Сюэляна и «отбросила их вглубь Китая». Реакцию великих держав на это событие можно назвать занимательной: США, Англия и Франция выразили озабоченность по поводу нарушения Советским Союзом пакта Бриана-Келлога; Япония. Германия и Италия не высказали никакой озабоченности. Объяснение столь невразумительных откликов заключалось в том, что ни одна из упомянутых держав не признала законной насильственную национализацию КВЖД, дабы не создать прецедента в отношении иностранной собственности в Китае. Как бы там ни было, авантюра маньчжурского маршала завершилась подписанием в декабре 1929г. Хабаровского протокола о восстановлении положения на КВЖД и границы в соответствии с Соглашением 1924г. «Конфликт на КВЖД», знаменовавший военную и дипломатическую победу СССР, одновременно свидетельствовал о высокой степени напряженности в советско-китайских отношениях.
В целом значение советского фактора на Дальнем Востоке в 1920-е гг. существенно возросло. Однако усилившееся влияние Советского Союза содействовало скорее осложнению, чем стабилизации международной обстановки в регионе. СССР оставался вне Вашингтонской системы, а его политика «буферизма» и особенно стратегия «расширения базы мировой революции» входили с этой системой в острое противоречие.
Таковы были главные итоги развития международных отношений на Дальнем Востоке к концу 1920-х гг. Как и на европейском континенге. «эра пацифизма» в азиатско-тихоокеанском регионе близилась к своему завершению.