Система образования
Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.
Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.
Система образования включает:
§ дошкольные образовательные учреждения;
§ общеобразовательные учреждения;
§ образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
§ образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
§ негосударственные образовательные учреждения;
§ дополнительное образование.
Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.
Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа.
Проблемы, стоящие перед управлением образованием:
§ низкая заработная плата преподавателей;
§ недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
§ нехватка кадров;
§ недостаточный профессиональный уровень образования;
§ недостаточный уровень общей культуры.
Содержание образования
Содержание образования — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Основные принципы формирования содержания школьного образования:
§ Гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
§ Научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
§ Последовательность, заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
§ Историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
§ Систематичность, предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
§ Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
§ Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
§ Доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.